Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Аналитический обзор. 1.1. Значимость онтологии физических процессов для философской и научной мысли человечества




Глава 1. Аналитический обзор

1. 1. Значимость онтологии физических процессов для философской и научной мысли человечества

Пространство?! Что это такое? Человек с древних времён смотрел на звёздное небо и создавал своё представление о Вселенной. Homo sapiens — человек разумный — в самоназвании человек выделил разумность, как основную отличительную черту, выделяющую его из всей окружающей природы. И как любому мыслящему существу, по своему определению, человеку присуще стремление познать окружающий мир, Вселенную. И, естественно, в результате этого процесса познания, вырисовывается картина мироздания.

История рождала и уничтожала цивилизации, а вместе с ними появлялись или исчезали религии, философские системы, понятия о Вселенной. Далеко не всё сохранила история, особенно невосполнимый ущерб нанесло истории цивилизации да и развитию цивилизации в целом, христианство, особенно католицизм.

Фанатиками, вдохновляемыми священниками, были уничтожены сокровищницы знаний ушедших цивилизаций, древние библиотеки — хранилища ценнейших книг: протошумерская в Вавилоне, Александрийская в Египте, разрушен архипелаг Санторин, кладовые папирусов в Фивах и Мемфисе, Этрусская библиотека в Риме, сожгли храм-капище в Афинах, уничтожили громадную библиотеку в Царьграде, неизвестно куда исчезли библиотеки Ярослава Мудрого и Ивана Грозного, манускрипты цивилизаций Майя, Инков и Ацтеков.

И, в результате этого, многие знания древних цивилизаций Земли были уничтожены. Многие..., но, к счастью, не все. И то, что было спасено от костров инквизиции, эти спасённые порой ценой многих жизней древние фолианты поражают глубиной и точностью описаний Вселенной, к пониманию некоторых аспектов которых современная наука только приблизилась.

Наиболее интересными в этом отношении и наиболее древними являются Славяно-Арийские Веды. В «Книге Света», возраст которой — сорок тысяч лет, излагается картина мироздания, которая просто потрясает своей точностью и полнотой. Невероятно, но факт, который вынужден будет признать каждый, кто откроет эту книгу.

... В истинном Изначалье, вернее, тогда,
когда в Безконечной Новой Вечности
разлилась Великим мощным потоком
Жизнь несущая сияющая Инглия,
Первозданный Жизнь порождающий Свет,
в Новой Действительности рождены были
разнообразные Пространства и Реальности
Миров Яви, Нави и Прави.

..................................................................

И чем ближе к
Изначальному Источнику Света
располагались эти Пространства
и Реальности в различных сияющих Мирах,
тем большими мерностями
эти Величайшие Пространства
и Реальности были наполнены... [1]

Сорок тысяч лет назад знали о том, что существует множество Вселенных, имеющих разную мерность и образующих все вместе единую пространственную систему, которую будем условно называть матричным пространством.

Как ветви Древа соединил
Первозданный Животворящий Свет
Листочки-Реальности
нашего Мирового Древа
с могучим сияющим стволом.

И каждый Листочек-Реальность
сиял безмерно,
переливаясь ярким Светом
различных Солнц,
а ствол Мирового Древа уходил
многочисленными корнями своими
в Безконечную Новую Вечность,
порождённую в Новой Действительности[2].

Красивым, образным языком, доступным для понимания любому человеку, вне зависимости от того, жил ли он сорок тысяч лет назад или живёт сейчас, была передана нашими предками информация об устройстве Вселенной. Поражают точность и масштабы переданной информации. Наша действительность, Вселенная, которая только частично известна современным учёным, показывается, как маленькая часть, как песчинка на берегу безбрежного океана.

Она — только один листочек-реальность нашего Мирового Древа. И каждый такой листочек-реальность имеют свою мерность и строго определённое положение на стволе Мирового Древа. Любопытно, не правда ли?!

Излагается принцип квантования пространства по определённому признаку, который современной физике известен для процессов, происходящих на уровне микромира, — квантование электронных орбит у атомов. Микромир довольно глубоко изучён ядерной и квантовой физикой, в то время, как изучение и представления о устройстве Макромира находится на начальной стадии.

Простота и образность языка Вед — не случайна. Те, кто записал информацию в «Книге Света» прекрасно понимали, что любой специальный язык изложения информации не может быть приемлем, так как создавшие специальный язык могут все погибнуть от тех или иных причин и не смогут передать потомкам смысл терминов ими употребляемых. И, как следствие, никто не сможет правильно понять информацию.

Это станет предельно ясно если обратиться к примеру современной науки. Учёными придумано и введено столько научных терминов, что более девяноста процентов ныне живущих людей не в состоянии понять значение оных терминов. Иногда доходит до абсурда, когда некоторые научные работы в состоянии понять только несколько человек на планете.

И если проанализировать развитие науки, то станет ясно, что современный научный язык может быть уже в следующем столетии станет абсурдным и непонятным для будущих поколений, как, например, язык алхимиков средневековья кажется несуразным и антинаучным современным учёным, хотя, в средние века алхимия была признана всеми и являлась академической наукой, изучаемой студентами в университетах. И, если бы не было алхимии, никогда не появилась бы неорганическая и органическая химии, которые ничего общего уже не имеют со своей «матерью».

Поэтому если есть необходимость передать информацию далёким потомкам, единственным способом достичь желаемого является передача информации максимально доступным языком. Только в этом случае есть шанс, что лингвисты и историки будущего смогут прочесть и понять эту информацию. Поэтому, с этой точки зрения, доступный и образный для понимания практически любого человека язык изложения является достаточным гарантом, что передаваемую информацию поймут правильно.

Во времена написания «Книги Света» существовали не только специальные термины, но и разные алфавиты для людей разной подготовки и уровня посвящения. Это создавало систему, которая позволяла обеспечить полный контроль за доступом к информации. В те давние времена прекрасно понимали, что информация — очень мощное оружие, которое не должно попасть в руки духовно незрелых людей, которые могли бы использовать эту информацию в корыстных целях или невежественно, что, в свою очередь, может привести к более или менее глобальным катастрофам.

... Однако среди Жрецов
второй касты была группа
ещё более высоко посвящённых,
мало кому из Жрецов
низших каст известная,
и имела она другое Духовное Учение,
сильно отличавшиеся от предыдущих.

Гласило это Духовное Учение,
что наш окружающий Явный Мир,
Мир жёлтых Звёзд и Солнечных Систем,
только песчинка в Безконечной Вселенной.

Что существуют Звёзды и Солнца белые,
голубые, лиловые, розовые, зелёные,
Звёзды и Солнца цветов,
нами невиданных,
нашими чувствами не постигаемых.

И бесконечно велико их число,
безгранично их разнообразие,
безконечны Пространства их разделяющие.

................................................................

И все эти разнообразные Миры —
ничто перед иными Мирами,
вне нашей Вселенной лежащими,
и снова безгранично велико их число
и неизмеримо велико их разнообразие.

Безконечности Безконечностей разделяют
все эти разно- и многообразные Миры[3]...

Классификация звёзд по излучаемому спектру полностью сформировалась только во второй половине двадцатого века, и некоторые типы звёзд были обнаружены только с помощью радиотелескопов и, естественно, человеческими органами чувств не воспринимались. Подобное не может быть простым совпадением, а если это так, то существует большая вероятность того, что и многое остальное, переданное в Ведах, близко к истине.

Как же случилось, что столь ценные знания были «забыты» на столь долгое время и почему только сейчас информация о них стала доступна многим?!

Несколько причин привели к этому, и одна — основная из них — заключается в изменениях климата, вызванных резким похолоданием тринадцать тысяч лет назад и, как следствие, переселение народов в более тёплые края, при котором переселенцы оторвались от своих первооснов и потеряли многие знания, которыми владели их предки.

Очень мало Высоких Посвящённых ушли с переселенцами, что и послужило одной из основных причин их «одичания». Суровая природа заставила их бороться за физическое выживание и было им не до звёзд. А когда опасность миновала, мало что осталось от былых знаний, только осколки их сохранилась в народных преданиях.

«Осколки» этих древних знаний были «большими» или «меньшими» и, как следствие этого, в большей или меньшей степени проявились в философских системах и религиях разных народов. С переселенцами отправлялись в дальние края и хранители знаний, но в большинстве своём они не были высокого посвящения.

Кроме того, людям отправившимся в новые земли, часто за тысячи километров от своей Родины, во время переходов приходилось сталкиваться со многими трудностями: голодом, природными стихиями, отражением нападений других племён, совершать нападения самим.

Даже в те времена многие удобные для жизни земли были заняты и найти свободные земли было не просто. В большинстве случаев мирным путём или в результате войн вновь пришедшие поселялись вместе с аборигенами, находясь с последними в состоянии симбиоза, постепенно смешиваясь с ними. Поэтому на этот период основным являлось выживание, знания не востребовались во время переселений.

Только когда племена переселенцев находили новые места, потребность в знаниях появлялась вновь, в большей степени — в прикладных знаниях, позволяющих переселенцам обрабатывать землю, создавать необходимые предметы обихода и разные инструменты для возрождения ремёсел, так как во время переселений люди брали и сохраняли только самое необходимое.

Иногда проходили годы, десятилетия, пока переселенцам удавалось найти желаемое. Поэтому обучение новых носителей знания, новых жрецов не могло быть полноценным. В результате этого, изначальные знания частично терялись, частично видоизменялись и, как следствие, в большинстве случаев постепенно трансформировались в философско-мифологические учения. Аналогичные явления происходили и в результате военных походов.

Вследствие х'Арийского похода в Дравидию (Древняя Индия) в 2691 году до р. х. из Беловодья, живущим племенам — дравидам и нагам — с покорением были принесены и знания, которые, в видоизменённой форме, стали фундаментом философии и мифологии Индии:

... Другие же Роды Расы Великой
расселятся по всему лику Мидгард-Земли
и перейдут за Химават-горы...
и научат людей с кожей цвета Мрака
Мудрости Мира Сияний...

Дабы прекратили они приносить
жертвы страшные, кровавые,
своей богине — Чёрной Матери
и Змеям-Драконам из Мира Нави,
а обрели новую Божественную Мудрость
и Веру... [4]

Впоследствии, часть мудрых изречений из Мудрости Мира Сияний вошли в сборник под названием Риг-Веда, который сохранился на территории Индии. В древнеиндийском обществе сформировалась система Варн, а позднее каст — замкнутых социальных образований, объединявших людей строго определённых профессий, исключавших переход из одной касты в другую и запрещавших межкастовые браки.

Первое место в социальной иерархии принадлежало брахманам, т. е. жрецам, обычно сочетавшим в древности функции священнослужителей с функцией учёных; затем, шли кшатрии — военно-административная знать; вайшьи — свободные члены общины, занимавшиеся земледелием, ремеслом и торговлей, как в городах, так и в деревнях.

Эти три Варны возникли в процессе формирования классов у арийских племён (х'Арийцев и да'Арийцев), в то время, как четвёртая варна — варна шудр, куда входили неполноправные общинники, на долю которых доставались самые неприятные виды труда, образовалась, главным образом из местных племён, дравидов и нагов, покорённых ариями, в ходе военных действий.

Древнеславянские Веды положили начало философской традиции в Древней Индии. В индийском варианте Веды состоят из четырёх сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п.: Риг-Веды, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы (или Атхарвангирасы).

Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами.

Собственно, философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них — Риг-Веде[5]:

7. [Космогонический гимн]

Тогда не было ни сущего, ни несущего;
Не было ни воздушного пространства,
ни неба над ним.

Что в движении было? Под чьим покровом?
Чем были воды, непроницаемые, глубокие?

Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было
Различия между ночью и днём.

Без дуновения само собой дышало Единое,
И ничего, кроме него, не было.

Вначале тьма была сокрыта тьмою,
Всё это [было] неразличимо, текуче.

От великого запаса зародилось Единое,
Покрытое пустотой.

И началось[тогда] с желания, — оно
Было первым семенем мысли.

Связку сущего и несущего
Отыскали, восприемля в сердце, прозорливые
мудрецы.

Вервь их простёрта поперёк. Было ли
Внизу [что], было ли вверху?

Носители семени были, силы были. Вожделение —
Внизу, усилия — вверху.

Кто поистине знает, кто теперь бы поведал,
Откуда возникло это мирозданье?

Боги [появились] после сотворения его.
[Но] кто же знает, из чего оно возникло?

Из чего возникло это мирозданье, создал ли
[Кто его] или нет?

Кто видел это на высшем небе,
Тот поистине знает. [А] если не знает?

Ещё более интересно проследить за отражением в Славяно-Арийских Ведах истории Анлантиды и Египта. И, опять-таки, об этом говорится в Ведах:

... Великое Похолодание принесёт ветер
да'Арийский на землю сию и Марена на треть
Лета укрывать будет её своим Белым Плащом.

Не будет пищи людям и животным во время
сие и начнётся Великое Переселение
потомков Рода Небесного за горы Рипейские,
кои защищают на западных рубежах
Святую Рассению...

И дойдут они до Великих Вод,
Океана-моря Западного,
и перенесёт их Сила Небесная,
на землю Безбородых людей,
с кожей цвета пламени Священного Огня.

Великий Вождь построит в земле той
Капище Трезубца Бога Морей.

И будет Ний — Бог Морей
посылать им безсчётные дары свои,
и станет защищать земли их от Стихий Зла...

Но великий достаток
отуманит головы вождей и жрецов.
Великая Лень и желание чужого захватит разум их.

И начнут они лгать Богам и людям,
и станут жить по своим законам,
нарушая Заветы Мудрых Первопредков
и Законы Бога-Творца Единого.

И будут использовать
Силу Стихий Мидгард-Земли
для достижения своих целей...
И разгневают они деяниями своими
Ния — Великого Бога Морей...

И уничтожит Ний и Стихии землю ту,
и скроется она в глубинах Великих Вод,
тако же как скрылась в Древние времена
в глубинах северных вод — Священная Даария...

Боги Расы спасут людей праведных
и Сила Небесная перенесёт их на восток,
в земли людей с кожей цвета Мрака...

а Безбородых людей,
с кожей цвета пламени Священного Огня,
перенесёт Сила Великая в безкрайние земли
на заходе Ярила-Солнца лежащие...

Люди с кожей цвета Мрака будут почитать
потомков Рода Небесного за Богов...
и будут учиться у них многим наукам.

Люди из Великой Расы
построят новые Грады и Капища,
и научат людей с кожей цвета Мрака
выращивать злаки и овощи...

Четыре Рода Расы Великой сменяя друг друга,
будут обучать Древней Мудрости новых Жрецов...
и строить Трираны-Гробницы,
в виде Гор рукотворных, четырёхгранных[6]...

Цивилизация мифической Атлантиды, как её называли древние греки, согласно данному преданию, возникла в результате переселения племён Антов из Беловодья на большой остров в Западном Океане-море — Атлантическом океане — и создания там ещё одного очага цивилизации.

В дальнейшем переселенцы стали называть свою новую Родину Антлань, т. е. землёй Антов. Это название, благодаря древним грекам, преобразуется в Атлантиду и под этим именем сохранится в истории. В своих трудах, Платон упоминает об Атлантиде и излагает мнение о том, что с гибелью Атлантиды погибли Древние Знания. Атлантида опустилась на океанское дно в результате природных катаклизмов. Располагалась Атлантида к западу от севера Африки.

Подтверждением правильности этого служит загадка и факт существования таинственного народа Гуанчи, обнаруженного португальцами, когда они, в очередной раз, открыли Канарские острова, на которых, к своему удивлению, обнаружили белокожих аборигенов, которые по сравнению с низкорослыми португальцами выглядели гигантами со своим двухметровым ростом.

Эти голубоглазые и светловолосые гиганты обитали на Канарских остовах, но никогда не достигали африканского континента, различимого в хорошую погоду с этих островов. Интересен и тот факт, что португальцы обнаружили на этих островах и одичавших домашних животных. Складывается впечатление, что гуанчи были потомками людей, выброшенных вместе с со своим домашним скотом на необитаемый остров, где они со временем одичали или, по крайней мере, утратили большинство знаний, которыми обладали. Их язык был совершенно не известен португальцам.

К сожалению, агрессивная политика португальцев привела к тому, что свободолюбивые гуанчи были уничтожены солдатами или погибли от болезней, завезённых на острова, и которых они не знали. Интересно и то, что наравне с мужчинами сражались и женщины, которые предпочли смерть рабству. В результате всего этого, одичавшие потомки Атлантов полностью исчезли и унесли с собой ещё одну тайну истории.

Те же, кто всё-таки достиг африканского континента, достигнув низовий Нила, создали новую цивилизацию — цивилизацию Древнего Египта. Из древнеегипетских преданий известно, что эта страна была основана девятью Белыми Богами, пришедшими с Севера. Для негроидного населения древнего Египта, белокожие пришельцы, посвящённые в Древние Знания, несомненно, были, как Боги.

Пришельцы не только подчинили себе негроидные племена Древнего Египта, но и научили их многому: умению строить жильё и храмы, владеть техникой земледелия, животноводству, орошению, ремёслам, судовождению, военному искусству, музыке, астрономии, поэзии, медицине, секретам бальзамирования, использованию полезных ископаемых, тайным наукам. Создали кастовую систему, институт жречества и институт фараона.

Любопытно и то, что всё, перечисленное выше, появилось сразу, одновременно, а не было развито постепенно, как должно было бы быть, в случае постепенного развития цивилизации. А это только подтверждает привнесённость этих знаний. Кроме того, в настоящее время доказано, что первые четыре династии Фараонов Древнего Египта были белыми людьми. Исследование найденных мумий первых династий подтверждает это несомненно.

Таким образом, древние мифы получают научное подтверждение своей реальности, что даёт основание считать, что и другие мифы, вполне возможно, имеют под собой реальные факты.

Интересен и другой факт древнеегипетской цивилизации — за многие тысячи лет существования, эта цивилизация не создала ничего нового. Древние Знания Белых Богов превратились для потомков в святыни, охраняемые кастой жрецов — знания превратились в догмы. Жрецы только передавали новым поколениям знания, которые сами в свою очередь, получили от своих учителей.

Любая попытка что-нибудь изменить воспринималась, как кощунство; эволюционное развитие египетской цивилизации было «заморожено» жрецами на многие тысячелетия. И этот прискорбный факт стал основной причиной уничтожения египетской цивилизации. Но перед тем, как погибнуть, она бросила свои семена знаний в благодатную почву своих соседей.

Тайные знания из Египта попали в Древнюю Грецию, научные труды философов и учёных которых сохранила История. К сожалению, огромное число древнеегипетских манускриптов, пергаментов, которые начал собирать ещё Александр Македонский и его сподвижники после покорения Египта, погибли во время пожара Александрийской библиотеки, устроенной фанатичными христианами.

Единственное, что сохранилось до нашего времени, так это могильники фараонов и знати Египта, да и то, только потому, что они были тщательно спрятаны, а потом и засыпаны песками. Именно поэтому история Египта изучалась только по фрескам и надписям в пирамидах и могильниках. Именно поэтому мало что известно о жизни живых Древнего Египта, об их философских и научных представлениях.

Весьма любопытен и тот факт, что Славяно-Арийские Руны и Египетские Иероглифы имеют много общего, а некоторые из них — просто тождественны... Таким образом, практически не осталось свидетельств о философии и научной мысли Древнего Египта, только тайные хранилища манускриптов, созданных хранителями тайн, избежали участи быть сожжёнными, но и до сих пор они не известны широким массам.

Эти манускрипты стали основой создания практически всех тайных обществ — розенкрейцеров, иллимюнариев, масонов и т. д. Тем не менее, знания древнего Египта не исчезли бесследно, а нашли своё продолжение и развитие в древнегреческой философии.

Древнегреческая философия возникла не собственно в Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира — в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру.

Эта культура создавалась под влиянием более древних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии, Египта. Первые материалистические учения возникли в Милете, крупнейшем в 6 в. до н. э. из малоазиатских греческих городов, на грани 7-6 вв. до н. э. В нём жили и создали свои школы последовательно три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Задавшись вопросом о том, откуда всё возникает и во что всё превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. При этом, они понимали первовещество, не как мёртвую и косную материю, а, как вещество, живое в целом и в частях, наделённое душой и движением.

Фалес (конец 7-го — первая половина 6-го в. до н. э. ) был деятелем, соединившим интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Он был гидроинженером, разносторонним учёным и мыслителем, изобретателем астрономических приборов[7]. Как учёный, он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э.

Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки, что является косвенным подтверждением наличия в Древнем Египте научных знаний. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений.

Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Всё постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма.

В то же время, вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из неё природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной — всё наполнено божественной сущностью, всё одушевлено. Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены, по отношению к Земле, небесные светила: Луна, Солнце, звёзды.

В этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует на самом деле: он полагал, что ближе всего к Земле находятся, так называемое, небо неподвижных звёзд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями.

Его современник, Анаксимандр[8], признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще, не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и, в этом смысле, неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное». По обособлении из него тёплого и холодного, возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землёй.

Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключённым некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звёзд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы, при переходе на сушу.

Всё обособившееся от беспредельного должно, за свою «вину», вернуться в него. Поэтому, мир — не вечен, но, по разрушению его, из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Последний в ряду милетских философов — Анаксимен[9], достигший зрелости, ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв, в качестве первовещества, воздух, он ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого, из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь.

«Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей, «воздух» — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же, как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил.

Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звёзд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам.

Анализируя представления этих философов о природе, невольно бросается в глаза тот факт, что каждый из них получил знания не цельные, а отрывочные. И, используя каждый «свой» осколок, пытались построить свою картину мироздания. Неполнота, незавершённость изначального фундамента, на который они опирались, приводила к однобокости, сильному искажению картин мироздания, ими создаваемых.

Весьма интересны космологические представления Эмпедокла, деятельность которого протекала в Акраганте (Агригенте) на берегу Сицилии в 5 в. до н. э. Согласно космологии Эмпедокла, вокруг Земли существуют два вращающихся полушария. Одно из них состоит целиком из огня, другое, смешанное, состоит из воздуха и из примеси небольшого количества огня.

Это второе полушарие производит своим вращением явление ночи. Начало движения произошло от нарушения равновесия, вследствие присоединения огня. Согласно астрономической гипотезе Эмпедокла, Солнце, по своей природе, не огненное. Дневное светило, видимое нами каждый день на небесном своде, есть, по Эмпедоклу, только отражение огня, подобное тем, которые бывают на воде.

Луна образовалась из воздуха, увлечённого огнём. Этот воздух сгустился наверху, наподобие града. Светит Луна не собственным светом, а исходящим от Солнца. Форма мироздания — не шаровидна, в точном смысле. Мир приближается, по своей форме, к яйцу, лежащему в горизонтальном положении[10].

Он представлял, что звёзды прикреплены к твёрдому кристалловидному небесному своду, планеты же, движутся свободно. Эмпедокл уже ясно отличал планеты, имеющие видимое движение по отношению к окружающим их звёздам, от видимо неподвижных, по отношению друг к другу, звёзд.

Взгляд на Луну, как на тело, образовавшееся путём сгущения воздуха и, стало быть, не самосветящееся, подсказал Эмпедоклу объяснение солнечных затмений. Причину их он видел в том, иногда тёмная Луна заслоняет собой Солнце. Гениальной, для того времени, была догадка Эмпедокла о том, что свету требуется известное время для распространения в пространстве. Эта догадка полностью противоречила всем тогдашним представлениям о природе света.

Во второй половине 5 в. до н. э., на севере Греции, во Фракии, появился новый центр развития науки и философии — город Абдеры. В нём протекала деятельность Левкиппа в его зрелую пору, а также, деятельность Демокрита, создавших новое учение — атомистический материализм.

Название учения показывает, что основное физическое (и философское) воззрение Левкиппа и Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества. Греческое слово «атомос» означает: «неделимый», «неразрезаемый на части».

По сообщению Симплиция, Левкипп и Демокрит говорили, что начала (физические элементы) — бесконечны по числу, и их они называли «атомами» и считали их неделимыми и непроницаемыми, вследствие того, что они абсолютно плотны и не заключают в себе пустоты. Они говорили, что разделение происходит, благодаря пустоте, заключающейся не внутри атомов, а в телах, атомы же, отделены друг от друга в бесконечной пустоте и различаются внешними формами, размерами, положением и порядком[11].

Атомы носятся в пустоте, настигая друг друга, они сталкиваются, причём, где случится, одни отскакивают друг от друга, другие сцепляются или сплетаются между собой, вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся соединения держатся вместе и, таким образом, производят возникновение сложных тел. Левкипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во Вселенной, но и число возможных для различных атомов форм, т. е. их фигур, очертаний.

Существуют атомы самой различной формы: шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т. п. Число этих различных форм — бесконечно. Доказательство бесконечного числа форм атомов, конечно, не могло быть эмпирическим, вследствие невидимости и неосязаемости этих форм, а только логическим.

Атомисты не ставят вопрос о причине движения атомов. Они не ставят его, не вследствие «бесконечности», как думал о них Аристотель, а потому, что движение атомов представляется им изначальным свойством атомов. Именно, как изначальное, оно не требует объяснения причины. Но учение о движении атомов не есть и произвольное утверждение философа о том, что происходит в области чувственно невидимого и невоспринимаемого.

Теория о невидимых нами движениях весьма малых атомов внушается нашему уму наблюдениями над процессами и явлениями, происходящими в чувственно воспринимаемой природе. Теория атомизма возникла у Левкиппа и Демокрита, на основании наблюдений и некоторых аналогий. Предметом этих наблюдений были такие общеизвестные факты, как способность некоторых твёрдых тел сжиматься.

Если тела могут сокращаться в своём объёме, значит, они состоят из частиц, между которыми имеется пустое пространство, иначе, как могли бы они уменьшиться в объёме? В соответствии с этим, Демокрит пояснял, что большая или меньшая степень твёрдости и мягкости «соответствуют большей или меньшей степени плотности и разряжённости».

Все вещи и тела видимого, ощущаемого мира, согласно их учению, возникают в результате временного соединения невидимых и неосязаемых вещественных частиц. Эти частицы уже не обладают, вразрез с Анаксагором, потенциальной делимостью до бесконечности. Это — частицы, абсолютно неделимые и потому называемые «атомами».

Атомы, по их представлениям, настолько малые частицы вещества, что непосредственно, при помощи чувств, их существование не может быть обнаружено: о нём мы только заключаем, на основании доказательств или доводов ума. Космология атомистов и их космогония, в своих различных частях, соответствуют разным уровням развития античной науки и потому, в отдельных своих учениях, далеко не равноценны.

В некоторых космологических идеях атомисты надолго опередили своё время, в других, остались, примерно, на том уровне, которого достигла милетская школа, в лице своего последнего представителя — Анаксимена. Новыми достижениями атомистов были их учения о бесконечности Вселенной и о бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве.

Учение Левкиппа и Демокрита о бесконечности Вселенной прямо вытекает из их представления о бесконечности пустого пространства и из представления о бесконечном числе атомов, движущихся в пустоте. Процесс образования бесконечного числа миров в бесконечном пространстве атомисты представляли следующим образом: «выделяясь из беспредельного», несётся множество разнообразных по формам тел «в великую пустоту» и вот они, собравшись, производят единый вихрь, в котором, наталкиваясь друг на друга и всячески кружась, они разделяются, причём, подобные отходят к подобным.

Имеющие же одинаковый вес, вследствие большого скопления, уже не в состоянии более кружиться... Таким образом, тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, словно, как бы, отлетая к периферии. Прочие же, «остаются вместе» и, сплетаясь между собой, движутся вместе и образуют, прежде всего, некоторое шарообразное соединение. Это шарообразное соединение отделяет от себя, как бы, оболочку, объемлющую в себе разнообразные тела.

На периферии вихря, из постоянно стекавшихся сплошных масс, образовалась тонкая оболочка. Причиной её образования было вращение тел и сопротивление центра. Таким способом возникла Земля: снесённые к центру массы стали держаться вместе. На этом процесс не остановился. Образовавшаяся на периферии оболочка продолжала увеличиваться, увлекаемая вихрем, периферия присоединяла всё, чего бы она ни касалась. В результате, некоторые конфигурации тел образовали соединения.

Когда эти тела, первоначально влажные, высохли, они стали кружиться вместе с мировым вихрем. Впоследствии, воспламенившись, они стали небесными светилами. Ближе всего к Земле — круг Луны, самый удалённый — круг Солнца. Между этими крайними кругами расположились круги всех прочих светил.

Следует учесть, что когда Левкипп говорит о шаровидности соединения частиц или тел, возникшего в центре, и о выделившейся из этого соединения оболочке, он описывает процесс образования только одного из бесчисленных миров — того, в котором возникла наша Земля, Солнце и движущиеся, между Землёй и периферией нашего мира, светила. Но мир, таким образом, возникший, по Левкиппу, ещё не исчерпывает собой Вселенной. Это — только один из бесконечного числа образующихся и погибающих миров.

Развитие древнегреческой философии до Сократа было, в целом, историей возникновения и развития материализма — от Фалеса до Демокрита. В учение Демокрита (конец 5 — начало 4 в. до н. э. ) древнегреческий материализм достиг своей высшей формы, стал атомистическим материализмом в философии и одновременно в науке.

Положение дел меняется с началом 4 в. до н. э. Платон , с редким в истории мысли талантом, создаёт учение объективного идеализма. Отныне в греческой философии «линии Демокрита» резко и непримиримо противостоит «линия Платона». Под «материей» Платон понимает беспредельное начало и условие пространственного обособления, пространственной разделённости множественных вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует материю, как всеобщую «кормилицу» и «восприемницу» всякого рождения и возникновения.

Однако, «идеи» и «материя», иначе — области «бытия» и «небытия», противостоят у Платона не в качестве начал равноправных и равносильных. Миру, или области, «идей», по Платону, принадлежит неоспоримое и безусловное первенство. Учение Платона не остав

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...