Государственное устройство
Кувейт - унитарное государство. Административное деление - 3 губернаторства. Действует Конституция 1962 г. По форме правления Кувейт квазиконституционная монархия. Политический режим - абсолютистский с элементами парламентаризма. Политических партий в стране нет. Законодательная власть принадлежит Эмиру (глава государства) и Национальному собранию. Однопалатное Национальное собрание (парламент) по Конституции состоит из 75 депутатов (50 членов избираются прямым тайным голосованием сроком на 4 года и 25 назначаются Эмиром). Избирательным правом пользуются только мужчины, грамотные, урожденные кувейтцы. Глава государства - наследственный Эмир, который фактически обладает всей полнотой власти в стране. Эмир сам назначает наследника престола. Это назначение затем утверждается парламентом. В период между сессиями Национального собрания он может издавать декреты, имеющие силу закона, которые затем должны быть внесены в парламент для утверждения. Эмир может распускать Национальное собрание декретом, обозначив причины такого решения. Однако Собрание не может быть распущено повторно по тем же причинам. В 1976 и 1986 гг. Эмир распускал парламент, который был затем восстановлен только в 1992 г. Исполнительная власть принадлежит Эмиру и Совету министров. Согласно Конституции Эмир после традиционных консультаций назначает Премьер-министра и освобождает его от должности. Эмир также назначает и освобождает министров по рекомендации Премьер-министра. Со времени принятия конституции главой правительства Кувейта назначается наследный принц. Национальное собрание имеет право обращаться к членам правительства с вопросами и интерпелляциями, а также выразить недоверие отдельному министру правительства (но не его главе), что влечет его отставку. Однако это право используется редко.
Правовая система
Правовая система Кувейта носит смешанный характер. Согласно Конституции (ст.2) шариат является "главным", "фундаментальным" источником законодательства. На практике мусульманское право регулирует прежде всего отношения личного статуса, тогда как большинство других отраслей права представлены законодательством романо-германского типа. Согласно ст.1 (2) ГК Кувейта при отсутствии законодательных норм судьи должны выносить решение в соответствии с обычаем ('urf), а при отсутствии и такового - в соответствии с принципами мусульманской юриспруденции (фикха), наиболее полно отвечающей условиям и интересам страны. В 1959-1964 гг. правовая система Кувейта подверглась существенной модернизации. В 1960 г. при помощи египетских юристов были приняты современные кодексы - Гражданский и торговый процессуальный (206 статей), Уголовно-процессуальный (250 статей) и Уголовный (208 статей), в 1961 г. Торговый (1040 статей). Все эти кодексы в значительной мере копировали египетские образцы (см. раздел "Египет"), которые, в свою очередь, основывались на французском законодательстве. Другими важнейшими актами этого периода были Закон о коммерческих компаниях 1960 г., Закон о коллизионном праве 1961 г., Закон о гражданских деликтах 1961 г., Закон о страховании 1961 г., Закон о патентах, промышленных образцах и товарных знаках 1962 г. Наконец, в 1980 г. был принят Гражданский кодекс Кувейта, составленный также по образцу египетского ГК. В том же году были изданы новые, ныне действующие Торговый кодекс, Гражданский и торговый процессуальный кодекс. Право личного статуса (брак, развод, опека, наследование) в Кувейте долгое время оставалось некодифицированным. В 1984 г. принят Кодекс личного статуса. Он основан на маликитской школе фикха. Шиитская часть населения Кувейта (около 30%) следует джафаритской школе.
Экономическое законодательство страны в целом направлено на защиту и поощрение иностранных инвестиций и местного частного бизнеса. С 1990 г. осуществляются программы приватизации. Согласно Конституции (ст.21) природные ресурсы и все доходы от них - собственность государства. Согласно Закону о труде и другим актам работники имеют право на объединение в профсоюзы, забастовку и коллективные переговоры, однако первые два из этих прав существенно ограничены в законе и на практике. Стандартная рабочая неделя установлена в 48 часов. Трудовое законодательство устанавливает особые условия работы для иностранцев (80% рабочей силы), значительно худшие, чем у местных подданных. Уголовный кодекс 1960 г. предусматривает смертную казнь в качестве обязательного наказания за преступления против безопасности государства, включая покушение на жизнь, безопасность или свободу Эмира или принца крови, а также попытку насильственного свержения правительства. Смертная казнь предусматривается так же как обязательная мера наказания за умышленное убийство и отравление и как альтернативная - за другие виды убийства, в том числе за причинение смерти должностными лицами в результате пыток. Среди других преступлений, за которые смертная казнь предусмотрена в качестве обязательного или альтернативного наказания, похищение людей при отягчающих обстоятельствах, изнасилование при определенных обстоятельствах, лжесвидетельство, приведшее к казни подсудимого, и причинение смерти во время нападения на транспорт. Конституция и УПК закрепляют основные гарантии демократического судопроизводства. В то же время уголовный процесс в отдельных аспектах отличается от практики западных стран. В частности, аресты санкционируются не судом, а прокурором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|