Выразительные средства языка.
Выразительные средства языка подразделяются в риторике на ТРОПЫ и ФИГУРЫ.
ТРОП – это необычное употребление слова, образное использование его, которое способно служить украшением речи. Термин ТРОП восходит к латинскому глаголу со значением «поворачивать» - троп «поворачивает», изменяет значение слова.
МЕТАФОРА – перенос имени на основе сходства. В результате метафорического переноса возникает двуплановость: свойства одного предмета «просвечивают» сквозь признаки другого, прямое значение оттесняется на второй план и становится фоном для переносного.Чем неожиданнее обнаруженное метафорой сходство, тем ярче метафора. Назвав девушку розой или лилией, вы вряд ли будете оригинальны. А вот метафора Шекспира, сравнившего возлюбленную с музыкой (Ты – музыка, но звукам музыкальным ты внемлешь с непонятною тоской…), безусловно, привлечет внимание. Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора, состоящая из ряда однотипных метафорических употреблений, которые как бы поддерживают друг друга, развивая один центральный образ: Ведь ночи играть садятся в шахматы Со мной на лунном паркетном полу, Акацией пахнет, и окна распахнуты, И страсть, как свидетель, сидит в углу.
И тополь – король. Я играю с бессонницей. И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью. И ночь побеждает, фигуры сторонятся, Я белое утро в лицо узнаю. (Б.Пастернак).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - это разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств живого существа на неодушевленные предметы: Когтистый враг, скребущий сердце – совесть, заимодавец жадный, эта ведьма. (А.Пушки
МЕТОНИМИЯ – перенос наименования по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно связан. Среди метонимических переносов много привычных, таких, которых мы даже не замечаем (шерсть –«волосяной покров животных» и «ткань, сделанная из него», золото – «металл» и «медаль, сделанная их этого металла»).
СИНЕКДОХА – особая разновидность метонимии, акцентирующая количественный аспект – наименование целого по части и части по целому. Когда отец Чичикова поучает сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то он конечно же имеет в виду более крупные суммы.
ГИПЕРБОЛА – образное словоупотребление, основанное на преувеличении. Когда шекспировский Гамлет говорит о погибшей Офелии «Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут», он употребляет гиперболу. Гипербол много и в обычной разговорной речи: сто лет не виделись; век живи – век учись; я так голоден, что готов слона съесть, и др.
ЛИТОТА – образное словоупотребление, противоположное гиперболе, преуменьшение величины или значимости признака, предмета, события. Дни стали короче воробьиного носа - это пример литоты.
СРАВНЕНИЕ – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее наличием специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно. Сравнения, как и метафоры, могут быть привычными и необычными, оригинальными, одиночными и развернутыми: Как правая и левая рука – Твоя душа моей душе близка. Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встает – и бездна пролегла От правого – до левого крыла. (М.Цветаева).
ЭПИТЕТ – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным. Эпитет часто сочетается с метафорой, в этом случае это – метафорический эпитет: Золотая голубятня у воды Ласковой и млеющее-зеленой; Заметает ветерок соленый Черных лодок узкие следы. (А.Ахматова).
ПЕРИФРАЗА – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова: Петербург «город Петра», «город на Неве». Перифраза может включать в себя метафору (метафорическая перифраза). Такие образные перифразы любил Есенин: месяц – «всадник унылый», мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным», трактора – «стальная конница».
ИРОНИЯ – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется в обыденной речи, и в речи художественной. Например, о хилом, тщедушном человеке можно иронически сказать «настоящий Геркулес», а о глупом – «наш Ломоносов». Пример иронии в басне Крылова, к ослу обращаются с вопросом: «Откуда, умная, бредешь ты, голова?».
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – скрытая цитация. Известный пример: начало пушкинского «Евгения Онегинаи» - реминисценция из басни Крылова: «Осел был самых честных правил».
ОКСЮМОРОН – соединение контрастных величин, создающее новое понятие: «Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин); «живой труп», «горячий снег».
КАЛАМБУР – игра слов, юмористическое использование многозначности слова: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина» (А.Чехов).
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Термин «фигура» античная риторика заимствовала из танца: риторическая фигура – это необычный оборот речи, особое синтаксическое построение, предназначенное для ее украшения, усиления эмоционального воздействия. Фигура всегда состоит из нескольких слов.
АНАФОРА – единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание (предложений, частей предложений, стихотворных строк, строф, абзацев и т.д.). Например: «Красота ума вызывает удивление – красота души – восхищение», «Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более».
ЭПИФОРА – концовка – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (фраз): «Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться», «Бедный родственник - всегда дальний родственник», «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно».
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (синтаксический) – это одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций: «Заткнуть глотку дураку – невежливо, но позволить ему продолжать – жестоко», «Бедняку не многого, алчному – решительно всего». Нередко параллелизм сочетается с анафорой и эпифорой: «Кто видел нищету мужчины, то ничего не видел – нужно видеть нищету женщины, тот тоже ничего не видел – нужно видеть нищету ребенка» - параллелизм плюс анафора; «Нельзя жить надеждой – нельзя жить без надежды» - параллелизм плюс эпифора.
АНТИТЕЗА – это резкое противопоставление понятий, образов, мыслей. «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым», «Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы». Часто в антитезе используются антонимы: «Ум – способность находить убедительные оправдания собственной глупости», «Прежде чем приказывать, научись повиноваться».
ГРАДАЦИЯ – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее. «Сейте разумное, доброе, вечное».
ИНВЕРСИЯ - изменение обычного порядка слов. Хотя в русском языке порядок слов в предложении относительно свободный, тем не менее обычно сначала идет подлежащее, потом – сказуемое, далее – прямое и косвенное дополнение, определение, как правило, предшествует определяемому слову, обстоятельство стоит в самом конце или в начале предложения. «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства».
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности: «Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог», «21 век должен стать чистым веком. Веком нравственной чистоты. Веком чистоты планеты. Веком чистоты космоса».
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание. «Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все».
ЭЛЛИПС – намеренный пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумевающегося: «Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом» (М.Лермонтов), «Я не люблю, когда наполовину (что-то делают) или когда прервали разговор» (В.Высоцкий). Эллипс придает высказыванию лаконизм и энергию
МНОГОСОЮЗИЕ - намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного членения частей высказывания: «И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне…и черная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи». (А.Блок).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|