Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV. Могилы древних императоров




Глава IV

МОГИЛЫ ДРЕВНИХ ИМПЕРАТОРОВ

 

 

________________________________________________________________________

 

На полпути между древней столицей Чанъань и революционной Янанью, откуда во второй половине 30-х — первой половине 40-х гг. ХХ в. Мао Цзэдун руководил борьбой китайских коммунистов против японских милитаристов, а позднее и сторонников Чан Кайши, в 180 километрах к северу от Сиани расположен уездный город Хуанлин, замечательный тем, что здесь находится могила легендарного и высокопочитаемого правителя Хуанди— Желтого императора — «совершенно мудрого государя древности». Китайцы до сих пор считают его своим прародителем и испытывают перед ним некое благоговение и пиетет, хотя прекрасно осознают мифологический характер всех связанных с ним исторических преданий.

Никаких реальных доказательств того, что о нем рассказывают, нет. Тем не менее, это место весьма популярно среди туристов. Если раньше гробницу Хуанди посещали ежегодно 30–40 тысяч человек, то, например, в 1999 г. их число превысило 700 тысяч. Особенно много посетителей весной, во время праздника Поминовения усопших (кит. Цинмин), который приходится на сто пятый день после зимнего солнцестояния, т. е. 5 апреля по европейскому календарю.

Цинмин (досл. с китайского «чистый свет») относится к «праздникам мертвых» и имеет глубокие традиции. Веками в этот день совершали поклоны и подносили жертвы в виде приготовленной снеди домашним алтарям с табличками предков, посещали родовые могилы, приводя их в порядок, зажигая курительные свечи и возлагая жертвенные яства. В завершение религиозной составляющей там же под оглушительный грохот хлопушек сжигались бумажные жертвенные деньги. Затем наступало время торжества жизни. Присутствующие родственники устраивали общую трапезу, ибо усопшие вкушали только эмоциональную субстанцию принесенных блюд и вин. Звучали барабаны и другие музыкальные инструменты. Таким образом происходило единение ритуального обряда поминовения усопших и весеннего праздника. Вот как описывает заключительную часть священнодействия, связанного с «чистым светом», китайский автор второй половины ХIII в.: «Горожане, богатые и бедные, выходят в окрестности. Пение свирелей льется бурливым потоком, гром барабанов возносится до небес… В хмельном забытьи, беспечном веселье никто не замечает наступления сумерек».

Конечно, нынешние празднования Цинмина существенно отличаются от описанного выше, хотя бы потому, что в городах теперь почти не хоронят в земле, покойников принято сжигать. Число кладбищ и одиноких могил неуклонно сокращается. Более популярными в эти дни становятся выезды за город и прогулки в горы для любования природой. Однако сам праздник по-прежнему неотделим от культа предков — своеобразной сердцевины духовной жизни китайского общества. Несмотря на драматические потрясения далекой древности и совсем недавнего прошлого он продолжает играть важную роль в ментальности китайцев, обуславливая самобытность этой нации. Не забывают они и своего мифического родоначальника.

Хуанди правил около 5 тысяч лет назад и впервые объединил народы, проживавшие в обширных районах дельты Хуанхэ. Кстати, по мнению сотрудника местного культурно-исторического информационного центра Хэ Минли-ня, появление слова «хуан» («желтый») в имени императора связано как раз с тем, что он родился на лессовом плато у реки, а Хуанхэ и стала колыбелью китайской цивилизации. Желтый император вместе со своим племенем вел бесконечные войны с соседями. Яньди правил в центральной части долины, народ И с правителем Тайцяо жил на востоке, грозный и коварный Чию со своим племенем Мань — на юге, а народы Цян, Ди и Жун — соответственно на севере и западе.

В решающем сражении за контроль над центральными районами дельты Хуанхэ Яньди потерпел поражение от армии Чию и обратился за помощью к Хуанди. Объединенные войска двух правителей в конце концов разгромили противника. После 52 сражений «совершенно мудрый государь древности», убив Чию где-то неподалеку от современной столицы КНР, заручился поддержкой соседей и смог объединить Китай. Став правителем, он, согласно преданиям, осуществил полный переход от матриархата к патриархату и направил страну в русло цивилизованного по тем временам общества.

С именем Хуанди, его жены и ближайших сподвижников китайская традиция связывает огромное количество изобретений, которые вошли в быт людей. Лично ему, якобы, принадлежат лавры открывателя колеса и повозки, лодки, котла для приготовления пищи, лука и стрел. Он построил первые дороги и мосты. Его жена преуспела в разведении тутового шелкопряда.

Шелковое производство, как известно, состоит из трех самостоятельных процессов: шелководство, получение и обработка нитей и шелкоткачество. Шелководство стало возможным после того, как было сделано очень простое, но весьма важное открытие: кокон шелковичного червя стали класть в горячую воду до того, как бабочка его покидала. В результате такой обработки нить оставалась целой, а серицин— вещество, скрепляющее волокна в кокон, — растворялся. Затем нити разматывали с коконов во всю длину и сращивали. По некоторым подсчетам, длина нити, получаемой от одного кокона, колеблется от 350 до 1000 метров. Для получения 1 килограмма шелка-сырца требуется 18 килограммов коконов, общая длина которых составляет 300–900 километров. Высокие технологические качества нитей позволяли изготавливать ткань с исключительно плотной основой (продольно расположенные нити) и утком (поперечные нити, переплетающиеся с продольными), что делало шелк в древности наиболее удобным, по сравнению с шерстью, льном и хлопком, материалом для тканья.

Под стать правителю и его супруге были их подданные. Лин Лунь создал музыкальную грамоту и изготовил первые инструменты, Да Жао изобрел 60-летний календарный цикл, а придворный историограф Цан Цзе — китайское письмо, вызвав, по легенде, злобу и зависть у всех темных сил. Наиболее ранние образцы древнекитайской письменности, дошедшие до нашего времени, относятся примерно к ХIV в. до н. э. Это так называемые иньские письмена, или пиктограммы, т. е. графические изображения на основе рисунка каких-либо действий, событий, предметов и т. п.

В отличие от современного китайского языка, где иероглиф может содержать от одной до пятидесяти двух черт, зафиксированных в определенном порядке, пиктограммы не обладали строго закрепленным количеством черт. Их число зависело от намерения автора передать те или иные детали. С течением времени пиктограммы трансформировались, принимая форму иероглифов, близких к современным. При этом последние зачастую уже утрачивали сходство как с базовым рисунком-пиктограммой, так и собственно оригиналом.

Хуанди прожил долгую жизнь и умер в возрасте 118 лет. Находясь в инспекционной поездке на территории современной провинции Хэнань, он услышал внезапный раскат грома. Затем перед ним предстал желтый дракон, который сказал императору буквально следующее: «Вы выполнили свою миссию и сейчас прошу подняться со мной на небеса». Прародитель понял, что спорить с посланцем Бога бессмысленно и последовал за драконом. Пролетая над горой Цяошань, император попросил разрешения спуститься на землю, чтобы успокоить подданных и попрощаться с ними. Толпы людей, узнав о появлении правителя, устремились к этому месту и пролили немало горьких слез, но желтый дракон был неумолим и забрал его с собой. Остались лишь одежда и обувь императора, которые местные жители закопали на вершине Цяошань в специально отстроенной гробнице.

В настоящее время площадь погребального комплекса составляет 4 квадратных километра. Это очень живописное место окружено лесами, горами и реками. На склонах растут изумительные кипарисы. По данным сотрудников музея, в округе их насчитывается порядка 60 тысяч, возраст отдельных деревьев превышает тысячу лет. При входе в храм Сюаньюань, расположенный у подножия Цяошань, посетителей встречает могучий кипарис высотой почти 20 метров, в обхвате 10 метров у основания и б метров в середине ствола. Его называют «отцом всех кипарисов». Согласно преданию, его собственноручно посадил Хуанди.

К северу от ворот расположен главный зал и павильон, в котором хранятся более 40 каменных стел. Над воротами в таинственный зал начертана надпись: «Прародитель человеческой цивилизации». Историческая хроника свидетельствует, что первым совершил сюда паломничество и сделал жертвоприношения на могиле в 442 г. до н. э. некий Цинь Лигун, князь царства Цинь. Позднее у императоров и различных правителей стало хорошим тоном посещать усыпальницу, демонстрируя уважение к великому предку и преемственность своей власти. На протяжении тысячелетий Хуанди остается символом китайской государственности.

В последние годы в КНР много заговорили о его роли в сплочении нации. Единое многонациональное государство — важная составляющая политического курса китайского руководства, которое на редкость последовательно и настойчиво в своих устремлениях. Его успехи в деле объединения родины действительно впечатляют. На сложном пути реформ, кардинально изменивших облик страны, КНР не только сохранила собственные территории, но и вернула бывшие колонии Запада — Гонконг (Сянган) и Макао (Аомэнь). Сейчас трудно ответить на вопрос, когда окончательно будет разрешена тайваньская проблема, но думается, что Пекин в конечном счете своего добьется.

В октябре 1992 г. в столице был учрежден Фонд реставрации гробницы Хуанди, почетным председателем которого до недавнего времени был член постоянного комитета политбюро ЦК КПК, глава Народного политического консультативного совета Китая Ли Жуйхуань. Как отмечало в то время руководство КНР, «нынешнее состояние гробницы не соответствует уровню экономического развития Китая». Вскоре стартовал государственный проект реставрации усыпальницы, общая сумма запланированных инвестиций составила 200 млн. юаней (около 24 млн. долларов США).

К настоящему времени первый его этап уже реализован: восстановлены главные ворота храма, площадь перед ним и дорога, ведущая непосредственно к гробнице на вершине Цяошань. Ежегодно накануне Праздника поминовения усопших в фонд поступают крупные суммы от соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня, а также хуацяо, проживающих в государствах Юго-Восточной Азии и других странах. Так, в начале апреля 2001 г. в Сиани состоялась церемония передачи пожертвований на сумму в 6 млн. юаней. По данным китайских СМИ, с учетом этих средств в Фонд реставрации гробницы Хуанди в качестве пожертвований поступило уже более 63 млн. юаней.

5 апреля 1998 г. в первый Цинмин после присоединения Гонконга в храме Сюаньюань был установлен памятный знак, посвященный этому событию. Другой поставили в начале апреля 2000 г. в честь возвращения Макао. Сотрудники комплекса любят повторять, что найдется место и для третьего, когда Тайвань «вернется в лоно Родины».

В полутора-двух километрах к западу от всемирно известного терракотового воинства в пригороде Сиани, о котором подробно рассказывалось в предыдущей главе, неподалеку от горы Лишань находится усыпальница самого императора Цинь Шихуана. Некоторые солидные путеводители, изданные на Западе, рекомендуют туристам не тратить время попусту и проигнорировать сей объект. Исключение в них сделано лишь для тех, кто очарован и увлечен древнекитайской историей. Автор может искренне добавить, что и последним делать там абсолютно нечего.

Попытки отыскать на холме и вокруг что-то интересное и запоминающееся бесперспективны, а стоимость входного билета вызывает раздражение, если не сказать резче. Полтора десятка лет назад прогулка в этом тихом месте, естественно, была бесплатной. В 90-е гг. цены устремились вверх и росли как на дрожжах, например: в 1996 г. — 8 юаней (менее 1 доллара), в 1997 г. — 12 и т. д. В 2001 г. посетитель должен заплатить уже 26 юаней! Какие-либо скидки в данном случае не предусмотрены.

Фигуры императора и его воинов, напоминающие персонажи мультфильма, лубочная стела, пестрые клумбы, декоративные флажки, торговые палатки с рядовым набором сувениров, пространная запись о том, что могила в 1987 г. включена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО, — вот, пожалуй, и весь ассортимент тамошних достопримечательностей. Единственное, на чем останавливается взгляд, — это роскошные гранатовые деревья на склонах горы, во время нашего посещения вступившие в пору цветения. Конечно, все сказанное отнюдь не ставит под сомнение историческое значение и реальную ценность гробницы основателя династии Цинь, создавшего централизованное государство после нескольких веков братоубийственных войн и смут. Однако остается неприятный осадок от качества эксплуатации древнего памятника, направленной на очевидное выкачивание денег при полном отсутствии адекватных усилий со стороны администрации.

Более 2 тысяч лет назад здесь все крушил и ломал генерал Сян Юй, вымещая неистовую злобу на циньских правителях и прежде всего основателе династии. Разграблению и уничтожению подверглось то, что было связано с именем Цинь Шихуана. Остается лишь надеяться, что могила, строительство которой продолжалось 36 лет, пострадала не так, как ее окрестности. В свое время она, очевидно, производила яркое впечатление.

Автор «Исторических записок» через сто лет после смерти императора так описывал строительство гробницы: «После прихода к власти Цинь Шихуан отдал приказ рыть туннель у горы Лишань. После объединения Китая со всех концов страны были собраны более 700 тысяч рабочих. В могиле хранятся модели дворцов, палат и залов, других зданий, чудесные сосуды, всевозможные драгоценности и диковинные предметы. Ремесленникам приказали установить арбалеты, чтобы любой вор, проникший в гробницу, был сразу убит. Все реки страны, в том числе Хуанхэ и Янцзы, текут в море. Они сделаны из ртути, которая под воздействием механических приспособлений постоянно циркулирует. Природный ландшафт освещают небесные созвездия. Повсюду стоят свечи из жира дюгони, которые горят очень долго». Стоит, может быть, напомнить, что дюгонь — довольно малочисленное водное млекопитающее из отряда сирен.

По приказу сына императора и второго правителя династии Хухая (209–207 гг. до н. э. ) все наложницы Цинь Шихуана, которые не родили от него детей, должны были сопровождать своего господина в загробной жизни. В усыпальнице оставили и рабочих, принимавших участие в ее внутренней отделке. Чтобы никто не смог найти входа, на горе посадили множество деревьев, а пустое пространство засеяли травой.

В настоящее время могила остается нераскрытой, каких-то раскопок непосредственно у погребального холма не ведется. Однако новые открытия в этом районе неизбежны. В июне 1998 г. на территории комплекса археологи обнаружили крупное захоронение, где находились погребальные доспехи. После разведки и первоначальных работ было определено, что его общая площадь составляет свыше 13 тысяч квадратных метров, ширина с севера на юг 105 метров, длина с запада на восток почти 130 метров. По своим размерам оно уступает лишь погребению 1 терракотового воинства, в котором, как уже отмечалось, размещены главные силы подземной армии.

По углам захоронение имеет четверо ворот. На дне раскопа были найдены хорошо сохранившиеся панцири и шлемы из камня. Только на 7 0 квадратных метрах удалось выявить 80 панцирей и 30 шлемов. Длина панциря составляет порядка 65–80 сантиметров, он состоит из 12 рядов по вертикали и 11 — по горизонтали хорошо отшлифованных пластин, соединенных тонкой и плоской проволокой. Обнаружены панцири с пластинами в форме рыбьей чешуи.

В центральной части был найден бронзовый треножник, который и поныне остается единственным, относящимся к данному историческому периоду. В проходе площадью 9 квадратных метров специалисты наткнулись на керамические статуэтки, заметно отличающиеся от находок в других погребениях комплекса.

Проблема однодневного многокилометрового автопробега по окрестностям города, нацеленного на посещение своеобразной сети императорских погребений, возникла на третьи сутки нашего пребывания в гостеприимной Сиани. Путаные и противоречивые разъяснения агентов туристических фирм, водителей рейсовых автобусов и представителей частного извоза, которые либо резко ограничивали наши запросы, либо взвинчивали до небес транспортные расходы, по вполне понятным причинам не могли нас устроить, поэтому решено было действовать по известному и хорошо проверенному туристами принципу «сначала ввязаться в бой».

В качестве первой цели был выбран наиболее отдаленный объект — комплекс Цяньлин, расположенный примерно в 90 километрах к северо-западу от административного центра провинции Шэньси. Билеты в один конец на комфортабельный автобус с кондиционером и видеомагнитофоном стоили, как обычно, недорого, всего по 12 юаней (чуть менее 1, 5 доллара). Впереди нас ожидало полуторачасовое путешествие по трассе, соединяющей приморский Шанхай с отдаленным Синьцзян-Уйгурским автономным районом, что находится на границе с государствами Центральной Азии.

Цяньлин— это северная оконечность Циньчуаньской равнины площадью в 40 0 квадратных километров, где в разбросанных на большой территории 18 погребениях обрели покой 19 императоров феерической эпохи Тан. Наш путь лежал к усыпальнице, где покоится прах сразу двух правителей: мужа и жены. В Цяньлине похоронены императоры Гаоцзун и У Цзэтянь.

Последняя оказалась единственной женщиной-императором в истории Китая. Ее правление чем-то напоминает царствование российской Екатерины II. Правда, есть и такие, кто сравнивают с ней жену, а затем и вдову Мао Цзэдуна Цзян Цин, но это представляется большой натяжкой. У Цзэтянь была женщиной неординарной, о ее судьбе стоит рассказать более подробно.

Будущая императрица родилась в 624 г. на территории современной провинции Шаньси. Ее отец У Шиюэ в молодые годы торговал деревом, а позднее примкнул к некоему Ли Юаню, который поднял восстание против династии Суй. Когда Ли Юань стал первым танским императором Гаоцзу, купец получил должность министра. Девочка постоянно проводила время с родителями и была в курсе всех их проблем. Однако вскоре У Шиюэ умирает, и дочери пришлось испытать на себе «прелести» безотцовщины: различные ограничения со стороны окружающих и происки сводных братьев-шалопаев. По мнению биографов, трудности, с которыми она столкнулась в детском возрасте, закалили ее характер.

В возрасте 14 лет У Цзэтянь благодаря запоминающимся внешним данным и достойному поведению попадает во дворец императора Тайцзуна в качестве «цайжэнь», т. е. «наложницы пятого уровня». Прожив длительное время при дворе, она приобщилась к его интригам и приобрела политическое чутье, которое отшлифовала интенсивным чтением. Тайцзун умирает в 650 г., когда У Цзэтянь было 26 лет. В соответствии с традицией всех женщин императора насильно отправили монахинями в храм Ганье.

Новый император Гаоцзун был лишь девятым сыном правителя, да и по своим личным качествам вряд ли мог претендовать на трон, но после сложных закулисных комбинаций с участием его матери и предприимчивых царедворцев выбор пал именно на него. В результате страной начал править человек весьма средних способностей, нуждавшийся в постоянных подсказках при принятии государственных решений. Гаоцзун встретил У Цзэтянь в покоях отца задолго до прихода к власти и был сразу очарован красотой и манерами наложницы. Поэтому ее монашеское бытие продолжалось недолго. Она вернулась во дворец в статусе «чжаои» (второй наложницы), а через год стала императрицей, оттеснив свою предшественницу. Путь к престолу был открыт.

Очень скоро У Цзэтянь взяла мужа, у которого к тому же возникли проблемы со здоровьем, под свой контроль и практически с 660 г. все важнейшие вопросы в государстве решала сама. Придворные называли обоих супругов «Ваше Величество», но реальная сила была у императрицы. Подверженный частым болезням Гаоцзун предполагал отречься от престола и передать власть их старшему сыну Ли Хуну. Однако У Цзэтянь имела абсолютно другие представления о том, кто должен стать императором. Вскоре Ли Хун был отравлен, а второй сын Ли Сянь отправлен в ссылку в провинцию Сычуань, где вскоре ему было приказано покончить жизнь самоубийством. Масса проблем возникла еще у двух их сыновей, которым в разные годы все-таки удалось побыть императорами. Так, годы правления Чжунцзуна выглядят довольно своеобразно — 683–684 и 7 05— 710 гг., впрочем и у Жуйцзуна ситуация схожая — 684–690 и 710–712 гг.

Похоронив мужа в 683 г. и поочередно отстранив своих сыновей, У Цзэтянь захватила трон в 690 г. и официально процарствовала 15 лет. Она провозгласила себя «священным императором». В период ее правления произошло значительное укрепление государства, была усовершенствована и эффективно функционировала система конкурсных экзаменов на получение чиновничьих должностей, в определенной степени люди из низших сословий могли проявить свои таланты и добродетели на государственной службе. В то же время правительница ввела в свое окружение чиновников с весьма сомнительной репутацией, которые отнюдь не добавили ей славы.

Императрица оставила после себя много загадок, об одной из которых хотелось бы сказать несколько слов. На территории погребального комплекса находится стела высотой 6, 30 метра, шириной 2, 10 метра и толщиной 1, 03 метра. В верхней ее части изображены восемь драконов — символов императорской власти, но сама поверхность изначально была абсолютно гладкой, без единого иероглифа, что в китайской традиции не имеет прецедента. У Цзэтянь высказалась в том духе, что пусть грядущие поколения дадут оценку эпохе ее царствования. Вероятно, она сама понимала неоднозначность многих своих поступков и решений, поэтому хотя бы в преклонном возрасте надеялась обрести некое подобие душевного покоя, поступив вполне благородно. С другой стороны, возможно, что это была лишь очередная эскапада стареющей и абсолютно уверенной в собственной непогрешимости правительницы.

 

 

 

Стела без иероглифов

К сожалению, ушлые «писаки» далекого прошлого по-своему распорядились пустующим пространством и поспешили «отметиться» на стеле. Некий чиновник-«полиглот» в 1134 г. даже нацарапал идентичный текст на ныне мертвом чжурчжэньском и китайском языках, содержание которого не имеет никакого отношения к описываемым событиям. Однако это как раз тот случай, когда «нет худа без добра». Современные ученые, скрупулезно сравнивая и анализируя оба повествования, получили превосходный материал о забытом языке.

С мыслями о неизбежной кончине У Цзэтянь распорядилась похоронить ее вместе с мужем, выбрав в качестве места погребения возвышенность Ляншань, которая позднее и получила название Цяньлин. Согласно историческим источникам, строительство усыпальницы продолжалось 28 лет. Комплекс занимает площадь порядка 40 квадратных километров, в основе его дизайна архитектурный облик тогдашней столицы Чанъань: дворец, внутренний и внешний город, четверо ворот и другие сооружения. Рабочие потрудились на совесть и все сделали исключительно добротно. Так, проход от входа до ворот в гробницу выложен прямоугольными каменными блоками в 39 рядов, которые в свою очередь скреплены железными засовами. Даже самые маленькие промежутки и щели между камнями были залиты расплавленным свинцом.

Ученые считают, что по сравнению с древнеегипетскими пирамидами захоронения танских императоров были защищены от воров и грабителей надежнее, хотя и они пострадали от последних. В пользу этой точки зрения свидетельствуют раскопки, проведенные в 60-е — начале 70-х гг. ХХ в. неподалеку от Цяньлина. В обнаруженных усыпальницах родственников императоров, прежде всего принцессы Юнтай (внучка Гаоцзуна и У Цзэтянь, дочь императора Чжунцзуна), удалось найти свыше 4 тысяч уникальных реликвий.

В 1959 г. археологи после длительных и сложных поисков сумели найти вход в погребение Цяньлин, а в апреле 1960 г. группа экспертов провела подготовку к вскрытию могилы. Однако работы были заморожены. Участники тех раскопок отмечают: никаких указаний на то, что после захоронения императоров здесь побывали люди, нет. Поэтому те, кто первыми проникнут в гробницу Гаоцзуна и У Цзэтянь, вероятнее всего, увидят, без преувеличения, несметные богатства. Поскольку указанное время было периодом расцвета торговли по Шелковому пути, то погребение наверняка хранит также бесценные произведения искусства народов других стран мира. Тем не менее, китайцы копать не торопятся.

В настоящее время в КНР на самом высоком уровне идет жаркая полемика вокруг Цяньлина. Губернатор провинции Шэньси Чэн Аньдун, на территории которой и расположен комплекс, поддерживаемый местными депутатами, настойчиво пытается склонить на свою сторону главный законодательный орган страны — Всекитайское собрание народных представителей, чтобы побудить центральное правительство одобрить начало археологических раскопок. По мнению Чэна, вскрытие захоронения позволит создать дополнительно четыре новых историко-культурных центра в регионе. При этом вполне обоснованно рисуются блестящие перспективы развития в провинции туризма. У такого подхода немало сторонников, но есть и принципиально иная точка зрения.

Высшая исполнительная власть в стране в лице Государственного совета еще со времен его премьера Чжоу Эньлая твердо стоит на том, что время для раскопок еще не пришло. В 1997 г. им было принято постановление, согласно которому правительство не даст в обозримом будущем разрешения на проведение соответствующих работ в наиболее известных погребальных комплексах, в том числе и Цяньлине. Правительство поддерживают и ведущие современные китайские археологи, среди них Сюй Пин-фан и Хуан Цзинлюэ.

Они резонно считают, что в погоне за сиюминутными выгодами можно многое потерять при отсутствии необходимого оборудования. До сих пор не определены оптимальные варианты хранения уже выявленных раритетов. Древняя бумага, зачастую, постепенно превращается в пыль. С терракотовых воинов из прославленного Бинмаюна сходит краска, да и проблема плесени стоит достаточно остро. Найденные вместе с фрагментом мощей Будды в подземном склепе пагоды монастыря Фамэньсы (провинция Шэньси) в апреле 1987 г. рулоны восхитительного шелка буквально на глазах начали темнеть под воздействием воздуха и света. Кроме того, специалисты не знали, как их разъединить, и в конце концов поместили шелковые ткани эпохи Тан в холодильные камеры под землей. Шансов на то, что удастся вернуть им первоначальный облик, практически нет.

О последней находке следует сказать несколько слов. Упомянутый монастырь расположен в 12 0 километрах к западу от Сиани. Сейчас трудно сказать, каким образом на его территории оказалась уникальная реликвия — фаланга пальца руки, оставшаяся после кремации великого Шакьямуни (санскр. «сарира»). Известно, что древнеиндийский царь Ашока, правивший в середине III в. до н. э., покровительствовал буддизму и содействовал его распространению за пределами Индии, отправляя в долгий путь миссионеров и рассылая редчайшие ценности по странам Азии. Так или иначе, косточка праха основателя учения вместе с тремя другими подобными фрагментами, принадлежавшими когда-то его видным последователям, долгие годы хранилась в подвальной части пагоды, построенной специально для этой цели во второй половине V в. Позднее она была разрушена, но император Гаоцзун, уже хорошо знакомый читателю, приказал на прежнем фундаменте отстроить деревянный аналог. Танские императоры регулярно совершали паломничество к святыне. Последнюю извлекали на свет, а правители навсегда оставляли в подземном хранилище свои дорогие подношения. Подобные ритуалы происходили до конца IХ в.

Со временем о «сарире» забыли, а во второй половине ХШ в. деревянная конструкция от ветхости рухнула. На том же самом месте вскоре возвели кирпичную восьмиугольную пагоду высотой 46 метров, не подозревая о существовании склепа. Реликвию неожиданно обнаружили лишь в середине 80-х гг. прошлого века. Одновременно были найдены свыше 1000 бесценных старинных предметов: изделия из золота и серебра, фарфор и шелк, в том числе роскошное платье, принадлежавшее У Цзэтянь, стекло, привезенное из Рима и арабских государств, резьба по камню, буддийские канонические тексты, живописные полотна, монеты и многое другое.

Вероятно, боги не на шутку рассердились на людей за их самоуправство, и в августе 1988 г. здесь произошло мощное землетрясение, в результате чего пагода существенно пострадала. Власти отказались от кропотливой и широкомасштабной реставрации, приняв довольно спорное решение снести древнее сооружение и возвести его точную копию, но на один метр выше. В полном соответствии с новыми веяниями современного Китая строительство было завершено в кратчайшие сроки.

Заканчивая разговор о потенциальных сокровищах погребального комплекса Цяньлин, хотелось бы привести мнение уже упоминавшегося Сюй Пинфана, который полагает, что именно будущие поколения смогут распорядиться ими должным образом. Они создадут новые наукоемкие технологии и обеспечат квалифицированную защиту национального достояния. Конечно, ученый абсолютно прав, но безумно обидно ходить по земле, понимая, что прямо под ногами у тебя покоятся фантастические ценности.

Посещение территории погребального комплекса в начале ХХ! в. обходилось в 31 юань (менее 4 долларов) без скидок. Здесь легко дышится и достаточно интересно даже малоподготовленному туристу. По сравнению с 1987 г. стало значительно больше ограждений и намного меньше посетителей. Менее доступными оказались обезглавленные каменные статуи и руины древних сооружений, но по-прежнему можно прикоснуться к многовековой стеле императора Гаоцзуна, внимательно рассмотреть надписи средневековых хулиганов на «стеле без иероглифов», побродить по окрестной деревушке. Последняя за прошедшие годы существенно преобразилась.

Если раньше расположенные в основании погребального холма лессовые пещеры местных жителей воспринимались как сомнительная экзотика и откровенное проявление нищеты, то сейчас они стали намного аккуратнее и стилизованнее. Поскольку население активно приторговывает сувенирами, то посещение крестьянского дома не выглядит назойливым визитом или бесцеремонной выходкой. Чистые дворики, зелень фруктовых деревьев и кустов, минимальная и архаичная религиозная символика, удобно смонтированные технические приспособления создают атмосферу добротно налаженного быта. Внутри необычного жилища значительно прохладнее, чем на улице, под палящим солнцем знойного лета. Зимой ситуация прямо противоположная.

Однако ни о какой идеализации данного поселения не может быть и речи. О том, что такого рода пещеры представляют серьезную опасность для местных жителей, писал в свое время крупный российский геолог, географ и путешественник Владимир Афанасьевич Обручев (1863–1956 гг. ), автор большого числа фундаментальных исследований, учебников и научно-фантастических романов, среди которых хорошо известная массовому читателю книга «Земля Санникова». В составе экспедиции Г. Н. Потанина в Центральную Азию в 1892–1894 гг. он занимался изучением горных пород Наньшаня и Восточного Тянь-Шаня, геологического строения Северного Китая и восточной окраины Тибета. Своими наблюдениями В. А. Обручев поделился в работе «От Кяхты до Кульджи», вышедшей в 1940 гг. и неоднократно позднее переиздававшейся.

Лессовые жилища произвели на него сильное впечатление, поэтому ученый уделил им особое внимание. По его словам, пещера служит десятилетиями: если свод начинает сдавать и из него вываливаются большие куски породы, то ее бросают. Единственный недостаток этих жилищ — при сильных сотрясениях грунта они разрушаются и засыпают своих хозяев. Согласно информации В. А. Обручева, во время мощного землетрясения 1920 г. в провинции Ганьсу погибло несколько сот тысяч обитателей пещер, так как оно произошло глубокой ночью.

 

 

 

Лессовое жилище крестьян

Об абсолютной точности замечания о катастрофических последствиях подземных толчков и колебаний почвы в районе Лессового плато бассейна Хуанхэ свидетельствуют события, произошедшие в провинции Шэньси летом 2001 г. В деревне Мафан 17 июля ранним утром в результате непредумышленного взрыва погибли сразу около 70 человек. Выяснилось, что часть ее жителей в домашних условиях занималась нелегальным производством и хранением взрывчатых веществ, на изделия из которых в стране существует устойчивый спрос во время традиционных праздников и по отдельным торжествам.

Власти пытались бороться с рискованным бизнесом тамошних крестьян и по соображениям безопасности закрыли подобное частное предприятие некоего Ма Шипина. Однако последний припрятал самодельную взрывчатку в пещере, вырытой под жильем младшего брата. После мощного взрыва пещерная деревушка попросту обвалилась, в считанные секунды похоронив десятки людей.

В сельскохозяйственном производстве постоянных обитателей комплекса Цяньлин также произошли значительные перемены. Измученных осликов, нещадно эксплуатировавшихся, в частности, при обмолоте зерновых культур, заменила «малая механизация» — компактные колесные трактора, издающие много шума и изрядно засоряющие окружающую атмосферу. В целом же деревня продолжает жить полнокровной жизнью, извлекая приличные дивиденды из соседства с культурно-историческим памятником.

Неподалеку, всего в 15 километрах от захоронения Гаоцзуна и У Цзэтянь расположена могила их предшественника — славного императора Тайцзуна (Ли Шиминь), правившего в 627–650 гг. Его имя неоднократно упоминалось и еще будет упоминаться в этой книге. Погребение называется Чжаолин. Здесь же находятся 167 могил его ближайших родственников, высокопоставленных военных и правительственных чиновников. Наличие усыпальниц придворных на территории императорского комплекса в тот период было уже большой редкостью и свидетельствовало об оказанной им огромной чести и признании заслуг перед правителем и державой.

 

 

 

 

 

Кони императора Тайцзуна

Будущий император Ли Шиминь (род. в 599 г. ) инициировал восстание и принял самое активное участие в борьбе против правящей тогда династии Суй. Он сыграл ключевую роль в решающих сражениях, проявив чудеса храбрости и отваги. В условиях повсеместной смуты и полной анархии ему удалось привести к победе своего отца Ли Юаня (позднее императора Гаоцзу). Основав новую династию Тан и став первым ее правителем в 618 г., Гаоцзу пожаловал своему сыну высший титул — «циньван». Однако жизнь для молодого князя мало изменилась. Бесконечные и рискованные боевые действия против претендентов на престол и вождей крестьянских восстаний способствовали росту его популярности среди населения. В конечном итоге ему простили даже убийство близких родственников в борьбе за власть.

Ли Шиминь был вторым сыном в семье и, согласно существовавшим правилам, не мог наследовать трон. По мере постепенной стабилизации обстановки в стране резко обострились отношения между ним и его старшим братом Ли Цзяньчэном, который должен был стать императором. Раскол произошел и среди сторонников новой династии. В 626 г. в результате заговора Ли Шиминь у ворот дворца собственноручно выстрелом из лука сразил насмерть своего соперника. Младший брат принял сторону Ли Цзяньчэна, но также был убит заговорщиками. Позднее Ли Шиминь казнил 10 сыновей своих братьев, «вырвав с корнем» потенциальную оппозицию и заодно исключив реальную возможность передачи власти внуку императора. Вскоре он вынудил отца отдать ему престол.

Тем не менее, Тайцзун оказался талантливым престолонаследником. Он не только вел многолетние и успешные войны со своими сос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...