Требования к структуре курсовой работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИССКУСТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций Кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (курсовые работы) СОСТАВИТЕЛЬ: Надеина О. А. ТЮМЕНЬ, 2011 Содержание Содержание. 2 Общие положения.. 3 Требования к структуре курсовой работы.. 8 Требования к оформлению курсовой работы.. 11 Форма и порядок аттестации по курсовым работам... 14 Требования к докладу. 15 Общие положения
Курсовая работа является индивидуальным, завершенным трудом, отражающим интересы студента, его знания, навыки и умения. Целью выполнения курсовой работы является развитие мышления, творческих способностей студента, привитие ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением имеющейся научной и учебной литературы. При написании курсовой работы формируется умение анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, происходит овладение методами современных научных исследований. Организационное и методическое руководство курсовой работой осуществляется кафедрой следующим образом: - определяются требования к содержанию и оформлению курсовой работы; - предлагается тематика курсовых работ; - определяется руководитель и (если необходимо) консультант курсовой работы. Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы в пределах тематики, определяемой кафедрой, которая оформляется списком примерных тем. Студент может выбрать и иную тему для написания курсовой работы, которая в данном случае должна быть согласована с научным руководителем и заведующим кафедрой.
Выбор темы определяется, прежде всего, личными профессиональными и научными интересами, выработавшимися за время обучения, склонностями и увлечениями студента, а также наличием, материала, литературы. Формулируется с учетом актуальности темы, ее значимости и перспективности. Желательно, чтобы тема курсовой работы была ориентирована на дальнейшую ее разработку в выпускной квалификационной работе. Если студент в установленные сроки не определился с темой курсовой работы, кафедра вправе определить ее по собственному усмотрению. Название курсовой работы должно быть кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. В окончательном варианте темы курсовых работ и руководители обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Работу над курсовой работой необходимо начинать с составления предварительного плана исследования, определения ключевых проблем, подлежащих изучению. Такой подход во многом облегчает определение структуры будущей работы, которая должна быть сбалансированной и иметь внутреннее единство. В работу над темой входит поиск и сбор материала, его анализ и систематизация, обобщение, уточнение плана. Помимо предварительного плана работы, необходимо составление библиографического списка и изучение состояния вопроса в научной литературе. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.
Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены. Некоторые правила работы с литературой: • не отвергать работы только потому, что их названия не полностью соответствуют изучаемой теме; • внимательно просматривать все подбираемые источники; • раскрывать для себя все незнакомые термины; • записывать возникающие вопросы; • заканчивая чтение любой работы, поставить себе контрольные вопросы типа: а) какую главную мысль проводит автор? б) каковы его аргументы? в) какие положения он стремится обосновать? г) как можно возразить автору? д) что отсюда вытекает? е) как согласуется данная работа с другими источниками? ж) какие теоретические и прикладные вопросы особенно значимы для моего исследования? Изучение литературы не может быть сведено к механическому восприятию информации, а представляет собой целеустремленный активный процесс ее творческого освоения. Стоит помнить, что изучение нескольких источников, демонстрирующих возможность разноречивой и разноаспектной трактовки темы, столкновение с исключающими друг друга суждениями будут стимулировать выработку собственной точки зрения. При чтении нескольких публикаций разных авторов стоит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в доказательстве их. Если студент работает над научной публикацией экспериментального характера, то следует обратить внимание на формулирование задач и использованную исследователем методику. В ходе чтения у студента должно сложиться представление о курсовой работе в целом, кроме того, он должен подойти к постановке конкретных задач.
В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы. Курсовая работа должна быть подготовлена студентом самостоятельно, иметь аналитический, а не только описательный характер, содержать научно-исследовательские элементы. Общими требованиями к курсовой работе являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения основных результатов и выводов, их научная и/или практическая значимость, обоснованность личных предположений и рекомендаций автора. Курсовая работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования. В процессе подготовки курсовой работы студент вправе обращаться к своему научному руководителю, который обязан оказывать студенту необходимую помощь в разработке структуры работы и определении последовательности ее написания, рекомендовать основную и дополнительную литературу и справочные материалы, проводить консультации и беседы со студентом, контролировать ход выполнения работы. При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна не только специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему.
Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи – точности и однозначности, терминологии и стиля. В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляются личные местоимения «я» и «мы». Например, вместо фразы «я предполагаю...» можно сказать «предполагается, что...» и т. д. Заключительный этап работы – изложение результатов исследования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению письменных работ. На этом этапе студент обязательно консультируется с научным руководителем, консультантами (если они предусмотрены), вносит поправки по замечаниям, исправления и пр. Наконец – перепечатка рукописи. Требования к структуре курсовой работы
Целостность курсовой работы отражается в ее структуре. Принята следующая структура курсовой работы: 1. Титульный лист 2. Содержание с указанием страниц 3. Введение 4. Основная часть 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Введение является вступительной частью курсовой работы, с которой начинается изложение материала. Его объем, как правило, не должен превышать 10% от общего объёма курсовой работы (3-4 страницы). Во введении, раскрывается актуальность выбранной темы, обозначаются объект, предмет, цель, задачи исследования, методологическая база, методы исследования и структура курсовой работы. Актуальность выбранной темы – это способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Актуальность проверяется в процессе изучения решений директивных органов, научно-координационных советов, статей постановочного или проблемного характера. Актуальность темы курсовой работы – это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность. Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Цель курсовой работы – это предполагаемый результат, который необходимо достичь по завершению исследования. Формулирование цели является указанием на решение основной проблемы исследования. Цель должна быть конкретизацией темы и в конечном итоге детерминироваться (обуславливаться) основным результатом исследования.
Задачи исследования – определяются в рамках конкретизации цели. Задачиобычно касаются четырех аспектов курсовой работы: · Анализа теоретических положений, лежащих в основе работы. · Определения методик и процедуры исследования. · Анализа полученных результатов. · Формулирования выводов и (или) рекомендаций. Методология – совокупность исследовательских процедур, техники и методов; система принципов научного исследования (детерминизма, соответствия и дополнительности), которой регламентируется взаимодействие научного знания с субъектами и объектами изучаемого процесса. Методы исследования – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Основные группы методов исследования (по степени общности и широте применения): философские; общенаучные подходы; частнонаучные методы, дисциплинарные методы, методы междисциплинарного исследования. Структура курсовой работы – введение заканчивается кратким описанием структуры курсовой работы (аналитический обзор). В основной части непосредственно раскрывается проблема. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов. Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух глав. В первой главе, теоретической, всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. Во второй главе, практической, не только предлагаются возможные пути решения изучаемых проблем, но и происходит их сопоставление, даётся своя интерпретация. Автором курсовой работы высказывается своя точка зрения на проблему и пути её решения. Вторая глава у студентов заочной формы обучения должна опираться на оперативный, документационный материал. Главы курсовой работы целесообразно разделить на более мелкие структурные части: разделы, пункты, параграфы. Главы работы должны быть сопоставимы друг с другом по своему объему. Объём каждой главы может содержать от 12 до 15 страниц. Сама основная часть должна строиться так, чтобы переход от одного раздела к другому был необходим, а предшествующее вело к последующему. Заключение курсовой работы обычно содержит информацию о том, как решены поставленные задачи, достигнута ли цель работы, обозначенные во введении, содержатся основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе. В заключении отражается теоретическая и практическая значимость достигнутых результатов. Основные результаты и выводы, подводящие итог выполненной работе, следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано. Заключение, как правило, не должно превышать 10% от общего объёма указанных страниц курсовой работы (3-4 страницы). Перечень использованной литературы следует оформлять в виде библиографического списка. Библиографический список размещается в конце курсовой работы после заключения. Обычно это пронумерованный арабскими цифрами перечень работ в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий самих источников (используемых книг, статей и пр.). При оформлении списка сведения об источниках приводятся в соответствии с правилами библиографического описания (образец оформления приложения содержится в приложении 3). Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений. Это могут быть расчеты, иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы и т.п. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись "Приложение" с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Если материал приложения заимствован из какого-либо источника, то необходимо обязательно делать ссылку на источник. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте. Постраничная нумерация в приложениях не проставляется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|