Учитель физической культуры МОУ ООШ с. Ольховец
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ. Учитель физической культуры МОУ ООШ с. Ольховец Логвинов В.А. Качество физического воспитания учащихся во многом зависит от систематического контроля и объективной оценки физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья школьников. Однако этот процесс затрудняется большим количеством регистрируемых показателей, а также трудоемкостью их анализа. С целью облегчения и ускорения этого процесса, а также стимуляции учащихся в укреплении здоровья и повышении физической подготовленности с учетом их индивидуальных особенностей мною разработаны следующие информационные технологии с последующей их компьютеризацией: «Система оценок результатов тестирования уровня физических способностей учащихся» и «Уровневая дифференциация учащихся по физической подготовленности». До появления первой технологии мне приходилось ставить оценки некоторым ученикам (в особенности с избыточным весом, имеющим отклонения в состоянии здоровья, слабо физически подготовленным) субъективно. То есть, если такой ученик несколько раз пытается выполнить какой-то норматив, старается и очень хочет, но не может, то я ставил ему положительную отметку. Способным учащимся вынужден был ставить пятерку, хотя они намного превышали соответствующие нормативы, что снижало их стремление к совершенствованию своей физической подготовленности. Кроме того, для анализа результатов и выставления итоговых отметок за год или четверть мне приходилось записывать всю информацию на отдельных «рабочих листках класса» и по окончании каждой четверти производить долгий и нудный подсчет результатов при помощи калькулятора.
Теперь, вот уже шестой год, я выставляю отметки по технологии «Система оценок результатов тестирования уровня физических способностей учащихся». Суть ее состоит в том. Что результаты тестирования по каждому зачетному упражнению оцениваются в очках от 1 до 20, а затем набранные очки переводятся в оценки. При этом «цена» каждого упражнения следующая: 1-4 очка – «тройка», 5-9 очков – «четверка», 10-20 очков – «пятерка». Для оценки успеваемости учащихся за четверть мною разработана специальная шкала (см. таблицу).
Шкала оценок успеваемости за четверть, в зависимости от количества набранных очков и зачетных упражнений Таблица
Поясню таблицу. Если, например, ученик в течение четверти должен выполнить 4 зачетных упражнения, то ему достаточно набрать 25 очков, чтобы получить «пятерку», и за 3 очка он получит лишь «тройку». В общепринятой практике, обычно, выставляют четвертные оценки из среднеарифметического показателя. Если, например, у ученика оценки 5, 5, 3, то ему ставят четверку, а не пятерку. А представьте себе, что одна из этих пятерок заработана за очень высокий результат, который оценивается в 20 очков. В этом случае я такому ученику поставлю за четверть не четверку, а пятерку. Еще один пример: у школьника оценки 4, 4, 4, 5. Обычно ставят четверку за четверть. А если эти три четверки близки к пятерке, т.е. каждая из них оценивается в 8-9 очков. В этом случае ученик может набрать 30 и более очков и получить пятерку. Поэтому, если он получит четверку, ему будет просто обидно и не будет стимула к дальнейшему физическому совершенствованию. Если отличники по физической культуре, выполняя нормативы выше, чем на пятерку, по традиционной системе получают только «отлично», то по моей системе оценки они стремятся получить «суперпятерку», т.е. показать результат, оценивающийся в 20 очков.
Таким образом, предлагаемая мною система оценки уровня физических способностей стимулирует учащихся к дальнейшему физическому совершенствованию, как отстающих, так и отличников. Свидетельством этому служит тот факт, что за последние 2 года более 80% учащихся старших классов выполняют нормативы по физической подготовке на 4 и 5. Этой же цели служат списки «лучших из лучших» учеников (среди девочек и мальчиков) в каждой четверти и по итогам за учебный год с указанием класса, количества набранных очков и занятого места с учетом их суммы. Эти списки вывешиваются на стендах в конце каждой четверти. Перейду к описанию «Технологии уровневой дифференциации». Эта технология дает возможность систематически контролировать уровень и рейтинг физической подготовленности, физического развития, успеваемости каждого ученика, класса и всех учащихся школы. На основе такого контроля можно более качественно управлять процессом физического воспитания школьников с учетом их особенностей по всем контролируемым показателям.
Кроме описанных технологий с помощью персонального компьютера можно пользоваться практически всей документацией, необходимой для работы учителю физической культуры. Это планы работы на учебный год, тематическое планирование, расписание уроков, таблицы с домашними заданиями, инструкции по технике безопасности, рекордсмены школы, турнирные таблицы спортивных соревнований. Все это у меня, как говорится, «под рукой» и я всегда могу оперативно получить необходимую мне информацию и выдать ее по просьбе администрации школы, учеников или родителей. Сейчас я начинаю работу по применению здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания школьников. Для этого, прежде всего, необходим контроль за состоянием здоровья учащихся. С этой целью я использую «листок здоровья класса», в котором указывается: дата рождения ученика, рост, вес, обхват груди,, тип физического развития, медицинская группа. Это поможет мне более качественно осуществлять индивидуальный подход к физическому воспитанию учащихся и более эффективно содействовать их оздоровлению.
На основании описанных технологий я выявляю в конце учебного года лучших учеников школы по физической культуре лучшие классы школы, лучших спортсменов и провожу награждение их грамотами и ценными подарками. Всю выше описанную работу мне не удалось проделать без компьютеризации процесса физического воспитания с помощью персонального компьютера, возможности которого трудно переоценить.
ПРИЛОЖЕННИЕ
Оценка результатов тестирования и уровня физических способностей 5-9 классов
1-ая четверть
Таблица №
2-ая - четверть
Таблица №
Рейтинг физического развития
Итоги обучения
Листок здоровья 5-9 классов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|