Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание и разметка признаков почерка

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА

Москва 1975


АННОТАЦИЯ

И.Л. Корнеева. Общие и частные признаки почерка. М., изд. ВНИИ МВД СССР, 1975, с.48.

В пособии излагается классификация признаков почерка, даются их краткие ха­рактеристики, указываются способы раз­метки частных признаков почерка при почерковедческом исследовании.

Пособие рассчитано на лиц, специализирующихся в области почерковедческих исследований, курсантов и слушателей учебных заведений МВД СССР, экспер­тов-криминалистов органов внутренних дел.


ВВЕДЕНИЕ

Установление экспертами-криминалистами исполнителя рукописных текстов происходит путем исследования в них различных признаков письма, в том числе и признаков почерка.

Под почерком понимают зафиксированную в рукописи систему движений, которыми она выполнена.

В основе этой системы лежит двигательный навык исполнения письма, который специфичен для каждого ли­ца. Поэтому и почерк каждого человека отличается от почерка других людей определенной совокупностью призна­ков, то есть индивидуален. Признаки, входящие в эту со­вокупность, устойчивы. Они проявляются в письме каждо­го человека многократно и независимо от его желания, от условий, в которых написаны тексты. Этими двумя свойс­твами - индивидуальностью и устойчивостью - определяе­тся значение признаков почерка при проведении почерко­ведческой экспертизы.

Как всякий объект идентификации, почерк имеет об­щие и частные признаки. В основу этого деления положен объем проявления двигательных особенностей руки пишуще­го.

Общие признаки почерка - это признаки, которые отражают особенности движения руки при выполнении всех знаков и связей между ними или же их большинства.

Частные признаки почерка - это признаки, которые характеризуют особенности движений руки при выполнении определенных знаков, их элементов, связей определенных знаков между собой, элементов в определенных знаках.


ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА

К общим признакам почерка относятся следующие:

степень выработанности почерка,

степень структурной сложности движений.

преобладающая форма движений,

преобладающее направление движений;

преобладающая протяженность движений;

степень связности фиксируемых движений,

нажим в почерке[1].

Первые два признака - степени выработанности и структурной сложности движений - отражают степень и характер сформированности указанного двигательного на­выка, остальные - структурные характеристики траекто­рий итоговых движений пишущего лица.

Рассмотрим каждый из названных выше признаков. (В целях удобства изложения материала признак "степень выработанности почерка" рассмотрим последним).

Степень структурной сложности движений

Этот признак определяет степень сложности движе­ний, которыми выполнены знаки, путем сопоставления их структуры (строения) с нормами типовой прописи.

По структурной сложности почерк может быть.

Простым - большинство знаков по своей структуре близки к нормам прописи, например:

усложненным - структура большинства знаков более сложная, чем в нормах прописи, например:

упрощенным - структуре большинства знаков проще, чем в нормах прописи, например:

упрощенно-простым - имеются в равном количест­ве и простые, и упрощенные знаки;

усложнённо-простым - имеются в равном количестве и сложные, и простые знаки;

стилизованным - структура знаков близка к кон­струкциям определенных типов шрифтов: чертежному, ти­пографскому и т.п. Например:

Усложнением следует считать наличие по сравнению с нормами прописи дополнительных элементов в знаках, усложнение форм (в основном извилистая), увеличение протяженности движений при выполнении отдельных букв и их элементов.

Упрощение - это уменьшение по сравнению с норма­ми прописи количества элементов в знаках, упрощение форм (вместо дуговой и извилистой - прямая), уменьше­ние протяженности движений при выполнении знаков и их элементов.

Преобладающая форма движений

Под преобладающей формой движений понимается гео­метрическая форма тех движений, которые по нормам про­писи должны быть прямолинейными, овальными, а также форма связывающих их движений.

По форме почерк может быть:

прямолинейно—криволинейным - соответствующим нор­мам прописи, в нем прямолинейные элементы соединяются дуговыми движениями, а овалы имеют правильную форму, например:

прямолинейно-угловатым - в котором прямолинейные элементы соединяются угловатым движением, а овальные элементы имеют треугольную форму, например:

криволинейным - в котором все движения дуговые и круговые (овальные), например:

смешанным - в котором знаки выполнены движения­ми различной формы, например:

Преобладающее направление движений

Под этим общим признаком понимается характеристи­ка пространственной направленности движений, которыми в целом выполняются знаки и их элементы. Он, в свою оче­редь, включает в себя два следующих признака:

общее направление криволинейных движений относи­тельно воображаемого круга: вправо или влево по кругу (для большей наглядности в качестве ориентира принято брать направление движения часовой стрелки по цифербла­ту);

направление (положение) продольных осей письмен­ных знаков относительно линии строки письма.

По общему направлению криволинейных движений по­черк может быть:

левоокружным - все криволинейные элементы выпол­нены против часовой стрелки, например:

правоокружным - значительная часть криволинейных элементов выполнена по часовой стрелке (такой почерк встречается крайне редко);

смешанным - количество левоокружных и правоокруж­ных движений одинаковое.

Определять направление движений удобно по месту расположения связей между знаками и их элементами: в правоокружных почерках они расположены внизу, а в ле­воокружных - вверху.

По направлению продольных осей письменных знаков почерк может быть:

вертикальным (прямым) - оси букв образуют с ли­нией строки письма угол в 90°, например:

правонаклонным - оси знаков наклонены вправо, нап­ример:

левонаклонным - оси букв наклонены влево, напри­мер:

смешанным - в почерке имеются знаки, выполненные с различным наклоном, например:

Разновидностью правонаклонного и левонаклонного почерков может быть косой почерк, в котором оси знаков расположены близко к линии строки, например:

Преобладающая протяжённость движений

Данное название объединяет три самостоятельных признака:

преобладающая протяженность движений по вертикали при выполнении знаков;

преобладающая протяженность движений по горизон­тали при выполнении знаков;

общее соотношение протяженности движений по вер­тикали при выполнении застрочных элементов в знаках.

Преобладающая протяженность движений по вертика­ли при выполнении знаков (высота знаков). Этот приз­нак определяется абсолютными размерами высоты строч­ных частей букв.

По преобладающей протяженности движений по вер­тикали при выполнении знаков почерк может быть:

крупным - высота строчных частей знаков равна 4 мм и более,

мелким - высота строчных частей знаков составляет не более 2 мм, I

средним - промежуточным между крупным и мелким (от 2 до 4 мм).

Преобладающая протяженность движений по горизон­тали при выполнении знаков (разгон почерка). Под этим признаком понимается отношение размера высоты строч­ных элементов к размеру расстояний между ними.

По преобладающей протяженности движений по гори­зонтали при выполнении знаков почерк может быть

сжатым - размер высоты строчных элементов зна­ков намного больше размера расстояний между ними, нап­ример.

размашистым - размер высоты строчных элементов знаков равен или меньше размера расстояний между ними, например.

средним - отношение размера высоты строчных эле­ментов знаков к размеру расстояния между ними нахо­дится в пределах норм прописи, т.е. высота знака нес­колько больше его ширины, например

Общее соотношение протяженности движений по вертикали при выполнении застрочных элементов в знаках. Под этим признаком понимается отношение высоты (дли­ны) застрочных частей букв к строчным. Под "застрочными частями букв" понимаются элементы, выходящие за строку письма.

По данному признаку почерки могут характеризовать следующим образом.

"Почерк с большими застрочными элементами букв" -застрочная часть букв намного больше (в два и более раза) строчной части, например:

"Почерк со средними застрочными элементами букв" -застрочная часть букв либо равна, либо немного больше их строчной части, например:

"Почерк с малыми застрочными элементами букв" -застрочная часть букв либо равна, либо меньше их строч­ной части, например;

В том случае, если величина надстрочных и подст­рочных элементов в буквах неодинакова, характеристику их величин можно давать раздельно. Например: "Относи­тельная протяженность движений по вертикали при выпол­нении надстрочных элементов большая, подстрочных - сре­дняя".

В том случае, если в почерке не наблюдается боль­шой разницы между высотой строчных и заглавных букв, это также следует указывать при характеристике данного признака.

Степень связности фиксируемых движений

Под степенью связности фиксируемых движений по­нимается способность пишущего выполнять определенное количество знаков без отрыва орудия письма от листа бу­маги.

Связность почерка может быть:

большой - без отрыва пера от бумаги выполняется более 6 букв, например:

средней - без отрыва от бумаги выполняется 4-5 букв, например:

малой - без отрыва пера от бумаги выполняется 2-3 буквы, например:

Кроме того, может встретиться почерк, в котором связность вообще отсутствует, либо она сплошная.

Степень связности следует определять по наиболь­шим из имеющихся в данном почерке связям, но при ус­ловии их повторяемости. Так, при наличии в почерке свя­занных шести, четырех, трех знаков следует степень свя­зности определить как высокую (поскольку максимальное количество связей - шесть); при наличии связанных пяти, четырех, трех букв - как среднюю (поскольку максималь­ное количество связей - пять) и т.д. В тех случаях, когда почерк в основном характеризуется средней связностью, но один-два раза в нем встречается связность большая, это следует указать при eго описании[2].

Нажим в почерке

Всякий процесс письма немыслим без приложения со стороны пишущего определенных физических усилий. Отражение их в почерке принято называть нажимом. На­жим зависит:

от вида и качества орудия письма (нажим хорошо проявляется при письме ученическими перьями и плохо -при письме карандашами и шариковыми ручками);

от положения орудия письма относительно листа бу­маги;

от величины прилагаемого физического усилия при письме.

Поскольку один и тот же человек прилагает различ­ные усилия при выполнении разных элементов в знаках, а все люди по-разному держат орудие письма, нажим в по­черках рассматривают в двух аспектах: по интенсивности (силе), по размещению.

Наиболее удобны для выявления этих признаков ова­лы и полуовалы.

По интенсивности нажима различаются почерки:

с сильным нажимом - разница в ширине штрихов в пределах одного знака более 1 мм, например.

со средним нажимом - разница в ширине штрихов имеется, не менее I мм, например:

 

со слабым нажимом - разница в ширине штрихов очень незначительна или же совсем отсутствует, напри­мер:

Характеристика размещения нажима подразумевает определение части знаков или их элементов, имеющих наи­большую ширину, например: в левой части овала ; в

правой части овала ; в верхней части овала ; в

нижней части овала и т.д.

Размещение нажима зависит от способа, которым пишущий держит орудие письма.

Степень выработанности почерка

Этот признак отражает степень сформированности дви­гательного навыка исполнителя текста, т.е. степень овла­дения техникой письма.

В процессе обучения письму формирование навыка проходит ряд этапов: сначала пишущий учится писать от­дельные элементы знаков, затем - отдельные знаки, далее - ряд знаков подряд (слоги). Указанным этапам со­ответствует определенная степень выработанности почерка. Элементное и буквенное письмо - мало выработанное; слоговое письмо - выработанное; письмо среднее между буквенным и слоговым - средней выработанности. Таким образом, степень выработанности почерка указывает на состояние письменного навыка лица, которым выполнена рукопись.

Признак "степень выработанности почерка* состоит из двух самостоятельных признаков, обусловливающих друг друга: темпа и координации движений при письме.

Темп движений при письме -это скорость выполнения рукописи. Темп может быть быс­трым, медленным, средним.

Темп движений при письме проявляется в ряде об­щих признаков почерка:

в степени связности движений (чем более связан почерк, тем быстрее выполнялось письмо);

в виде соединения движений (почерк, в котором вид соединения движений слитный, выполняется быстрее, чем почерк, в котором движения связаны способом присоеди­нения);

в протяженности движений (чем крупнее знаки, тем больше времени идет на их выполнение);

в степени структурной сложности (чем сложнее по­черк по структуре, тем больше времени требуется на вы­полнение текста).

Координация движений при письме - это согласованность движений пальцев, кисти, предплечья и плечевой части руки, обеспечивающая пространственную точность движений при письме.

Показателем координация служат следующие приз­наки:

форма знаков (так, извилистая форма тех элементов, которые по нормам прописи должны быть прямолинейны­ми, указывает на низкую координацию движений);

точность и правильность соединений элементов в зна­ках и знаков между собой (так, плавный переход от од­ного элемента к другому указывает на высокую коорди­нацию движений пишущего, а наличие остановок в местах перехода — на низкую);

степень устойчивости таких общих признаков почер­ка, как преобладающая протяженность по горизонтали и вертикали, преобладающее направление движений (чем устойчивее эти признаки, тем выше координация движе­ний в почерке);

степень устойчивости частных признаков почерка (в почерке, в котором одноименные знаки выполняются оп­ределенным способом, координация движений выше, чем в почерке, в котором одноименные знаки каждый раз вы­полняются по-разному);

наличие устойчивых вариаций при выполнении однои­менных знаков (почерк, в котором знаки выполняются в нескольких устойчивых вариантах, выше по координации движений, чем почерк, в котором знаки пишутся характе­рным, но лишь единственным способом).

Координация движений при письме характеризуется как высокая, средняя, низкая. Кроме того, она может быть и промежуточной - либо между высокой и средней, либо между средней и низкой.

Степень координации движений при письме зависит, в первую очередь, от письменной практики человека, а кроме того, от целого ряда других условий: возраста, по­зы при письме, физического и психического состояния пишущего лица, орудия письма, способа умышленного из­менения почерка, температуры окружающей среды и т.п.

Значение данного признака в процессе проведения экспертизы заключается в том, что он, во-первых, помо-гает определить степень выработанности конкретного по­черка; во-вторых, дает возможность предположить, что рукопись выполнялась в необычной для пишущего лица об­становке или в необычном состоянии, и правильно предста­вить последнее; в-третьих, позволяет объективно оценить установленные в ходе сравнительного исследования другие признаки почерка, в частности, совпадающие и различающиеся.

Определение степени выработанности почерка. При определении степени выработанности почерка необходимо учитывать одновременно и темп письма, и степень коор­динации движений его исполнителя.

По степени выработанности почерк может быть высоковыработанным, маловыработанным и средним.

Высоковыработанный почерк характеризуется быстрым темпом и высокой координацией движений. Например:

На быстрый темп письма указывают следующие приз­наки: буквы выполняются связно, вид их соединений слит­ный, протяженность движений по вертикали при выполне­нии букв небольшая, детали почерка (точки, запятые) ма­лой протяженности, форма начал и окончаний штрихов ос­трая.

На высокую координацию движений при письме ука­зывают следующие признаки, форма знаков и их элементов правильная, соединение элементов и знаков точное; об­щие признаки почерка, характеризующие протяженность и направление движений, а также частные признаки почерка и вариации последних устойчивы.

Маловыработанный почерк ха­рактеризуется медленным темпом письма и низкой коор­динацией движений. Например:

На медленный темп письма указывают следующие признаки почерка: знаки в целом, точки, запятые - круп­ные, знаки выполняются отрывисто, элементы в знаках присоединяются (а не выполняются слитно, как в высоко-выработанном почерке), начала и окончания штрихов мо­гут быть тупыми, возможен сильный нажим,

На низкую координацию движений указывают следую­щие признаки форма элементов знака неправильная (ова­лы угловатые, те элементы, которые должны быть по нор­мам прописи прямыми, имеют извилистую форму), есть изломы в штрихах, неоправданные остановки, преобладаю­щая протяженность и направление движений при выполне­нии знаков и их элементов в основном устойчивы, частные признаки неустойчивы.

Средневыработанный почерк промежуточный между первыми двумя. В нем темп и ко­ординация движений средние. Например:

На средний темп движений указывают следующие признаки, связность знаков средняя, вид связи - присое­динение, протяженность движений по вертикали при выпол­нении знаков средняя.

На среднюю координацию движений указывают следу­ющие признаки, форма овалов и прямолинейных элементов знаков правильная, т.е. соответствует в основном нормам прописи; общие и частные признаки почерка относительно устойчивы.

Таким образом, между темпом и координацией дви­жений существует определенное соответствие. В высоко­выработанном почерке высокому темпу движений соответс­твует высокая координация движений, в маловыработан­ном почерке низкому темпу - низкая координация движе­ний. Поэтому в указанных почерках при характеристике их степени выработанности не дается отдельно характе­ристик темпа и координации движений. Такой почерк оп­ределяется одновременно по двум признакам в целом, на­пример, как "выработанный почерк" или "маловыработанный почерк" и т.п. Однако бывают почерки, в которых харак­теристики темпа и координации движений не соответству­ют друг другу. Например, при высоком темпе пись­ма координация движений может быть средней. В этих слу­чаях степень выработанности почерка в целом не опреде­ляется, а указываются отдельно характеристики темпа и координации движений, а также соответствующие им приз­наки.

Значение общих признаков почерка при проведении экспертизы состоит в том, что они в совокупности с частными признаками индивидуализируют почерк исполнителя. Ценность рассмотренных общих признаков почерка неоди­накова. Наиболее ценными являются те признаки, которые менее зависят от различного рода факторов и, в частнос­ти, меньше изменяются по желанию пишущего. Такими признаками являются степень выработанности, степень структурной сложности, степень связности почерка. При умышленном искажении почерка они способны легко изменяться лишь в сторону понижения, поскольку повыше­ние степени выработанности почерка, структурной, слож­ности и степени связности движений требует специальных длительных тренировок. В процессе идентификации личнос­ти по почерку по одному лишь признаку - степени выра­ботанности почерка - можно иногда исключить некоторых лиц из круга предполагаемых исполнителей, если степень выработанности почерка в спорном документе оказывается выше, чем в образцах их почерков.

 

ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА

 

Как уже отмечалось, к частным признакам почерка относятся признаки, характеризующие особенности движе­ний при выполнении элементов в знаках, знаков в целом, связей элементов знаков, связей между знаками.

Для выделения и описания частных признаков необ­ходимо иметь представление о видах знаков и их строе­нии.

Экспертами-криминалистами принято называть "зна­ками" буквы, цифры, пунктуационные и математические знаки.

Письменные знаки состоят из элементов (штрихов). Оснований для деления знака на элементы может быть несколько: геометрическая форма элементов (овалы, по­луовалы, прямолинейные штрихи); положение элементов относительно линии строки (строчные, надстрочные, под­строчные); значение элементов для понимания знака (ос­новные и дополнительные); последовательность выполнения элементов в знаке (за основу берется последовательность выполнения, предусмотренная нормами прописи); направ­ление движений относительно субъекта, выполняющего ру­копись (приводящие и отводящие), и другие. Ни одно из названных оснований не является исчерпывающим, и все они условны.

Классификации частных признаков почерка

Названия большинства частных признаков почерка аналогичны названиям общих признаков почерка.

К частным признакам почерка относятся:

структурная сложность движений;

форма движений;

направление движений;

протяженность движений;

количество движений;

последовательность движений;

степень связности (непрерывности) движений;

относительное размещение движений;

размещение нажима.

В начале данного перечня частных признаков почерка указаны наиболее общие признаки, в конце - наименее об­щие, детализирующие предыдущие.

Рассмотрим каждый из названных частных признаков почерка.

Структурная сложность движений

Данный признак наиболее общий из всех частных признаков. Он выражает степень соответствия движений, которыми выполнен отдельный знак, нормам прописи по структуре (строению). К структурной сложности движений относятся:

упрошенное или усложненное написание отдельных знаков;

замена определенного знака другим;

построение знаков не по нормам прописи.

Разберем каждый из названных пунктов.

Упрощенное (усложненное) написание отдельных зна­ков происходит либо при упрощении (усложнении) формы движений, которыми выполнены отдельные элементы зна­ков; либо при уменьшении (увеличении) количества эле­ментов в знаке; либо при уменьшении (увеличении) про­тяженности движений, которыми выполнены отдельные эле­менты в знаке; либо за счет одновременного наличии в знаке всех или же части перечисленных признаков. К ус­ложненным (упрошенным) знакам относятся лишь такие знаки, в которых усложнены (упрощены) несколько эле­ментов (более двух), и, стало быть, характеризовать каж­дый из них в отдельности, не имеет смысла. Например:

Под заменой определенного знака другим понимают замену знака либо иным по смыслу, либо специально придуманным знаком (специальной конструкцией). Пример простой замены: вместо буквы "с" употребляется латинская буква . Примеры замены

знака специальной конструкцией: вместо буквы "а" пишет­ся условный знак , вместо буквы "б" условный знак

Под знаками, написанными не скорописными движе­ниями, понимаются знаки, выполненные либо по типу пе­чатных, либо по типу чертежных знаков. Например, вместо пишется , вместо. Наиболее часто с подражанием печатному шрифту в скорописных текстах выполняются буквы "к", "х", "ж", "т", "з".

Признак "структурная сложность движений", как впрочем и все остальные частные признаки, должен быть охарактеризован при описании его в заключении эксперта. Например:

"Структурная сложность движений при выполнении заглавной буквы "П" — усложненная за счет соединения

основных элементов между собой

"Структурная сложность движений при выполнении буквы "с" - замена ее буквой

"Структурная сложность движений при выполнении "т" - по типу печатного знака ".

(Этот признак отмечают обводкой знака кругом).

Форма движений

Под этим признаком понимается геометрическая фор­ма фиксируемого суммарного движения при выполнении элементов письменного знака, их связи внутри знака, зна­ков между собой.

Форма движений может быть.

прямолинейной, разновидностью ее является углова­тая форма;

криволинейной, разновидностями ее является дуго-вая, круговая, петлевая, извилистая формы, а также ова­лы, спирали и эллипсы;

смешанной (например, прямолинейной, переходящей в дуговую, и наоборот).

Рассмотрим возможные формы движений, которыми
выполняются элементы знаков, их связи, связи знаков

между собой.

Формы движений, которыми выполнены элементы зна ка. Различные элементы знаков могут выполняться дви­жениями определенных форм. Так, основные, начальные, заключительные и дополнительные штрихи и черточки мо­гут выполняться прямолинейными, дуговыми, извилистыми движениями. Дополнительные штрихи и черточки, кроме того, могут выполняться движениями петлевой или сме­шанной формы. (Они не могут выполняться движениями круговой или овальной формы).

Формы движений, которыми выполнены овалы и застрочные элементы, могут рассматриваться как в целом, так и по частям. Например, форма движений при выпол­нении овалов в целом может быть либо круговой, либо овальной, либо треугольной. Форма движений при выполне­нии части овала может быть либо извилистой (слева, спра­ва), либо прямолинейной (слева, справа).Форма движений, которыми выполнены надстрочные и подстрочные элемен­ты в целом, может быть либо треугольной, либо дуговой, либо прямолинейной. Форма движений, которыми выполне­ны части знаков, может быть внизу угловатой, вверху ду­говой или петлевой, справа прямолинейной, слева дуговой и т.д.

Форма движений, связывающих знаки, рассматривается либо в целом, либо по частям: форма только начальной, либо заключительной, либо средней части. При рассмотрении формы связывающего штриха в целом учитывается заключительная часть предыдущей и начальная часть последующей буквы, а также форма самой связи. Например:

Направление движений

Этот признак включает в себя два самостоятельных признака:

абсолютное направление движений при выполнении от­дельных знаков и их элементов;

относительное направление движений при выполнении отдельных знаков и их элементов.

Рассмотрим эти признаки.

Абсолютное направление движений при выполнении отдельных знаков и их элементов. Этот признак указывает на направление движения руки пишущего в процессе выпол­нения знаков или их элементов. При определении абсо­лютного направления движений имеют значение два следующих момента:

форма движений, которыми выполнены элементы (пря­молинейная или криволинейная);

расположение элементов относительно линии строки письма (вертикальное или горизонтальное).

Так, прямолинейные вертикальные штрихи могут выполняться движениями, направленными:

сверху вниз ;

снизу вверх ;

отклоняться вправо »

отклоняться влево ;

Прямолинейные горизонтальные штрихи могут быть выполнены движениями, направленными слева направо

и наоборот ; отклоняться вниз; вверх

Криволинейные штрихи (овалы, полуовалы и дуговые движения) могут выполняться правоокружными движениями (идущими по часовой стрелке), например, и левоокружными (идущими против движения часовой стрелки), например

Данный признак выделяют тогда, когда направление движений, которыми выполнен знак или его элемент, из­менено по сравнению с направлением движений, которыми выполнен знак или его элемент в нормах прописи.

(Размечается этот признак линией параллельной от­мечаемому элементу и заканчивающейся стрелкой).

Примерное описание указанного признака:

"Направление движений при выполнении овала в бук­ве "р" - левоокружное ".

"Направление движения при выполнении дополнительной черточки в букве "т" — справа налево ".

Относительное направление движений. Под этим приз­наком понимается положение продольных осей отдельных букв или положение отдельных элементов в знаке относи­тельно линии строки письма. Отмечают его в следующих случаях:

когда положение оси одного знака отличается от по­ложения осей остальных знаков, например, ;

когда только два из трех штрихов в знаке парал­лельны друг другу, в то время как по нормам прописи все три штриха должны быть параллельны друг другу, нап­ример;

когда положение осей большинства знаков одноимен­ное, но угол оси в одном из знаков отличается от уг­ла осей остальных знаков в сторону уменьшения или увели­чения, например, ;

(Признак "относительное направление движений" раз­мечается пунктиром, располагаемым либо по оси знака, либо параллельно элементу знака).

Примерное описание данного признака:

"Относительное направление движения при выполне­нии третьего основного штриха в букве "т" - левонак­лонное, первого и второго — правонаклонное '.

"Относительное направление движения при выполне­нии буквы "о" - левонаклонное, остальных букв - пра­вонаклонное ".

Протяженность движений

Под этим признаком понимают необычные размеры как отдельных элементов в знаке, так и всего знака в целом. Данный признак объединяет три следующих призна­ка:

абсолютную протяженность движений при выполнении элемента;

относительную протяженность движений по вертика­ли при выполнении элементов и знака в целом;

относительную протяженность движений по горизон­тали при выполнении элементов и знака в целом.

Если первый признак указывает на необычные (боль­шие или малые) размеры какого-то элемента, например

, то два других - на соотношение размеров эле­ментов между собой.

Примеры относительной протяженности по вертикали:

- надстрочная часть в букве – «в» меньше строчной,

- буква "к" меньше остальных букв.

Пример относительной протяженности по горизонта­ли:

- расстояние между первым и вторым штрихами
больше, чем между вторым и третьим.

(Разметка в данной группе признаков может быть трех видов: )

/ Примерное описание:

"Протяженность движений при выполнении заключи­тельного штриха в букве "а" большая ".

"Относительная протяженность движений по вертика­
ли при выполнении буквы "к" - больше остальных букв

"Относительная протяженность движений по вертика­ли при выполнении элементов буквы "в" - надстрочная часть меньше строчной ".

"Относительная протяженность движений по горизон­тали при выполнении буквы "о" - меньше других букв

"

"Относительная протяженность движений по горизон­тали при выполнении надстрочной части буквы "в" - боль­ше, чем строчная ".

Относительная протяженность движений по горизон­тали при выполнении первого дополнительного штриха в букве "ш" - больше второго

Количество движений

Данный признак показывает, каким образом соотно­сится знак с нормами прописи по количеству сделанных при его написании движений. Учитывается этот признак экспертом лишь в случаях увеличения или уменьшения по сравнению с нормами прописи количества движений, при­чем эта разница должна быть не более чем на один - два элемента. Если количество движений больше (меньше) чем два, следует говорить о "структурной сложности" движений.

Признак "количество движений" следует выделять в следующих случаях:

при наличии начального штр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...