Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое описание содержания дисциплины.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА

 

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ

 

«ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

для специальности « 5В050300 » – « Психология »

 

Составитель:

Гизатуллина А.Г., доцент кафедры психологии

 

Семей

 

 

&&&

###000-002#Содержание

1. Рабочая программа

2. Глоссарий

3. Конспект лекций

4. Практические и семинарские занятия

5. Лабораторный практикум

6. Материалы к курсовой работе (проекту), если предусмотрено по учебному плану

7. Блок контроля знаний

 

&&&

###000-003# Сведения об авторах ЭУМКД

Гизатуллина Айгуль Габиденовна
Ученая степень: Кандидат педагогических наук
Ученое звание: Доцент
Должность: Доцент кафедры психологии
Специализация: Психология
Контактные данные:
Рабочий телефон: +7 (7222)35-93-89
Электронная почта: aigul_gizat@mail.ru
Skype: нет
Общие сведения:
Является автором 3 методических и составителем 2 учебных пособий. Прошла курсы повышения квалификации «Менеджмент в высшем образовании», «Психология кризисных ситуаций», «Дистанционные образовательные технологии» и др. Научно-педагогический стаж составляет 25 лет.
       

 

&&&

###002-000#2 Рабочая программа

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Общие положения

4. Литература и ресурсы

5. Содержание дисциплины, модульное разбиение дисциплины

6. Перечень тем и содержание СРС

7. Методические рекомендации по изучению дисциплины

8. Формат курса

9. Политика курса

10. Политика выставления оценок

11. Контроль знаний студентов

12. Календарный график учебного процесса и дистанционных консультаций

&&&

###002-001#2.1 Область применения

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Гендерная психология» предназначен для студентов специальности «5В050300» – «Психология», обучающихся по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ). Он знакомит студентов с содержанием курса, его актуальностью и необходимостью, политикой курса, с теми навыками и умениями, которые студенты приобретут в процессе обучения. ЭУМКД является основным руководством при изучении дисциплины по ДОТ.

&&&

###002-002#2.2 Нормативные ссылки

Настоящий электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) «Гендерная психология» разработан и устанавливает порядок организации учебного процесса по данной дисциплине с использованием ДОТ в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:

-Государственный общеобязательный стандарт образования специальности «050503» – «Психология», ГОСО РК 5.04.019-2011, утвержден и введен в действие Приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года, № 261.

Положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины СГУ им. Шакарима.

 

&&&

###002-003#2.3 Общие положения

· Фамилия, имя, отчество преподавателя – Гизатуллина А.Г., кандидат педагогических наук, доцент;

· Кафедра – психологии;

· Контактная информация – тел: 35-93-89, учебный корпус № 1, кабинет № 1212; e-mail: aigul_gizat@mail.ru

· Место проведения контактных занятий – аудитория № 1204;

· Название дисциплины – «Гендерная психология»;

· Количество кредитов – 3;

Выписка из рабочего учебного плана

Таблица 1

Курс Семестр Кредиты Аудиторная работа СРС (час) Всего (час) Форма итогового контроля
АЗ (час) ДК (час)
  II           экзамен

 

Краткое описание содержания дисциплины.

Курс «Гендерная психология» предназначен для студентов специальности «5В050300» – «Психология», обучающихся по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ); он знакомит студентов с особенностями психики и поведения, связанных с полом.

2.3.2 Целью курса является формирование у студентов знаний об особенностях половых различий в психике и поведении мужчин и женщин.

2.3.3 Основная задача изучения дисциплины –

знакомство с основными разделами гендерной психологии: 1) психологией сравнения мужчин и женщин; 2) психологией женщин; 3) психологией мужчин; 4) гендерной социализации; 5) психологией гендерных отношений; 6) гендерной психологией лидерства.

2.3.4 В результате изучения дисциплины студент должен:

· усвоить основные понятия и категории гендерной психологии;

· усвоить теоретические и прикладные аспекты проблемы гендерных различий;

· уметь профессионально ориентироваться в вопросах половых различий, проявляющихся в психике и поведении мужчин и женщин;

· сформировать навыки проведения эмпирических исследований в области гендерной психологии;

· уметь применить полученные знания в практике профессиональной деятельности;

2.3.5 Пререквизиты курса:

· общая психология

· возрастная психология

· дифференциальная психология

2.3.6 Постреквизиты курса:

· практическая психология

· психогенетика

· медицинская психология

 

&&&

###002-004#2.4 Литература и ресурсы

2.4.1 Основная литература и ресурсы

2.4.1.1 Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

2.4.1.2. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.

2.4.1.3. Бурн Ш. Гендерная психология. СПб, 2001.

2.4.1.4. Данилова Н.Н. Пихофизиология: Учебник для вузов. М., 1998.

2.4.1.5.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.

2.4.1.6. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998.

2.4.2 Дополнительная литература и ресурсы

2.4.2.1. Астафьев П.Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1989.

2.4.2.2. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990.

2.4.2.3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.

2.4.2.4. Геодакян В.А. Два пола: Зачем и почему? СПб., 1992.

2.4.2.5. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. СПб., 2000.

2.4.2.6. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина =?! СПб., 1995.

2.4.2.7. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003.

2.4.2.8. Психология женщины: Хрестоматия / составитель А.А.Криулина. Курск, 1992.

2.4.2.9. Усачева Н.А. Женщина: Ее статус, судьба и образ в мировой культуре. Алматы, 1994.

2.4.2.10. Фрейд З. Женственность. Сновидения: Избранные лекции. М., 1991.

&&&

###002-005#2.5 Содержание дисциплины по модулям

Таблица 2

Наименование модуля Наименование темы Содержание Литература  
 
         
Модуль I. Введение в гендерную психологию 1. Предмет, задачи и методы гендерной психологии. Определение предмета гендерной психологии. Задачи и методы гендерной психологии. Основные разделы гендерной психологии. 1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. 2. Бурн Ш. Гендерная психология. СПб, 2001. 3. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998. 4. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003.  
2. История формирования гендерной психологии. Этапы становления гендерной психологии. Стратификация полов в разных культурах.  
3. Теории и концепции гендерной психологии. Теории гендерной социализации. Теории гендерных различий. Теории психологии женщины. Теории психологии мужчины. Теории психологии гендерных отношений. Теории гендерной психологии лидерства.  
Модуль II. Индивидные характеристики. Гендерная демография. Психомоторика. 4. Индивидные характеристики. Индивидные характеристики: рост, вес, обмен веществ, питание и отношение к еде, телосложение, некоторые физиологические показатели. 1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. 2. Бурн Ш. Гендерная психология. СПб, 2001. 3. Данилова Н.Н. Пихофизиология: Учебник для вузов. М., 1998. 4.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. 5. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина СПб., 1995.    
5. Гендерная демография Здоровье и болезни. Пропорция полов в обществе. Продолжительность жизни и смертность.  
6. Гендерные различия в психомоторике. Моторика мужчин и женщин в детском возрасте. Моторика у взрослых. Лифтинг и причины половых различий в моторике.  
7. Сенсорные различия мужчин и женщин. Зрительная модальность. Слуховая модальность. Тактильная модальность. Другие модальности. Социальная перцепция.  
Модуль III. Интеллектуальные, личностные характеристики мужчин и женщин. Социальное поведение и гендерные отношения. 8. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики Внимание и память мужчин и женщин. Общий интеллект, речь и математические способности. Эмоциональные состояния. 1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. 2. Астафьев П.Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1989. 3. Геодакян В.А. Два пола: Зачем и почему? СПб., 1992. 4. Фрейд З. Женственность. Сновидения: Избранные лекции. М., 1991. 5. Психология женщины: Хрестоматия / составитель А.А.Криулина. Курск, 1992. 6. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003.  
9. Личностные характеристики. Мотивация достижения и аффилиация. Мотивация власти и доминантность. Другие характристики личности.  
10. Социальное поведение с учетом гендерных различий. Стиль поведения мужчин и женщин. Успешность деятельности. Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола.  
11. Гендерные отношения. Гендерная сегрегация в детских группах. Мужчины и женщины в деловом мире. Дружеские и сексуальные гендерные отношения. Супружеские отношения. Девиантные отношения.  

 

 

&&&

###002-006#2.6 Перечень тем и содержание СРС

Таблица 3

№ п/п   Тема СРС   Содержание СРС Срок сдачи (неделя) Назначае мые баллы
         
1. Предмет гендерной психологии. Провести дискуссию на тему: «Плюсы и минусы феминизма». Изучить краткую историю феминизма. Сформулировать предмет гендерной психологии. 1 неделя  
2. Задачи и методы гендерной психологии. Ознакомиться с методами ГП. Сформулируйте задачи гендерной психологии. Дайте обоснование их целесообразности. 2 неделя  
3. История формирования гендерной психологии. Ознакомиться с историей становления гендерной психологии. Перечислить этапы развития гендерной психологии. Охарактеризовать каждый из них. 3 неделя  
4. Стратификация полов в разных культурах. Провести дискуссию «Война полов: мифы и реальность». Охарактеризуйте такое явление как стратификация полов. Попробуйте дать ему свое объяснение. 4 неделя  
5.   Теории гендерной социализации. Теории гендерных различий. Теоретически обосновать суть данных теорий. Теории психологии женщины. Теории психологии женщины и мужчины. Теории гендерных отношений. Теории гендерной психологии лидерства. Дать теоретическое обоснование взглядам З.Фрейда на природу гендерной идентичности женщин и нарциссизм. Ознакомиться с работой З.Фрейда «Женственность». Представить теоретический анализ концепций психологии женщины Н.Ходоров и К.Г-и мужчины. Изучить теории, касающиеся иллиган. Ознакомиться с концепцией сегрегации-конвергенции полов Э.Маккоби. Изучить и обобщить теории гендерной психологии лидерства. 5 неделя  
6. Индивидные характеристики: рост, вес, обмен веществ, питание и отношение к еде. Знакомство с антропометрическими исследованиями. Обобщить результаты исследований половых различий по антропометрическим и физиологическим показателям. Ответить на вопрос: чем обусловлены половые различия по показателям роста, веса и питанию. Дать научное обоснование своему ответу. 6 неделя  
  Тип телосложения и эталоны красоты в культурно-историческом разрезе. Представить сравнительный анализ классификаций телосложения мужчин и женщин. 7 неделя  
8.   Общие и специфические факторы, влияющие на здоровье мужчин и женщин. Используя шкалу самооценки С.Я.Рубинштейн, оцените свое физическое и психологическое самочувствие. 8 неделя  
9.   Пропорция полов в обществе. Ознакомиться с проблемой пропорции полов в обществе. Какие факторы влияют на пропорциональное соотношение полов? Подготовить аргументированный ответ. 9 неделя  
10. Основные причины смертности, значимые для представителей разных полов. Изучить биологические и социальные факторы, влияющие на продолжительность жизни мужчин и женщин. 10 неделя  
11. Гендерные различия в психомоторике. Половые различия в моторике мужчин и женщин в детском возрасте и у взрослых. Знакомство с теорией. Ознакомиться с исследованиями половых различий моторного поведения мужчин и женщин Г.Гейманса, Э.Маккоби и К.Жаклин, а также Б.Г.Ананьева, Е.А.Аркина и др. 11 неделя  
12. Сенсорные различия мужчин и женщин. Знакомство с природой сенсорных различий и понятием социальной перцепции. Изучить экспериментальные данные о половых различиях в ощущениях разной модальности. Привести собственные примеры и дать им теоретическое обоснование. 11 неделя  
13. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики. Знакомство с теорией. Изучить природу различий в таких психических процессах как внимание и память. Объясните, с чем связано превосходство девочек в вербальной памяти? 12 неделя  
14. Общий интеллект, речь и математические способности. Знакомство с теорией. Дать теоретическое обоснование половым различиям в интеллекте, речи и эмоциональных состояниях. Подтвердите или опровергните мнение о большей эмоциональности женщин по сравнению с мужчинами. 12 неделя  
15. Личностные характеристики. Знакомство с понятиями гендерной идентичности, гендерной идеологии и андрогинии. Изучить две концепции андрогинии С.Бэм и Д.Спенс. Дайте собственное обоснование понятию «андрогинная личность». Проведите исследование с испытуемыми с помощью вопросника С.Бэм. Обработайте материал. 13 неделя  
16. Другие личностные характеристики. Знакомство с различиями полов по мотивации достижения и аффилиации, мотивации власти и доминантности. Дать теоретическое обоснование половым различиям по следующим личностным характеристикам: самооценке, мотивации, агрессивности и др. Проведите исследование по методике ТАТ с двумя испытуемыми: мужчиной и женщиной. Сравните результаты. 14 неделя  
17. Социальное поведение с учетом гендерных различий: стиль поведения, успешность деятельности, взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола. Знакомство с теорией. Охарактеризуйте наиболее известные лидерские стили. Дайте ответ на вопрос: различаются ли по ним мужчины и женщины? Обоснуйте свой ответ. Объясните природу и суть понятий «половая сегрегация» и «конвергенция полов». 15 неделя  
18. Гендерные отношения. Ознакомиться с природой половых различий поведения в деловом мире, сексуальных отношениях и др. Приведите примеры половой сегрегации и неблагоприятных гендерных отношений в деловых организациях. Какие различия в сексуальном поведении мужчин и женщин выявлены в исследованиях? Изучите природу семейных отношений. Назовите типы брака и охарактеризуйте каждый тип. Опишите родительские стили поведения у мужчин и женщин. 15 неделя  

 

&&&

###002-007#2.7 Методические рекомендации по изучению дисциплины

Уважаемые студенты!

Данные методические рекомендации помогут вам оптимальным образом организовать процесс освоения данной дисциплины в рамках дистанционной образовательной технологии (ДОТ).

Курс дистанционного обучения дисциплине «Гендерная психология» разработан на модульной основе. Каждый модуль – это стандартный учебный блок, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, например, модуль «Гендерная психология», предназначенный для изучения в течение 11 недель, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.

Ознакомившись с рабочей программой, вы наверняка обратили внимание на качественную (содержательную) и количественную (объем) параметры дисциплины. Изучение в полном объеме настоящего курса «Гендерная психология» требует регулярной, систематической поэтапной самостоятельной подготовки по всем модулям (разделам).

Подготовку по каждой теме необходимо осуществлять своевременно и в полном объеме, согласно вопросам плана. При подготовке не рекомендуется ограничиваться материалами учебников и учебных пособий, обязательна также работа с монографиями и другой специальной литературой, а также другими ресурсами, включая электронные учебники и адреса Web-сайтов в сети Интернет.

 

&&&

###002-008#2.8 Формат курса

По дисциплине будут проводиться офф-лайн и он-лайн занятия. На офф-лайн занятии студенты самостоятельно изучают материал, выполняют практические задания, контрольные задания по модулям, проходят рубежные тесты. На групповых он-лайн семинарах будут обсуждаться наиболее важные темы. Дата и время проведения, а также тема и задания каждого он-лайн семинара будет объявляться заранее. Необходимо принимать активное участие в таких семинарах. Кроме того, по дисциплине будут проводиться он-лайн консультации, график которых вы увидите внутри курса. Для получения офф-лайн консультаций можете написать сообщение преподавателю и получить ответ.

&&&

###002-009#2.9 Политика курса

При изучении данного курса студент должен систематически заниматься самостоятельно, при необходимости обращаться за консультацией к преподавателю. Регулярно посещайте портал, внимательно читайте методические рекомендации преподавателя в рабочей программе и на практических занятиях. Не ограничивайтесь только лекционным материалом, пользуйтесь учебной литературой и электронными ресурсами, указанными внутри курса. Сначала изучите один модуль, выполните задание, затем только переходите к следующему модулю. Необходимо своевременно выполнять и отправлять на проверку контрольные задания, в срок проходить рубежные тесты. Контрольные сроки – конец 8-недели для заданий и тестов, размещенных на 1-8 неделях, и 15-неделя - для остальных.

&&&

###002-010#2.10 Политика выставления оценок

Каждый студент для получения положительного рейтинга по дисциплине должен набрать определенное количество баллов. Максимальное количество баллов:

по итогам 1-рейтинга с 1 по 8 недели включительно – 300 баллов,

по итогам 2-рейтинга с 9 по 15 неделю включительно – 300 баллов.

Итого за семестр по дисциплине максимальное количество баллов – 600.

Баллы выставляются за следующие виды работ:

1. За выполнение заданий по модулям (за 1 и 3 модуль максимум по 150 баллов, за 2-модуль – максимум 120 баллов)

2. За участие и активность на он-лайн семинаре (за участие – 20 баллов, за активность максимум 100 баллов)

3. За выполнение рубежных тестов (максимально по 30 баллов)

Курсовая работа оценивается отдельно.

Разбалловка по дисциплине представлена ниже в таблице 5.

Контрольные сроки – конец 8-недели и конец 15-недели. Своевременно не сданные задания и тесты можно сдать на 15-неделе, но если студент не успевал по неуважительной причине, баллы будут выставляться со штрафными санкциями, 60%от выставленных преподавателем баллов.

 

&&&

###002-011#2.11 Контроль знаний студента

Контроль знаний студента по дисциплине осуществляется в форме:

· текущего контроля (проводится окончании каждого модуля)

· рубежного контроля в виде тестирования (8 и 15 недели)

· итогового контроля – (проводится один раз в конце семестра (экзамен и защита курсовой работы (проекта), в соответствии с ГОСО специальности).

Студент, допускается к итоговому контролю по дисциплине, если за семестр его суммарный рейтинговый балл больше или равен 50%. Итоговый балл рассчитывается по результатам 1 и 2 рейтингов и экзамена. Удельный вес указанных форм контроля составляет сумму: 30% от результатов 1-рейтинга+30% от результатов 2-рейтинга студента+ 40% от результатов экзамена по дисциплине.

Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале (Таблица 4).

 

Шкала оценок в буквенном эквиваленте, в баллах и процентах

Таблица 4

Оценка по буквенной системе Цифрой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95 – 100 Отлично
А– 3,67 90 – 94
В+ 3,33 85 – 89   Хорошо
В 3,0 80 – 84
В– 2,67 75 – 79
С+ 2,33 70 – 74     Удовлетворительно  
С 2,0 65 – 69
С– 1,67 60 – 64
D+ 1.33 55 – 59
D 1,0 50 – 54
F   0 – 49 Неудовлетворительно
I NA - Незаконченный
P - прошел Прошел дисциплину

 

&&&

###002-012#2.12 Календарный график учебного процесса и дистанционных консультаций

Таблица 5

№ п/п Недели                 Итого 1-рейтинг
  Вид контроля       ОС   ЗМ1   РК1 баллов
  Баллы                
  Консультации OF OL OL OF OF OL OF OF
№ п/п Недели               Итого 2-рейтинг  
  Вид контроля   ЗМ2       ЗМ3 РК2 баллов  
  Баллы              
  Консультации OL OL OF OF OL OF OF

 

Обозначения: ЗМ-задание по модулю; ОС-он-лайн семинар; РК-рубежный контроль; OL- он-лайн консультация; OF- офф-лайн консультация

Задания по трем модулям данного курса описаны ниже в разделе 7 Блок контроля знаний.

На 4-й неделе состоится он-лайн семинар на тему «Индивидные характеристики мужчин и женщин». Необходимо подготовить сообщение, содержащее описание индивидных характеристик, включающее антропометрические и физиологические показатели. Кроме того, необходимо быть готовыми ответить на все вопросы практического занятия. Их Вы найдете в планах практических (семинарских) занятий, представленных ниже. Материалы по теме семинара Вы можете найти в учебном пособии Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Можно использовать и другие источники. Максимально высокая оценка за участие в семинаре составляет 120 баллов.

 

&&&

$$$002-000-000$3.2 Лекции

&&&

$$$002-000-000$3.2.1 Лекция №1. Предмет, задачи и методы гендерной психологии.

1. Предмет гендерной психологии;

2. Психология сравнения мужчин и женщин;

3. Задачи и методы гендерной психологии.

&&&

$$$002-000-000$3.2.1.1 Предмет гендерной психологии.

Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства.

$$$002-000-000$3.2.1.2 Психология сравнения мужчин и женщин.

По ходу истории гендерной психологии этот раздел носил различные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Нам кажется, что предложенное нами название наиболее точно отражает суть этого раздела. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. При этом не обязательно устанавливаются различия. Необходимо устанавливать и сходство (отсутствие различий не всегда означает сходство). Цель этого сравнения — установить своеобразие полов, специфические особенности мужчин и женщин. Этот раздел гендерной психологии наиболее развит, и не случайно ему посвящена большая часть данной книги. Однако пока исследованы далеко не все параметры психики. Кроме того, должна быть сменена парадигма — от установления различий до установления специфики и своеобразия (включая и сходство полов). Исследовательский потенциал новой отрасли психологии очень велик: можно повторить практически все исследования в нашей науке — от психофизики до социальной психологии, но па равных выборках мужчин и женщин.

Психология женщиныизучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Очень часто в зарубежных работax переплетаются психология женщины и психология гендерных различий и по экспериментам, на которые ссылаются, и по концепциям, которые лежат в из основе и которые их объясняют, поскольку, характеризуя женщин или девочек, непременно обращаются и к мужчинам. Эта традиция — изучать женщин и мужчин в сравнении — делает размытой границу между обоими разделами, однако у психологии женщин существует и свой специфический предмет: те ценности психики, которых нет у мужчин, прежде всего — связанные с женской физиологией. Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса. ПОМИМО этого, предметом психологии женщины становятся материнство (Особенно в ситуации неполной семьи, когда нет феномена, с которым можно было бы про вести сравнение, — отцовства), женская занятость и женские профессии (особенно те, где нет мужчин или ихтак мало, что сравнение не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантное поведение (особенно в число женской среде), наконец, специфически женские заболевания (и не только гинекологические, но и другие- сравнение с мужчинами даже в области психиатрии оказывается нерелевантным). Перечень можно было бы продолжить- многие проблемы пока еще ждут своего изучения.

Психология мужчины делает первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых пет у женщин. В частности, научается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи (см. далее). Часто сравнение с женщинами также нерелевантно — ибо самая маскулинная женщина отличается от самого фемининного мужчины. Также существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с по­ловой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин. Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно иссле­довать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или их чрезвычайно мало), а также мужские группы - деловые, профессиональные, клубы, компа­нии, куда женщин не допускают. Маргарет Мид (1988) описывает такие клубы в различных культурах. Словом, есть область, которая требует своего развития. При этом данную дисциплину не следует воспринимать как протест против «психологии женщин» — это нормальная стадия развития науки. И психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику — от психофизиологии до социальной психологии.

Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентич­ности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.

Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения — это не только взаимоотношения между пола­ми, но и внутри каждого пола. Ниже будет показано, что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных, супружеских. Наконец, активно изучаются девиантные отношения между полами, в частности связан­ные с насилием. Некоторые аспекты этих исследований мы разберем в отдель­ной главе.

Гендерная психология лидерства. Эта область могла бы считаться разделом психологии гендерных отношений, однако это не вполне корректно. Выделить ее и отдельный раздел позволяют следующие обстоятельства: во-первых, его проблематика выходит за рамки только гендерных отношений, охватывая и различия между мужчинами и женщинами — лидерами, и гендерную социа­лизацию лидерства, и психологию женского менеджмента. Во-вторых, между мужчинами и женщинами часто возникают отношения доминирования-под­чинения, лидера п последователя, и эти процессы требуют самостоятельного исследования.

$$$002-000-000$3.2.1.3 Задачи и методы гендерной психологии.

Что касается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам от­носится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным внедрение результатов и достижений в практику.

Гендерный подход должен стать, неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, и консультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам

В начале ХХ в.в. гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:

1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.

2. Эксперимент. Как правило, широко не использовался.

3. Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовали опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто нот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как один и те же за дачи подходят для одного пола и не подходят для другого.

4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, ч го женщине труднее добиться известности, чем мужчине. Последнее замечание, высказанное Геймансом, впоследствии было подтверждено исследования ми психологии лидерства.

5. Анкетирование Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых — в частности, их эмоциональность. Две анкеты Гейманса вы можете найти в Приложении.

В настоящее время в гендерной психологии используется веса, арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинами необходимо применять такие задачи, которые были бы сформулированы на языке, понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам. Если эти особенности не учитываются, то это приводит к искажению результатов. Ниже будет показано, как особенности методик влияли на получение эмпирических данных. Важным оказался и пол экспериментатора Все эти случаи свидетельствуют о том, что нужна гендерная экспертиза психологических методик для оценки их пригодности при изучении обоих полов. Некоторые методики нужно создавать заново или адаптировать уже известные специально для изучения определенных проблем (к примеру, состояние женщин во время беременности и после родов, во время менструального цикла и т. п.).

Нo все же в гендерной психологии уже сформировался свой арсенал психологических методик. Многие из них будут упомянуты в нашем тексте или даны в приложении. Приведем названия ряда методик, которые применяются при изучении гендерныx paзличий по личностным характеристикам и социальному поведению во всем мире:MMPI, MMPI-A (для подростков), HSPQ(16PF Кеттелла), СР1 (Califonia Psychological Inventory), GZTS{Guilford Zimmerman Temperament Survey), IPAT '(Institute for Personality and Ability Testing), IASQ (Anxiety Scale Questionnaire), NEO-PI и NEO-PI-R (NEO Personality inventory Revised), GPP {Gordon PersbnalPro­file), СPI (Cordon Personal Inventory), CPS (Comrey Personality Scales), EPQ-R (Eysenck Personality Questionnaire Revised), EPPS (Edwards Personal Preference Schedule), PRE (Personality Research Form).

Эти методики изучают наиболее известные наборы личностных характеристик: ней<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...