Судебная система. Органы контроля
Согласно Конституции Испании (п.5 ст.117) принцип единства судебной власти является основой организации и деятельности судов. Военное правосудие осуществляется исключительно в военной области и в условиях осадного положения. Запрещается создание чрезвычайных судов. Порядок формирования, деятельности и подчиненности судов подробно регулируется Органическим законом о судебной власти N 6/1985. Систему судов Испании возглавляет Верховный суд. Это высшая судебная инстанция в стране, в том числе и для судов региональных автономных объединений. Руководит им назначаемый Королем председатель. Верховный суд состоит из 5 палат: 1) по гражданским делам; 2) по уголовным делам; 3) по административным спорам; 4) по социальным делам; 5) военной. Имеются также Особая палата и Палата по вопросам управления. В составе каждой из палат - 10-12 членов и председатель. Ниже Верховного суда находится Национальный суд в составе пленума и 3 палат (по уголовным делам, административным спорам и социальным вопросам). Коллегия по уголовным делам в первой инстанции рассматривает дела по обвинению в преступлениях против монарха, наследника Короны и высших органов и должностных лиц государства. Наряду с этим в ее компетенцию входит слушание дел, возбужденных по фактам фальшивомонетничества, крупных финансовых махинаций, контрабанды наркотиков и в отношении лиц, совершивших преступления за границей, а также вопросы экстрадиции. Высшие суды правосудия действуют на территории автономных сообществ и выносят решения их именем. Они имеют в своем составе по 3 палаты - по гражданским и уголовным делам; по административным спорам; по социальным вопросам. Эти суды расположены в больших городах (в Мадриде 3 суда) и рассматривают, главным образом, жалобы на решения нижестоящих судов по гражданским и административным делам, а также по первой инстанции гражданские дела с большой суммой иска, споры по делам о патентах и торговых марках и др. Дела в них обычно слушаются коллегией из 5 судей.
Провинциальные суды созданы во всех 50 провинциях страны (15 из них считаются палатами соответствующих высших территориальных судов). Они рассматривают в коллегиях из 3 профессиональных судей либо дела о тяжких уголовных преступлениях в качестве судов первой инстанции, либо апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные нижестоящими судами по уголовным делам. В 1988 г., согласно Органическому закону N 7, "в целях упрощения судебной процедуры по уголовным делам при соблюдении гарантий прав обвиняемого" была введена новая судебная инстанция- судьи по уголовным делам. Эти судьи рассматривают единолично уголовные дела, за которые может быть назначено наказание до 6 лет лишения свободы (в ряде случаев допускается и заочное разбирательство дела с согласия обвиняемого). В каждой провинции имеется, как правило, несколько судей по уголовным делам, а в Мадриде - несколько главных судей этой категории, полномочных рассматривать наиболее сложные дела в любой части Испании. Следственные суды ведут дознание и следствие по уголовным делам, которые в дальнейшем передаются в провинциальные суды или суды по уголовным делам. Помимо этого они разбирают мелкие правонарушения и могут пересматривать решения мировых судей. В Мадриде действуют несколько центральных следственных судов, юрисдикция которых распространяется на всю Испанию. В каждой провинции учреждаются также суды первой инстанции, совмещающие в себе функции следственных судов; суды по административным спорам; по социальным вопросам; пенитенциарные и по делам несовершеннолетних. Последние были учреждены еще в 1918 г. и рассматривают коллегиально или в составе единственного судьи дела о правонарушениях несовершеннолетних, а также споры по семейным вопросам. Систему этих судов возглавляет Высший совет защиты несовершеннолетних в Мадриде. Согласно Закону 1980 г. о Высшем совете, апелляционные жалобы на решения судов по делам несовершеннолетних рассматриваются образуемыми им комиссиями в составе 7 профессиональных судей.
В тех муниципальных округах, где отсутствуют суды первой инстанции, назначаются мировые судьи, представляющие собой низшую судебную инстанцию. Они рассматривают единолично основную массу мелких гражданских споров, а также дела о малозначительных уголовных преступлениях. В отличие от других категорий судей, мировые судьи избираются сроком на 4 года Высшим судом правосудия данного административного сообщества. При этом кандидат не обязательно должен быть юристом. Суды присяжных были введены в Испании в 1886 г. для рассмотрения дел о тяжких уголовных преступлениях. В период франкистской диктатуры институт суда присяжных был отменен. Реальное восстановление этого института началось с принятием Органического закона о суде присяжных в 1995 г., согласно которому Суду присяжных подсудны дела о преступлениях против личности, чести, свободы и безопасности человека, о должностных преступлениях и о поджоге. Состав трибунала включает председательствующего профессионального судью, 9 присяжных заседателей и 2 запасных. В конце 1970-1980-хгг. была образована система хозяйственно-административных трибуналов. Ее возглавляет Центральный хозяйственно-административный трибунал, состоящий из председателя, 11 членов и генерального секретаря. Трибунал рассматривает по первой инстанции финансовые споры на крупные суммы и жалобы на постановления Министерства экономики и других центральных учреждений, а по второй инстанции - жалобы на постановления нижестоящих судов хозяйственно-административных трибуналов региональных автономных объединений и соответствующих трибуналов провинций. Конституция 1978 г. провозгласила принцип независимости и несменяемости судей (ст.117). Они назначаются на свои должности Королем по рекомендациям Генерального совета судебной власти, играющего важнейшую роль в управлении и контроле за деятельностью судов. В его состав входят председатель Верховного суда (председатель Совета) и 20 членов, избираемых на 5 лет судьями всех категорий из своей среды (12) и Кортесами из числа опытных адвокатов и других юристов (8).
Конституция 1978 г. учредила Конституционный суд, который, согласно доктрине, не входит в систему органов судебной власти Испании и призван контролировать деятельность всех 3 ветвей государственной власти. Он решает вопрос о конституционности законов и актов правительства, имеющих силу закона, разбирает конфликты по вопросам компетенции между государством и региональными автономными объединениями, а также жалобы отдельных лиц (физических и юридических) на нарушение их конституционных прав и свобод. Обратиться в Конституционный суд может и судебный орган, если он в ходе процесса сочтет противоречащим Конституции подлежащий применению закон. Решения Конституционного суда, в том числе и признающие неконституционными законы или отдельные правовые нормы, имеют обязательную силу и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из 12 членов. Они назначаются Королем по предложению каждой из обеих палат (по 4), Правительства (2) и Генерального совета судебной власти (2) из числа опытных судей и прокуроров, юристов - профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на 9 лет (предусмотрена процедура обновления состава Суда каждые 3 года на 1/3). Председатель назначается Королем на 3 года по предложению членов Суда. Расследование по уголовным делам проводится судебной полицией, и прежде всего уполномоченными на то сотрудниками "гражданской гвардии". Расследование наиболее сложных уголовных дел осуществляют следственные судьи, которые входят в судейский корпус на равных правах с другими судьями, но не могут участвовать в разбирательстве расследованных ими дел.
Обвинение в судах поддерживается представителями прокуратуры (Ministerio Fiscal), которая, в отличие от большинства западных стран, имеет статус конституционного института. Согласно Основному закону (ст.124), ее задача заключается в том, чтобы способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, по долгу службы или же по ходатайству заинтересованных лиц, а также осуществлять надзор за обеспечением условий для независимости судов и соблюдением в них общественных интересов. Прокуратура действует в соответствии с принципами единства действий и иерархической соподчиненности, во главе с генеральным прокурором (Fiscal General). Последний назначается Королем по предложению Правительства и по заслушании Генерального совета судебной власти. В Конституции провозглашено право всех граждан на судебную защиту, в том числе на бесплатную юридическую помощь по уголовным делам "для всех, кто не обладает средствами" (ст.119). Юридические представители делятся на две категории: адвокатов и поверенных. Первые должны обязательно иметь юридическое образование (степень лицензиата права). Адвокаты и поверенные должны входить в состав соответствующих профессиональных коллегий, кроме случаев, когда они состоят на службе публичных администраций или публичных корпораций. В 1981 г. в Испании принят Закон о Народном защитнике, который избирается на 5 лет обеими палатами парламента и призван охранять права граждан от злоупотреблений со стороны административных органов. Институт Народного защитника во многом напоминает функции омбудсмана в Скандинавских странах. Народный защитник со своими сотрудниками обязан расследовать обращенные к нему жалобы граждан на постановления властей и действия служащих. Он может просить Конституционный суд проверить конституционность того или иного акта, требовать от администрации отмены незаконных постановлений и распоряжений, обращаясь при необходимости за содействием в прокуратуру и суды. Народный защитник ответствен только перед Генеральными кортесами. Согласно Конституции (ст.136) высшим контрольным органом финансовой отчетности и экономической деятельности государства и всего государственного сектора является Счетный суд, который подчиняется непосредственно Генеральным кортесам и осуществляет свои функции по поручению Кортесов при обсуждении и утверждении отчета о генеральном бюджете государства. Финансовые отчеты государства и государственного сектора передаются Счетному суду для проверки. Помимо этого, Счетный суд направляет Генеральным кортесам ежегодный отчет, в котором при необходимости сообщает о допущенных, с его точки зрения, нарушениях и мерах ответственности.
Счетный суд состоит из 12 счетных советников, в число которых входит председатель, и прокурора. Счетные советники назначаются Генеральными кортесами - по шестеро Конгрессом депутатов и Сенатомсроком на 9 лет. Председатель назначается королевским декретом сроком на 3 года. Члены Счетного суда независимы и несменяемы. Прокуратура Счетного суда состоит из назначаемого Правительством прокурора и двух прокурорских адвокатов и функционально подчинена генеральному прокурору.
Литература
Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982. Уголовный кодекс Испании / Пер. с исп. В.П. Зыряновой, Л.Г. Шнайдер. М., 1998. Miranda S. Spain: Practical Commercial Law. L., 1993.
Италия Итальянская Республика
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература
Государство на юге Европы, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. Территория - 301,2 тыс. кв. км. Столица - г.Рим. Население - 58,2 млн. чел. (1996 г.), 94% - итальянцы. Официальный язык - итальянский. Религия - 90% населения исповедуют католицизм. Согласно Конституции государство и католическая церковь независимы и суверенны каждый в своей сфере. Отношения между ними регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г. и Конкордатом (договором с Ватиканом) 1984 г. Италия - страна с древнейшей историей и один из очагов мировой цивилизации. В VIII в. до н.э. латиняне основали город Рим, который к началу нашей эры стал центром огромной рабовладельческой империи. В 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византия), в 476 г. Западная Римская империя пала под ударами варваров. На протяжении почти всего Средневековья и Нового времени Италия представляла собой конгломерат феодальных государств, иностранных владений и независимых городских республик. В 1861 г. создано единое Итальянское королевство. В 1922-1943 гг. в стране был установлен фашистский режим Муссолини. В 1929 г. были заключены Латеранские соглашения с главой католической церкви об образовании на территории г.Рима папского государства Ватикан. В 1947 г. в результате референдума Италия провозглашена республикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|