Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)




Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Под преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Объектом анализируемых преступлений является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Для некоторых преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 201 и 202 УК РФ); здоровье человека (ст. 203 УК РФ).

Виды преступлений:

· злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);

· злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ);

· превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ);

· коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Субъект преступлений – лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также совершение иных действий (принятие решений о начислении заработной платы) и т. п.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)

Объектом преступления являются интересы службы в коммерческих и иных организациях. Деяние образует состав преступления, если оно:

· было совершено лицом, выполняющим управленческие функции;

· лицо, выполняющее управленческие функции, использовало свои полномочия;

· использовало полномочия вопреки интересам службы;

· повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблением могут быть признаны такие действия лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Субъективная сторона характеризуется умыслом и целью – извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

Субъект преступления – специальный.

 

Статья 286. Превышение должностных полномочий

 

Комментарий к статье 286

 

1. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Неправомерные действия должностного лица при превышении должностных полномочий должны быть непосредственно связаны со служебной деятельностью субъекта, когда он выступает не как частное, а как официальное лицо. Другими обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.

2. Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.). Для того чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, выходящие за пределы имеющихся у него прав и полномочий, необходимо точно выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.

3. О понятии существенного нарушения прав и интересов граждан, организаций, общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.

Чаще всего при превышении должностных полномочий это последствие выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными последствиями, глубоко затрагивающими интересы общества и государства <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2002. N 4. С. 11, 12; 2003. N 5. С. 19, 20; N 9. С. 17.

 

4. Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо (см. комментарий к ст. 285).

5. Комментируемое преступление совершается только с умыслом (конкретизированным или неконкретизированным). Виновный осознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства и желает или сознательно это допускает либо относится к последствиям безразлично.

В составе преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК, вина характеризуется также осознанием обстоятельств, имеющих квалифицирующее значение в случаях превышения должностных полномочий. Мотивы совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы дела и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Преступность деяния, явно выходящего за пределы должностных полномочий, исключается лишь в ситуации крайней необходимости (ст. 39 УК) и обоснованного риска (ст. 41 УК).

6. О понятии лиц, занимающих государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК) см. комментарий к ст. 285.

7. Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.

8. Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий - это высказанное намерение совершить вышеназванные действия.

Квалификацией по ч. 3 ст. 286 охватывается причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, а также умышленного убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК.

Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или ст. 114 УК.

9. Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство по п. "б" ч. 3 ст. 286 имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона от 13.12.96 N 150-ФЗ "Об оружии" <1>). Оружие может быть огнестрельным, холодным, метательным, пневматическим, газовым, а также основанным на использовании электрической энергии, радиоактивных излучений и биологических факторов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

 

Ответственности по п. "б" ч. 3 ст. 286 подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье).

Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т.д.) состоят на вооружении органов милиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, судебных приставов, органов правительственной связи и информации, ведомственной и вневедомственной охраны.

При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Условия и пределы применения огнестрельного оружия или специальных средств сотрудниками милиции определены в ст. ст. 12 - 16 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" <1>, военнослужащими внутренних войск - в ст. ст. 25 - 29 Федерального закона от 06.02.97 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" <2>; сотрудниками федеральных органов государственной охраны - в ст. ст. 24 - 27 Федерального закона от 27.05.96 N 57-ФЗ "О государственной охране" <3>; сотрудниками органов федеральной службы безопасности - в ст. 14 Федерального закона от 03.04.95 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" <4>; сотрудниками органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - в ст. ст. 43 - 47 Федерального закона от 15.07.95 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <5>; сотрудниками таможенных органов - в ст. ст. 414 - 417 Таможенного кодекса РФ; судебными приставами - в ст. ст. 15 - 18 Федерального закона от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах" <6>; работниками ведомственной охраны - в ст. ст. 13 - 17 Федерального закона от 14.04.99 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" <7> и т.д.

 

 

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

 

Комментарий к статье 115

 

1. С объективной стороны специфическими признаками рассматриваемого преступления выступают: а) кратковременное расстройство здоровья; б) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности. Одного из этих признаков достаточно для оценки вреда здоровью как легкого и квалификации содеянного по ст. 115 УК.

2. Под кратковременным расстройством здоровья понимается временная утрата трудоспособности продолжительностью не свыше 3 недель (21 дня), а под незначительной стойкой утратой общей трудоспособности - стойкая утрата общей трудоспособности, равная 5%.

3. Субъективная сторона преступления выражается только в умысле (прямом или косвенном). Неосторожное причинение легкого вреда уголовно ненаказуемо. Если легкий вред причинен в состоянии физиологического аффекта, ответственность также наступает по ст. 115 УК. Назначая наказание, суд обязан учесть смягчающее обстоятельство, предусмотренное п. "з" ч. 1 ст. 61 УК. Вынужденное нанесение легкого вреда в состоянии необходимой обороны либо при задержании лица, совершившего преступление, уголовной ответственности по ст. 115 УК не влечет.

4. Содержание квалифицирующих признаков аналогично содержанию одноименных квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 105 УК (см. комментарий к ней).

 

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

 

Комментарий к статье 285

 

1. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию). Это преступления лиц, которые вследствие официально предоставленных им властными структурами полномочий по управлению (в широком смысле этого термина, включающего деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную, надзорную и судебную) находятся в особом положении как к органам, предоставляющим им эти полномочия, так и по отношению к гражданам, подчиненным управлению.

Под государственной службой РФ понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

 

Система государственной службы включает государственную гражданскую службу (федеральную и субъектов РФ), военную службу и правоохранительную службу.

Государственная гражданская служба понимается как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

Служба в органах местного самоуправления (муниципальная служба) - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

 

2. Субъектом большинства преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285, 285.1, 285.2, 286, 287, 289, 290, 292, 293 УК) являются должностные лица. Содержание понятия должностного лица применительно к перечисленным статьям раскрыто в примечании 1 к ст. 285 УК.

Закон выделяет две разновидности должностных лиц: 1) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; 2) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

3. В примечании к ст. 318 УК раскрыто содержание понятия представителя власти применительно ко всем случаям его использования в статьях УК. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" <1> разъясняется, что к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также исходя из содержания примечания к ст. 318 УК иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2009. N 207.

 

Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан.

Представители власти осуществляют функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.

Законодательную власть реализуют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). В муниципальных образованиях законодательную власть также осуществляют депутаты представительного органа местного самоуправления, обладающего правом принимать от имени местного населения обязательные решения, действующие на территории муниципального образования, по предметам, отнесенным уставом этого образования к его ведению.

Исполнительную власть представляют Правительство РФ и правительства субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, местная администрация). Помимо руководящего состава федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления представителями власти являются оперативные работники различных служб, комитетов, комиссий, инспекций и т.д., действующих как на федеральном, так и на региональном уровне, фактически выполняющие контрольные, надзорные, разрешительные и т.п. функции, в частности, осуществляющие надзор и контроль за исполнением законов, выдачу разрешений на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, регистрацию документов, объектов и прав, поддержание общественного порядка, финансовый контроль, ведущие борьбу с преступностью, обеспечивающие государственную, радиационную, экологическую, санитарно-эпидемиологическую, пожарную и иную безопасность и т.п.

Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов всех уровней и мировыми судьями (Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

 

Технические работники и неоперативный состав, работающий в органах законодательной и исполнительной власти, прокурорско-следственных, судебных, иных контролирующих и надзирающих органах (начальники канцелярий, хозяйственных и юридических отделов, секретари, референты, консультанты и т.п.), не могут признаваться представителями власти, хотя некоторые из них являются должностными лицами, но уже по другому основанию.

4. Имеются достаточные причины считать представителями власти военнослужащих внутренних войск при исполнении возложенных на них обязанностей боевой службы по оказанию содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения, охране важных государственных объектов и специальных грузов, охране исправительных учреждений, конвоировании осужденных и лиц, заключенных под стражу (Федеральный закон от 06.02.97 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" <1>); работников ведомственной и вневедомственной охраны (Федеральный закон от 14.04.99 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" <2>); контролеров исправительных учреждений и следственных изоляторов (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16.01.86 N 4 "О квалификации преступлений по службе, совершенных контролерами исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов" <3>; Закон РФ от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <4>); судебных приставов (Федеральный закон от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах" <5>); представителей военных властей и т.п.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

<2> СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 1935.

<3> Сборник Постановлений Пленумов по уголовным делам. С. 241.

<4> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.

<5> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.

 

Пленум Верховного Суда РФ особо указал, что представителями власти являются военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <1>).

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2000. N 4.

 

Представителями власти являются руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ (Федеральный закон от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" <1>); прокуроры, их помощники, следователи.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

 

5. Представителями власти признаются также лица, выполняющие соответствующие функции временно или по специальному полномочию. В их числе можно назвать присяжных заседателей в судах, различных представителей общественности, официально в соответствии с законодательством привлекаемых к осуществлению властных полномочий по борьбе с преступностью или при выполнении ими различных надзорных функций. Выполнение функций представителя власти по специальному полномочию, как отметил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2000 N 6, означает, что данные функции возложены на лицо законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Эти функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой.

Специальные полномочия представителя власти предоставлены законом капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителям геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главам дипломатических представительств и консульских учреждений, которые в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ выполняют некоторые функции органов дознания.

6. Вторая группа лиц, признаваемых должностными лицами - субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, характеризуется наличием у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций непосредственно в самих государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ). В данном случае речь идет о бюджетных и автономных учреждениях, созданных государством или органом местного самоуправления. Ими являются государственные и муниципальные учреждения, решающие управленческие задачи, образовательные учреждения, учреждения культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, системы социальной защиты и социального обслуживания населения.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная на основании федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

О Вооруженных Силах РФ см. Федеральный закон от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

 

Другие войска - это внутренние войска МВД России и войска гражданской обороны. К воинским формированиям согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" относятся инженерно-технические и дорожно-строительные формирования при федеральных органах исполнительной власти. Кроме того, военная служба исполняется в органах федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, федеральном органе специальной связи и информации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и создаваемых на военное время специальных формированиях.

7. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19).

Всякий служащий государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, государственной корпорации, служащий Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, который имеет в своем служебном подчинении других людей, руководит их деятельностью, направляет и организует их работу (службу), является должностным лицом в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей. Соответственно, лица, управляющие и распоряжающиеся имуществом, денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также обладающие полномочиями по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) - должностные лица, выполняющие административно-хозяйственные функции (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19).

Заключение договора между работниками и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по распоряжению и управлению им <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2002. N 2. С. 23.

 

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления только за присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК) и служебный подлог (ст. 292 УК).

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" вообще не содержит понятия должностного лица, подразделяя все должности государственной гражданской службы на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты. Это обязывает правоприменителя в каждом случае служебного правонарушения устанавливать круг полномочий соответствующего служащего с точки зрения того, можно ли их рассматривать как организационно-распорядительные или административно-хозяйственные.

8. Применительно к работникам государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также государственных корпораций важным критерием для отнесения их к категории должностных лиц как субъектов преступлений по гл. 30 УК является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т.е. имеющие организационно-распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения, государственной корпорации официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу. Поэтому, в частности, должностным лицом является нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе. Напротив, не могут признаваться должностными лицами специалисты, выдающие документы, влекущие правовые последствия, от своего имени или от имени коммерческой организации, частного учреждения, даже если такое право или поручение им предоставлено законом или государственным органом (например, частные аудиторы, судебные эксперты, лица, производящие экспертизу промышленной безопасности, частные нотариусы, частнопрактикующие врачи, имеющие лицензию на право выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан).

Специалист, работающий в государственном или муниципальном учреждении, государственной корпорации и выполняющий сугубо профессиональные или технические обязанности, не является должностным лицом. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он несет ответственность как должностное лицо (например, врач за злоупотребление полномочиями, связанными с направлением на госпитализацию, выдачей листков нетрудоспособности, оформлением других документов, участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель за нарушение или неисполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения занятий или внеучебных мероприятий). Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала правильным осуждение врача-хирурга за совершение служебных подлогов из корыстных побуждений и неоднократное получение взяток за выдачу фиктивных листков временной нетрудоспособности <1>. По ряду других дел Верховный Суд РФ подтвердил правильность осуждения как должностных лиц за получение взяток преподавателей государственных учебных заведений, которые за вознаграждение ставили зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема <2>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1999. N 7. С. 13.

<2> БВС РФ. 1999. N 3. С. 20; 2000. N 2. С. 12; 2001. N 1. С. 12; 2002. N 8. С. 14; N 8. С. 15.

 

9. Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом преступления против интересов государственной или муниципальной службы лишь при условии, если указанные обязанности или полномочия были возложены на него в установленном законом порядке правомочными на то органами или должностными лицами.

10. Согласно примечанию к ст. 285 иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступления, предусмотренные ст. ст. 285 - 293 УК, несут уголовную ответственность по УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами России.

11. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает три обязательных признака: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинную связь между деянием и последствием.

Принято считать, что преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности.

Закон говорит об использовании должностным лицом своих служебных полномочий, поэтому имеется в виду только такое действие (бездействие) должностного лица, которое вытекает из его полномочий и связано с осуществлением прав и обязанностей, которыми оно наделено в силу занимаемой должности и которые закреплены в законодательных и иных норма

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...