Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание: прочтите вводную информацию и подготовьте презентацию (выспуление и салйды к нему).




Вводная информация:

После проведения сочинения по литературе на свободную тему, учитель сказал психологу, что в сочинениях ребята часто пишут про одиночество. Эта проблема их волнует. Учитель просит сделать следующее: провести презентацию по данной теме на классном часе и предложить ребятам посещать групповые занятия у психолога, которые направлены на повышения уверенности в себе, развития общительности и повышения сплоченности в классе. Важно замотивировать как можно больше ребят из класса посещать данное занятие.

 

Время на выступление 15 минут

Материалы, которыми можно пользоваться для создания презентации – ниже. Представлено 4 группы материалов по этой проблеме. Ракурс в котором вы презентуете эту тему может быть любым. Из этих материалов можно брать все что угодно, если есть необходимость – вносить что-то свое. Тексты из материалов можно использовать дословно, а можно менять, обобщать, делать выводы и т.д.

-1-

Проблема одиночества в подростковом возрасте всегда волновала молодёжь. Лето, каникулы, свобода... Но почему-то именно это время вызывает самые отчаянные приступы одиночества. Варианты самые разные: все разъехались, ты остался или осталась дома, оказалась или оказался в чужом городе, в летнем лагере не удалось наладить отношения с новыми знакомыми... А причина подчас одна - плохая, низкая коммуникабельность.

Есть множество способов приобретения этого качества и решения проблемы подросткового одиночества. Давайте попробуем выделить хотя бы несколько основных факторов, которые помогают или мешают общению.

Первое, несомненно, - внешность. Не раз мне приходилось беседовать с твоими сверстниками, которые, считая себя непривлекательными, не соответствующими представлениям о красоте, становились излишне застенчивыми или, наоборот, чересчур развязными. И то, и другое в равной степени отталкивает людей и приводит к одиночеству.

Чаще всего проблемы возникают из-за того, что один не дорос, другой выше всех, эта слишком худа, та могла бы иметь вес поменьше, некоторых очень печалят юношеские угри, а кое-кто просто сам себя не любит. Не нравится себе - вот и все!

С чего начать решать проблему одиночества в этом случае? Как ни странно, со здоровья. Крепкое тело независимо от роста придает уверенность в собственных силах. Худобу можно победить упорными тренировками, с лишним жиром помогают бороться они же. Угри? В большинстве случаев это результат небрежного отношения к тому, что ешь. Порой достаточно отказаться от жирной и сладкой пищи, чтобы кожа пришла в порядок. Пойди на ближайший луг, в лес. Собери травы для домашней аптечки. Среди них наверняка будут цветки ромашки, тысячелистник, полевой хвощ, листья мяты перечной, шалфея. Столовую ложку сухой смеси этих трав залей стаканом крутого кипятка, дай настояться и процеди. Такой же настой можно приготовить из сухих листьев и цветков зверобоя. Ими хорошо умываться вместо воды.

И еще: найди в своей внешности привлекательные черты. Начни любить себя, и другим с тобой будет легче общаться, ты не будешь в одиночестве. Только не впадай в крайность - излишняя самоуверенность тоже не украшает.

Второе - приветливость (но не навязчивость). Часто возникает вопрос: кто первым должен заговорить при знакомстве - парень или девушка? Например, едут он или она в поезде дальнего следования. Читать надоело, от плейера уши опухли, вид за окном не балует разнообразием. Стоит в коридоре каждый у своего окошка и друг на друга поглядывает.

Вроде бы считается, что парень должен инициативу проявить. Но, право, и девочкам позволено первыми слово молвить: конец двадцатого века все-таки, равноправие. Только не советую сразу в биографию нырять: куда едешь? Да к кому? Да зачем и так далее. И других тем предостаточно: и вагон, который заносит на поворотах, и погода за окном, и даже стая ворон, что сорвалась с насиженного места вдогонку поезду.

Может, после первой фразы попутчик не откликнется. Не беда, скажи вторую и, если заметишь молчаливый интерес, произнеси третью, помоги человеку менее контактному, чем ты. Но если видишь. что реакции нет, не обижайся, не принимай это на свой счет. Не потому молчит, что ты не хорош или не хороша, а потому что занят своим, личным, быть может, и не очень радостным...

Третье - самоконтроль и чувство собственного достоинства. Пришлось как-то наблюдать такой случай. Едут в метро две девушки лет по шестнадцать. Симпатичные, одеты неплохо, накрашены со вкусом. Короче, ничего девочки, в порядке. Вошла пара “крутых”, один моментально на подружек “глаз положил” и начал “клеить”. Громко, нагловато, на весь вагон.

Народу было не много - середина дня, но все с интересом наблюдают с интересом сей бесплатный спектакль. Парень выступает - девушки не реагируют, между собой тихонечко беседуют. Он побагровел, перешел на оскорбления. Они же продолжали вести себя так, будто его нет. В конце концов приятель взял наглеца за локоть и вытянул из вагона на одной из остановок. А девушки едут себе и продолжают беседовать.

Тут часть вагонной публики неожиданно пустилась в обсуждение увиденного. Одни говорят: “Что же это вы! Вас оскорбляют а вы молчите?” Другие: “А почему это они должны на всяких хамов внимание обращать?” А девушки в обсуждении участие не приняли, доехали и вышли на своей остановке. Очень славные девушки с чувством собственного достоинства. Смолчать в определенной ситуации - это тоже способ общения и, значит, шаг от одиночества.

Четвертое - умение отключаться от проблем. Некоторым людям трудно бывает наладить контакт с окружающими из-за постоянной зацикленности на своих проблемах. Это касается не только подростков, но и людей взрослых. Одни говорят только о своей работе, другие - о детях, третьи - о семейных неурядицах, а потом удивляются, что окружающие стараются избегать общения с ними.

Уважая людей, легко осознать, что ситуации, характерные для вашего класса, могут быть не интересны случайному попутчику в том же поезде. У него свой класс, свои коллизии. При установлении контактов с людьми постарайтесь найти общие темы. Их немало: спорт, искусство, музыка, отдых, профессиональные склонности. Но иногда бывает очень важно просто проявить терпение и выслушать человека, если у него, что называется на душе наболело-накипело.

Пятое - избирательность. У великого поэта Востока Омара Хайяма есть такие строки: “Чтобы здоровым быть, два важных правила запомни для начала: ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем с кем попало”.

Скучно тебе с человеком? Неуютно в компании? Тревожно идти в чужой дом на вечеринку? Доверься своему внутреннему голосу, останься дома с книгой у телевизора, делом займись, в кино сходи. Не напрягай себя общением с чуждыми людьми.

В еще большей степени это относится к контактам интимным. Сейчас считаются современными, модными свободные сексуальные отношения. Секс без любви пресен и скучен, но для многих это не аксиома, а теорема, требующая доказательств. “Вот убедиться бы на собственном опыте, что не обманывают, не пытаются скрыть нечто, как рождественский подарок в дальнем углу запертого шкафа”.

Так или приблизительно так рассуждают некоторые молодые люди и барышни, пускающиеся в сексуальные эксперименты над собой, не прихватив при этом важный атрибут семейной жизни - любовь.

-2-

В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФЛЕКСИИ

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.
К тому же переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.
Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик, Дж. Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

ПО МНЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

Однако возникает вопрос: почему изначально нормальная для подросткового возраста потребность в уединении трансформируется в сознательное самоустранение и избегание общения? Интересно также, что думают сами подростки об одиночестве, его причинах и проявлениях?
Для решения этого вопроса автором в апреле 2001 года на базе средней общеобразовательной школы № 160 было проведено анкетирование учащихся 8–9-х классов, в ходе которого было опрошено 60 подростков.
Для опроса использовалась специально разработанная анкета, состоящая из 20 вопросов (закрытого и открытого типа), направленных на выявление представлений подростков как об одиночестве и их отношении к этой проблеме, так и о себе и своих взаимоотношениях со сверстниками.
Сразу хочется отметить, что взгляд подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей.
Исследователи выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества.
Причем приоритет отдается личностным факторам, таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность.
К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.
С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.
На втором месте по частоте упоминаний в ответах оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20% подростков. Около 13% видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. Остальные же причины (застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться) встречаются только в 10% анкет.
Отсутствие круга общения, близких друзей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13% подростков. На усталость от общения указано в 17% анкет.
Хотя большинство опрошенных (60%) сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпрепровождение ненормальным. Многие из участников анкетирования (56,7%) чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80%) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.
В двух анкетах назывались и такие причины одиночества, как употребление наркотиков, глупость. И около 17% затруднились назвать причины, по которым подросток может стать одиноким.
В целом, исходя из полученных ответов, можно предположить, что в основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...