Судебная система. Органы контроля
На вершине судебной системы находится Верховный суд правосудия (Corte Suprema de Justicia). Он состоит из 13 членов и делится на палаты по видам судопроизводства. Председатель Верховного суда является одновременно главой судебной власти (Organismo Judicial). Согласно Конституции срок полномочий всех судей - 5 лет. Судьи Верховного суда и Апелляционного суда избираются Конгрессом из списка кандидатов, предложенных Комиссией по назначениям, составленной из представителей юридических факультетов университетов, Ассоциации адвокатов и нотариусов, судейского сообщества. Другие судьи назначаются Верховным судом правосудия. Военные суды рассматривают преступления или проступки, совершенные служащими Армии Гватемалы. Никакое гражданское лицо не подлежит суду военными трибуналами. В области финансового контроля судопроизводство осуществляют судьи первой инстанции и счетные суды второй инстанции. Помимо этого имеется независимая Служба генерального контролера счетов (Contraloria General de Cuentas). Генеральный контролер избирается Конгрессом Республики на единственный 4-летний срок. Административную юстицию осуществляет Административный трибунал (Tribunal de lo Contencioso-Administrativo), который должен контролировать законность государственной службы. В районах, населенных индейцами, существуют общинные суды. Уголовное преследование осуществляет прокуратура (Ministerio Publico), которую возглавляет генеральный прокурор Республики (Fiscal General de la Republica). Последний назначается на 4 года Президентом Республики из числа кандидатов, предложенных Комиссией по назначениям во главе с председателем Верховного суда. Помимо прокуратуры Конституцией предусмотрена Служба генерального поверенного Нации (Procuradoria General de la Nacion), которая оказывает правовую помощь и юридически представляет государственные органы и организации. Генеральный поверенный (Procurador General) назначается Президентом Республики на 5-летний срок.
Органом конституционного контроля является Конституционный суд (Corte de Constitucionalidad), который не входит в систему судебной власти. В его составе 5 членов, назначаемых на 5-летний срок по одному от Верховного суда, Конгресса, Президента Республики, Университета Сан-Карлос и Ассамблеи коллегии адвокатов. Контроль за соблюдением гражданских прав осуществляет Комиссия по правам человека, назначаемая Конгрессом Республики по одному представителю от каждой представленной в парламенте партии. Из предложенных комиссией 3 кандидатов Конгресс назначает ее председателя Поверенного по правам человека (Procurador de los Derechos Humanos).
Литература
Godoy M.A. Guatemala // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1969.
Гвинея Гвинейская Республика
Государственное устройство Правовая система Судебная система. Органы контроля
Государство в Западной Африке. Территория - 246 тыс. кв.км. Столица - г.Конакри. Население - 7,539 млн.чел. (1999 г.); различные западноафриканские народности. Официальный язык - французский. Преобладающая религия - ислам суннитского толка (более 2/3 населения), а также анимизм (1/4 населения) и христианство. В доколониальный период на территории современной Гвинеи существовали различные раннефеодальные государства. В конце XIX в. территория страны была захвачена французскими колонизаторами. В 1958 г. провозглашена независимость. До 1984 г. в Гвинее правил режим А. Секу Type, проводивший курс социалистической ориентации (в 1978-1984 гг. страна именовалась Народной Революционной Республикой Гвинея).
Государственное устройство
Гвинея - унитарное государство. Административное деление - 8 провинций. Конакри имеет особый статус столичного административного округа.
Действует Конституция, одобренная на референдуме 23 декабря 1990 г. и вступившая в силу 23 декабря 1991 г. По форме правления Гвинея суперпрезидентская республика. Политический режим авторитарный. В 1992 г. в стране введена многопартийная система. Законодательная власть осуществляется однопалатной Национальной ассамблеей в составе 114 депутатов, избираемых всеобщим голосованием на 5 лет. 1/3 депутатов избирается от одномандатных округов, остальные назначаются по национальному списку в рамках системы пропорционального представительства. Законодательные полномочия парламента строго ограничены установленным Конституцией перечнем вопросов, за пределами которого регулирование осуществляется президентскими декретами в порядке регламентарной власти. Глава государства - Президент, который избирается всеобщим тайным голосованием сроком на 5 лет и может переизбираться еще раз. Он обладает весьма обширными полномочиями во всех областях государственной жизни. В случае непреодолимых разногласий с парламентом по принципиальным вопросам Президент вправе его распустить и объявить досрочные выборы. Это право может быть использовано только один раз в каждый президентский срок и не ранее, чем на третий год деятельности парламента. Исполнительная власть осуществляется Правительством во главе с Президентом. Министры назначаются и освобождаются от должности Президентом и несут ответственность только перед ним. "Административный" премьер-министр не обладает самостоятельным статусом и в Конституции не упоминается.
Правовая система
Правовая система Гвинеи носит смешанный характер. Все современные отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на французском (т.е. романо-германском) праве. В то же время население, особенно за пределами городов, продолжает широко применять местное обычное право. До сих пор в стране применяются многие нормативно-правовые акты колониального периода и в том числе ряд кодексов - Гражданский и Торговый. Брачно-семейные отношения регулирует Семейный кодекс 1962 г., составленный с учетом норм обычного и мусульманского права. Полигамия (многоженство) запрещена законом, но широко распространена на практике.
Экономическое законодательство Гвинеи в целом ориентировано на развитие частного бизнеса и привлечение иностранных инвестиций. Последние регулируются прежде всего Инвестиционным кодексом 1987 г. и Горным кодексом 1995 г. С 1992 г. в горнодобывающей промышленности разрешена деятельность полностью частных предприятий. Земельные отношения регулирует Земельный кодекс 1996 г. Трудовой кодекс 1988 г. признает право на свободное объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовки. В то же время его отличает значительно более либеральный подход к регулированию трудовых отношений, чем Кодекса о труде 1960 г., относящегося к периоду социалистической ориентации. Основной источник уголовного права - УК 1998 г. Как и предыдущие УК 1965 г. и 1975 г., он в значительной мере использует в качестве образца УК Франции. Среди видов наказания сохраняется смертная казнь, предусмотренная за ряд преступлений против личности и государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|