О жанрах, используемых в сказкотерапии
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.
Притча
Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу можно использовать в работе как со взрослыми, так и с подростками в случаях, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления.
Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. На основе таких произведений часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются. В качестве примера приводим притчу «Муравей и стрекоза».
Муравей смотрел на цветочный нектар. Муравей имел свой план действия. Как вдруг на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку.
— И как только ты живешь без работы и без всякого плана? — спросил ее муравей. — Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каково же основное направление твоей жизни и каков будет ее конец?
— Я счастлива, — ответила стрекоза. — Я больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель — не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе — твой план, а мне — мой.
Муравей подумал: «То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей — ее план, мне — мой».
И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.
Спустя некоторое время их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку. Он примостился за чурбаком, на котором рубили мясо, и стал благоразумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она подлетела к чурбаку. Только она уселась, как огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.
Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:
«Твой план закончился, а мой продолжается. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть. В конце концов тебя саму съели. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга».
Сюжет одноименной басни И. Крылова, которую мы все учили в школе наизусть, близок к притче. Однако сколько подводных камней в этой истории! Немало людей испытывают раздражение по отношению к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притче?
Басня
Это более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако в баснях Эзопа чистых нравоучений почти нет. В сказкотерапии полезно использовать именно их, как первоисточник этого жанра.
Более поздние басни Ж. де Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжеты у Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом являются замечательным сказкотерапевтическим материалом. Басни можно использовать в работе с подростками. Для примера приводим басню Эзопа «Осел и мул».
Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них одинаково тяжелая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмоготу. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее на мула. Прошли они еще немного, и заметил погонщик, что осел совсем выбился из сил. Опять убавил он груз, который нес осел. Так продолжалось до тех пор, пока весь груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: «Ну, как, по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?»
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу.
Анекдот
Это короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особенно хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрослыми. С их помощью мы можем сформировать такие важные качества, как находчивость и умение творчески мыслить. Вот анекдот, который одни источники приписывают Насреддину, другие — Бирбалу.
Пришел однажды падишах на совет раньше всех и давай спрашивать каждого:
— Сколько в городе ворон?
Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал пришел и ответил:
— Ваше величество, в городе сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон!
— А ты уверен, что не ошибся?!
— Подсчет точен, Ваше величество!
— Смотри же, если ошибся, заплатишь большой штраф!
— Нет, повелитель, я в подсчете уверен, — стоял на своем Бирбал. — При проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть по своим домам и считайте! Вот и получится, что я подсчитал точно.
Легенда, былина, сага, эпос
Эти жанры повествуют о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Они могут быть использованы в работе с подростками.
Миф
Повествует обычно о богах и героях. С одной стороны, в мифах мы можем найти информацию о сотворении мира. С другой — описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать «энциклопедией человеческих пороков». Мы узнаем о трудных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии.
Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования сложных взаимоотношений, а также для познания окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны мифы школьникам.
Сказка
Для сказки характерен так называемый бродячий сюжет. Сказки разных народов имеют много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов.
Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем.
Сказки дали имя нашему методу, поэтому их разновидностям мы посвятим отдельную главу.
«ТЕОРИЯ» ВОЛШЕБСТВА
Многие люди, услышав слово «сказка», вдруг сразу вспоминают волшебные истории: «Сказка — это что-то волшебное!» А что такое волшебство? Чудо... То, чего не может быть в реальности... Проявление необычных сил...
Удивительно, но само слово «волшебство» обладает особым положительным эффектом. «Волшебник», «волшебница», — говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то необычные созидательные способности. Похоже, что волшебство связано с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще именуют колдунами, чернокнижниками.
Итак, согласно нашей идее, волшебники выступают преимущественно в качестве созидателей, а колдуны — в качестве разрушителей.
Давайте попробуем подойти к волшебству с «научной точки зрения» (при этом мы не имеем в виду практическую магию!).
Первый аспект волшебства —
искусство формирования особого состояния души
Есть люди, которые без специальных психологических упражнений и психотерапевтической поддержки умеют находить радость в мелочах. Такие люди удивительным образом разрешают любые трудности. Может быть, это происходит благодаря тому, что они не поддаются панике и суете, верят в созидательную природу человека. Рядом с такими людьми легко и светло, у них все в руках спорится. Не это ли можно назвать волшебством?
У замечательного петербургского сказочника Андрея Владимировича Гнездилова есть чудесная сказка о таких людях. Называется она «Дворник».
Был зимний вечер. В одном небольшом городе падал густой снег. Все улицы уже были завалены сугробами, но никого это поначалу не беспокоило. И в первую очередь — дворников. Они считали себя обиженными и не собирались работать на весь город.
— Нам слишком мало платят за наш тяжелый труд, — говорили они. Всех детей, кто плохо учится, стращают тем, что они пойдут работать в дворники. Никто не смеет с нас что-то требовать, ведь не мы заказываем погоду. Идет снег или не идет, мы получаем одну и ту же зарплату.
Итак, город засыпало снегом. И лишь на одной улице работал дворник. Он старательно расчищал тротуары, проделывал дорожки среди сугробов и даже, справившись со своим участком, переходил на следующий. Короче говоря, это был дворник-чудак, который умудрялся любить свою работу. И, конечно же, он вызывал у людей самые противоречивые чувства. Одни хвалили его, потому что гулять в городе можно было только по его улице, другие, а среди них все остальные дворники, — ругали. Объяснений его поведению находилось множество.
— Чего ж ему не работать, если он побогаче нас с вами? — говорили одни. — Посмотрели бы вы, как он получает зарплату. Даже не пересчитывает денег, сунет их в карман и идет дальше.
— Да он просто находит деньги на улице. Метет себе тротуар, а там то одна монета, то две, то три. На его улице просто живут рассеянные люди, которые постоянно теряют деньги, — утверждали другие.
— Неспроста он завлекает жителей гулять по своей улице.Они гуляют, а денежки у них так и падают, так и падают, — заявляли третьи.
— Да ему больше делать нечего, как работать, — твердили четвертые. — Здоров, всем доволен, самый счастливый. Вот и все дела.
Но самое печальное, что все эти сплетни никто не опровергал. Даже те, кто хвалил дворника, в глубине души считали его не вполне нормальным. А может, и впрямь он был чудаком... Ведь когда его спрашивали, как дела, он никогда не жаловался на судьбу и считал себя удачливым. Соглашался с тем, что он и самый богатый, и самый здоровый, и самый счастливый человек в городе. Между тем именно в эту снежную зиму, в этот снежный вечер ему следовало бы помолчать. А он еще мурлыкал песенку, расчищая свою улицу. Вероятно, он рассердил метель, и она не кончалась, чтобы проверить его терпение.
Так до утра они и боролись, а в результате весь город засыпало снегом до самых крыш.
Люди проснулись поздно и решили, что не пойдут на работу, потому что незачем рисковать здоровьем и жизнью, пробираясь через сугробы. А главное — не их дело расчищать город от снега.
Так прошел не один день, и жители стали замерзать, голодать. Они умирали, проклиная дворников. Но никому не пришло в голову взять лопату и выйти на улицу. Ведь это не их дело.
А дворники в это время прорыли ходы в сугробах и собрались вместе, чтобы составить заговор.
— Пришел наш час! — торжественно решили они. — Судьба города в наших руках. Всю свою жизнь мы были самыми униженными. Теперь мы станем выше всех.
И вот они, вооружившись лопатами, добрались до ратуши и потребовали от правительства отдать им всю власть в государстве. Что было делать городским советникам, как не подчиниться? Один за другим откапывали дворники дома и тут же приводили к присяге жителей города, требуя, чтобы те признали их власть.
Первый указ нового правительства гласил, что всем жителям страны вменяется в первейшую обязанность соблюдать чистоту, дабы облегчить работу дворникам. Правда, после этого указа дворникам стало нечего делать, но зато была восстановлена справедливость, которую, по мнению правительства, столь долго попирали.
Второй указ был направлен против того чудака, который был бельмом на глазу у всего города. Его лишили звания дворника, а заодно и той высокой зарплаты, которая отныне вводилась за этот труд.
Чудак не противился. Лишь спросил, можно ли ему стать строителем и, получив согласие, удалился из города.
Прошло немного времени. Как-то через эту страну проезжала прекрасная принцесса. Воистину, она была удивительной красавицей! Весь город сбежался посмотреть на нее.
— О, если б она осталась жить у нас, — говорили люди, — мы могли бы гордиться своей страной. Она прославила бы ее на весь мир!
Да, в присутствии принцессы все ощутили свою бедность. В стране была только чистота, а кроме нее, ничего больше не было. С тех пор как все стали наводить порядок и заниматься уборкой, государство опустело. Все старое сносили и сжигали. У деревьев обрубали ветви, чтобы от них было меньше листьев и мусора, животных загоняли в специальные сады, дабы они не мешали порядку.
И вот когда принцессе предложили остаться в их стране, она удивленно спросила:
— А что же у вас есть такого, ради чего стоит здесь жить?
Никто не мог ответить на этот вопрос. Вдруг кто-то случайно вспомнил про чудака-дворника. И правда, только его и могли они показать красавице-принцессе.
— У нас живет самый счастливый человек! — закричали они.
Вспомнив, в какую сторону ушел чудак, жители немедленно собрались в путь. И тут уже пришлось удивляться не только принцессе, но и жителям страны. Оказывается, чудак поселился в самом заброшенном уголке государства, но, став строителем, умудрился выстроить там целый дворец. Этот дворец был окружен прекрасным парком. Не нужно было задавать вопросов, чтобы увидеть, что чудак опять чувствует себя счастливым. Увидев, что принцесса довольна, люди предложили ему немедленно стать принцем.
— А что я должен буду делать? — спросил он.
— Ничего! Ты просто будешь принцем и мужем прекрасной принцессы! — отвечали ему.
— Но я не умею ничего не делать! — заявил чудак.
— Ну... повелевай нами!
— И этого я не умею.
— Ну, делай, что хочешь, и еще будь нашим принцем. А мы будем брать с тебя пример.
Чудак еще раздумывал, соглашаться ли на новую должность, но тут принцесса улыбнулась ему и взяла дело в свои руки.
И вот красота и счастье стали править страной. Принц нашел себе дело и заботился обо всех своих подданных. Он вставал раньше всех, брал в руки метлу и шел убирать улицы, а потом начинал строить, а потом делал еще массу дел. И его подданные, видя его заботу, также начинали заботиться друг о друге. Поэтому вся страна благоденствовала.
Каковы же источники этого волшебного состояния души? Наверное, внутренняя гармония и любовь. И, согласитесь, именно к этому состоянию души чудака из сказки мы все стремимся. Как много проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состоянию. Но кто его пережил однажды, всю жизнь «подпитывается» этой энергией. Быть может, дорогие читатели, среди ваших знакомых есть такие люди-волшебники?
Второй аспект волшебства —
проявление созидательной творческой преобразующей силы человека
Мэри Дейли в своих философских работах использует термин «психический активизм». Смысл этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в проявлении способности влиять на события.
Инструментом влияния на реальность является метафора. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: «Метафора — это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».
Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что значит «использовать метафоры» в нашем понимании? Сочинять сказки!
Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбываются. В качестве доказательства приводим выдержку из письма сибирского сказкотерапевта Надежды Даниловны Чекмаревой:
«...Я работаю с разными людьми: в центр приходят и инвалиды после серьезных травм, и инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15—20 лет заключения. Но всех их, таких разных, увлекла работа со сказкой, всем им такая работа помогла изменить жизнь в лучшую сторону. Татьяна Ф. — инвалид первой группы (практически не может ходить), когда начала сочинять свою первую сказку «Победа», находилась в черной полосе своей жизни и не видела выхода на свет. Через год Танина сказка сбылась! В самом прямом смысле слова. Она вышла замуж, сейчас у нее счастливая судьба, замечательная семья, любящий муж. Все как в ее сказке «Победа»...»
Если бы это был единственный случай в нашей практике, можно было бы сказать: «Это просто совпадение или чудо». Однако таких примеров за годы работы накопилось немало.
Похоже, что, создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, как думают некоторые наши коллеги. Он как бы программирует себя. Именно поэтому так важно для нас, чтобы сочиняемые клиентами сказки имели хороший конец. Часто именно хороший конец помогает авторам «подтянуть» сюжет, фактически предлагая развернутую программу мероприятий по достижению успеха.
Хороший конец — это результат деятельности. Наверное, второй аспект волшебства связан еще и с умением видеть окончательный результат. И здесь уместно привести старую суфийскую притчу «Султан, мудрец и хирург».
Давно это было. Султан, правитель всех территорий, выбрался как-то со своими приближенными на прогулку. У обочины дороги, по которой двигался султан со свитой, стоял какой-то старик.
— Любому, кто даст мне сотню монет, я подарю добрый совет! — крикнул он проезжающим.
Султан приостановил коня и спросил:
— Мудрейший, и какой же это совет ты так дорого ценишь?
— Хороший, — ответил тот. — Прикажи, чтобы мне сперва выплатили сотню золотых монет, и я тотчас скажу его тебе.
Султан выгреб из кармана все золото, какое там оказалось, отдал мудрецу и весь превратился во внимание. Он ожидал услышать нечто ошеломляющее.
Старик, припрятав золото в складках одежды, повернулся к нему и сказал:
— Совет мой прост: никогда не начинай что-нибудь делать до тех пор, пока не сможешь ясно представить себе, к какому результату приведет это действие.
Тут уж и вельможи, и все, кто при этом присутствовал, разразились дружным хохотом. Сквозь смех они начали восхвалять мудрость старика, который взял деньги вперед, а потом сказал то, что старо как мир. Но султан прервал их неудержимый хохот и сказал:
— Я не нахожу причин для насмешек, ибо совет мудреца действительно хорош. Все знают, что, прежде чем сделать что-либо, надо хорошенько подумать. Но каждый день мы пренебрегаем этой древней мудростью, что приводит иногда к дурным последствиям. Я благодарю тебя, мудрец, за твой подарок!
С этого дня султан решил всегда действовать в согласии с советом мудреца и приказал, чтобы слова эти были написаны золотом на каждой дворцовой стене. Но даже этого ему показалось мало, и тогда он приказал выгравировать их на дне своего серебряного блюда.
С тех пор прошло некоторое время. Впрочем, не так уж и много. И вот некоему человеку запала в голову мысль убить султана. Заговорщик подкупил придворного лекаря. Преступник пообещал ему, что назначит его первым министром, если тот сделает султану очередное кровопускание отравленным скальпелем.
И вот настал этот день. Уже поставили под локоть султану серебряное блюдо, чтобы ни одна капля крови не пролилась наземь. Но в тот миг, когда лекарь уже был готов прикоснуться к султану отравленной сталью, в глаза убийцы бросилась выгравированная на дне блюда надпись: «Никогда не начинай делать что-либо до тех пор, пока ясно не представишь себе конечный результат своего действия».
И тут до бедняги дошло, что стоит только негодяю-заговорщику стать султаном, как он, не медля ни секунды, прикажет убить сообщника, дабы убрать свидетеля. Султан тем временем заметил, что по телу лекаря пробежала нервная дрожь. Он поднял взгляд на лекаря, увидел его смертельно бледное лицо и спросил, что с ним сегодня стряслось. Лекарь не стал ничего скрывать и тут же покаялся во всем.
Заговорщика, конечно, схватили и предали казни. Султан же призвал к себе своих приближенных. Тех, кто был с ним в тот день, когда мудрец дал совет. Когда все собрались, султан спросил их:
— Ну как, вы по-прежнему смеетесь над мудрецом?
Приступая к какому-либо делу, мы, конечно же, представляем себе результат. Но как часто бывает, что в процесс вплетаются неучтенные факторы!
То же случается и при создании сказок. Нередко клиент говорит: «Я сказку записывать не буду, зачем мне этот лишний труд? Я и так представляю себе сюжет и чем все закончится!»
Но мы все же настаиваем на том, чтобы сказка была записана. И в большинстве случаев оказывается, что сюжет развивается иначе, а конец и вовсе не тот, который задумывался. В чем же здесь секрет?
По-видимому, при написании сказочной истории человек более конкретно отображает явления, события и взаимосвязи между ними. Благодаря такой конкретизации, у него появляются новые ассоциации и иное, более глубокое и целостное видение ситуации. В процессе написания становится явным то, что раньше было скрыто, на что автор не обращал внимания, о чем в принципе не задумывался.
Часто в процессе создания сказки человек понимает, что выбранные средства не приведут к достижению цели. А ведь раньше он и не задумывался над этим! В этом случае наша задача — поговорить и пофантазировать о возможных средствах решения проблемы: ведь нам доступно все, мы же в сказке! Так и складываются истории, которые через некоторое время сбываются.
Сбываются потому, что мысль, метафорически проявленная в сказке, начинает, как магнит, «притягивать» возможности, плести кружево событий. Воистину, мысль материальна. Ведь нетрудно заметить: многое из того, что мы видим, раньше было чьей-то мыслью. Летучий корабль, яблочко, катящееся по тарелочке, раньше были только мыслеобразами. Но сегодня самолет и телевизор — дело обычное.
Поэтому, сочиняя добрые сказки с хорошим концом, записывая их, человек проявляет заложенную в нем великую созидательную творческую силу. Ведь именно сила мысли, воплощенная в материи, благоустраивает окружающий мир.
Третий аспект волшебства —
это трансформация, превращение, изменение
Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда). Назовем обратимую трансформацию «оборотничеством», а необратимую — «метаморфозой» и рассмотрим их значение.
Оборотничество
Слово «оборотничество» может ассоциироваться у некоторых с чем-то негативным. Действительно, в современных фильмах ужасов оборотень — это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах вылезает его звериная сущность.
Но «ужастики» про оборотней — изобретение не только современного кинематографа. Раньше и в деревнях, и в городах тоже рассказывали истории про оборотней.
Однако не этот смысл мы вкладываем в слово «оборотничество», когда говорим об обратимой трансформации. Наш клиент совершает оборот, что-то делает и возвращается к первоначальному своему виду. Никаких ужасов, просто доброе волшебство. Когда герою сказки нужно проникнуть куда-то, он превращается в муравья; нужно перелететь куда-то, он превращается в шмеля. Вспомним хотя бы «Царевну-лягушку», «Сказку о царе Салтане». Герои оборачиваются, меняют свой облик, приобретая при этом необходимые для решения проблемы возможности.
Способности к оборотничеству герои приобретают, находясь под воздействием неких внешних сил (волшебство Кощея Бессмертного, Царевны Лебеди). То есть оборотничество обязательно связано с внешним воздействием. Наиболее известные сказочные оборотни: Царевна-лягушка, Царевна Лебедь, Иванушка-козленочек, Чудище из «Аленького цветочка», царевич Гвидон.
Что нам дает знание об обратимой трансформации? Дает понимание тех «масок», которые надеваем мы, оказываясь в тех или иных ситуациях. Например, родители нередко жалуются: с бабушкой ребенок «как шелковый», но стоит ему оказаться дома — превращается в тирана.
Люди имеют в своем арсенале большое количество масок. Некоторые психологи считают, что чем больше у человека масок, тем больше у него моделей поведения и реагирования, а следовательно, тем лучше он приспособлен к социальным условиям. Иметь большой гардероб личин не так уж и плохо, главное — за ними не потерять свое истинное лицо. По-видимому, для того чтобы этого не произошло, сказочные герои не слишком часто пользуются возможностью превращения...
Однако для нас важно, что оборотничество обратимо и предполагает возвращение к истинному лицу. Представьте себе, что мы имеем дело с ребенком или подростком, который бывает то милым и добрым, то агрессивным и гадким. В этом случае можно заподозрить оборотничество. Причем оборотничество проблемное. Это случается, когда герой в силу каких-либо причин теряет или не может проявлять свой настоящий образ.
Допустим, произошел сбой: царевич Гвидон вовремя «не пришел в себя». Теперь он то шмелем станет, то в комара превратится. Все его слуги, все его царство, его мать — в панике: где прежний царевич? Что с ним стало? Примерно в таком состоянии приходят на прием к психологу родители и просят им помочь. И здесь наша задача — помочь найти истинное лицо нашего «царевича Гвидона». Как же это можно сделать?
Можно обсудить с оборотнем явление оборотничества. Сначала мы обсуждаем эти эпизоды на материале сказок, затем задаемся вопросом: а может ли быть такое в жизни? Как проявляет себя оборотень в реальности? Что же можно сделать, чтобы он, наконец, вернул себе истинное лицо? А истинное лицо, как учат сказки и жизнь, всегда связано с системой ценностей, сформированной у человека. Во что он верит, к чему стремится, что считает хорошим, а что — плохим — вот вопросы, над которыми мы размышляем, находясь в поисках истинного лица...
Оборотничество может символизировать и смену социальных ролей-масок. В жизни каждого из нас немало ролей, которые мы должны исполнять подчас одновременно: быть мужем и отцом, женой и матерью, сыном и начальником... И здесь мы используем оборотничество. И чем гибче мы это делаем, тем больше у нас шансов услышать о себе: «Он хорошо приспособлен к жизни». Однако нельзя забывать важную заповедь: «Помни о своем истинном лице!»
Оборотничество как прием часто используется педагогами и психологами: «А сейчас мы превратимся в зайчиков и попрыгаем, как они!», «Представьте себя деревом, которое имеет сильные корни, по ним в ствол и ветви поднимается живительная сила!». И, конечно, самые профессиональные оборотни — это актеры.
Дети тяготеют к оборотничеству: «Вот сейчас я превращусь в черепашку-ниндзя, и...» Поэтому наша задача — сделать детское спонтанное оборотничество осмысленным. Итак, представим, что ребенок желает превратиться в черепашку-ниндзя или в человека-паука. Не нужно сразу же отговаривать его от этого. Нам важно понять, что он приобретет, пережив превращение.
— Итак, ты хочешь превратиться в черепашку-ниндзя. Прекрасно! Каким ты станешь после превращения, какие качества приобретешь?
— Силу, сноровку, способность находить выход из любых трудных ситуаций, справедливость. Это очень важные качества. Но когда ты превратишься из черепашки в самого себя, как тебе эти качества помогут в жизни? В каких ситуациях ты сможешь применить эти качества?
С помощью таких рассуждений мы сможем сделать процесс спонтанного детского оборотничества осмысленным.
Метаморфоза
Под метаморфозой понимаются необратимые положительные духовные изменения. Наиболее известные героини, пережившие метаморфозу, — это мифологическая Дафна и Русалочка из сказки Андерсена.
Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного Аполлона, Дафна молится о спасении и превращается в лавровое дерево. Казалось бы, что положительного может быть в такой метаморфозе? Однако для духовного состояния Дафны трансформация позитивна. Она не стала рядовой возлюбленной бога. Но в своем новом качестве имеет возможность венчать головы самых талантливых людей.
Русалочка. Эта уникальная героиня Х.-К. Андерсена в одной сказке пережила две метаморфозы: превратилась из русалки в девушку, а потом из девушки — в одну из бестелесных дочерей воздуха. В конце сказки она стала на путь третьей метаморфозы: вскоре она превратится в существо, имеющее бессмертную душу.
В сказках главному герою нередко помогает чудесный конь. В конце же сказки, когда герой уже достиг всего, чего хотел, и желает отблагодарить своего верного помощника, конь просит отрубить ему голову. Такой неожиданной просьбой он, разумеется, ставит героя в тяжелое положение. И когда герой, с болью в душе, отрубает голову верному помощнику, из чрева коня вылетает голубка. Так герой освобождает душу соратника.
Идея метаморфозы несет для нас важный смысл. Душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений. И это то, что может подкрепить нашу веру в успех. Люди нередко коренным образом меняют свою внешность, имидж, систему взглядов, жизнь. И это для них является новой ступенью в развитии.
Итак, трансформация, как аспект волшебства, подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни.
Однако трансформация может происходить и с помощью недоброго волшебства — колдовства. Разве можно назвать «хорошим» превращение сказочных героев, например, в Карлика Носа, в лягушку, в чудовище? Оказывается, можно, если смотреть на конечный результат. Оборотничество в неприятное существо многому учит героев. Они, расставшись с надеждой, принимают ситуацию и часто приобретают веру. А это, безусловно, позитивный результат с точки зрения развития души.
Четвертый аспект волшебства —
появление обитателей волшебного мира
Обитатели волшебного мира — это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и многие другие забавные, а иногда и страшные существа. Они приходят к героям сказки, дают ценный совет, помогают, искушают, устрашают. Одним словом, ведут себя многообразно, часто непредсказуемо, но всегда в соответствии со своей природой.
По-видимому, появление волшебных существ связано с одушевлением природных сил. Мы знаем, если человек не может что-то себе объяснить, то он создает образ, миф или сказку. Природа многое дает человеку, но бывает, что и отбирает. Последнее чаще всего случается тогда, когда человек нарушает важный закон взаимоотношений с природой. Поэтому волшебные существа, олицетворяющие природные силы, бывают не только добрыми, мудрыми, заботливыми. Они бывают и злыми, и коварными, и опасными, иногда — глупыми.
Живя в тесном контакте с природой, наши предки постепенно понимали «характер» окружающего мира. Характерологическими персоналиями окружающей природы стали выступать обитатели волшебного, тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и облака, горные жители. Все они как бы являлись хранителями закона на своей территории. И если человек хотел жить в выбранном месте, он должен был почтительно относиться к невидимым существам.
Такие рассуждения могут показаться вам, дорогие читатели, архаичными. Однако вера в существование волшебных существ предохраняла людей от бездумного и потребительского отношения к природе. Предки знали, что, если все время брать, разрушать, поворачивать вспять, рано или поздно придет возмездие.
Сегодня осмысленное бережное отношение к природе становится насущной необходимостью. Не так давно мне и моим коллегам посчастливилось побывать в Северной Осетии, недалеко от тех мест, где шла война. И часто мы слышали от стариков: «Сколько зла накопилось в горах, горы этого не простят!» А когда мы удивлялись гостеприимству и сдержанности местных жителей, нам отвечали: «Нельзя сердиться — рядом горы».
Немало интересных, захватывающих историй рассказывают местные жители об озере Байкал. Оказывается, духи-хранители священного озера стараются сохранить его экологию.
Безусловно, не на страхе перед наказанием должно строиться отношение человека к природе, а на знании природы и любви к ней.
Итак, что же мы знаем об обитателях волшебного мира? Мы почерпнем немало интересного из мифологии и философии Древней Греции, а также из исследований великого Парацельса. Парацельс (настоящее имя — Филипп фон Гогенгейм) — средневековый врач и естествоиспытатель — подверг критическому пересмотру идеи древней медицины.
Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил всех духов на четыре группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли — гномы, духи воды — ундины, духи огня — саламандры, духи воздуха — сильфы.
Парацельс говорил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, внешне напоминающими человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости чувств.
За этими размышлениями Парацельса стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь речь?.. Так или иначе, идея живой природы дает нам богатый инструментарий для развития личности.
Давайте попробуем поговорить с ребенком или подростком о духах земли. Они живут под землей, на земле, в лесу, на деревьях, в горах, долинах, а также в жилищах. От места обитания зависит характер духа. Чем жестче условия, тем суровей характер. В западных сказках мы встречаемся с гномами. Они берегут и осваивают недра земли. Их взаимодействие с человеком зависит от его отношения к ним. Если он идет с открытым сердцем и созидательным намерением, гномы ему помогут и одарят. В противном случае гномы могут принести человеку вред. Сокровища, которые хранят недра земли, не должны вызывать у человека жадности, ведь так недолго и голову потерять, — этому учат нас гномы.
Невидимые существа живут в лесу. Быть может, в каждом дереве есть свой дух? Тогда можно ли бездумно ломать ветки, рубить деревья, оставлять мусор? Как отнесется к этому хранитель леса (раньше его называли лешим)? Он может погибнуть вместе с лесом или уйти глубоко в самые дремучие дебри. Но, лишившись хранителя, будет ли лес одаривать людей ягодами и грибами? Зато как щедр лес с теми, кто относится к нему с любовью. Попробуйте написать сказку, рассказывающую о ваших ощущениях в лесу. И тогда у вас, наверное, никогда не возникнут разрушительные желания по отношению к лесу.
Но как же строить дома, если не рубить лес, спросите вы. Опытные лесорубы рассказывают, что, прежде чем срубить дерево, нужно мысленно договориться об этом с хранителем леса и с самим деревом. Показать, что древесина пойдет на нужное и достойное дело. Так разрушительное действие может превратиться в созидательное.
Окружающий мир создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое растение.
Духи земли живут и в жилищах: это домовые. Домовой охраняет дом и постепенно перенимает характер хозяина. Если хозяин ленив, то у домового может испортиться характер. Поэтому, чтобы дом был защищен, он должен быть чистым и уютным. Быть может, этот рассказ будет мотивировать некоторых детей к поддержанию порядка в квартире.
Среди духов земли есть и злые существа. Чтобы понять, почему у них такой характер, нужно прочитать сказку, героями которой они являются, и подумать, почему они проявляют такие качества. Подобные рассуждения разовьют в ребятах способность к пониманию мотивов и состояний другого.
Итак, разговоры о волшебных существах — это не увлечение шаманизмом. Это один из методов экологического воспитания и образования.
Если ребенку расскажут, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, то захочется ли ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она
Воспользуйтесь поиском по сайту: