Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценивания экзаменационных ответов

Программа

 

Переводные экзамены по литературе в 8 классе для школ с русским (родным) языком обучения общеобразовательных учреждений ДНР проводятся в устной форме по билетам.

Экзаменационные билеты составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Закон об образовании № 55- IHC от 19.06.2015 г.) а также Государственных стандартов основного общего образования (Приказ МОН ДНР № 327 от 17.07.2015 г.) и Государственных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ МОН ДНР № 325 от 17.07.2015г.).

Переводные устные экзамены по литературе – это проверка знаний, полученных восьмиклассниками общеобразовательных организаций. Требования их полностью соответствуют программе: Литература: 5-9 класс; программа для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке./ Сост. Данилова И.Н., Король Г.Н. – 2-е изд. Дополненное и исправленное – Донецк: Истоки, 2016г. = 133с.

В 8 классе полученные ранее знания выстраиваются в более сложную и общую картину динамики развития литературы. В силу читательской готовности школьников этой возрастной группы, обучающиеся, воспринимая разные тексты, понимают:

- своеобразие отдельных исторических процессов, изображенных писателями;

- закономерность возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующих разным эпохам и художественным стилям.

Ведущая проблема – взаимосвязь литературы и истории. Главной целью устных экзаменов по литературе в 8 классе является проверка формирования читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человека и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи устных экзаменов по литературе – проверить у восьмиклассников знания:

- авторов, названий прочитанных произведений;

- сюжета, главных героев и мотивов их поступков, последовательности и связи событий в изученном произведении;

- идейно-тематической направленности, проблемы, особенностей композиции прочитанных произведений;

- характерных особенностей лирических, эпических, драматических произведений;

- текстов, рекомендованных для заучивания наизусть;

- основных признаков изученных теоретических понятий: лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы, монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, подтекст, образ повествователя.

Задачи обучающихся на устном экзамене – продемонстрировать умения:

- раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

- различать лирические, эпические и драматические произведения;

- аргументировать принадлежность произведений литературы к определенному жанру;

- выявлять и объяснять роль изобразительно – выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- обосновывать смысл названия произведения;

- владеть различными видами пересказа;

- давать устную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;

- высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;

- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении.

Вопросы экзаменационных билетов подбирались таким образом, чтобы были представлены произведения разных периодов развития литературы: устного народного творчества, русской литературы ХVIII в., русской литературы XIX в., литературы ХХ в., зарубежной литературы средних веков.

В заданиях экзаменационных билетов реализуется установка на включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам; вопросы сбалансированы по уровню сложности проверяемого учебного материала.

При проведении устного экзамена по литературе оценивается глубина и прочность знаний, полученных в рамках программы литературного образования и выделения способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также раскрытию творческого потенциала обучающихся.


Пояснительная записка

Переводной экзамен по литературе в 8 классе проводится в устной форме. Экзаменационные билеты составлены на основе действующей программы[1], базируются на учебном материале, изученном в 8 классе, и соответствуют Основным требованиям к знаниям и умениям учащихся[2].

Общее количество билетов - 30, каждый билет состоит из 3-х вопросов.

Вопросы 1-го уровня носят репродуктивный характер и нацелены на проверку знаний:

- сюжета, последовательности и связи событий в изученном произведении;

- идейно-тематической направленности, проблематики, особенностей композиции произведения;

- основных изученных теоретических понятий, иллюстрация их на материале художественного произведения.

Вопросы 2-го уровня осуществляют проверку качества литературной подготовки учащихся, их умения работать с текстом художественного произведения и умения строить развернутые устные монологические высказывания следующего содержания:

- аргументация принадлежности произведений литературы к определенному жанру;

- обоснование смысла названия произведения;

- раскрытие идейно-тематической направленности и проблематики изученного произведения;

- выявление и обоснование роли изобразительно-выразительных средств в содержании произведения;

- составление индивидуальной и сравнительной характеристики литературных героев;

- выявление особенностей композиции художественного произведения, ее роли в раскрытии идейного замысла;

- анализ поступков литературных героев, их интерпретация для выражения идеи произведения;

- анализ эпизода (сцены) из художественного произведения, выявление его связи с проблематикой произведения;

- значение роли пейзажа, портрета в художественном произведении.

- сравнительный анализ художественных произведений.

Вопросы 3-го уровня направлены на выявление навыков практического применения полученных знаний и умений по истории и теории литературы, способности выразительного чтения наизусть текстов, рекомендуемых действующей программой, а также на раскрытие творческого потенциала обучающихся. Демонстрируются умения:

- выразительно читать наизусть предлагаемые программой и/или самостоятельно выбранные стихотворные и прозаические тексты; выражать собственное восприятие произведения или его элемента и отношения к нему;

- находить в произведении и определять роль художественных средств и художественных деталей в раскрытии идейного содержания произведения, а также выражать собственное понимание проблемы, выраженной в вопросе или самостоятельно обозначенной;

- сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении.

Обращаем внимание на то, что с целью формирования базы для обучения в 9 классе, а также для подготовки к выпускному экзамену за курс основного общего образования отдельные вопросы дублируются с незначительным изменением формулировки (например, билет №1, вопрос 1 – билет №21, вопрос 1).

Критерии оценивания экзаменационных ответов

Критерии оценивания соответствуют требованиям программы в разделе «Оценка устных ответов»[3]. При оценивании учитываются:

1) глубина и прочность знаний по истории и теории литературы в объеме программы для 8 класса;

2) соответствие вопроса и тематики ответа на него, полнота и конкретность изложения;

3) аргументированность суждений (с опорой на содержание произведения);

4) логичность и последовательность ответа, точность в передаче фактического материала, композиционная стройность ответа;

5) умение объяснять взаимосвязь событий, сопоставлять и обобщать сходные явления в литературе;

6) навыки владения монологической речью;

7) ясность и точность выражения мысли;

8) умение выразительно читать наизусть.

Оценка «5» ставится за ответ, который был дан в полном объеме и в соответствии с приведенными выше требованиями к устному экзамену.

Оценка «4» ставится, если экзаменующийся полноценно ответил на два предложенных вопроса, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос; либо ответил на все три вопроса, но допустил при этом 2 – 3 неточности и/или недостаточно полно опирался на текст произведения для обоснования своих выводов.

Оценка «3» ставится, если экзаменующийся полноценно ответил на один вопрос, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса; либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявленным требованиям. При ответе экзаменующийся нарушил композицию ответа, показал недостаточное владение свободной монологической речью, допустил ошибки в содержании ответа. С помощью учителя выделил главные эпизоды.

Оценка «2» ставится за ответ, который свидетельствует о поверхностном усвоении программного материала. Экзаменующийся частично (менее 50%) ответил на каждый вопрос билета, при этом показал незнание элементарных теоретико-литературных понятий, обнаружил слабое знание содержания изученных в 8 классе произведений и показал слабое владение монологической речью.

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда экзаменующийся не выполнил учебной программы, показал полное незнание и непонимание основных вопросов, вынесенных на экзамен, показал слабое владение навыками монологической речи; с помощью учителя может назвать имена авторов и/или названия произведений, а также воссоздать /с помощью учителя/ отдельные сюжетные элементы.

При получение экзаменующимся оценки «2» или «1» решается вопрос о дальнейшей коррекционной работе согласно общим рекомендациям.

Проведение экзамена

Организация и проведение экзамена по литературе в 8 классе осуществляется согласно общей инструкции О проведении устных экзаменов в общеобразовательных учебных заведениях ДНР.

Рекомендуется:

1) отводить не менее 30 минут для подготовки ответов на вопросы;

2) обеспечить экзаменующихся необходимыми текстами художественных произведений, вынесенных на экзамен.

Запрещается пользоваться:

1) учебником по литературе, критической литературой, справочными пособиями и словарями и т.п.;

2) Интернетом, мобильными телефонами и др. техническими средствами.

ПЕРЕВОДНОЙ ЭКЗАМЕН – 2017

Литература

(учебный предмет)

Класс 8

БИЛЕТ № 1

1. Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные элементы (завязка, кульминация, развязка).

2. Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

3. Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?

 

БИЛЕТ № 2

1. Дайте определение понятию «комедия». Назовите комедии, изученные в 8 классе.

2. Расскажите о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования.

3. Прочитайте выразительно наизусть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года». Какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях?

БИЛЕТ № 3

1. Назовите признаки исторической песни как жанра устного народного творчества. Прочитайте наизусть народную песню (на выбор).

2. Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

3. Раскройте смысл эпиграфа к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

БИЛЕТ № 4

1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».

2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

3. Почему рассказ Л.Н.Толстого назван не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительную часть произведения?

БИЛЕТ № 5

1. Дайте определение понятию «трагедия» на примере произведения В.Шекспира «Ромео и Джульетта».

2. Раскройте роль изобразительно-выразительных средств (эпитетов и метафор), повторов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Кавказ». Прочитайте стихотворение наизусть.

3. Почему рассказ А.И.Куприна называется «Куст сирени»?

 

БИЛЕТ № 6

1. Раскройте понятие «поэма». Расскажите о путигероя на войне в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

2. Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

3. Стихотворения А.А.Фета напоминают монологи, выражающие любовь и восхищение природой. Составьте свой монолог на тему: «Как я отношусь к природе».

БИЛЕТ № 7

1. Дайте определение термину «антитеза» на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).

2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

3. Прочитайте наизусть стихотворение поэта ХХ века о родине, о природе (на выбор). Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?

БИЛЕТ № 8

1. Определите особенности жанра исторического романа на примере произведения В.Скотта «Айвенго».

2. Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»?

3. Прочитайте наизусть стихотворение или песню о Великой Отечественной войне. Какими чувствами пронизано это стихотворение?

БИЛЕТ № 9

1. О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?

2. Роль реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».

3. «Чтение книг – это путь к пониманию самого себя». Как вы понимаете данное высказывание?

БИЛЕТ № 10

1. Фронтовая судьба песни М. Исаковского «Катюша».

2. Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» как средство раскрытия конфликта.

3. Прочитайте наизусть монолог из трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта».

БИЛЕТ № 11

1. Дайте определение термину «сюжет». Назовите основные этапы развития сюжета комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

2. Раскройте смысл названия рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Психологизм рассказа.

3. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

БИЛЕТ № 12

1. Дайте определение понятию «поэма» на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

2. Роль художественной детали в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

3. Выразительно прочитайте наизусть сонет В. Шекспира.

БИЛЕТ № 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...