Иванов И.И. Иисус грядет // Пророческое видение. – 2002. - №2. – С. 7.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ Данное методическое пособие представляет собой краткий обзор основных требований, методов и техники написания богословского исследования в дипломной работе.
1. Специфика и особенности богословского исследования
Дипломное сочинение - это прежде всего плод духовного труда, молитвенного осмысления и напряженного личного, духовного поиска и исследовательской работы, выполняемой в уважении к Слову Божьему. Студент не может ограничиться простым реферированием литературных источников или простым описанием фактов по той или иной проблеме; он создает творческую работу на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики, личного опыта, исходя из результатов проведенного им исследования. Проблема грамотной передачи духовных истин сводится к 2 условиям: 1) духовному пониманию библейских истин; 2) умению правильно выразить и описать постигнутые истины. Разработка плана: В процессе вынашивания темы складывается приблизительная схема исследования, из которой возникает план. Этот план играет роль первоначального костяка, который в дальнейшем обрастает дополнениями, подвергается коррективам, направляет поиски. Цель составления плана – расчленить сложную проблему на ряд простых вопросов. План должен включать в себя: § Название темы § Введение § Названия глав и параграфов § Заключение § Библиографический список
Черты хорошего плана: § Единство (следование главной теме и цели); § Порядок и гармония (упорядоченность схемы изложения, последовательность, распределение материала в логическом порядке - незначительное предшествует значительному, отрицательное предшествует положительному, тезис предшествует антитезису);
§ Пропорциональность (сбалансированность по мыслям и объемам составных частей. Каждая часть должна быть раскрыта достаточно полно); § Прогрессивность (целеустремленность, движение к главной цели исследования).
Структура богословского исследования
Композиция богословского исследования – это последовательность расположения ее основных частей. Традиционно сложилась определенная композиционная структура, основными элементами которой являются:
1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список использованной литературы 7. Приложения Введение Во Введениинеобходимо указать следующие характеристики вашего исследования: ПРОБЛЕМА -------------------------à Что надо изучить? ТЕМА ---------------------------------à Как это назвать? АКТУАЛЬНОСТЬ-----------------àПочему данную проблему нужно в настоящее время изучать? ИССЛЕДОВАННОСТЬ-----------à Кто и на каких исторических этапах рассматривал данную тему? ЦЕЛЬ ---------------------------------à Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? ЗАДАЧИ ----------------------------àЧто нужно сделать, чтобы цель была достигнута? МЕТОДОЛОГИЯ -------------------àК каким методам Вы намерены обратиться для того чтобы достичь поставленной цели? Основная часть работы Основная часть работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана (как правило 2-3 основные главы). В них раскрываются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, отражаются позиции автора. В огромном большинстве случаев основная часть делится на теоретическую и практическую. В теоретической анализируются и излагаются наиболее общие положения по данной теме, обзор литературных источников по теме, подтверждается актуальность исследования и приводятся аргументы, доказывающие целесообразность поставленных перед нами задач. В практической части рассматривается конкретный текстовый или эмпирический материал.
Выводы по главам не обязательно должны быть четко сформулированы или пронумерованы, но подведение итогов в каждом разделе необходимо.
Заключение Этот раздел завершает основную часть работы и представляет собой изложение итогов работы и их соотнесение с общей целью и конкретными задачами. Здесь концентрируется и формулируется новое знание, которое получено, описано и доказано вами. Основное требование к заключению - краткость и обстоятельность. В заключении не следует повторять содержание предыдущих разделов. Это - сжатое обобщение проведенного исследования, которое может быть сформулировано в виде тезисов, положений или выводов. Объяснения, ссылки на собственный материал или литературные источники, в выводах недопустимы. Выводы должны иметь декларативный характер и не содержать какой-либо дополнительной аргументации, начинаться с красной строки и иметь свой порядковый номер. В заключении также указываются вопросы, оставшиеся неразрешенными и нуждающиеся в дальнейшей разработке, дается самооценка своей работе, высказывается пожелания другим исследователям данной темы. Стиль и язык работы Во всех письменных работах следует придерживаться академического стиля, который предполагает: максимум информации, объективность, точность и доказательность как собственной, так и привлекаемых точек зрения. Академический стиль также предполагает: § Формально-логический способ изложения материала, т.е. научное изложение, состоящее, в основном, из рассуждений, доказательств фактов, выявляемых в ходе исследования; § Смысловую законченность, целостность и связность речи, т.е. яркую демонстрацию последовательности развития мысли («вначале», «прежде всего», «значит», «во-первых»), противоречивости отношений («однако», «в то время как», «тем не менее»), причинно - следственных связей («следовательно», «поэтому», «вследствие этого», «кроме того» и др); переходов от одной мысли к другой («рассмотрев...», «перейдем к...», «остановимся на...»); итога, вывода («итак», «таким образом»).
§ Строгость, точность в изложении фактов и сведений, лишенное какой-либо эмоциональной окраски, наличие специальной (теологической) терминологии в тексте. § Объективность изложения. Стремление установить научную истину предполагает наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на ту или иную степень достоверности сообщения («разумеется», «видимо», «вероятно», «по нашему мнению»). § Отсутствие индивидуальных особенностей слога (витиеватость) или какой-либо эмоциональной окраски изложения, что позволяло бы читателю сосредоточиться на самом действии. § Употребление авторского «мы», вместо «я», а также безличных конструкций или изложения от третьего лица («Автор предполагает», «возможно, что...», «можно считать...»).
Пишите точно и логично. Смысловая точность очень важна в ваших дипломах и курсовых работах. Помните, что в академической речи не используются неполные предложения, фразы, союзы, характерные для разговорной речи. Вместе с тем, необходимо помнить, что простота, доступность и доходчивость способствуют более легкому восприятию текста как в целом, так и отдельных мыслей автора. Аксиоматичным требованием, предъявляемым к языку богословских произведений, является безупречная грамотность. Наличие орфографических и грамматических ошибок, грубых стилистических погрешностей резко снижает этическую ценность любой работы. Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства. Чтобы аргументы были убедительными, к ним предъявляются следующие требования: 1) В качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения, т.е. аргументы должны быть истинными; 2) Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования; 3) Аргументы должны быть непротиворечивы; 4) Аргументы должны быть достаточны. Рубрикация текста
Рубрикация текста представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Цель рубрикации – организовать чтение. Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой отдельной части текста. Это своего рода композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. В настоящее время часто используется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (2 ступень деления) - из двух цифр, третья ступень деления – из 3 цифр. Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять сами слова «часть», «глава», «параграф»:
2. 2.1. 2.2. 2.3.1. 2.3.2.
Библиографический список и библиографические ссылки Библиографический список - это систематически отобранный перечень библиографических сведений об использованной, цитируемой или рекомендуемой литературе, связанный с основным текстом цифровыми порядковыми номерами или (в нумерованных алфавитных списках) посредством фамилии автора. В библиографический список включается основная используемая литература и обязательно вся цитируемая литература или та литература, на которую имеются ссылки в тексте. Библиографический список содержит следующее описание источника: фамилия и инициалы автора, полное название книги; после косой черты (сведения об ответственности) – данные о переводчике (если это перевод) или редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов; после тире - название города, в котором издана книга; после двоеточия –название издательства, которое ее выпустило; и, наконец, после запятой - год издания; после тире – количество страниц.
Например: Иванов И.И. Книга песен и гимнов / Пер. А. Штукина. – М.: Библия для всех, 2000. – 57с. (Для целого ряда часто используемых городов применяется сокращение: М. – Москва, СПб. – Санкт-Петербург, К. – Киев.)
При использовании собраний сочинений, статей из сборников, словарей, газет или журналов после автора и названия статьи ставятся //, которые заменяют слова «в книге» или «из газеты» и т.п. Например: Иванов И.И. Иисус грядет // Пророческое видение. – 2002. - №2. – С. 7. При использовании цитат из книг или статей представленный на электронных носителях или страницах интернета ссылка оформляется следующим образом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|