Модернизация содержания образования и развитие активных методов обучения.
Вступление в период развитого социализма, бурный рост науки и техники поставили перед советской школой сложную проблему модернизации содержания и методов обучения. Необходимо было на новой основе привести в соответствие достижения науки и практики с содержанием преподаваемых в школе основ наук. В ответ на объективную потребность в осовременивании содержания обучения и повышения его теоретического уровня была организована большая работа по составлению новых учебных планов, программ и учебников для всех классов общеобразовательной школы. К этой работе были привлечены крупные ученые страны из всех отраслей знаний, известные методисты, передовые учителя, имеющие большой педагогический опыт. В течение 70-х годов во всех ступенях и классах общеобразовательной школы осуществился переход на новое содержание обучения, ознаменовавшийся сближением изучаемых в школе основ наук с важнейшими достижениями советской науки и практики народного хозяйства. Новые учебные программы для начальных классов направлены более, чем прежние, на развитие умственных сил детей. Учебный материал преследует цель развивать мышление учащихся, их способности и возможности к обобщениям, будить интерес к собственным поискам правильных выводов из наблюдаемых фактов. Программы начальных классов направляют внимание учителей на организацию самостоятельной работы учащихся, на повышение культуры их учебного труда. В связи с переходом на новое содержание обучения в учебном плане несколько изменилось соотношение между гуманитарным и естественнонаучным циклами наук, при этом в пользу последнего. Переход на новые программы вызвал живое обсуждение проблем содержания школьного образования как среди ученых, методистов, учителей, так и среди родителей, широкой общественности.
За последние годы, особенно после постановления о школе 1977 года, принимаются меры к разгрузке программ и учебников от сложного материала, малопонятного или недоступного учащимся. По некоторым учебным предметам созданы новые учебники (физика для VIII—IX классов, геометрия для VI—VIII классов, история для VIII—Х классов), проходившие экспериментальную проверку с последующими обсуждением, анализом и выводами. При этом сформулировано твердое правило: новые учебники не должны снижать теоретического уровня содержания обучения, достигнутого ранее, в 70-е годы. Опыт учебно-воспитательной работы школы после перехода на новое содержание образования показал, что важнейшим средством достижения поставленных целей являются организация и методы обучения. В 70-е годы благодаря вниманию государства, промышленных предприятий, совхозов и колхозов возросло материальное обеспечение школы. Массовый характер приняло создание в школах специально оборудованных предметных кабинетов с различными техническими средствами обучения. Созданы и применяются на практике организованные в государственном масштабе учебные телевизионные передачи, включаемые учителями в уроки и другие учебные занятия со школьниками. Переход на новое содержание обучения и введение новых форм организации учебных занятий стимулировали методическое творчество учителей. Учителя много работают над совершенствованием урока, умело сочетают на уроках и в других формах учебных занятий общую коллективную деятельность школьников с групповой и индивидуальной, организуют самостоятельную поисковую работу учащихся. Изменение учебных планов школы коснулось также содержания трудового воспитания, обучения учащихся труду и системы профориентации школьников.
На пути решения важнейшей задачи советской школы в 70-е годы — качественного улучшения подготовки учащихся к труду в народном хозяйстве, и прежде всего в сфере материального производства, — сделаны заметные успехи. В 1979 году около 75% учащихся IX—Х (XI) классов (на Украине — 95%) прошли углубленное обучение трудовым навыкам и умениям, которое вплотную подводит старшеклассников к овладению избранной ими профессией—шофера, тракториста, слесаря и т. п. Возрастает число выпускников средней общеобразовательной школы, связывающих свое будущее с трудом на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Так, в Ленинграде ширится движение учащихся под девизом: «Из школьного — в рабочий класс». Различные трудовые объединения охватывают миллионы школьников в городах и селах: учебно-производственные комбинаты, учебные цехи на предприятиях, школьные бригады в колхозах и совхозах. Сельскохозяйственные бригады существуют уже более четверти века и за это время вырастили хорошую смену сельским труженикам. Многие учащиеся проводят свои летние каникулы в лагерях труда и отдыха, в сельских ученических бригадах, школьных лесничествах. Оказывая помощь совхозам и колхозам в сельскохозяйственных работах, юноши и девушки приобретают необходимые трудовые умения и навыки, закаляются идейно-политически, воспитываются трудом в духе коммунистической морали. Летом 1979 года состоялся очередной Всесоюзный слет представителей трудовых объединений школьников, к которому обратился с приветствием Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев. Слет обобщил опыт работы трудовых объединений школьников, определил пути усиления их воспитательного влияния. Проблемы трудоустройства выпускников общеобразовательной неполной и полной средней школы решаются на уровне важнейших государственных задач. При исполкомах районных и городских Советов народных депутатов созданы комиссии по профориентации и трудоустройству выпускников школы, а в средних школах — соответствующие методические кабинеты. В школах эта работа все более становится предметом коллективного внимания руководителей и педагогических коллективов, комсомольских и пионерских организаций. В настоящее время в школах создаются ученические комитеты, призванные содействовать воспитанию у учащихся ответственного и сознательного отношения к учению, развитию их познавательных и общественных интересов, формированию активной социальной позиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|