Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Юркевич Виктория Соломоновна




Одаренность и условия ее реализации в социуме

(из выступления на конференции по одаренности, факультет психологии МГУ, Москва, 2006 г.)

«Одаренность» и «успешность» – это не одно и то же, только 3-5% одаренных детей достигают успеха в жизни. Для этого необходимо сочетание ряда факторов.

 

Прежде всего, одаренность – это обязательно высокий уровень общей энергии (или активности). Но важно также, куда направляется эта энергия (виды активности), что, в свою очередь зависит от интереса (или мотивации) ребенка.

 

Одаренность может быть двух видов:

Ø «неорганизованная одаренность» (гиперактивность);

Ø «организованная одаренность» (социально-приемлемая, или социально-одобряемая).

 

Одаренность, приводящая в последствии к успешности, предполагает наличие следующих черт:

1) произвольная саморегуляция – «командный пост» управления энергетикой;

2) мотивация (в том числе, мотивация к творчеству);

3) высокий интеллект (способы познания, которые развиваются у ребенка до 12-13 лет, и потом этот уровень никуда не девается, то есть на самом деле одаренность никуда с возрастом не «исчезает»);

4) амбиции или уровень притязаний (очень важен для реального достижения успеха в жизни).

 

В школе в первую очередь мы развивает умственные способности ребенка, поэтому выделяем следующие виды одаренности, приводящие к более высоким учебным результатам:

1) академическая одаренность (или способность к обучению) - что чаще дает равномерно высокое усвоение знаний по всем предметам;

2) высокий интеллект + творческая мотивация – что чаще просматривается как специальные предметные способности;

3) креативность (новаторство в чистом виде - то есть разработка принципиально новой идеи или продукта) – что чаще отмечается как «оригинальность», «изобретательность», «нестандартность», могущие проявляться не обязательно в предметных областях.

 

Определить креативность позволяют методики Торренса. Изучая данный феномен, он выделял два критерия креативности:

  1. оригинальность (новаторство);
  2. разработка идеи, то есть внимание к деталям (нужен высокий интеллект, важны способы умственной работы).

Это показывает, что развитое воображение также выступает критерием одаренности.

 

Результатом деятельности одаренного ребенка всегда выступает некий творческий продукт, трактуемый взрослыми как «достижения» ребенка. Отсюда возникает «Взрослая модель детской одаренности», то есть идентификация со взрослой моделью, где главным критерием является «успешность». В том, что подающий надежды ребенок не достигает ожидаемых успехов, часто оказываются виноваты

Ø недостаток произвольной регуляции,

Ø недостаток мотивации,

Ø а также недостаток притязаний (амбиций), а вовсе не недостаток способностей, как чаще всего склонны думать взрослые.

Кроме того, успешность в школе (реализация академической одаренности), по которой взрослые чаще всего строят свой прогноз об успешности ребенка в будущем, - есть успешность в той ситуации, где ребенку интересно (в данном случае ему интересно учиться), в других же областях он может не реализоваться.

 

Одаренные дети в массовой школе, как правило, имеют проблемы:

Ø адаптация одаренного ребенка к процессу обучения;

Ø проблема общения.

Есть еще привнесенные (неспецифические) проблемы, характерные для отдельных детей.

 

В рамках массовой школы выходом из проблемных ситуаций для одаренных детей может служить «научное творчество школьников», или организация школьных научно-исследовательских ученических обществ. Также при работе с одаренными детьми важно оценивать имеющиеся ресурсы:

 

 


Коммуникативно-ориетированны
Когнитивно-ориентированные
Смешанные
Ученик
Учитель
Метод
При работе важно также подбирать и методы работы, которые должны соответствовать как педагогическим ресурсам самого учителя, так и особенностям ученика:

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.