Билет 37. Бытие как философская категория.Основные формы бытия
Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования.Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие». Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия: 1. Бытие вещей (тел) и процессов. Структурное деление: 1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы»); 1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы») 2. Бытие человека. Структурное деление: 2.1 Бытие человека в мире вещей; 2.2 Специфически человеческое бытие 3. Бытие духовного (идеального). Структурное деление: 3.1 Индивидуализированное духовное бытие; 3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное) 4. Бытие социального. Структурное деление: 4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории; 4.2 Бытие общества Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
Концепция бытия Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий — между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений; — между единством мира и его многообразием в этом его единстве; — между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира. Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей. В решении этой проблемы сформировались три концепции. 1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание. 2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант). 3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер). Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами. Материализм — это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи. Материализм различают:
• по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый; • по способу мышления на диалектический и метафизический; • по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный • с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль — продукт деятельности мозга); К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других. Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало. Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм. Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм). Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии. Материя Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении. Атрибутами материи являются пространство, время, движение, системность. Онтологическое понимание материи берёт своё начало с попыток найти первооснову, субстанцию бытия. Её поиск поначалу сводился к определению материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи. Затем уже в Новое время материю старались понимать не как материал, а как первосвойство мира, определяющее всё многообразие свойств принадлежащих ему явлений. Позже стало очевидно, что в онтологическом смысле материя по отношению к своим проявлениям (состояниям и свойствам) выступает как субстанция — всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути равна всем процессам во Вселенной. То есть здесь материя предполагает сознание не как свою абсолютную противоположность, а как своё свойство.Важно всегда помнить, что понятие «материя» в любом аспекте (гносеологическом или онтологическом) всегда есть абстракция и «чистое создание мысли», то есть мысленно выводится как нечто общее из множества предметов и процессов.Материя, как считают представители диалектического материализма, обладает определёнными атрибутивными свойствами (то есть постоянными, обусловленными собственной природой). Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию и сознание.
Тесно связанной с проблемой бытия оказывается проблема единства мира. Она состоит в том, что мир бесконечно разнообразен в своих количественных и качественных проявлениях, и в то же время он есть бесконечно изменчивое целое, неразрывное единство всех своих частей.
В чем единство мира? На этот вопрос существует несколько вариантов ответа и, соответственно, контрдоводов на них: 1. Мир един, потому что мысль о нём едина. Следовательно, единство мира состоит в его идеальности. Контрдовод: мысль может объединить элементы сознания в единство, если оно уже существовало или может существовать в материальных прообразах. 2. Единство мира состоит в его бытийности (то есть существовании).Контрдовод: признание наличия свойства существования есть способ решения проблемы бытия или небытия, а не проблемы единства мира. 3. Единство мира состоит в его материальности, то есть все бесконечно многообразные вещи: звёзды, планеты, атомы, живые организмы, человек, общество и даже природная подоснова сознания, несмотря на их качественное различие, одинаково представляют собой объективную реальность, существуют вне нашего сознания и независимо от него, то есть являются материальными. Таким образом, существование есть только предпосылка единства мира, а само единство состоит в его объективном характере. Формы материи образуют единство, связь и вместе с тем бесконечное многообразие. Духовные явления представляют собой лишь отражение материального мира в голове человека и имеют, поэтому единую со всеми другими явлениями мира материальную основу. Контрдовод: тезис о том, что мир един в своей материальности верен только в том случае, если материя понимается не в гносеологическом, а лишь в онтологическом смысле, иначе это приводит к логическому противоречию: понятие «мир» не будет являться предельно общим родовым понятием, а будет тождественно понятию «объективный мир», оставляя как бы за бортом мир субъективный. Движение Важнейшим атрибутом материи является движение. В разные периоды философы разрабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»). Философы 17-18 вв. единственной формой движения считали механическое движение, то есть в философии и в естествознании господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная масса, а движение – это активная сила, приходящая извне.
Классификация форм движения: 1. Движение в неживой природе. Структурное деление: 1.1 Движение элементарных частиц и полей (гравитация); 1.2 Движение атомов и молекул, лежащее в основе химических процессов; 1.3 Движение микроскопических тел (теплота, звук, кристализация); 1.4 Движение в космических системах (планеты, звезды, галактики) 2. Двидение в живой природе. Структурное деление: 2.1 Обмен веществ; 2.2Функциональные связи в организмах; 2.3 Процессы отражения внешних условий; 2.4Внутривидовые и межвидовые отношения 3. Двидение в обществе. Структурное деление: 3.1 Способы производства; 3.2 Человеческое сознание; 3.3 Многообразные формы деятельности людей Исходя из таблицы, можно заключить, что основные формы движения следующие:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|