Вопрос 17. Роль России в диалоге культур Востока и Запада. Русская культура и ее место в системе мировых цивилизаций.
Современный кризис индустриального общества заставил задуматься о дальнейших путях развития западной цивилизации, внимательнее отнестись к ценностям традиционного восточного общества, к достижениям китайской, индийской, исламской культуры. Без диалога Запада и Востока у человечества нет будущего. Многие мыслители в диалоге Запада и Востока большое место отводят России. Такая точка зрения объясняется не только ее географическим положением В российской цивилизации огромную роль играют традиционные начала. Соборность, коллективизм, служение своему народу, то есть приоритет общенациональных интересов над личными заботами - все это существенные черты русской культуры. Культура русской нации всегда складывалась как реакция на неустроенность и административный произвол в практической жизни. Русская культура всегда обладала “компенсаторным” механизмом развития, суть которого - в самозабвенном искании чистых идеалов в ответ на внешнее насилие.
В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Западники или «европеисты» предложили рассматривать Россию как составную часть Европы и, следовательно, в качестве неотъемлемого составного элемента западной цивилизации. Они полагают, что Россия, хотя и с некоторым отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. Абсолютное большинство населения России исповедует христианство и, следовательно, привержено тем ценностям и социально-психологическим установкам, которые лежат в основе западной цивилизации. Существует иная крайняя позиция, приверженцы которой пытаются отнести Россию к странам с восточным типом цивилизации. Одним из важнейших аргументов в пользу такой позиции является цикличность истории России. Сторонники данной позиции также указывают на коллективистский характер менталитета российского народа, отсутствие в российской истории демократических традиций, уважения к свободе, достоинству личности, вертикальный характер общественно-политических отношений, их преимущественно подданическую окраску и т. д. Но наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является идейно-теоретическое течение, отстаивающее идею самобытности России. идею самобытности российской истории связывали с исключительно своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры. По мнению славянофилов, соборность является тем важнейшим качеством, которое отделяет русское общество от всей западной цивилизации. Русской цивилизации присущи высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении, и коллективистское, общинное устройство социальной жизни. С точки зрения славянофилов, именно православие породило специфическую, социальную организацию — сельскую общину, «мир», который имеет в себе хозяйственное и нравственное значение.
Другим важнейшим направлением, отстаивающим идею самобытности России, является евразийство (П.А. Карсавин, И.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский и др.). Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Эта исключительность, по их мнению, определялась синтетическим характером русского этноса. Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразийским. В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору (природной среде) — «месторазвитию» народа. Эта среда, по их мнению, определяет особенности различных стран и народов, их самосознание и судьбу. Россия занимает срединное пространство Азии и Европы, приблизительно очерчиваемое тремя великими равнинами: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской. Эти громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, наложили отпечаток на историю России, способствовали созданию своеобразного культурного мира. Вопрос 18. Этнокультурные особенности невербального поведения. Национально-культурные особенности этикета. Чем больше в культуре прослеживается зависимость общения от ситуации, тем большее внимание в ней уделяется невербальному поведению - мимике, жестам, прикосновениям, контакту глаз, пространственно-временной организации общения. Интересно, что в каждой стране наряду с повсеместно принятыми, распространенными жестами существуют свои невербальные средства коммуникации, закрепленные в культуре и по-своему интерпретируемые. Нередко один и тот же жест у разных народов может иметь не только различное, но и прямо противоположное значение.
Таким образом, в каждой стране существует свое представление о нормах и правилах невербального общения. Знание этих особенностей поможет не только избежать ошибок восприятия, но и произвести благоприятное впечатление на собеседника и установить с ним долгосрочные партнерские отношения.
Национально-культурные особенности этикета: Этикет — совокупность правил поведения, которые установлены в человеческом коллективе и приняты как норма общения в различных жизненных ситуациях. Этикет не может существовать вне времени и пространства — это всегда этикет какого-либо народа (этноэтикет), общества, класса, социальной группы на определенной ступени их исторического развития. Другая особенность этикета — системный характер содержащихся в нем моральных предписаний. культурах разных народов этикетные правила имеют свои национальные особенности, которые наиболее ярко проявляются в сфере общения. Естественно, что поведение человека в обществе теснейшим образом связано с коммуникацией, общением, из чего вытекает связь языка и культуры. Также информация передается через язык жестов, мимики, поз. Следовательно, выделяется два типа культур - вербальная и невербальная. С помощью речевого этикета выражается доброжелательное отношение, выбирается наиболее подходящая форма для общения с конкретным человеком. С помощью речевого этикета выражается доброжелательное отношение, выбирается наиболее подходящая форма для общения с конкретным человеком. Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается нужная форма обращения в данной ситуации. Итак, вербальное общение выполняет коммуникативную функцию и выражает все эмоции и чувства в отношениях между людьми, а также культуру народа и уровень его развития с помощью языка. У каждого этноса имеются свои отличительные черты, которые отражаются и в невербальном этикете. У народов различных культур существуют разные представления об оптимальных расстояниях между собеседниками.
В каждой стране наряду с повсеместно принятыми, распространенными жестами существуют свои невербальные средства коммуникации, закрепленные в культуре и по-своему интерпретируемые.
Принятые в обществе правила поведения, речевые и невербальные стереотипы общения отражают неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта народа. Именно поэтому этикет является важнейшей составляющей частью национальной культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|