Учебно-методическое обеспечение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД РЕФЕРАТОМ Что такое реферат? Уважаемый студент! Одной из обязательных форм отчетности по курсу «История науки и техники» у Вас стоит реферат. Реферат отличается от сообщения, эссе и доклада. Реферат по истории науки и техники пишется на основании нескольких научных книг, автор, название, год и место издания которых обязательно пишется в конце реферата (библиографический список). Эти книги Вы используете, чтобы найти информацию по теме реферата. Когда информация найдена, Вы не должны дословно ее переписывать. Дословная передача чужого текста называется цитата, если Вы поставили текст в кавычки и указали, кто автор текста и по какой книге Вы его цитируете. В любом другом случае дословная передача чужого текста будет называться плагиат. Попросту говоря – это воровство, присвоение себе чужого труда. Плагиат – является преступлением по законам РФ. Не преступайте черту закона! Не идите на преступление! Найденный материал Вы должны пересказать своими словами, кратко изложить содержание книги, только тогда это будет реферат. В конце своего пересказа нужно также указать автора и название книги, которую Вы реферировали. Для этого ставится автоматическая сноска и в поле сноски внизу страницы указывается автор, название, год и место издания книги. Например цитата: «Рубруквис, проехавший по южной России в XIII в., говорит, что обыкновенная русская монета состоит из кожаных пестрых лоскутов»1. ___________________________ 1 Ключеский В.О. Сказание иностранцев о Московском государстве / Вступит. статья и комментарии А.М. Медушевского. – М.: Прометей, 1999. – 334 с. – С.229. Конспект: Василий Осипович Ключевский сообщает, что в XIII в. на юге Руси в качестве монет использовались куски кожи2.
___________________________ 2 Ключеский В.О. Сказание иностранцев о Московском государстве/Вступит. статья и комментарии А.М. Медушевского. – М.: Прометей, 1999. – 334 с. – С.229. Обратите внимание на оформление текста сноски, где ставится точка, запятая, тире, косая черта. ФИО автора обычно пишется первым, а потом название книги, которую он написал. Для того, чтобы не ошибиться в оформлении сносок, посмотрите на вторую, после титульной, страницу книги, которую Вы использовали. Там Вы найдете правильное описание Вашей книги (не надо переписывать УДК, ББК и др. информацию, кроме представленной в примере). В библиографическом списке Вы указываете только то, что написано на тыльной стороне титульного листа, в сноске на цитату или конспект после описания книги обязательно через тире надо указать страницу или страницы, где была взята информация. (Ключеский В.О. Сказание иностранцев о Московском государстве/Вступит. статья и комментарии А.М. Медушевского. – М.: Прометей, 1999. 334 с. – С.229.) Если Вы используете интернет-рессурсы, то сноски на них оформляются следующим образом: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М.: Высшая школа, 2007. [электронный ресурс]. URL: www.istmira.com/istoriya-pervobytnogo-obshhestva После того, как Вы определились с темой реферата, Вам надо обязательно прочитать всю, подобранную по этой теме литературу. Затем составить план работы. Ознакомившись с литературой, Вы будете уже конкретно представлять, сколько и каких глав и разделов будет в Вашей работе. Структура реферата Каждый реферат состоит из: Титульного листа Оглавления Введения Нескольких глав Заключения Библиографического списка Приложений (если необходимо). ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ выглядит вот так:
Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)
ФАКУЛЬТЕТ каф. ХХХ
Тема: МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 ГОДА И ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1906 ГОДА. ОБЕЩАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. Реферат по курсу: История науки и техники
Иванов Иван Иванович Магистр «специальность»
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ или Содержание фактически повторяет структуру реферата. Его удобнее делать в таблице с невидимыми контурами.
ВВЕДЕНИЕ Введение реферата имеет свою конкретную структуру. Во введении Вы объясняете, зачем и о чем Вы написали этот реферат. Структура введения: Актуальность темы исследования. Здесь Вы должны обосновать, почему эта тема важна не только для Вас, но и для общества. Например: Актуальность темы исследования. В условиях неустойчивости центральной власти, для предотвращения волнений и беспорядков, правительство склонно давать обещания народу, как это было 17 октября 1905 года в разгар первой русской революции. Однако, когда накал страстей на улицах стихает, правящие круги либо вовсе забывают о своих обещаниях, либо стараются максимально их урезать в собственных интересах. Сегодня каждый гражданин демократического государства должен понимать, что происходит в правительстве, как и зачем принимаются и взаимодействуют различные законы, действительно ли правительство защищает его интересы среди прочих. Возможность и необходимость для меня и моих сверстников выяснить механизм принятия и отмены законом на примере событий 1905-1906 гг. в России делает актуальной тему моего реферата. Объект и предмет исследования очень труден для понимания студента, но эти понятия необходимы, что знать где (объект) и что (предмет) Вы ищете. Например:
Объект исследования Новое законодательство Российской империи в ходе революции 1905-1907 гг. Предмет исследования Соответствие Манифеста 17 октября 1905 г. Основным государственным законам российской империи 1906 г. Цель исследования напрямую связана с объектом и предметом. Целью всегда является что-либо найти, выяснить, определить, восстановить, показать и т.д. Например: Цель исследования Выяснить, какие права, записанные в манифесте 17 октября 1905 г. были зафиксированы в «Основных законах», а какие были отменены или урезаны. Определившись с целью, вы должны определить задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. От количества поставленных задач зависит количество глав в Вашем реферате. Например, мы хотим выяснить, какие права, записанные в манифесте 17 октября 1905 г. были зафиксированы в «Основных законах», а какие были отменены или урезаны. Для этого нам надо выяснить, какие обещания были даны в Манифесте 17 октября, что нового было прописано в «Основных законах» и выявить соответствия или несоответствия. Соответственно наши задачи будут: Задачи: 1. изучить содержание Манифеста 17 октября 1905 года. 2. изучить содержание Основных государственных законов Российской империи 1906 года 3. сравнить нововведения в обоих документах.. Дальше Вы даете характеристику литературе, которую Вы использовали для решения каждой из трех задач. Например: Для решения первой задачи я использовал в качестве источника Манифест 17 октября 1905 года1 и литературу: Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция Р.Ш. Ганелина2. ________________________________ 117 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка / Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1994. С.41. [электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/oct1905.htm 2 Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция / АН СССР. Ин-т истории СССР. Санкт-Петербургское отд-ние. - Спб.: Наука. С.-Петербургское отд-ние, 1991. - 221с.;
После ВВЕДЕНИЯ идут ГЛАВЫ Вашего реферата. Структура главы во многом повторяет структуру введения. Первый абзац должен объяснять значение Вашей главы для достижения общей цели исследования. Например: Содержание манифеста и условий его принятия дают представление о том, что требовало население России в начале XX века и как на это реагировали власти. Для нашей работы важно понять, какие требования народа были обещаны в Манифесте. Второй абзац должен освещать объект, предмет, цель исследования и задачи. Например: В этой главе мы рассмотрим содержание Манифеста 17 октября на предмет наличия в нем требований революционных сил. Мы постараемся выяснить, какие требования предъявляли восставшие, как их оценивал Николай II и его окружение, и что из этих требований попало в манифест 17 октября, чтобы снизить накал революции. Далее идет три параграфа, которые соответствуют поставленным задачам. Выводы. Каждая глава должна завершаться выводами. Если наша цель, что-то выяснить, то в выводах пишем: нам удалось (или не удалось) выяснить то-то и то-то. После написания всех глав, приступаем к заключению. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении должны быть представлены краткие выводы по каждой главе и сделан общий вывод соответствующий общей цели исследования. Удалось ее достичь или нет. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Список должен быть представлен в алфавитном порядке, в первом разделе литература, далее справочники, учебники. Например: Источники 1. 17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка / Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1994. С.41. [электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/oct1905.htm 2. 23 апреля 1906 г. Высочайше утвержденные Основные Государственные Законы / Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье. Том XXV. 1905. ОтделениеI. № 27805. [электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm Научная литература 1. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция / АН СССР. Ин-т истории СССР. Санкт-Петербургское отд-ние. - Спб.: Наука. С.-Петербургское отд-ние, 1991. - 221с.; Справочная литература 2. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., Проспект 2014. 528 с. Важно! В библиографическом списке не должно быть книг, на которые в тексте реферата нет ни одной сноски. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложения – это карты, графики, расчеты. Если они необходимы для иллюстрации исследования то они ставятся в конце со сквозной нумераций, а в тексте на них дается ссылка (см. приложение 5.)
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ – обязательно делать сноски с указанием автора, названия книги, издательства и страниц, откуда была получена та или иная информация. Работа выполняется на листах формата А4, 14-м шрифтом с 1,5 интервалом, левое поле - 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см. Количество станиц от 15 до 30. Критерии оценки рефератов Реферат оценивается по пятибалльной системе («2» – неудовлетворительно, «3» – удовлетворительно, «4» – хорошо, «5» – отлично). Чтобы получить оценку «удовлетворительно» достаточно соблюсти структуру реферата и все указанные выше требования и выполнить его самостоятельно (не плагиат). Чтобы получить оценку «отлично» нужно соблюсти структуру реферата и все указанные выше требования и выполнить его самостоятельно (не плагиат), использовать максимум литературы, дать собственную оригинальную оценку, изучаемому в реферате материалу. Оценку «хорошо», можно получить, если Ваш реферат по каким-либо параметрам не соответствует оценке «отлично», но содержит в себе больше, чем на оценку «удовлетворительно».
Желаем Вам успешной и интересной работы в изучении истории!
Темы рефератов 1. Истоки науки и техники. 2. Ремесла восточных славян (домонгольский период). 3. «Книжная» наука на Руси XIV – XVI вв. 4. Научная мысль в России XVIII в. – становление и отличительные черты. 5. Петровская эпоха: через преобразования к новой системе научных знаний. 6. Российская Академия наук: страницы истории. 7. Кризис гидроэнергетики. 8. М.В. Ломоносов. 9. Иван Иванович Ползунов. 10. Судьбы изобретателей и научных открытий в России XIX в. 11. «Русский свет»: история открытия XIX в. в области электричества. 12. Величие Д.И. Менделеева. 13. «Отец русской авиации» Н.Е. Жуковский. 14. Калужский учитель К.Э. Циолковский. 15. «Мертвая петля» (о судьбе и научном подвиге летчика П.Н. Нестерова). 16. Отечественное естествознание на рубеже XIX – XX вв. П.Н. Лебедев, В.И. Вернадский, И.П. Павлов, И.И. Мечников. 17. Революции и русская интеллигенция. 18. Н.И. Вавилов, И.В. Курчатов, П.Л. Капица: судьба ученого и гражданина. 19. Наука в СССР: итоги и перспективы (1922 – 1991). 20. Дорогой Курчатова (о развитии отечественной атомной энергетики). 21. «Три К» (М.В. Келдыш, И.В. Курчатов, С.П. Королев). 22. «Поехали!» (о начале освоения космоса в СССР). 23. Жизнь и подвиг первого космонавта планеты Земля. 24. Нобелевские лауреаты СССР и современной России в области науки и техники. 25. Боевые самолеты ВВС СССР времен Великой Отечественной войны и их создатели. 26. Электронно-вычислительные машины СССР (Киев – Москва). 27. Россия, 90-е годы: проблема «утечки умов». 28. Профессия инженера: прошлое настоящее и будущее. 29. Творчество в инженерной деятельности. 30. МАИ – национальный исследовательский университет: итоги и перспективы в области подготовки кадров для аэрокосмического комплекса. 31. Генеральные и главные конструкторы авиационных и ракетно-космических организаций России – выпускники МАИ. 32. НТР и глобальные проблемы современности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|