Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета




Сущность калькулирования, как способ метода бухгалтерского учета, состоит в исчислении в денежном выражении затрат организации на приобретение (заготовку) и изготовление определенного вида материальных ценностей (производства работ, оказание услуг) и расходов на их реализацию (сбыт).

С другой стороны калькулирование является базой для другого элемента метода бухгалтерского учета – оценки. Калькуляционные расчеты оформляются в виде документа, содержащего перечень статей, из которых складывается себестоимость. Поэтому этот документ (в практике называемый калькуляцией) служит основанием для денежной оценки соответствующих объектов учета.

Более детально рассмотрим данный способ метода бухгалтерского учета применительно к калькулированию себестоимости продукции. Этот процесс включает ряд этапов:

1. группировка затрат;

2. распределение затрат между объектами калькулирования;

3. определение себестоимости отдельных изделий, работ, услуг, приобретения материалов и др.;

4. отражение себестоимости изделий в калькуляции;

5. контроль выполнения плана по себестоимости и сопоставление отчетной себестоимости с нормативной, предыдущих периодов;

6. определение результатов работы и резервов снижения себестоимости.

Таким образом, калькулирование – это группировка и распределение затрат между объектами калькуляции, исчисление их фактической себестоимости для контроля выполнения плана, определения результатов работы коллектива и выявление резервов повышения эффективности производства.

В данном определении речь идет об определении фактической себестоимости, то есть составлении фактической калькуляции. Кроме фактической калькуляции бухгалтерия использует (но сама не составляет) другие виды калькуляций: плановую, нормативную. В бухгалтерии могут использоваться также плановые и нормативные хозрасчетные калькуляции подразделений организации – цеха, участка, бригады, которые составляются по ограниченному виду затрат (в зависимости от работы данного подразделения). В таком же разрезе в хозрасчетных целях составляется бухгалтерией и хозрасчетные калькуляции фактической себестоимости.

Кроме себестоимости изделия может исчисляться себестоимость нормо-часа, нормо-комплекта и др.

Современная организация представляет собой сложный комплекс, состоящий из различных видов производств (основного, вспомогательного) и включающий разные виды деятельности (изготовление продукции, ремонт собственного оборудования и др.). Поэтому первоочередным этапом калькулирования является группировка затрат.

Прежде всего все затраты организации подразделяются по видам деятельности:

1. По основной деятельности – это затраты, включаемые в издержки производства продукции основной деятельности;

2. Затраты на капитальные вложения – на строительство зданий, капитальный ремонт основных средств. Эти затраты организации на продукцию по основной деятельности не включаются.

По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные:

1. Основные - затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства;

2. Накладные - затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управления им (общепроизводственные и общехозяйственные).

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные:

1. Прямые - затраты, которые связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и др.;

2. Косвенные - затраты, которые не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно, условно.

По отношению к объему выделяют переменные и условно-постоянные затраты:

1. Переменные - расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции;

2. Условно-постоянные - расходы, размер которых почти не зависит от изменения объема производства продукции.

По составу (однородности) затраты бывают одноэлементные и комплексные:

1. Одноэлементные - затраты, состоящие из одного элемента (заработная плата, амортизация и т.д.);

2. Комплексные - затраты, состоящие из нескольких элементов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входят и заработная плата и износ здания и др.).

По участию в процессе производства затраты делятся на производственные и внепроизводственные:

1. Производственные - расходы, связанные непосредственно с процессом производства продукции на предприятии;

2. Внепроизводственные (коммерческие) - расходы, связанные с реализацией продукции покупателям.

Производственные и внепроизводственные расходы образуют полную себестоимость товарной продукции.

По эффективности выделяют затраты производительные и непроизводительные:

1. Производительные - затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства;

2. Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства.

Исходя из экономического содержания затраты группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

Группировка по элементам используется в общеэкономических расчетах. Она позволяет выявлять совокупные материальные затраты, перенесенные на вновь созданный продукт, а также затраты живого труда. По этой группировке составляются плановая смета и отчет по фактическим затратам на производство.

По экономическим элементам затраты классифицируются:

1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2. расходы на оплату труда;

3. отчисления на социальные нужды;

4. амортизация основных фондов;

5. прочие затраты.

Подразделение затрат по статьям калькуляции используется для аналитического учета производства и калькуляции себестоимости продукции.

Классификация затрат по калькуляционным статьям:

1. Сырье и материалы;

2. Возвратные отходы (вычитаются);

3. Покупные изделия и полуфабрикаты;

4. Топливо и энергия на технологические цели;

5. Амортизация основных средств;

6. Основная заработная плата производственных рабочих;

7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих;

8. Отчисления на социальные нужды;

9. Расходы на подготовку и освоение производства;

10. Общепроизводственные (цеховые) расходы;

11. Общехозяйственные (заводские) расходы;

12. Потери от брака;

13. Прочие производственные расходы;

14. Коммерческие расходы.

Итог первых 13 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 14статей - полную себестоимость продукции.

Классификация по экономическим элементам необходима на этапе планирования с целью выявления необходимого количества материальных, трудовых и денежных ресурсов, классификация по калькуляционным статьям - для определения фактических затрат на производство единицы продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...