Билет 46. Проблема источника развития. Типы противоречий их роль в развитии
Мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие - это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развития. Общество также пронизано противоположностями, в качестве которых выступают отдельные Мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие - это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развития. Общество также пронизано противоположностями, в качестве которых выступают отдельные люди, социальные общности и социальные институты с различными потребностями, интересами и целями. Поэтому, если экстраполировать положения диалектической концепции на общество, можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставленных целей посредством предпринимаемых социальных действий. В области общественных явлений выделяют антагонистические и неантагонистические противоречия. Антагонистические - противоречия между классами, интересы которых противоположны. Средство их разрешения - социальная революция – коренной переворот в жизни общества, т.е. это необходимый закономерный результат развития классовой борьбы, который разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Неантагонистические - противоречия между социальными группами, главные интересы которых совпадают. Такие противоречия разрешаются постепенно, путем их выявления и определения наиболее правильных в данных условиях путей и способов их разрешения. Движущей силой выступает критика и самокритика. Они могут не доходить до конфликта и своевременно разрешаться в интересах всего общества. Выделяют, также, основные и не основные противоречия. Основное противоречие играет главную роль в развитии и воздействует на все другие противоречия.
Существуют три основные версии решения проблемы источника исторического процесса, представленные в теоретических концепциях социодинамики. Первая из них абсолютизирует роль социальных противоречий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества, «единство противоположностей (понимаемое как равнодействие и равновесие, гармония субъектов исторического процесса) относительно (временно, преходяще), борьба абсолютна». Этот подход основывается на признании ведущей роли в обществе антагонистических отношений между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и потому развитие социальных противоречий может идти только «по возрастающей» и разрешаться в острой, конфликтной форме. Второе решение данной проблемы - по сути, антитеза первому и связывает источник развития общества, используя ранее приведенную формулу, не с борьбой противоположностей, а с их консолидацией и гармонизацией - «единство противоположностей абсолютно, а борьба относительна». Рефрен данной позиции исходит из признания ценностно-нормативного единства общества и приоритетности для всех субъектов общенациональных и общегосударственных целей, обеспечивающих стабильное и эффективное развитие общества в целом и каждого субъекта в отдельности.
Третье решение отмеченной проблемы основано на стремлении избежать крайностей в интерпретации статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов, присущих первым двум вариантам - тотальности конфликта и полной бесконфликтности как естественных состояний динамики социума. Первые концептуальные разработки этого решения возникли в XX в. в рамках чикагской школы социальной экологии. Так, один из основателей этой школы Р. Парк характеризует социальный конфликт не как определяющий и результирующий момент общественного развития, являющийся его квинтэссенцией, а только как один, к тому же промежуточный, этап социального взаимодействия. Нужно контролировать и направлять развитие конфликтов, не давая возможности местному, локальному конфликту разрастись до глобального, всеобщего уровня, грозящего «взорвать» систему изнутри. Отслеживание и рациональная регуляция противоречий и конфликтов частного социально-группового характера является условием контролируемой эволюции, сохраняющей стабильность социальной системы в целом. Только в этом случае конфликты (и их разрешение) имеют позитивное значение и становятся одним из двигателей социального прогресса. Согласие же - нормальное состояние общества, в котором единство общих интересов, целей и, главное, социальных действий различных противоборствующих субъектов исторического процесса составляет источник общественного развития. экстраполировать положения диалектической концепции на общество, можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставленных целей посредством предпринимаемых социальных действий. В области общественных явлений выделяют антагонистические и неантагонистические противоречия. Антагонистические - противоречия между классами, интересы которых противоположны. Средство их разрешения - социальная революция – коренной переворот в жизни общества, т.е. это необходимый закономерный результат развития классовой борьбы, который разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Неантагонистические - противоречия между социальными группами, главные интересы которых совпадают. Такие противоречия разрешаются постепенно, путем их выявления и определения наиболее правильных в данных условиях путей и способов их разрешения. Движущей силой выступает критика и самокритика. Они могут не доходить до конфликта и своевременно разрешаться в интересах всего общества. Выделяют, также, основные и не основные противоречия. Основное противоречие играет главную роль в развитии и воздействует на все другие противоречия.
Существуют три основные версии решения проблемы источника исторического процесса, представленные в теоретических концепциях социодинамики. Первая из них абсолютизирует роль социальных противоречий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества, «единство противоположностей (понимаемое как равнодействие и равновесие, гармония субъектов исторического процесса) относительно (временно, преходяще), борьба абсолютна». Этот подход основывается на признании ведущей роли в обществе антагонистических отношений между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и потому развитие социальных противоречий может идти только «по возрастающей» и разрешаться в острой, конфликтной форме. Второе решение данной проблемы - по сути, антитеза первому и связывает источник развития общества, используя ранее приведенную формулу, не с борьбой противоположностей, а с их консолидацией и гармонизацией - «единство противоположностей абсолютно, а борьба относительна». Рефрен данной позиции исходит из признания ценностно-нормативного единства общества и приоритетности для всех субъектов общенациональных и общегосударственных целей, обеспечивающих стабильное и эффективное развитие общества в целом и каждого субъекта в отдельности. Третье решение отмеченной проблемы основано на стремлении избежать крайностей в интерпретации статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов, присущих первым двум вариантам - тотальности конфликта и полной бесконфликтности как естественных состояний динамики социума. Первые концептуальные разработки этого решения возникли в XX в. в рамках чикагской школы социальной экологии. Так, один из основателей этой школы Р. Парк характеризует социальный конфликт не как определяющий и результирующий момент общественного развития, являющийся его квинтэссенцией, а только как один, к тому же промежуточный, этап социального взаимодействия. Нужно контролировать и направлять развитие конфликтов, не давая возможности местному, локальному конфликту разрастись до глобального, всеобщего уровня, грозящего «взорвать» систему изнутри. Отслеживание и рациональная регуляция противоречий и конфликтов частного социально-группового характера является условием контролируемой эволюции, сохраняющей стабильность социальной системы в целом. Только в этом случае конфликты (и их разрешение) имеют позитивное значение и становятся одним из двигателей социального прогресса. Согласие же - нормальное состояние общества, в котором единство общих интересов, целей и, главное, социальных действий различных противоборствующих субъектов исторического процесса составляет источник общественного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|