Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональная классификация.

Занятие №1. Определения фольклора, народной и этнической музыки. Особенности, региональная классификация и жанры народной музыки.

 

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846 году. Фольклор отражает характерные черты определенной народности. Общее понятие несет в себе большое богатство и разнообразие. К фольклору относят: музыку, песни, стихи, сказки, театр, мировоззрение и жизненные принципы.

Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления. Посредством разнообразных обрядовых действий первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу. Во время таких обрядов произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами.

Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. Так появляется народная музыка.

Народная музыка (музыкальный фольклор), одна из главных ветвей западной музыки, стоит наравне с музыкой популярной и классической. Народная музыка не записывается. Ей обучаются, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникают ее варианты. Всё это отделяет народную музыку от других видов музыки, подчеркивая её сельский характер. Исходя из этого, определение народной музыки звучит так:

Народная музыка – музыкально-поэтическое творчество народа, существующее, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемое из поколения в поколение.

Однако, данные характеристики народной музыки верны по отношению к сельской культуре Западной Европы до XX века. В конце XX века подобные определения перестали отражать статус народной музыки. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов. Она исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и крестьянами и любителями, звучит на компакт-дисках и в Интернете, а также в живом исполнении. Поэтому современное определение должно учитывать такую новую ситуацию.

Народная музыка в конце XX века – это музыка, которая часто (но не всегда) передается путем устной традиции и отличается от западной классической и популярной музыки, скорее по функции, чем по средствам выражения. Народные музыканты могут быть такими же профессионалами, как и академические музыканты.

В последнее время в современном мире стало широко использоваться определение «этнической музыки». Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи. Кроме того, это современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п.

Термин «этническая музыка» получил распространение в 1980-х годах. К ней можно отнести:

ü народную музыку;

ü современную западную музыку, с явно выраженными элементами «родной» для Запада народной музыки (например, кельтская музыка);

ü музыка, возникающая как сплав этнической музыки двух или более развивающихся стран, обычно с взаимным влиянием (например, афро-кубинская музыка - регги).

В целом, можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят вглубь веков, а верхняя историческая граница связывается со временем официального принятия той или иной государственной религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;

2) средневековье, эпоха феодализма - время складывания народностей и расцвета т. н. классического фольклора (для европейских народов - традиционной крестьянской музыки, обычно ассоциирующейся с народной музыкой вообще, а также устного профессионализма);

3) современная (новая и новейшая) эпоха; для многих народов связана с переходом к капитализму, с ростом городской культуры, зародившейся ещё в средневековье. Ломаются старые традиции, возникают новые формы народного музыкального творчества.

Эта периодизация не универсальна. Например, арабской музыке неизвестно столь определённое различие крестьянской и городской традиций, как европейской.

 

Особенности и специфика народной музыки.

Произведения народного творчества имеют особые черты и свойства, отличающие их от авторских произведений:

Ø Создаются сельским населением;

Ø Носителями являются не музыканты-профессионалы, а самоучки;

Ø Устная природа. Народная музыка передаётся из уст в уста и полноценно существует лишь во время её исполнения и непосредственного восприятия. Фольклор хранится в памяти народа и воспроизводится устно. С устной традицией народной музыки тесно связана её вариативность;

Ø Вариативный характер. Вариативность относят к коренным свойствам фольклора. Даже один и тот же сказитель при каждом исполнении вольно или невольно что-то меняет. Тем более, по-другому передает содержание следующий исполнитель. А сказки, песни, былины и прочие произведения проходят через тысячи уст. Поэтому всякое произведение устного народного творчества имеет множество вариантов;

Ø Коллективность творчества. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп населения, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора.

 

Региональная классификация.

В современной фольклористике нет единой точки зрения на региональную классификацию народной музыки. Так, американский учёный А. Ломакс выделяет 6 музыкально-стилевых регионов мира:

§ Америку;

§ острова Тихого океана;

§ Австралию;

§ Азию;

§ Африку;

§ Европу.

При этом он детализирует их по преобладающим стилевым моделям: например, 3 европейские традиции - центральная, западная, восточная и связанная с ней средиземноморская.

В то же время некоторые словацкие фольклористы выделяют не 3, а 4 европейские традиции — западную (с центрами английской, французской и немецкой языковых областей), скандинавскую, средиземноморскую и восточную (с карпатским и восточно-славянским центрами; сюда же подключены Балканы).

   

 

Жанры.

Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами и стилем. Разнообразие жанров народной музыки связано с её социально-бытовыми функциями, которые в свою очередь связаны с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями определённого народа. Её функции разнообразны и касаются как личной и семейной жизни человека, так и его коллективной деятельности.

Основные жанры народной музыки:

ü песня;

ü песенная импровизация (напр., саамская йойка);

ü песня без слов (напр., чувашская, еврейская);

ü эпическое сказание (напр., ирландская сага);

ü танцевальные мелодии, плясовые припевки (напр., кельтская, ирландская джига);

ü инструментальные наигрыши (напр., турецкий таксим).

 

Самый объёмный и разнообразный жанр – песня. Она в свою очередь подразделяется на несколько основных видов.

 

Трудовые песни. Они либо сопровождали труд, либо выражали отношение к нему. Часто такие песни пели попеременно, в форме вопроса-ответа, что давало необходимую передышку работающему.

Примером являются морские песни шанти́ – песни, которые пели британские моряки. Во времена парусного судоходства шанти имели практическую ценность — их ритм помогал морякам синхронизировать темп своей совместной работы. Также они несли психологическую пользу — расслабляли и разгоняли скуку тяжелой работы. Благодаря их использованию команда также могла иносказательно высказать свое мнение о ситуации, не дав повода к наказанию от начальства. Большинство шанти построено по принципу народных песен «вопрос-ответ»: один человек-запевала («шантимен») поет строку, а хор моряков подхватывает её.

На строку припева обычно приходился рывок или толчок.[1]

♪ Storm Weather Shanty Choir – Boney.

Ритуальные песни. Для многих племен были характерны магические действия, обряды (например, обращения к солнцу, луне, обряды вызывания дождя у народов Америки). Подобные церемонии были почти повсеместно связаны с музыкой. Песнями и танцами сопровождались общественные моления, обращенные к силам природы. Музыка подобных церемонии обладает огромной силой эмоционального воздействия.

 

♪ Музыка индейцев - Танец духа.

 

Свадебные песни. Даже у одного народа обычно наблюдается большое диалектное разнообразие свадебных жанров (собственно обрядовые, величальные, причитальные, лирические). Свадебные мелодии, как и календарные, "формульны" (напр., в белорус. свадебном обряде возможно исполнение до 130 разных текстов на одну мелодию). Наиболее архаические традиции имеют минимум формульных напевов, звучащих на протяжении всей "свадебной игры", иногда многодневной. В некоторых традициях (напр., эстонской) свадебные напевы занимают центральное место в фольклоре обрядов и празднеств, влияя на музыкальный стиль других традиционных жанров.

 

♪ Африканский свадебный обряд Matondoni.

 

Музыка детского фольклора основана на интонациях, имеющих часто универсальный характер. Мелодии колыбельных базируются обычно на малотерцовом трихорде, иногда усложняемом субквартой или близлежащими опевающими звуками.

Колыбельные мелодии не только помогали укачивать ребёнка (отсюда простая, покачивающаяся ритмика), но и были призваны магически оберегать его от злых сил и заклинать от смерти.

 

♪ Африканская колыбельная.

 

Причитания (плачи). Такие песни бывают обрядовые (похоронные и свадебные) и необрядовые (солдатские, связанные с болезнью, разлукой и т. п.). Здесь преобладают нисходящие квартово-терцовые интонации, иногда с большесекундовым сопоставлением двух квартовых ячеек (венгерские плачи). Для композиции плачей характерны однострочность и апокопа (словообрыв): музыкальная форма как бы короче стиховой, недопеваемые окончания слов будто проглатываются со слезами. Исполнение плачей насыщено ненотируемыми глиссандо, рубато, возгласами и т. п. Это - свободная импровизация.

♪ Эрзянская народная песня - Плач дочери по отцу.

Эпическая песня. Музыкальный эпос, т. е. поющаяся стихотворная эпическая поэзия. Важнейшим музыкально-жанровым показателем такого стиля является стереотипный каданс, всегда метроритмически подчёркиваемый, часто затормаживающий мелодическое движение. Соотношение напева и текста в разных традициях различно, но преобладают напевы, не прикреплённые к какому-либо одному тексту и даже общие целому географическому району.

 

♪ Песня исландских викингов - Harpa.

Плясовые песни. Первоначально такие песни входили в состав трудовых, обрядовых и праздничных песенных циклов. Их музыкальная структура тесно связана с типом хореографических движений (индивидуального или коллективного), однако возможна и полиритмия напева и хореографии. Пляски сопровождаются как пением, так и игрой на музыкальных инструментах. У многих народов (напр., африканских) аккомпанементом служило хлопанье в ладоши, либо сопровождение ударных инструментов. У ряда народов (напр., папуасов) существовали специальные дома для плясок.

♪ Песня развлечения (Африканские пигмеи).

 

Лирические песни. Здесь на смену простым, коротким напевам приходили развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (напр., румынская и молдавская дойна) и инструментальные (напр., программные "песни для слушания" болгарских кавалистов, казахских домбристов, инструментальные ансамбли японцев и др.).

 

♪ Мелодия болгарского кавалиста.

 

В отдельных культурах жанры классифицируются не только по содержанию, функции и поэтике, но и по возрастно-половой принадлежности: напр., песни детские, юношеские и девические, женские и мужские.

 


[1] «Пятнадцать человек на сундук мертвеца» — пример знаменитой вымышленной песни шанти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...