Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа учащихся.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
1.Рассказ на тему «Добро и зло в православной традиции». Слайд 2.

2.Словарный диктант. (Слайд 3)
По определению вспомните слово.

1)то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога. (Добро)

2) то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним: грех. (Зло)

3) то, что указывает на грех, подсказывает, как должен поступить человек. (Совесть)

4)это изменение той оценки, которую человек дает своим

поступкам. (Раскаяние)

Слайд 4.

3. Распредели высказывания на две группы.

помогает другим людям

вредит ближнему

помогает росту души человека

радует Бога

разрушает человека

реализует недобрые мысли и чувства человека

III.Выявление восприятия, мотивация.

1. Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». (Диск).

- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

- Как изменялся характер старухи в сказке?

Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

- Раскаялась старуха в своих поступках?

2. «Золотое слово». Послания святых апостолов. Слайд 5.

В одном из своих Посланий святой апостол Павел призывает: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать», потому что зависть бывает «угрызением» для духа, души человеческой и червоточиной для костей. Ведь наше телесное здоровье зависит от нашего духовного состояния, недаром в притче говорится: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей». Зависть производит неустройство и зло, «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое», а христианская любовь чужда зависти, тому что она, как сказал другой апостол – Иоанн, исходит от Бога, и всякий любящий рождён от Бога.

- О чём говорят эти «золотые слова»?

IV. Работа по теме урока.

Слайд 6.

1. - У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди.

Запись темы урока в тетрадь.

- Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

Слайд 7.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был зн а ком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

Слайд 8.

Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.

Люди, любите друг друга!

Слайд 9.

Почитай отца твоего и мать твою. Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы твоего уважения («почитания»)?

Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.

Слайд 10.

Не убивай. Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.

Слайд 11.

Не кради. Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.

Слайд 12.

Не прелюбодействуй. То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

Слайд 13.

Не лги. Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос предостерегал: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.

Слайд 14.

Не завидуй. Зависть мешает радости. Тебе подарили велосипед. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая машина – но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя.

Слайд 15.

Самостоятельная работа учащихся.

Соотнеси пословицу и заповедь.

 

 

 

Слайд 16.

Работа с новым понятием.

Исследовательская работа.

- Разберите слово «милосердие» по составу.

- Объяснят, как могло возникнуть в языке это слово.

Слайд 17.

§ В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

§ Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

Слайд 18.

- А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

Слайд 19.

4. Работа по учебнику.

§ Исследовательская работа с текстом. (Стр. 42 – 44. Притча о добром самарянине).

§ Опережающее задание:

Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.

(Для облегчения задачи это можно выполнять по вариантам).

§ Продолжение обсуждения темы:

- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?

5. Придумайте ролевые игры:

а) ребёнок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;

б) преступник, осуждённый по закону;

Показав одноклассникам свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.

Слайд 20.

§ Продолжение обсуждения темы:

- Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван- царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?

Слайд 21.

- Что помогает следовать призыву Христа: «Люб и те врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

- Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела.

Слайд 22.

6. Работа с новым понятием.

- Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

Святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Слайд 23.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...