Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 46. Проблема источника развития. Типы противоречий их роль в развитии




Мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие - это одно из основных по­ложений диалектики как концепции универсального развития. Общество также пронизано противоположностями, в качестве ко­торых выступают отдельные Мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие - это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развития. Общество также пронизано противоположностями, в качестве которых выступают отдельные люди, социальные общности и социальные институты с различными потребностями, интересами и целями. Поэтому, если экстраполировать положения диалектической концепции на общество, можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставленных целей посредством предпринимаемых социальных действий. В области общественных явлений выделяют антагонистические и неантагонистические противоречия. Антагонистические - противоречия между классами, интересы которых противоположны. Средство их разрешения - социальная революция – коренной переворот в жизни общества, т.е. это необходимый закономерный результат развития классовой борьбы, который разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Неантагонистические - противоречия между социальными группами, главные интересы которых совпадают. Такие противоречия разрешаются постепенно, путем их выявления и определения наиболее правильных в данных условиях путей и способов их разрешения. Движущей силой выступает критика и самокритика. Они могут не доходить до конфликта и своевременно разрешаться в интересах всего общества. Выделяют, также, основные и не основные противоречия. Основное противоречие играет главную роль в развитии и воздействует на все другие противоречия.

Существуют три основные версии решения проблемы источника исторического процесса, представленные в теоретических концепциях социодинамики. Первая из них абсолютизирует роль социальных противоречий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества, «единство противоположностей (понимаемое как равнодействие и равновесие, гармония субъектов исторического процесса) относительно (временно, преходяще), борьба абсолютна». Этот подход основывается на признании ведущей роли в обществе антагонистических отношений между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и потому развитие социальных противоречий может идти только «по возрастающей» и разрешаться в острой, конфликтной форме.

Второе решение данной проблемы - по сути, антитеза первому и связывает источник развития общества, используя ранее приведенную формулу, не с борьбой противоположностей, а с их консолидацией и гармонизацией - «единство противоположностей абсолютно, а борьба относительна». Рефрен данной позиции исходит из признания ценностно-нормативного единства общества и приоритетности для всех субъектов общенациональных и общегосударственных целей, обеспечивающих стабильное и эффективное развитие общества в целом и каждого субъекта в отдельности.

 

Третье решение отмеченной проблемы основано на стремлении избежать крайностей в интерпретации статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов, присущих первым двум вариантам - тотальности конфликта и полной бесконфликтности как естественных состояний динамики социума. Первые концептуальные разработки этого решения возникли в XX в. в рамках чикагской школы социальной экологии. Так, один из основателей этой школы Р. Парк характеризует социальный конфликт не как определяющий и результирующий момент общественного развития, являющийся его квинтэссенцией, а только как один, к тому же промежуточный, этап социального взаимодействия. Нужно контролировать и направлять развитие конфликтов, не давая возможности местному, локальному конфликту разрастись до глобального, всеобщего уровня, грозящего «взорвать» систему изнутри. Отслеживание и рациональная регуляция противоречий и конфликтов частного социально-группового характера является условием контролируемой эволюции, сохраняющей стабильность социальной системы в целом. Только в этом случае конфликты (и их разрешение) имеют позитивное значение и становятся одним из двигателей социального прогресса. Согласие же - нормальное состояние общества, в котором единство общих интересов, целей и, главное, социальных действий различных противоборствующих субъектов исторического процесса составляет источник общественного развития. экстраполировать положения диалекти­ческой концепции на общество, можно сделать естественный вы­вод о том, что источником общественного развития выступает со­циальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставлен­ных целей посредством предпринимаемых социальных действий. В области общественных явлений выделяют антагонистические и неантагонистические противоречия. Антагонистические - противоречия между классами, интересы которых противоположны. Средство их разрешения - социальная революция – коренной переворот в жизни общества, т.е. это необходимый закономерный результат развития классовой борьбы, который разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Неантагонистические - противоречия между социальными группами, главные интересы которых совпадают. Такие противоречия разрешаются постепенно, путем их выявления и определения наиболее правильных в данных условиях путей и способов их разрешения. Движущей силой выступает критика и самокритика. Они могут не доходить до конфликта и своевременно разрешаться в интересах всего общества. Выделяют, также, основные и не основные противоречия. Основное противоречие играет главную роль в развитии и воздействует на все другие противоречия.

Существуют три основные версии реше­ния проблемы источника исторического процесса, представлен­ные в теоретических концепциях социодинамики. Первая из них абсолютизирует роль социальных противоре­чий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества, «единство противоположностей (понимаемое как равнодействие и равновесие, гармония субъектов исторического про­цесса) относительно (временно, преходяще), борьба абсолютна». Этот подход основывается на признании ведущей роли в обществе антагонистических отношений между субъектами истории, ко­ренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и потому развитие социальных противоречий может идти только «по возрастающей» и разрешаться в острой, конфликтной форме.

Второе решение данной проблемы - по сути, антитеза первому и связывает источник развития общества, используя ранее приве­денную формулу, не с борьбой противоположностей, а с их консо­лидацией и гармонизацией - «единство противоположностей аб­солютно, а борьба относительна». Рефрен данной позиции исхо­дит из признания ценностно-нормативного единства общества и приоритетности для всех субъектов общенациональных и общего­сударственных целей, обеспечивающих стабильное и эффектив­ное развитие общества в целом и каждого субъекта в отдельности.

Третье решение отмеченной проблемы основано на стремле­нии избежать крайностей в интерпретации статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов, присущих пер­вым двум вариантам - тотальности конфликта и полной бескон­фликтности как естественных состояний динамики социума. Первые концептуальные разработки этого решения возникли в XX в. в рамках чикагской школы социальной экологии. Так, один из основателей этой школы Р. Парк характеризует социаль­ный конфликт не как определяющий и результирующий момент общественного развития, являющийся его квинтэссенцией, а только как один, к тому же промежуточный, этап социального взаимодействия. Нужно контролировать и направлять развитие конфликтов, не давая возможности местному, локальному конфликту разрастись до глобального, всеобщего уровня, грозящего «взорвать» систему изнутри. Отслеживание и рациональная регуляция противоречий и конфликтов частного социально-группового характера является условием контролируемой эволюции, сохраняющей стабильность социальной системы в целом. Только в этом случае конфликты (и их разрешение) имеют позитивное значение и становятся одним из двигателей социального прогресса. Согласие же - нормальное состояние общества, в котором единство общих интересов, целей и, главное, социальных действий различных противоборствую­щих субъектов исторического процесса составляет источник об­щественного развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...