Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к выполнению курсовой работы.

Курсовая работа.

Курсовая работа — это самостоятельное научное исследование студента, результаты которого реализуются в дальнейшей научной работе и могут быть использованы для написания Выпускной квалификационной работы (ВКР).

Целями курсовой работы являются:

· Систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений, полученных в процессе изучения курса "Стилистики и литературного редактирования", и применение их при решении конкретных задач, стоящих перед средствами массовой информации;

· Развитие навыков ведения самостоятельной работы в овладении мето­дикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов;

· Выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в современных условиях.

Задачи, решаемые студентом в ходе подготовки курсовой работы, включают:

1. Обоснование актуальности и значимости выбранной тнмы. При выборе тематики рекомендуется учи­тывать реальные задачи, стоящие перед СМИ, так как подобный материал может быть использован для написания ВКР;

2. Овладение методикой постановки и решения практических задач;

3. Обобщение материалов, полученных в результате проведенных иссле­дований, и формирование выводов;

4. Обоснование практической направленности рекомендаций и предложе­ний, разработанных в процессе написания курсовой работы.

Студент должен продемонстрировать способности к исследованию собранного материала, умение систематизировать, обобщать, анализировать факты, делать правильные выводы, умение ясно, логично, литературно безукоризненно излагать свои мысли, вести полемику, аргументировать свои положения.

Курсовая работа - это исследовательская работа. Она представляет собой анализ какой-либо проблемы теории и практики стилистики.

Это теоретико-экспериментальное исследование, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе изучения курса "Стилистики и литературного редактирования", при решении конкретной задачи, развивает навыки самостоятельной научной работы, углубляет владение методикой исследования, выявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, что в последствии может помочь в выборе темы для ВКР.

Итак, смысл курсовой работы состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов.

Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему курсовой работы.

Выбору темы предшествует курс лекций и работа на практических занятиях по курсу "Стилистика и литературное редактирование". Это формирует круг научных и профессиональных интересов студента.

При выборе темы студент должен руководствоваться своим интересом к той или иной проблеме, избранной специализацией, видом предполагаемой будущей практической деятельности, своими возможностями по сбору практических материалов, наличием научной литературы, а также учитывать реальные задачи, стоящие в рамках выбранной им области профессиональной деятельности.

Для того чтобы помочь студенту в выборе темы, кафедра Русского языка и стилистики предлагает рекомендательный список тем курсовых работ. Студент может выбрать тему из предложенного списка, но может, ориентируясь на собственный научный и профессиональный интерес, предложить свою формулировку темы будущей курсовой работы, представив необходимое обоснование целесообразности ее разработки. Тема курсовой работы должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение.

Для того чтобы составить общее представление о проблемах, относящихся к теме выпускной квалификационной работы, студенту целесообразно вновь изучить соответствующие разделы учебников. После этого можно приступать к изучению научной и специальной литературы.

Начальный этап любого исследования - работа с литературой, выбор изданий по определенной теме с целью их последующего изучения. Начать нужно с библиографии. Задачей библиографии является учет, систематизация и оценка произведений. Кроме того, это оказывает большое дисциплинирующее воздействие. Грамотно, правильно составленная библиография является показателем научной культуры автора, отражает его степень знакомства с литературой по интересующему его вопросу. Поэтому к составлению библиографии и списка использованной литературы студент обязан подходить очень тщательно.

В список литературы к курсовой работе включаются все цитированные источники и прочитанная литература, которая относится к теме и оказала существенное влияние на содержание работы. Иными словами, список литературы не обязательно следует ограничить только цитированными произведениями, но все цитированные источники должны быть указаны. Еще раз подчеркнем, что список литературы не должен быть как можно больше. Он увеличивается в результате работы над темой, но в него включаются лишь те произведения, на которые автор опирался.

Где можно найти информацию по интересующей теме?

В процессе поиска литературы по интересующей студента теме, прежде всего, необходимо обратиться в библиотеку. К услугам дипломников сеть библиотек - Российская государственная библиотека (бывшая библиотека им. В.И.Ленина) (Москва), в том числе диссертационный зал (МО, г.Химки), Государственная национальная библиотека (бывшая публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) (Санкт-Петербург), Российская государственная библиотека иностранной литературы им М.И. Рудомино (Москва), Государственная публичная историческая библиотека России (Москва) и другие.

Фонды библиотек отражены в каталогах - алфавитных, систематических, предметных.

В алфавитном каталоге карточки расположены по алфавиту. В этом каталоге студент сможет узнать, какие книги или статьи интересующих его авторов есть в хранилище.

В систематическом каталоге карточки расположены по отраслям знаний. Вся литература по данному вопросу оказывается в одном месте.

Предметный каталог раскрывает содержание книжных фондов в соответствии с определенными предметами, понятиями, событиями.

Помимо этого в библиотеках обычно есть ящики с новыми поступлениями, в которых указаны те книги и периодические издания, которые еще не нашли своего места в общих каталогах. В случае затруднений можно обратиться за справкой к дежурному по каталогу.

В поисках литературы студент также может воспользоваться:

1. Справочными отделами, которые есть в большинстве библиотек. Там можно познакомиться со справочниками, словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой. Там могут дать консультацию опытные специалисты. Некоторые библиотеки присоединены через компьютерную сеть к центральной памяти, поэтому студент за считанные минуты сможет получить информацию о любой интересующей его книге, узнать, где она находится.

2. Списками литературы, помещенными в новых учебниках, учебных пособиях.

3. Краткой библиографией в конце интересующей статьи, опубликованной в сборнике, энциклопедии и т.д.

4. Электронным банком данных “Российская национальная библиография”, который содержит библиографические записи о книгах и брошюрах, выпущенных в свет, начиная с 1980 г., о статьях из газет с 1988 г., статьях из журналов с 1991 г. Поиск осуществляется в автоматическом режиме по многим параметрам (автор, название, издательство, год и место издания и т.д.).

5. Ежегодником “Печать Российской Федерации в... году”, издающимся на основе статистических данных ФАПМК.

6. Национальной информационной системой “Книги в наличии и печати” (“Букс ин принт”), представляющей коллективное издательское предложение книготоргам, библиотекам и другим организациям, а также отдельным лицам в форме электронной базы данных о книгах, имеющихся в наличии на книжном рынке или готовящихся к выпуску, с указанием необходимых сведений об издательствах;

7. В книготорговых газетах и журналах.

Студенту рекомендуется также, если того требует выбранная тема, работать в архивах, в первую очередь в Центральном государственном историческом архиве в Москве. Архивные сведения помогут углубить исследование и сделать его более актуальным.

Как удобнее и рациональнее работать с литературой?

Приступать к чтению книги следует не сразу. Надо познакомиться с ней, посмотреть на титульный лист, прочитать аннотацию, предисловие, оглавление. В аннотации перечисляются вопросы, которым посвящена книга, обозначается читательский адрес. Предисловие дает возможность подробно познакомиться с кругом вопросов, которым посвящена книга. По той же причине очень важно оглавление книги.

При ознакомлении с монографиями, статьями в сборниках научных трудов, иными источниками следует обращать внимание на ссылки, которые даются по тексту с целью возможного использования цитируемых авторов в своей работе.

Внимательно изучив все это, посоветовавшись с научным руководителем, студент решает, стоит ли читать книгу. Чтение полезно сопровождать выписками. Выписки должны быть точными, сопровождаться ссылками на источник. Иногда уместно составить план-конспект книги. Во всем должна быть четкая система.

Целесообразнее всего при этом работать со специальными библиографическими карточками. Просматривая необходимые издания, нужно выписывать на карточки фамилии и инициалы авторов, название и выходные данные (место издания, название издательства, год издания) заинтересовавшей книги или статьи. Записи на карточках следует делать в соответствии с правилами библиографического описания. Все сведения, переносимые на библиографическую карточку, берут с титульного листа книги: они должны полностью совпадать с тем, что обозначено на титульном листе. Следует также указывать, подзаголовочные данные - порядковый номер издания, сведения о языке, с которого переведена данная книга, сведения о редакции (под чьей редакцией издана книга), номер тома, части, выпуска, количество страниц.

На обороте каждой карточки рекомендуется давать краткую характеристику (аннотацию) нужной книги и статьи, а также выписывать шифр работы в зависимости от того, какой библиотекой вы пользуетесь. Можно заводить карточки не только на те книги, которые вы уже просмотрели, но те, которые вы еще ищете. На карточке нужно указывать, имеет ли указанная книга общее значение или относится к определенной главе вашей работы.

Библиографические карточки используются и для выписки необходимых ссылок и цитат с точным указанием источника и страницы, с которой взята данная информация. Для обширных примеров из книг или статей можно завести отдельную картотеку, состоящую из крупноформатных карточек.

Система карточек до сих пор является идеальной. Ее не заменят ни тетрадь, ни блокнот, ни ipad, ни iphone, ни записи в персональном компьютере. Карточки позволят студентам сэкономить массу времени при окончательном оформлении курсовой работы, будут оказывать существенную помощь при ее написании, обеспечат качество сочинения.

Курсовая работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области журналистики, в которой студент должен продемонстрировать уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи. Это первый шаг к написанию выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа оформляется в виде текста. К тексту могут быть приложены графики, таблицы, схемы, ксерокопии печатных материалов, данные анкетирования и другие материалы, иллюстрирующие содержание работы.

Курсовая работа должна быть логично построена. Как правило, ее структура содержит следующие разделы:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть, состоящая из 2-3 глав;

- заключение;

- список источников;

- библиографический список;

- приложения.

Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.

Введение служит для ориентации читателя в дальнейшем изложении. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и новизна, определяются цели и задачи работы, называется объект и предмет исследования и методы исследовательской работы, дается характеристика теоретической и эмпирической базы, кратко раскрывается содержание последующих глав. Введение целесообразно составлять после написания основной части, так как в этом случае можно более подробно изложить все указанные аспекты работы.

Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью, которая никогда так не озаглавливается.

Текст основной части должен быть структурирован по главам и параграфам (подглавам) в зависимости от цели проводимого исследования. Деление глав на параграфы желательно, но не обязательно. Структура конкретной работы и наименование ее частей определяются совместно с научным руководителем, исходя из специфики каждой конкретной темы. При этом не допускается, чтобы название одной из глав повторяло название всей работы, а название одного из параграфов - название главы или всей работы.

Как правило, курсовая работа должна состоять из двух-трех глав, содержащих от двух до 4 параграфов. Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.

Не следует увлекаться делением текста на части и оформлять каждый абзац в отдельный раздел. Не рекомендуется выделять более двух уровней иерархии частей текста. Здесь действует простое правило: часть текста с любым заголовком не может быть меньше одной страницы.

В конечном итоге деление текста на части, и количество частей зависит от структурирования проблемной области работы и стиля изложения материала. Главы и параграфы следует выделять продуманно, т. е. в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений. Лучше всего руководствоваться следующими соображениями: глава - это часть текста, в которой содержится большая смысловая единица, параграф - это подраздел текста внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки глав и параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом.

При написании текста необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, так называемая "красная нить". Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, непосвященному в данную проблемную область.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каждую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чем пойдет речь дальше. Во вводном абзаце можно "перекинуть мостик" к предшествующим мыслям. Это лишь подчеркнет "красную нить" всей работы.

В первой главе характеризуется объект исследования: описывается изучаемый объект и история его изучения; определяется проблема и задачи исследования, возникшие в ходе характеристики (анализа) объекта; дается обоснование методов исследования.

В первой главе в строго научных терминах (так как формой существования науки являются понятия) раскрывается понятийный аппарат работы, на базе которого возможна постановка и формулировка проблемы. Далее излагаются теоретические и методологические основы работы, т. е. пути ее решения и исследовательские инструменты, которые используются в работе. Можно сравнить мнения различных авторов, касающихся содержания этих понятий. Однако нельзя сводить работу к простому перечислению точек зрения различных авторов, ограничиваясь утверждением о согласии или несогласии с тем или иным положением. Полемика с отдельными авторами должна быть основана на сопоставлении доводов, анализе текстов.

Вторая глава представляет программу действий, связанных с решением задач, определенных в первой главе: формулирует конкретные методы, способы решения задач; обосновывает эти мероприятия; описывает результаты проведенных исследований; делает выводы по результатам исследовательской работы.

При изложении тех или иных позиций и взглядов, высказанных в литературе, цитировании первоисточников, а также любом другом использовании материалов, полученных не лично автором, необходимо указывать источник информации.

Заключение является необходимой частью выпускной квалификационной работы. Оно предназначено для завершения работы по содержанию и форме и пишется на основе положений и выводов, содержащихся в главах выпускной квалификационной работы. В нем отражается степень решения поставленных задач, полученные результаты, возможность их практического применения. Если отдельные главы и параграфы посвящены достаточно детальному изложению отдельных вопросов, то в заключении следует еще раз пояснить их связь друг с другом и сформулировать важнейшие результаты работы в отношении проблемы и конкретных вопросов, поставленных во введении.

Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании заключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов, говорится о том, какие вопросы остались неизученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы, намечаются основные направления дальнейшей разработки темы.

Список источников - это составленный в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ список текстов, которые послужили объектом исследования.

Библиографический список - это составленный в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ список текстов, которые послужили теоретической основой исследования, а также были процитированы в работе.

В приложении обычно помещаются карты, схемы, иллюстрации, образцы анкет, дополнительная информация. Приложение не является обязательным элементом курсовой работы.

Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учет особенностей научной речи: ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи.

В отношении стиля научной речи следует запомнить, что личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной. Иными словами, местоимение "я" не употребляется, а местоимение "мы" постепенно выходит из употребления. На смену им приходят вводные конструкции типы “можно считать”, “допустим, что...” и т.д. При обсуждении научных положений того или иного мыслителя следует применять одну и ту же форму настоящего времени. Наконец, имеются слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте, например: "очевидно", "общеизвестно", "само собой разумеется", "естественно". Очевидным и общеизвестным положениям не место в научной работе, а ссылки на естественный ход вещей искажают научное восприятие проблемы тем, что социальное подменяется природным. В общественной жизни все является "социальным" и в этом смысле "искусственным", а не "природным" или "естественным". Не следует также употреблять местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в силу их неопределенности.

Курсовая работа выполняется на бумаге стандартного формата А4 (297 х 210 мм) на одной стороне листа, оборотная сторона остается чистой. Текст печатается на принтере через 1,5 интервала с полями слева не менее 30 мм, справа - не менее 10 мм, сверху и снизу не менее 20 мм. Название шрифта – Times New Roman, размер шрифта - 14 кегль.

Страницы выпускной квалификационной работы (включая приложения и иллюстрации) должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, второй страницей является оглавление. На первой и второй страницах номера не ставятся. Номера страниц ставятся, начиная с третьей страницы. Номера страниц следует проставлять в правом нижнем углу страницы.

Оптимальный объем курсовой работы - 20-25 страниц машинописного текста.

Титульный лист выпускной квалификационной работы оформляется на стандартном листе и содержит: название учебного заведения и вышестоящей организации, название факультета и выпускающей кафедры, назва­ние темы, фамилию, имя, отчество студента, номер группы, фамилию, имя, отчество, звание (должность) руководителя рабо­ты. Текст титульного листа печатается на компьютере с текстовыми выделениями.

Оглавление включает наименования всех глав, параграфов, пунктов и приложений с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Нумерация проставляется на компьютере (а не вручную).

Далее следует введение, основная часть, состоящая из глав (и параграфов), заключение, примечания, список источников, библиографический список и приложения. Все эти разделы, в том числе начало каждой главы начинаются с новой страницы. Страницы должны быть заполнены текстом. Если глава состоит из небольших параграфов, то новый параграф не следует начинать с новой страницы, если текст предшествующего параграфа завершается в верхней или средней части листа.

Сокращение слов в тексте и подписях под иллюстрациями не допускается.

Названия глав должны быть четкими, лаконичными и соответствовать их содержанию. Название ГЛАВ необходимо писать заглавными буквами, а параграфов – строчными с текстовым выделением полужирным курсивом, отделяя их от текста и друг от друга одной пустой строкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Курсовая работа является научным произведением, а не сочинением на свободную тему или интерпретацией чужого текста. Научность означает помимо всего прочего проверяемость аргументов, фактов, данных, содержащихся в ней. Поэтому первая заповедь научной добросовестности состоит в точности цитирования и добросовестности ссылок на источники. Каждая цитата, упоминание научной теории или нормативного документа, статистические данные, пример из практики и т.п. должны сопровождаться ссылкой на источник получения информации.

Это требование реализуется через научный аппарат работы. Наиболее важными элементами научного аппарата являются цитаты и примечания.

Напомним, что цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенной в собственный текст. Ссылка является указанием источника, на который ссылаются.

Дословная цитата и заимствование данных, фактов и аргументов из научной литературы должны быть снабжены соответствующими внутритекстовыми ссылками. Внутритекстовые ссылки помещают в самом тексте в том месте, к которому они относятся, в скобках.Ссылка на источник представляет собой указание фамилии и инициалов автора книги, года издания и номера страницы в случае дословного цитирования, например, (Виноградов В.В., 1954, 57). Если издание многотомное, то между годом и страницей ставится номер тома (Фесуненко И.С., 2008, т.2, 97), если текст является продуктом коллектива авторов, то авторы с инициалами указываются в алфавитном порядке (Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., 2003), если это сборник научных статей, вместо авторов может быть дано название книги (Эмоциональное и рациональное в языке и речи, 2007, 114), если это словарь, то дается его признанное в научном мире сокращение (ТСУ, 2008, т.2, 39).

При цитировании журнальных статей или статей из сборников и многотомников нельзя опускать фамилию автора или название статьи, сославшись лишь на год выхода журнала в свет, номер журнала или тома и страницу. Иначе говоря, следует указать не только автора, но и название статьи, название журнала, год и номер журнала (выпуска, тома) и страницу. Сокращения наименований журналов и других изданий, практикующиеся в языке специального библиографического описания, применять не рекомендуется.

Курсовая работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. Следует еще раз подчеркнуть, что цитаты выполняют вполне определенную функцию, связанную с их первоначальным латинским значением этого слова - подтверждение своей мысли или довода. Поэтому цитаты могут приводиться только для подтверждения аргументов или описаний автора.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...