Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические требования к игрушке

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Понятие «игрушка». 4

2. Классификация игрушек. 6

3. Педагогические требования к игрушке. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 12

 


ВВЕДЕНИЕ

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх. Постепенно, переходя от одного возрастного периода к другому, роль игры и игрушки в ней не исчерпывает своих возможностей.

Специфическим видом деятельности, свойственной ребенку, является игра. Игры детские - одно из важнейших средств умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания детей разного возраста. Значение детских игр для умственного развития детей состоит, прежде всего, в том, что они позволяют ребенку познавать окружающий мир.

Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка.
По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Для ребенка игрушка это не просто средство забавы и развлечений, это одновременно и средство психического развития ребенка.

Развивающий потенциал игрушки издавна привлекал внимание философов, педагогов и психологов. О ее роли в жизни детей писали Платон, Я.А. Каменский, В.Штерн, К.Д. Ушинский и многие-многие другие.

Работ же посвященных изучение игрушки, ее характеристикам, параметрам, возможностям мало. Поэтому столь важно поставить во главу исследования непосредственно игрушку.

 

Понятие «игрушка»

Детская игрушка как «великое изобретение культуры» (М.С. Каган) является предметом изучения различных научных дисциплин: философии, искусствоведения, археологии, этнографии, педагогиики и психологии

Проблема детской игры и игрушки являлась предметом внимания в разные исторические периоды (античные философы - Аристотель, Платон; эпоха Возрождения - М. Монтень, Э. Роттердамский и другие; более позднего периода - И. Кант, Я.А. Коменский, Д. Локк; современные исследовании М.С. Юиуна, Л.Н. Столовича.)

Аристотель считал, что лети до семи лет должны воспитываться в домашней обстановке и именно в семье получать необходимые для развития игры, игрушки; с пяти лет готовиться к школьному обучению.

В эпоху Возрождения появляются работы, авторы которых в противовес средневековой муштре, призывают к возрождению античного наследства и выдвигают требование использования игр в воспитании детей.

Джон Локк рассматривал содержание, методы и приемы индивидуального, семейного воспитания джентльмена, разграничив воспитание детей буржуазии и рабочих. В разделе «Игрушки» Д. Локк высказывает свои мысли по этой проблеме: дети должны иметь разнообразные игрушки, которые хранятся у взрослых, большое разнообразие игрушек приучает к вечному желанию чего-то нового, к вечной неудовлетворенности тем, что имеет: не следует покупать игрушки, дети должны делать их сами или, по крайней мере, пытаться их сделать [1]

В современной философии детская игрушка рассматривается как носитель социальной информации и общественно значимых нравственных установок в контексте приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям современной культуры, выполняет роль буфера между созерцательным (эстетическим, художественным) и практическим (деятельностным) мировозрением (М.С. Каган, Л.Н, Столович, В.С. Хазиев)

Гипотезы происхождения игр и игрушек разработаны кок отечественными (Д.А. Аркин, Г В. Плеханов, Д. Б. Эльконин), так и зарубежными исследователями (И. Хейзингга, Ф. Шиллер и другие).

И. Хейзингга предложил культурологическую концепцию игры, в которой игра выступает как предшественник культуры. По его мнению, игра тесно связана с ранними ступенями формирования искусства, с обрядами и ритуалами, она выступает как объективно функционирующий фактор самого культурного, художественного развития и творчества вообще [1].

Ж. Пиаже считал, что игра защищает ребенка, делая процесс адаптации к реальности более щадящим. Игровая реальность как бы снимает жесткую необходимость и принуждение. Прежде чем ребенок войдет в реальную жизнь, он должен пройти фазу свободного проявления в игре, чтобы оформиться и апробировать свои силы [1].

Таким образом, комплексный подход кпроблеме детской игрушки на основе данных философии, психологии и педагогики, позволяет определить следующие аспекты:

- философский (соотнесенность детской игрушки с духовным миром ребенка позволяет педагогу познать особенности мировосприятия детей, духовные устремления и жизненные идеалы: с помощью игрушки ребенок познает окружающий мир, осознает свое «Я», овладевает нормами социальной жизни);

- педагогический аспект предполагает овладение ребенком системой

научных знаний, предпочитаемые игрушки помогают диагностировать интеллектуальное развитие и поведенческие реакции;

- эмоционально-психологический аспект определяет роль игрушки в процессе адаптации ребенка а окружающей обстановке, в возможности изменения психического самочувствия, социальною статуса, в развитии психических свойств личности, как средства общения с окружающими людьми;

 


Классификация игрушек

В педагогической литературе предложены различные классификации игрушек (А.С. Макаренко, С.Л, Новоселова, Е.А. Флерина). определены педагогические требовании к игрушке (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова. Е.А. Флорина): образность, функциональность, динамичность, эстетичность. безопасность дли жизни ребенка, соответствие возрастным особенностям.

В современной психолого-педагогической литературе предложена классификация игрушек по принципу соотнесенности с разными видами игр (сюжетные, дидактические, игрушки-забавы и другие), по степени готовности (готовые, полуфабрикаты, материалы для игры), по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые» резиновые, из папье-маше), по величине (мелкие, средние, крупногабаритные), по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, механические, пневматические, магнитные, электрофицированные).

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он подчеркивал, что только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика [1].

В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными» [1]:

1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3) образные игрушки - изображения животных и куклы;

4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера [8];

- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;

- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;

- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной [6]. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность социальному педагогу представить все многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствует появлению у ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию), но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

 

Педагогические требования к игрушке

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

В методическом письме МО РФ от 17.05.05 № 61/19 – 12 сформулированы обязательные требования, предъявляемые к игрушкам.

Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, является невозможность:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

В педагогической литературе определены педагогические требовании к игрушке (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова. Е.А. Флорина): образность, функциональность, динамичность, эстетичность, безопасность дли жизни ребенка, соответствие возрастным особенностям.

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

В игрушке пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Игрушка обязательно должна, с одной стороны развивать способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка способствовала развитию ребенка, она должна отвечать интересам ребенка, способствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребенка – важнейшее требование к игрушке, которое собственно, и делает её игрушкой. Главное достоинство игрушки, привлекающее ребенка, - возможность что-либо с ней делать. Игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда: открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей игрушки.

В доступной и занимательной форме игрушка должна побуждать детей к творческому отображению явлений, событий жизни, к совместным играм, в которых формируются дружеские отношения, умение согласовывать свои желания с желаниями сверстников, организованность, взаимопомощь, справедливость и честность. В этой связи особое достоинство игрушки – потенциальная направленность на общую, совместную игру.

Итак, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными, самостоятельными и включенными в коммуникацию. Всё это психолого-педагогические требования к игрушке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игрушки позволяет сделать следующие выводы:

1. Игрушка, как составная часть материального мира, оказывающая влияние на развитие и воспитание ребенка, является духовной ценностью. В них воплощается отношение прошлых поколений к детям и отражается образ жизни общества, уровень его цивилизованности и его чувство красоты.

2. Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности.

3. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

4. В педагогической литературе определены педагогические требовании к игрушке: образность, функциональность, динамичность, эстетичность, безопасность дли жизни ребенка, соответствие возрастным особенностям, также игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В свою очередь, В методическом письме МО РФ сформулированы обязательные требования, предъявляемые к игрушкам


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. 8- 15 с.

2. Бейлина А. Ф.Фребель: игры и игровые средства // Дошкольное воспитание, 1995, №3, С. 56-58

3. Игры и игрушки в жизни детей/ сост. Р.А. Горб. – М., 2006.

4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.,1998.

5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ под ред. Марковой Т. А. – М., 1982.

6. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. - № 2. – С. 123-128.

7. Оршанский Л.Г. Игрушки с точки зрения этнографии, детской психологии и педагогики. /В помощь семье и школе: Детские сады. Игрушки. Детский театр. Педагогические музеи. Волшебный фонарь. / Сост. Н.Н.Бахтин, Е.С.Дедюлина, М.В.Новорусский и др. - М., 1911. – С.21-59.

8. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1973.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1999.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...