Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие психологического знания

ЛЕКЦИЯ 1 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Психика как предмет психологии

Развитие психологического знания

Методы психологии

«Как и другим гуманитарным наукам, психологии нужны свои модели, чтобы помогать людям жить, любить и умирать».

Ж. Годфруа. Что такое психология.

 

«Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого расплачиваться».

В.А. Сухомлинский.

Рождение гражданина.

Психика как предмет психологии

Предмет психологии

Психология, наверное, самая популярная из наук, но при этом мало кто может дать четкое определение тому, что эта наука изучает. С одной стороны, это странно, потому что в отличие от атомов и математических закономерностей, явления, изучаемые психологией – ощущения, переживания, эмоции – доступны каждому из нас непосредственно. С другой стороны, такие затруднения вполне объяснимы, потому что предмет психологии качественно отличается от предметов других наук. Психология – это единственная наука, в которой предмет и метод познания сливаются. Что это значит?

Любая наука основана на наблюдении и размышлении. Мы наблюдаем некое событие или цепочку событий, ищем объяснение этим событиям, устанавливаем причинно-следственные связи между ними. Например, маленький мальчик спрашивает отца: «Почему, когда я опускаю руку в воду, в ней не остается ям?». Для полноценного ответа на этот «наивный» вопрос надо неплохо знать физику и химию.

Предметы и явления внешнего мира, которые мы наблюдаем, вопросы, которые у нас возникают и ответы, которые мы предлагаем – это следствие нашей способности отражать внешний мир. Под отражением в данном случае понимается способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Элементы нашего внутреннего мира —


мысли, представления, ощущения, эмоции — это и есть формы отражения явлений внешнего мира.

Мы привыкли воспринимать образы предметов и явлений, окружающих нас, как реальные предметы и явления. Поскольку мы не способны познавать их «напрямую», без посредничества наших ощущений, восприятия и пр., нам трудно даже представить себе, насколько мы ограничены своим возможностями отражать реальность. Поначалу нам даже трудно смириться с мыслью, что привычный нам объект (например, чашка кофе) всего лишь более или менее точная модель реального объекта, его «тень», как сказал бы Сократ. Однако это легко доказать. Один и тот же кофе в чашке разным людям покажется 1) вкусным, 2) невкусным, 3) слишком сладким, 4) недостаточно сладким, и т.д. Одну и ту же чашку кто-то назовет синей, а кто-то зеленой. Эта ситуация описана в знаменитой притче о том, как трое слепых щупали разные части слона. В результате один слепой сказал, что слон – длинный, тонкий и с кисточкой на конце, другой – что он гладкий, твердый и изогнутый, а третий – что он теплый и по форме напоминает бревно.

Может даже возникнуть вопрос, а насколько адекватно мы отражаем окружающий мир? Похож ли он хоть чуть-чуть на то, что мы воспринимаем, или дело обстоит совсем плохо, как в фильме «Матрица»? На этот вопрос есть разумный ответ, который вытекает из самой нашей способности к отражению. Зачем она была дана? Чтобы ориентироваться в мире и эффективно взаимодействовать с объектами и явлениями. Чем определяется эффективность? Очевидно, возможностью продолжать существование. Если форма жизни продолжает существовать, значит, она хорошо приспособлена к окружающим условиям. Следовательно, мы (и другие животные) достаточно адекватно отражаем мир, во всяком случае, значимые его параметры.

Способность отражать окружающий мир (а также внутренние процессы) и на основе этого отражения регулировать свое поведение называется психика. Психика – это и есть предмет психологии как науки.

Мы можем отражать происходящее (или, другими словами, получать информацию) разными способами, в разных формах. Формы, в которых происходит отражение - это и есть разнообразные психические явления. Подробно они будут рассмотрены ниже. Приведем сейчас лишь некоторые примеры.

Отражением физико-химических свойств предметов (температура, плотность, состав…) являются наши ощущения. Отражением целостных предметов являются наши представления об этих предметах, их образы, предстающие перед нами непосредственно или хранящиеся в памяти. Отражением значимости каких-либо предметов или людей являются наши эмоции и переживания, связанные с ними. Отражением связей между объектами или событиями являются наши мысли.

 


 

 

Таблица 1 – Отношение внешнего мира и его психического отражения

Объект отражения (явление окружающего мира) Результат отражения (психическое явление)
Свойство объекта (состав, плотность, громкость…) Ощущение (вкусовое, тактильное, слуховое…)
Целостный объект (мышь, книга…) Образ, представление
Значимость объекта или ситуации (угроза, борьба за интересы, утрата…) Эмоция (страх, гнев, печаль…)
Отношения и связи между объектами (противоположность, сходство, причина и следствие…) Мыслительная операция (сравнение, суждение, умозаключение…)

 

Итак, постижение внешнего мира происходит путем отражения, моделирования объектов и событий внешнего мира в нашем внутреннем мире. И когда такая модель построена, и она верна, мы можем сказать: «Я знаю … (географию Васильевского острова, характер какого-либо человека, виды химических реакций)». Но как происходит построение этой модели? Есть ли какие-либо закономерности в ее построении, какие-либо ограничения? Какими свойствами обладает процесс построения этой модели? Можно ли управлять этими процессами? Почему одним людям требуется больше информации и времени для построения правильной модели, а другим меньше? На какой физиологической основе протекают эти процессы? Как влияет на них физическое состояние субъекта? Какая связь между отражением объекта и деятельностью по поводу этого объекта? Как возможна корректировка процесса познания? На эти и многие другие вопросы отвечают разные отрасли психологической науки.

Когда мы говорим, что в психологии предмет и метод науки сливаются, это означает, что работу мозга и закономерности психической деятельности мы вынуждены изучать посредством мозга и по законам психической деятельности, так как другого инструмента познания у нас нет. Однако, если судить по сделанным открытиям и изобретениям, это довольно мощный инструмент. Стивен Хокинг, один из крупнейших ученых современности, предполагает, что человеческий разум даже способен создать теорию, которая объясняет все процессы, происходящие во Вселенной.

 

Понятие и функции психики. Виды психических явлений

Как уже говорилось, предметом психологии является психика.

Само слово «психика» происходит от греческого «ψυχή» (читается как «психе») - «душа». Таким образом, в дословном переводе «психология» означает «наука о душе». Но мы ни в коем случае не можем сказать, что психология изучает душу. Ведь душа не может быть предметом научного исследования. Наука может изучать только те явления, существование которых не подлежит сомнению, и которые четко определены, так что у разных людей не может быть разного толкования этих явлений. Душу никто


никогда не видел, и мы не можем четко определить, чем она является, и чем не является. Обычно мы используем это слова для обозначения целого ряда различных явлений, ощущений и переживаний («душа болит», «взяло за душу», «душегуб», «мелкая душонка», «душа компании»). Что же касается понятия «психика», то оно определено достаточно четко. Приведем несколько определений:

1) Психика – это отражательная деятельность мозга.

2) Психика – это особая система функций организма, управляющих поведением и деятельностью на основе субъективного (то есть активного и пристрастного) отражения объективного мира.

3) Психика – особое свойство внутреннего отражения объективной действительности, присущее высокоорганизованной живой материи; определяет качественное своеобразие поведения высших животных и человека. Материальной основой психики является высшая нервная деятельность, работа мозга.

Основными функциями психики являются

1) отражение объективной действительности и

2) регуляция поведения и деятельности на основе этого отражения.

В зависимости от уровня развития психики, отражение может быть более или менее точным, с разной степенью точности предсказывать развитие событий и поведение других существ. Регуляция собственного поведения также может быть более или менее сложной, различается по степени сознательности и эффективности. Более подробно уровни развития психики представлены в теме 2.

Поскольку человек является носителем самой сложной из известных форм психики, проявления человеческой психики наиболее многообразны. Ниже приведена структура психических явлений, присущих человеку.

 

Таблица 2 – Структура психических явлений

Психические явления
Психические процессы Психические состояния Психические свойства личности
1. познавательные: 1.1. ощущение 1.2. восприятие 1.3. внимание 1.4. память 1.5. представление 1.6. воображение 1.7. мышление 1.8. речь     1. эмоции 2. стресс 3. эйфория 4. депрессия 5. фрустрация 6. утомление 7. возбуждение 8. аффекты 9. сон, и т.д.     1. направленность 2. способности 3. темперамент 4. характер  

 

Продолжение Таблицы 2 – Структура психических явлений
2. эмоциональные: 2.1. эмоции 2.2. чувства 2.3. настроения 2.4. страсти 2.5. аффекты    
3. волевые: 3.1. постановка цели. 3.2. обсуждение и борьба мотивов 3.3. решение 3.4. исполнение    

Психические процессы – это первичные регуляторы поведения человека. Выделяют следующие виды психических процессов:

1. познавательные – связанные с восприятием и обработкой информации;

2. эмоциональные – связанные с субъективной значимостью объекта или ситуации;

3. волевые – связанные с регуляцией поведения и деятельности;

Психические состояния – это режимы работы психики и организма;

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Индивидуальность человека, уникальность его личности определяется:

ü уровнем развития и своеобразием протекания его психических процессов (особенностями памяти, объемом и сосредоточенностью внимания, скоростью и глубиной мышления, силой и продолжительностью эмоций, богатством воображения, и т.д.),

ü наиболее типичным для него психическим состояниям (бодрость или уныние, сосредоточенность или рассеянность, скука, энтузиазм и т.д.),

ü особенностям психических свойств (установки и мотивы, тип темперамента и характера, вид и уровень развития способностей).

Развитие психологического знания

История развития психологии

и уровни психологического знания

Первым научным трудом по психологии принято считать работу Аристотеля «О душе». Действительно, в этой работе, написанной в IV веке до н.э. впервые выдвинуты идеи, которые впоследствии развивали ученые XIX-XX веков.

Прежде всего, интересно определение понятия «душа». Согласно Аристотелю, она является формой реализации тела, его сутью, его главной функцией. Так, питательность – суть пищи, изменение – суть жизни. До соприкосновения с телом душа существует лишь как возможность; она является формой тела. Греческие философы ввели специальный термин для обозначение сущности вещи – «энтелехия». Итак, душа – это энтелехия тела.

Далее, Аристотель различает виды души в зависимости от ее стремлений (в современной психологии используются понятия «потребности» и «мотивы»). Растительная душа стремится к физиологическому комфорту (вода, пища, удовлетворение половой потребности и т.д.) Животная душа наделена чувствами, а также ощущениями и памятью. Эти виды души умирают вместе с телом; бессмертна лишь человеческая душа (третий вид души), которая стремится к познанию и наделена способностью мыслить.

В трактате «О душе» подробно анализируются такие явления, как ощущения, эмоции, воображение, мышление и их роль в регуляции поведения человека. «Но и стремление не есть решающее в этом движении. Ведь владеющие собой люди, хотя и имеют стремление и желание, не делают того, к чему у них есть стремление, а сообразуются со своим умом», - замечает Аристотель. Кроме того, он ввел типологию ассоциаций, благодаря которым наполняется душевный мир человека. Типы ассоциаций: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по смежности в пространстве; 4) по смежности во времени. Роль ассоциаций в психическом развитии изучалась в рамках ассоцианизма – направления в психологии XIX века.

Исследования сознания в психологии связаны с именем Рене Декарта (1596-1650). Именно он ввел в психологию понятие рефлекса, как стереотипной реакции организма на внешнее воздействие. Декарт полагал, что тело и душа существуют независимо друг от друга, и поэтому душевные движения человека – мысли, чувства, ощущения, переживания – можно наблюдать лишь изнутри. Метод самонаблюдения («интроспекции») активно использовался для изучения процессов сознания вплоть до начала XX века.

С критикой этих методов в 1913 г. выступил американский ученый Джон Бродес Уотсон. В своей лекции «Психология с точки зрения бихевиориста, прочитанной в 1913 г., он иронизирует над современной ему психологией: «Если вы не можете наблюдать от 3 до 9 состояний ясности в вашем внимании, у вас плохая интроспекция. Если, с другой стороны, чувствование кажется вам достаточно ясным, опять ваша интроспекция является ошибочной. Вам кажется слишком много: чувствование никогда не бывает ясным». Уотсон правомерно утверждал, что для оправдания статуса науки психология должна исследовать объективную реальность, а не такую, которая доступна лишь одному наблюдателю (то есть собственное сознание). Предметом психологии, убеждал он, должно быть поведение, которое доступно наблюдению и измерению. Так возникло новое направление – бихевиоризм (от англ. слова behavior – «поведение»), или поведенческий подход.

Бихевористы добились значительных успехов в прогнозировании и формировании поведения животных и людей. Их открытия и сейчас используются в дрессировке, мотивации персонала, педагогике и т. д., однако главный постулат бихеворизма – формула «S→R» (стимул определяет реакцию) – не учитывает многообразие реальных реакций индивидов.

Очевидно, что реакция на стимул зависит от того, как преломляется он во внутреннем мире человека, а также от мотивов и решений, принятых человеком. Например, даже если человек боится крупных собак и всегда обходит их, в определенный момент он может пойти навстречу кавказской овчарке, потому что, например, решил бороться со своим страхом или пребывает в депрессии, порождающей равнодушие к последствиям такой встречи. Таким образом, предметом науки следует делать не собственно поведение, а систему отражения внешнего мира, определяющую поведение. Эта система и называется «психика».

 

Структура психологической науки

В настоящее время существует множество направлений психологических исследований. Рассмотрим наиболее значительные из них:

Общая психология изучает психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, эмоции, воля и др.) их свойства и особенности.

Психология личности включает в себя исследования темперамента, характера, направленности и способностей личности.

Дифференциальная психология исследует психологические различия у представителей разных групп: например, мужчин и женщин, высокообразованных и малообразованных, и т.п.

Областью когнитивной психологии (от лат. «cognitio» - «познание») являются познавательные процессы – внимание, память, мышление, способы обработки информации и ее репрезентация во внутреннем мире индивида.

Нейропсихология изучает строение и функционирование мозга как основу психической деятельности.

Клиническая (медицинская) психология изучает психические явления в аспекте психического здоровья человека, нарушения психической деятельности, их причины и способы коррекции, гармонизации психического состояния человека.

Психология спорта исследует особенности личности спортсмена и психологические аспекты спортивной деятельности.

Педагогическая психология занимается вопросами повышения эффективности обучения и воспитания, исследует психологические аспекты учебной деятельности.

Психология труда связана с научной организацией труда; эта дисциплина изучает психологические закономерноститрудовой деятельности и условия повышения ее эффективности.

Социальная психология изучает поведение человека в обществе; процессы общения и взаимодействия в малых группах, социальные стереотипы и взаимоотношения групп.

Методы психологии

Методы психологических исследований

Любая наука стремится к тому, чтобы добываемое ею знание было как можно более объективным и точным. Житейские представления и здравый смысл далеко не всегда позволяют получить адекватное представление о реальности (вспомним знаменитый пример с Землей, которая вращается вокруг Солнца, хотя глаза подсказывают нам обратное). Поэтому наука вообще выработала определенные методы познания; к общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент. Кроме того, в зависимости от предмета науки, в ней имеются частные методы, характерные только для нее. На психологию это правило тоже распространяется.

Наблюдение можно определить как целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. В отличие от повседневного наблюдения, в научном четко определены цели и задачи, объект и предмет наблюдения; оно осуществляется по заранее продуманному плану; его данные фиксируются в специальном протоколе по заранее разработанной схеме. Эти правила позволяют минимизировать утерю данных и искажения, связанные с субъективностью исследователя (например, избирательность внимания, склонность одни явления преувеличивать, а другие игнорировать). Самонаблюдение является частнонаучным методом психологии, что связано с уникальностью объекта исследования (то есть сознания).

Эксперимент – метод,в котором исследователь целенаправленно создает и (или) видоизменяет условия, в которых находится объект наблюдения. Чем четче определены условия, тем меньше вероятность того, что причина изменений в поведении объекта будет определена неправильно. Эксперимент, в котором максимум факторов может регулироваться исследователем, называется лабораторным. Эксперимент, когда объект находится в естественных для него условиях, а деятельность экспериментатора заключается лишь в изменении этих условий, называется естественным.

В психологии широко применяется метод тестов. Психологический тест – это стандартизированное, одинаковое для всех испытуемых задание, стимулирующее определенную форму деятельности, выполняемое за ограниченное время. В зависимости от цели этой деятельности, выделяют следующие виды тестов:

· тесты способностей, в которых выясняется уровень развития способностей личности (например, тесты IQ, тесты креативности и т.д.);

· личностные тесты, которые обнаруживают своеобразие типа личности человека (например, тесты темперамента, тесты характера, тесты ведущих мотивов личности); личностные тесты могут быть как в виде опросников, так и в другой форме, например, задание нарисовать рисунок (дом, дерево, человека) или выбрать последовательность цветов (тест Люшера). Во втором случае речь идет о проективных тестах, результаты которых не

могут быть четко определены, так как они отражают своеобразие внутреннего мира или психического состояния человека.

· тесты отдельных психических функций (внимания, памяти, скорости и точности реакции, чувствительности).

Профессиональный психолог знает, что одного теста для оценки личности недостаточно. Необходимо учитывать состояние, в котором человек находился, типичный для него уровень активности в это время суток, соответствие теста возрастным и культурным особенностям личности и т.д. Для адекватности оценки используют серию тестов, проводимых с интервалом в 2 недели в разное время суток.

 

Практические направления психологии

Человек устроен так, что сам процесс познания доставляет ему удовольствие. Многие великие открытия были сделаны из исследовательского интереса. Однако для неспециалиста отношение к науке зависит от того, можно ли применить накопленные ею знания для практического использования, для повышения эффективности своей деятельности.

Практическая психология ориентирована на работу с людьми: их просвещение, оказание психологических услуг, создание соответствующих товаров (книг, дисков, тренингов). Наиболее часто встречающиеся направления практической психологии:

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выявления наличия и степени выраженности каких-либо психологических признаков. Психодиагност может использовать систему тестов, беседу, наблюдение. Эти методы позволяют ему решить поставленную задачу: например, выяснить психическое состояние человека; уровень развития каких-либо способностей личности; уровень развития личности в целом. Психодиагностика применяется в следующих сферах:

- профессиональная ориентация и профессиональный отбор (в организациях);

- определение психологической готовности ребенка к школе;

- получение первичной информации о клиенте психолога-консультанта или психотерапевта.

Психологическое консультирование – это кратковременная (обычно 1-5 встреч) целенаправленная (то есть с четко оговоренной целью) психологическая помощь психически здоровому человеку в решении его проблемы. Психолог не принимает решение за человека и не диктует ему линию поведения. В результате беседы с психологом человек лучше понимает свои желания и страхи; четче представляет свои возможности и ресурсы; более адекватно оценивает свои достоинства и опыт. Эта информация и позволяет ему принять решение, максимально подходящее

именно для этого уникального индивида и для его уникальной ситуации. Психологи-консультанты работают в школах, вузах, детско-родительских центрах, коммерческих организациях, медицинских учреждениях. Существуют психологические центры, куда может обратиться за консультацией любой желающий. Разновидностью психологического консультирования является «телефон доверия» (телефон экстренной психологической помощи).

Психотерапия – система мер, направленных на увеличение адаптивности и повышение психологического здоровья клиента в целом. Не всегда легко провести границу между консультированием и психотерапией, но в целом можно сказать, что психотерапия ориентирована на более длительную и углубленную работу с клиентов. Психотерапия может иметь как индивидуальный, так и групповой характер; психотерапевт может иметь психологическое образование или медицинское. Во втором случае он имеет право назначать препараты, стабилизирующие психическую деятельность, поддерживающие работу нервной системы. Это важный фактор успеха при работе с клиентами, которые пережили психическую травму или находятся в состоянии психического истощения. Психотерапия может значительно различаться по срокам работы – от 3-5 встреч до 50-100.

Обычно встреча с психологом или психотерапевтом продолжается 45-60 мин. (первая встреча может длиться дольше – до 120 мин.). При регулярной работе встречи происходят 1 раз в неделю, иногда 2 раза. Для успеха работы важно соблюдать требования к месту: это должно быть уединенное и уютное место, где клиент может чувствовать себя в покое и безопасности. Важнейшим условием успешной работы является соблюдение психологом (психотерапевтом) профессиональной этики.

Этические принципы работы психолога

Этический кодекс – это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля решений и действий профессионалов. Многие профессии имеют свой этический кодекс – врачи, полицейские, учителя, журналисты. Приведем выдержку из профессионального кодекса психолога-консультанта [1; 158-161].

«…Пункт 9. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

Пункт 10. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Пункт 11. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц…»

Подводя итог, можно сказать, что психика – это сложная система функций организма, отвечающая за успешность его поведения и

деятельности. Адекватно и полноценно функционирующая психика удовлетворяет потребности индивида оптимальным для него образом. Работа психики зависит как от врожденных особенностей организма (сила нервной системы, сохранность коры головного мозга и т.д.), так и от прижизненных условий ее формирования (насыщенности окружающей среды, особенностей культуры, стиля воспитания и т. д.) Будучи развивающейся системой, психика высоких уровней способна совершенствовать способы обработки информации и регуляции поведения. Среди всех живых существ человек обладает этой способностью в наибольшей мере.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...