Методические рекомендации для специалистов
Примеры (фрагменты) Актуальность….. …… …… Цель: способствовать формированию компетентности родителей особых детей в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции отклонений в развитии. ….. ….. …..
В соответствии с целью программы, необходимо обеспечить решение следующих задач в сфере основных компетенций: 1. Информационная компетенция: - сформировать у родителей знания об особенностях и закономерностях развития детей с различными отклонениями в развитии; - способствовать расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания, обучения и развития детей с отклонениями в развитии в домашних условиях; - сформировать знания о структуре и содержании детско-родительских отношений. 2. Мотивационная компетенция: - содействовать формированию потребности и интереса родителей к изучению особенностей своего ребенка, прогнозированию перспектив его развития; - способствовать возникновению интереса к реализации воспитательной функции родителей; - способствовать преодолению излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком; - способствовать преодолению гиперопеки и инвалидизации ребенка, формированию установки на поощрение активности ребенка. 3. Технологическая компетенция: - формировать у родителей навыки установления глазного, тактильного и речевого контактов; - формировать способы поведения в различных ситуациях детско-родительского взаимодействия. 4. Коммуникативная компетенция: - способствовать формированию направленности родителей на установление диалогических форм взаимодействия и общения с ребенком как с равным партнером. 5. Рефлексивная компетенция:
- способствовать формированию осознанного отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.
Принципы построения программы
научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания; доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями; последовательности и концентричности, обеспечивающих постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье; интегративности, предусматривающий возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной); диалогичности, ориентирующий на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.
Здесь могут быть представлены блоки
Организационные основы реализации…..
Тема 1. Особый ребенок. Кто он? Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями в развитии: единство социальных и биологических факторов в развитии ребенка; наличие кризисов и сензитивных периодов; нарушение всех видов деятельности; нарушение словесного опосредствования. Дефект и компенсация: теория дефекта Л.С. Выготского; теории биологической и социальной компенсации. Приемы выявления отклонений в развитии, доступные родителям. Значение различных видов чувствительности в жизни человека. Зависимость развития ребенка от степени сохранности различных видов чувствительности. Особенности познавательного развития ребенка с отклонениями в развитии, специфика развития различных видов деятельности. Эмоционально-личностное развитие особого ребенка: понятие, особенности эмоционально-личностного развития детей с отклонениями в развитии. Роль среды в развитии ребенка с отклонениями в развитии.
Роль речи в жизни человека; возможности восприятия речи детьми с различными отклонениями в развитии; особенности развития речи детей. Роль родителей в развитии речи детей с отклонениями в развитии. Развитие общения детей с отклонениями в развитии. Влияние недостаточности общения на личностное развитие детей. Тема 2. Обычные родители особых детей Понятие, структура, общая характеристика детско-родительских отношений. Понятие «нормальных» и «нарушенных» детско-родительских отношений. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на развитие ребенка. Правила общения с ребенком: безусловное принятие, правила вмешательства и невмешательства (Ю.Б. Гиппенрайтер), общение на равных, внешние средства. Тактильный контакт. Понятие, характеристика, функции. Особенности тактильного контакта в семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха. Способы установления тактильного контакта. Визуальный контакт. Понятие, характеристика, особенности, способы установления. Голосовой контакт. Понятие, характеристика, особенности, способы установления. Тема 3. Давай играть и учиться вместе… Необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком с отклонениями в развитии. Роль и возможности родителей в коррекционно-развивающей работе. Задачи воспитания и обучения особых детей, доступные решению в домашних условиях. Методы и приемы воспитания и обучения особых детей в домашних условиях.
Литература для специалиста: 1. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М., 2003. 2. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М. Селигман, Р.Б. Дарлинг. – М., 2007. 3. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин. – СПб., 2003. 4. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М., 1999.
5. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М., 2000.
Литература и сайты для родителей: 1. Гиппенрайтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрайтер. – М., 2005. 2. Самощенко, И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение: опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. – Донецк, 2003. 3. Смирнова, А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей / А.Н. Смирнова. – М., 1967. 4. Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М., 2004. 5. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит... / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М., 1995. 6. www.defectolog.ru
Методические рекомендации для специалистов Программа рассчитана на работу в течение 6 месяцев. Реализация программы предполагает организацию занятий с родителями и детско-родительской группой, а также…..
Описать формы работы…… Представить планирование……
На занятиях с родителями психологом проводится работа по формированию представлений об особенностях развития детей с отклонениями в развитии, особенностях детско-родительских отношений, формированию и отработки навыков установления различных видов контакта. Как правило, работа с родителями проводится в форме семинара с использованием лекционных, психогимнастических приемов, групповых дискуссий, библио- и сказкотератии, решения педагогических задач, разыгрывания ситуаций и т.д. Отработка и применение усвоенных детьми и родителями знаний и навыков происходит на занятиях с детско-родительской группой. Занятия с детско-родительской группой проводит психолог, привлекая при необходимости воспитателя.
…………………………… ………………………….. ……………………………..
Задания для родительско-детского взаимодействия: «Пройди по следам Таты». Из мягких модулей выложена «дорожка» разной сложности: начало дорожки простое и ребенок может сам пройти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому. Игра «Охота на динозавриков». Группа участников встает в круг – родители позади своих детей. Психолог выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками (мама закрывает ладошки ребенка своими). Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти, у кого в руках динозаврик. Затем водящими становится та детско-родительская пара, у которой в руках был динозаврик.
Игра «Сиамские близнецы». Взрослый и ребенок становятся рядом друг с другом. Одной рукой обнимают друг друга за талию, соприкасающиеся ноги можно связать веревочкой. Теперь у них три ноги, две головы, две руки и одно туловище. Игра заключается в выполнении команд психолога: встать, сесть, попрыгать, повернуться. Затем «близнецам» предлагается разделиться на 2 команды и справиться с эстафетным заданием: принести как можно больше конфет для чаепития (каждая пара может принести за один раз только одну конфету).
Психолого-педагогические ситуации для родителей: Обсудите ситуацию, проанализируйте ее, определите причины поведения ребенка и предложите варианты решения ситуации: 1. Ребенок с нарушением слуха (ХНСТ IV ст.), 2.5 года. В свободной деятельности использует звукоподражания и лепетные слова, осуществляет выбор предметов на слух из 2-3. При организации деятельности в рамках занятия действует неадекватно, отказывается от выполнения задания, отказывается произносить даже частотно употребляемые в свободной деятельности звукоподражания. 2. Ребенок 5 лет с глубокими нарушениями зрения. Себя не обслуживает, ест «с ложечки». Все свободное время проводит «музицируя» на фортепиано и хлопая дверцами. 3. Ребенок с глубокими нарушениями зрения, 3 года. Мама не успевает прибирать вещи за ребенком. Лева открывает шкаф, вываливает все его содержимое. Так он передвигается по периметру комнаты, пока не опустошит все шкафы. Затем он переходит в другое помещение.
Тренинговые упражнения для родителей: Упражнение «Говори, сосед слева!». Все участники сидят (или стоят) по кругу. Психолог по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него. Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе. Список примерных вопросов: 1. Какой сегодня день недели? 2. У вас есть домашнее животное? 3. Где вы работаете? 4. На какой улице вы живете? 5. Сколько у вас детей? и т.д. Обсуждение. Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при их общении с детьми.
Упражнение «Глядение в глаза». Взрослые разбиваются на пары. По команде психолога они начинают глядеть друг другу в глаза с различными эмоциональными состояниями. Обсуждение. Участники обмениваются своими чувствами, возникшими в ходе выполнения упражнения. Задача психолога – подвести к осознания того, что важен не только сам факт визуального контакта, но и время этого контакта, а также то эмоциональное состояние, на фоне которого этот контакт происходит. Упражнение «Эффективное взаимодействие». 1 этап Вербальный вариант. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. 2 этап Невербальный вариант. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения. Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: «Когда было легче просить предмет?», «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?». Материал для контроля и самоконтроля: 1. Что общего между развитием ребенка с отклонениями в развитии и без них? 2. Объясните понятие «безусловное принятие». 3. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания детей с отклонениями в развитии?
МАТЕРИАЛЫ ЭКСПРЕСС-ОПРОСА Экспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы. Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы. 1. Мне было интересно участвовать в реализации программы, потому что было желание: а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка; б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми; в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка; г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания; д) удостовериться 2. В результате посещения занятий я узнал(а): а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции; б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье; в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи; г) как организовать детский досуг; д) как организовать дома развивающую среду. 3. В результате посещения занятий я научился(лась)
а) партнерскому взаимодействию с ребенком; б) организации разных видов детской деятельности; в) созданию необходимой развивающей среды; г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции; д) отслеживанию результатов семейного воспитания.
. Занятия помогли мне: а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам; б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком; в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт; г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома; д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком. 5. Особенно понравились занятия, на которых: а) специалисты раскрывали информацию о развитии и воспитании детей; б) я училась(лся) взаимодействовать с ребенком; в) я знакомилась(лся) с новой литературой; г) я знакомилась(лся) с опытом других родителей; д) мне предлагалось решать разные практические задачи и ситуации. 6. Считаю, что предложенная программа является: а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей; б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей; в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем; г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей; д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей. 7. Рекомендую включить в программу _______________________________________________ 8. Рекомендую дополнить тематику занятий следующими темами _______________________________________________ 9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как а) отличные; б) хорошие; в) удовлетворительные; г) неудовлетворительные; д) особое мнение 10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, дефектологов, логопедов и др.):______________________________________
11. Общие пожелания:
Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.
Используемая литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|