Судебная система. Органы контроля
ДРК унаследовала от колониального периода дуалистическую судебную систему, включающую гражданские суды и суды обычного права. Принятый в 1968 г. Кодекс судебной организации и компетенции предусматривал устранение судов обычного права (замену их мировыми судами, в которых профессиональные юристы должны были прийти на смену судьям из племенной знати). Магистратура была четко разделена на прокуратуру и суды. Последняя по времени постоянная Конституция 1974 г. установила систему судов, которая в значительной степени сохранялась к концу 1990-хгг. Она включала Верховный суд в Киншасе, три апелляционных суда в Киншасе и двух крупных провинциальных городах (каждый из которых имел юрисдикцию на несколько провинций), региональные суды (tribunaux de grande instance) в каждой из провинций и Киншасе, а также большое число городских и сельских субрегиональных судов с юрисдикцией, охватывавшей основную массу преступлений. В 1987 г. было объявлено о создании системы судов для несовершеннолетних, хотя этот план не был полностью реализован. Кроме того, был создан Суд государственной безопасности, рассматривающий дела о преступлениях, затрагивающих вопросы национальной безопасности, о вооруженных ограблениях и контрабанде. Военные суды рассматривают дела военнослужащих, а в период действия чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов - и дела гражданских лиц. В течение всех лет независимости конголезские суды находились под полным контролем Президента и его администрации. Президент Мобуту смещал и назначал судей по собственному усмотрению. Последние автоматически являлись членами правящей партии НДР и были официально обязаны неукоснительно выполнять все ее указания. Совет магистратуры, управляющий судейским сообществом, является одним из органов Правительства и его возглавляет Президент Республики.
Сразу после объявления независимости Конго в 1960 г. страну покинули все бельгийские судьи и другие юристы, оставив молодое государство практически без юридических кадров. Положение в этой сфере оставалось бедственным и спустя 40 лет. Из-за нехватки кадров не был выполнен Закон 1978 г. о создании на местах мировых судов. Ко всему прочему ДРК уже 30 лет считается одним из самых коррумпированных государств в мире. Поэтому большинство населения предпочитает обращаться за правосудием к племенным вождям и старейшинам, формально давно утратившим судебные полномочия. Предпринимающиеся с 1990 г. попытки государственно-правовых реформ преследуют цель восстановить конституционную независимость судебной власти.
Литература
Piron P. Zaire // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1973. P. Z1-13. Salacuse J. W. Africa South of the Sahara // An Introduction to Law in French-speaking Africa. Vol. I. Charlottesville, 1969. P. 434-509.
Конго Республика Конго
Государственное устройство Правовая система Судебная система. Органы контроля Литература
Государство в Центральной Африке. Территория - 342 тыс. кв. км. Столица - г.Браззавиль. Население - 3 млн. чел. (1999 г.); основные этнические группы конго, теке, мбоши и др. Официальный язык - французский. Религия - от 50 до 80% населения - христиане, 3% - мусульмане, остальные придерживаются традиционных верований. Уже в X-XIII вв. в бассейне реки Конго возникли ранние государственные образования, пришедшие в упадок в XVI в. В конце XIX в. территория современной Республики Конго была захвачена французскими колонизаторами. В 1960 г. провозглашена независимость. С этого времени страной правили диктаторские военные или однопартийные режимы, провозглашавшие курс социалистической ориентации. В 1991 г. состоялась Национальная конференция, ознаменовавшая начало демократических преобразований в Конго, переход к многопартийной политической системе.
Государственное устройство
Конго - унитарное государство. В административном отношении территория Конго разделена на автономный округ Браззавиль и 10 областей. Действует временная Конституция 1997 г. По форме правления Конго суперпрезидентская республика. Политический режим - переходный. В 1997 г. после короткой гражданской войны власть в стране захватили войска бывшего президента (1979-1992 гг.) Дени Сассу-Нгессо, который вновь объявил себя главой государства. В январе 1998 г. состоялась конференция по национальному примирению, которая установила трехлетний переходный период, после которого должны состояться всеобщие выборы и референдум по новой конституции. Законодательная власть принадлежит Президенту и временному парламенту - Национальному переходному совету в составе 75 человек. Глава государства - Президент, являющийся одновременно главой коалиционного правительства. Согласно прежней Конституции 1992 г. Президент избирался прямыми всеобщими выборами на 5-летний срок. Главой правительства был премьер-министр. Законодательная власть принадлежала Президенту и парламенту, состоящему из 2 палат - Национального собрания (125 депутатов, избираемых на 5-летний срок) и Сената (60 депутатов, избираемых на 6-летний срок).
Правовая система
Правовая система Конго носит смешанный характер. Все современные отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на французском (т.е. романо-германском) праве. В то же время население, особенно за пределами городов, продолжает широко применять местное обычное право. Закон от 30 января 1962 г. уравнял юридическую силу правового обычая и закона. Частное право Конго основано на французских Гражданском и Торговом кодексах, введенных здесь в колониальные времена. Брачно-семейные отношения регулируются Семейным кодексом 1984 г. и обычным правом, которое дискриминирует женщин. Семейный кодекс признает полигамный и моногамный браки и выкуп за невесту как факультативное условие брака. Экономическое законодательство направлено на поощрение частного предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций. Последние регулируются Инвестиционным кодексом 1973 г.
Трудовой кодекс закрепляет право на свободное объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовки. Основным источником уголовного права с 1946 г. является УК Франции 1810 г., действующий в Конго в собственной редакции (в частности, добавлен ряд специфических для региона составов преступлений колдовство, каннибализм и др.). Среди видов наказания сохраняется смертная казнь (предусмотрена за умышленное убийство, измену, шпионаж, восстание и ряд др. преступлений). УПК 1963 г. закрепляет гарантии демократического судопроизводства. В частности предусмотрено, что любое задержанное лицо в пределах трех дней должно быть доставлено к судье для решения вопроса о дальнейшем содержании под стражей. В условиях Конго эта норма редко соблюдается на практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|