Современная интерпретация сюжета
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В мифе о Похищении Коры мы можем увидеть и впоследствии (в групповой терапевтической работе или индивидуальной) развить самые разные темы. Так тема Коры - Персефоны связана с женской психологической инициацией. Девочка превращается в девушку, это естественный и физиологичный этап в жизни, и он становится для нее первым превращением. Затем девушка оказывается "похищена" мужчиной: это и первый "друг", и доселе незнакомый мир мужчин и взаимоотношений с ним. Это очень часто история раннего брака: из-под маминого крыла - прямо в объятья еще незрелого мужа (или наоборот, более старшего по возрасту и опытного). Это обретение невинным и девственным материалом своей новой формы. Какой она будет, во многом зависит от первого мужа (ну и от длительности этого брачного союза, разумеется). Часто это побег от зависимости в материнском доме к зависимости от мужа. При этом молодые мужья толком не знают, как использовать свою власть и влияние - у них это часто период беспорядочного самоутверждения и попытки в свою очередь оторваться от своей маменьки. Более опытный муж просто и осознанно начнет лепить из юного создания то, что ему нравится. Любые важные и значимые отношения с мужчиной оказываются водоразделом, отделяющим молодую женщину от прежних подруг детства. Те куда-то денутся, или же подруги теперь будут другие, "взрослые". Дальше может возникнуть "растяжка" между двумя значимыми фигурами в жизни: матерью (и привычным миром) и мужем (новой ситуацией). Этому особенно способствует проживание мужа в семье жены, практикующееся с советских времен. В традиционном обществе, то есть в крестьянской России вплоть до начала XX века, это было невозможно: жена уходила в семью мужа, и это было практически бесповоротно. В наши же дни молодая женщина может сколько угодно убегать с различными "Аидами" (или быть ими похищенной), а потом возвращаться домой на мамины пирожки и стирку. Персефона манипулирует своей матерью и мужем, в мифе это у нее отлично получается, хотя в жизни ситуация оказывается иной (об опасности идентификации с архетипом мы уже говорили не раз).
Супруг (или просто мужчина) Аид может видеться нам и в партнере - насильнике, который жестко регламентируют поведение женщины, унижает или игнорирует, не говоря уж о физическом насилии. При этом он может позже объяснять свои поступки тем, что сильно любит, сильно ревнует ("…а, значит, любит" - но это неправда), или вообще просто прав. Если брать тему Деметры в этом сюжете, то речь пойдет об отношениях с детьми, их психологической сепарации или же, к несчастью, их фактической потере. Чаще всего, к счастью, это все-таки про дочь и отношения с нею, ее взросление и уход из дома, появлением другого значимого человека в ее жизни - мужчины. Как мы уже показывали, когда говорили о Метанире, можно увидеть в этой истории и соперничество за ребенка с бабкой, но не только - порой в реальном отце девочки мать может видеть ужасного Аида и представлять его именно таким своей дочери. Для Зевса (и Келея) эта история будет о том, что на самом деле "мы живем в мире женщин", о том, что все семейные дела находятся в руках женщин, а отцов и мужей туда даже могут не допускать, потому неизвестно, что происходит на самом деле. Она также о том, что даже слабые женщины могут добиться того, чего хотят, и поэтому надо быть с ними осторожнее. Так эта история опровергает представление о всесилии мужчины у власти, могуществе патриархата. Это также оказывается моралью и для женщин, играющих в мифе ("Ведь мы можем!").
Для Аида это скорее тема невыносимости одиночества, тема соперничества с братом, "у которого есть все", отвержения его "миром живых" (или социумом). Женщина здесь не играет главнейшей роли, она просто важная часть мира мужчины, но не цель его существования. Потому здесь отношения Аида с Персефоной могут не быть ярко выражены, разве что претензии на власть над дочерью Деметры и соперничество Аида с ней. В интрапсихической реальности это история о трагедии, катастрофе и восстановлении, возрождении. В каждой женщине есть и юная невинная часть души Кора; и трагическая Пленница, жертва людей или обстоятельств слишком сильных и страшных на тот момент; и Персефона - Хозяйка Подземного царства, мистическая и загадочная хозяйка своего собственного темного уголка души. В то же время всегда находится Деметра, наша Внутренняя Мать, всегда готовая позаботиться о нашем Внутреннем Дитяти, способная справиться с постигшей катастрофой, уберечь то, что осталось и взрастить новые всходы, ростки нашей души. А также Геката - мудрая спутница, надежная проводница на жизненных перепутьях и в закоулках души. У современной мифодрамы были яркие предшественники: античные мистерии, христианские религиозные игры Средневековья, сценические постановки светских ритуалов эпохи итальянского Ренессанса. Существуют даже современные близкие родственники вне психотерапевтического (психодраматического и драматерапевтического) семейства: современная военно-историческая реконструкция и ролевое движение. Это позволяет нам предположить, что разыгрывание значимых сюжетов, используясь в различных целях, тем не менее, является важной частью существования человека вплоть до сегодняшнего времени. Галина Борисовна Бедненко - историк, мифолог, специализируется на мифодраме. Автор и ведущая мифодраматических циклов: "Греческие богини: архетипы, роли и маски женской судьбы" и "Скандинавская вселенная: от Рождения до Гибели мира". Автор нескольких книг, в частности "Открой в себе богиню" (СПб.: Невский Проспект: 2003); "Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности" (М.: Класс: 2005) и "Греческие богини: Архетипы женственности" (М.: Класс. - 2005). © Бедненко Г.Б., 2005
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|