Искусство Испании XVII и XVIII веков
…Когда-то, на заре средневековья, весь Пиренейский полуостров был завоеван арабами. Вся средневековая история Испании происходила в постоянной борьбе против ига чужеземцев. Пока длилась реконкиста, искусство испанцев невольно испытывало его воздействие. Использовались мусульманские подковообразные арки, хрупкие аркады, плоскостный кружевной декор. Соединение всего этого с европейской готикой получило название стиля «мудехар». В конце XV века, после завершения реконкисты, архитектура Испании стала еще роскошнее, праздничнее; теперь это был стиль «платереск» (ювелирный). В конце XV века Испания полностью освободилась от мавров и объединилась под властью «католических королей». Христианская церковь играла в борьбе с мусульманами весьма воинственную роль и способствовала укоренению религиозного фанатизма в народе. Власть церкви срасталась с властью короля. И в это же время Христофор Колумб достиг берегов Америки, открыв путь колониальным захватам. Далее, в XVI веке, испанская монархия продолжала делать блистательную мировую «карьеру». Но весь этот грандиозный политический бум строился на экономическом песке. Испанские гранды и королевский двор предпочитали роскошно жить за счет колониального золота и богатых Нидерландов, а в Испании тем временем воцарялось запустение и нищета. Сюда присоединялись ужасы инквизиции, которые возбуждали ненависть населения. К концу 16 века Северные Нидерланды отделились от Испании — это было началом ее банкротства. На протяжении XVII столетия Испания постепенно сходила на положение второстепенной державы. И именно это время — XVII столетие — было эпохой расцвета самобытного испанского искусства.
Испанское общество не сразу нашло себя в искусстве. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, самыми незаурядными были портретисты — Санчес Коэльо и Пантоха де ла Крус. Они положили начало особому типу испанского придворного портрета, не похожему ни на итальянский, ни на французский. Испанские аристократы отличались крайней чопорностью и спесью. Они не требовали, чтобы их писали красивыми, ибо гордились собой такими, каковы они есть, но хотели, чтобы портрет в наивысшей мере выражал их сословное достоинство. Их писали одетыми в черное, холодными и неприступными, спокойно-важными, вылощенными, стоящими очень прямо. Первым подлинно великим испанским художником на рубеже XVI и XVII веков был не испанец, а грек родом с острова Крит, за что и был прозван Эль Греко, настоящее же его имя Доменико Теотокопули. Трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Поздний Ренессанс, маньеризм, барокко, или, может быть, позднее эхо Византии и готики, или раннее предвестие экспрессионизма? Все это так или иначе можно усмотреть в живописи Эль Греко, но он остается в своем роде единственным. Один из его современников проницательно сказал о нем: «Это великий живописец, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути». Когда Эль Греко умер, его похоронили с почетом, знаменитый поэт Гонгора написал стихотворную эпитафию, тело заключили в порфировый гроб... и вскоре забыли. И порфировый гроб с его останками исчез, когда была разрушена церковь, где он хранился. Об Эль Греко по-настоящему вспомнили только в начале XX века. В XVII веке у него не было последователей. Испанские художники пошли по другому пути — пути «караваджизма». Речь идет, скорее, об аналогии, ибо, как сказал один историк искусства, «идеалы караваджизма витали в воздухе», и воздух Испании оказался для них более благоприятным, чем воздух Италии.
Но и церковь влияла на искусство весьма значительно. Испания до такой степени была наводнена монахами, церковные обряды и традиции так укоренились в быту испанцев, а инквизиция была столь бдительна, что живопись просто не могла существовать помимо церквей и монастырей. Дело, однако, не только в том, что церковь давала художникам заказы, диктовала темы и многое запрещала (например, изображение женской наготы было под запретом). Испанское искусство XVII века в большинстве случаев действительно проникнуто религиозными настроениями, традиционной набожностью, сохранившейся от времен реконкисты. В картине знаменитого Сурбарана «Молитва святого Бонавентуры перед избранием папы» ангел, явившийся Бонавентуре, … очень реален; с трогательной серьезностью, совсем по-человечески жестикулируя, он советует Бонавентуре, кого выбрать папой. И монах внимает ему тоже серьезно и спокойно, пока одетые в красное кардиналы дожидаются на площади результатов собеседования. В концепции картины есть высокое простодушие — простодушие крестьянского сына, каким действительно и был Сурбаран. Величие Сурбарана — величие простоты. Один из самых ранних историков испанского искусства, Бермудес, писал о нем: «Его простые композиции состоят из немногих фигур в позах важных и естественных, а иллюзии жизни в них он достигает посредством мастерства света и тени». И добавлял, что Сурбаран «изучал то, что видел вокруг себя», и «никогда ничего не выдумывал». Светотень Сурбарана, особенно в ранних его вещах, «караваджистская», то есть контрастная. Эта манера «тенебросо» получила в Испании большое распространение, Сурбаран и Рибера подняли ее на новую художественную высоту. Современник Сурбарана Рибера воспринимал жизнь более драматически. Большая часть его произведений написана на сюжеты «мученичества»… А где нет прямого изображения мучений, там портреты людей нелегкой жизни, злой судьбы: изможденных нищих, пилигримов, калек. Он с упорным постоянством писал бедных людей и нарекал их именами евангельских апостолов, святых или древних мудрецов. Так, у него есть …«Философ Диоген» — косматый, седеющий упрямец, ищущий с фонарем истину. Есть у него «Хромоножка» — большой, в рост, портрет нищего мальчика-калеки с изуродованными, вывернутыми ногами и руками. Рибера, обладая сильным чувством трагического, был не сентиментален и меньше всего хотел, чтобы его героев жалели: он ими по-своему восхищался. Его «Хромоножка» тоже не просит жалости, хотя и просит подаяния: смотрит с вызовом, стоит выпрямившись и смеется. Вот истинно испанская народная гордость, веселая гордость человека в лохмотьях, так непохожая на надутую спесь аристократов.
Испанская скульптура этого времени в массе своей производит впечатление странное. Раскрашенные статуи святых до предела натуральны, а стремление к полной натуральности, если оно не сопровождается чувством стиля, оборачивается искусственностью. Нас коробит, когда мы видим скульптурную передачу ветхой ткани со всеми переплетениями ниток и рваные дыры на этой ткани; когда слезы изображаются с помощью стеклянных шариков; когда статуи сидят за настоящим сервированным столом, изображая «Тайную вечерю» (это уже может напомнить поп-арт), когда руки и ноги статуй двигаются на шарнирах. И в это же самое время, когда статуям приделывали стеклянные слезы, в Испании появился великий живописец, который довел до высочайшего совершенства культуру живописного видения. Это Диего Веласкес. Веласкес в течение почти сорока лет был придворным живописцем короля Филиппа IV, писал портреты самого короля, его детей, приближенных, карликов и шутов, развлекавших королевское семейство; у него всего несколько картин на религиозные и мифологические темы и одно историческое полотно — «Сдача Бреды». Ограниченность выбора предметов, необходимость по многу раз писать все те же лица и соблюдать принятый тип чинного придворного портрета не очень сковывали Веласкеса. Как говорит о Веласкесе один критик, «по внешнему своему положению являясь почти рабом, внутренне он был совершенно свободен». Его доведенные до совершенства живописные принципы позволили ему высказывать кистью правду о людях, которых он писал, оставаясь в то же время в подобающих рамках этикета. Папа Иннокентий X, которого Веласкес писал в Италии, человек подозрительный, недоверчивый, коварный, но умный и достаточно проницательный, при виде своего портрета не мог удержаться от восклицания: «troppo vero» («чересчур правдиво!»). Веласкес был живописцем характеров, но, может быть, и не преследовал психологическую и уж тем более «разоблачительную» задачу как специальную цель, искания у него чисто живописные: он просто абсолютно правдив, «слишком правдив» и не может лгать ни единым движением кисти. Когда Веласкес писал шутов короля, он видел и показывал сквозь их жалкую внешность поруганное и глубоко спрятанное человеческое достоинство, тайные муки. Когда он писал юных инфант — принцесс, то за чинной неподвижностью поз, за искусственностью нарядов видел и показывал печаль детей, лишенных детства. В 1660 году Веласкес умер. На его памятнике высечено два слова: «Живописцу истины».
Во второй половине XVII века в испанском искусстве начался спад. Очень большой популярностью пользовался севильский художник Мурильо; его слава жила долго, сохранялась и в XIX столетии, потом пришло охлаждение: Мурильо — это один из тех крупных мастеров, кого наше время решительно разлюбило и даже развенчало, ибо оно не прощает привкуса сладости, сахарности, а у Мурильо этот привкус был, особенно в его миловидных мадоннах. XVIII век был вообще далеко не лучшим временем европейского искусства, а в Испании — и подавно. Церковное культовое искусство становилось пережитком, религиозные сюжеты превращались в чисто внешнюю, наскучившую оболочку. «Светское» продолжало ассоциироваться с чем-то легким, театральным, необременительно приятным. А в такой ультракатолической стране, как Испания, светское искусство к тому же наталкивалось на стену запретов. Только в конце XVIII и начале XIX века мы встречаемся с новой вспышкой испанского гения в творчестве Франсиско Гойи. Долгая жизнь Гойи похожа на увлекательный роман. В его первых главах — приключения и опасные шалости пылкого молодого испанца: дуэли, поножовщина, нескончаемые любовные интриги, бродячая жизнь в странствующей труппе матадоров. В заключительной главе — уединенный «Кинта дель Сордо» («Дом Глухого»), где его хозяин, угрюмый глухой старик, в одиночестве покрывает стены черными фресками, образами привидений и смерти... А посередине между буйно-романтическим началом и мрачно-романтическим концом — годы громкой славы, успехов, жизнь при мадридском дворе и сопричастность его «тайнам», длительный роман с экстравагантной красавицей герцогиней Альба, счастливое избавление от суда инквизиции, которая протягивала к художнику свою лапу. Потом — оккупация страны Наполеоном, яростный партизанский отпор народа и затем революционный взрыв — события, потрясшие душу Гойи. Потом реставрация испанской монархии, волна реакции, казней, репрессий, опала Гойи и его мизантропическое уединение в «Доме Глухого», а совсем незадолго до смерти — переезд во Францию.
Он был первым живописцем двора Карлоса IV, но изображал семью короля со злой насмешливостью; он числился придворным художником и при Жозефе Бонапарте — ставленнике Наполеона, но создал серию гравюр о сопротивлении оккупантам и потрясающую картину «Расстрел». Он клеймил инквизицию, жестоко издевался над суевериями, над «сном разума, порождающим чудовищ». В первую половину его жизни трагический нерв его искусства еще не обнажился. Тогда Гойя был художником XVIII века — превосходным живописцем, стремившимся идти по стопам Веласкеса. Первую известность ему принесли работы, исполненные, скорее всего, в духе рококо, — картоны для шпалер (то есть тканых картин). Дух спектакля и маскарада, так свойственный рококо, отличал эти очень красивые по цвету работы. Мотивы маскарада — и в прямом и в переносном смысле — преследовали Гойю всю жизнь, но в его поздних созданиях они зазвучали в иной, зловещей тональности. Став после шпалер знаменитым и модным придворным живописцем, Гойя писал несметное множество портретов, не отказывался и от церковных заказов, хотя они были ему совершенно чужды. Гойя был пылок и честолюбив, успехи в высших кругах его манили, но чем ближе он вникал в закулисную сторону жизни придворной камарильи, тем большим ужасом отзывалось в нем мелькание светских масок и тем неподкупнее, желчнее, ироничнее становилась его кисть. Примерно с середины 90-х годов он делал — пока только для себя — серию рисунков, которую он назвал «Капричос», то есть капризы, фантазии. Здесь он давал выход подспудно копившемуся гневному критическому чувству. Тут много недомолвок, намеков, и сами подписи под рисунками звучат загадочно. Но злободневный политический смысл не подлежит сомнению. Гойя награвировал листы «Капричос» в технике офорта и акватинты, они были обнародованы только в 1803 году: чудом ему удалось избежать суда инквизиции. Когда художник работал над «Капричос», ему было уже за пятьдесят, он был болен, оглох, но он стал новым человеком и художником нового типа, нового века — века пробуждения разума от тягостного сна. Следующая серия гравюр Гойи называется «Дезастрес» — «Бедствия»; при жизни художника они не были изданы. «Дезастрес» вдохновлены народной войной против французов и революцией против отечественных «чудовищ». Здесь много картин жестокости, безнадежности, много жертв, но много и героизма. В эпоху наступившей реакции Гойя вновь работает над гравюрами — делает серию «Тавромахия», посвященную бою быков, а затем серию «Диспаратес» — «Безумства». В серии «Диспаратес» все страшное, что было в «Капричос», сгустилось, загадочное стало неразгадываемым, фантастическое — полубезумным. Такими же пугающими композициями он расписывал в эти годы и стены своего дома: бессмысленный великан Сатурн пожирает своих детей, какие-то люди в черном воздухе на крыльях летучей мыши. Но Гойя не был безумен. Только накопившаяся горечь перед безумием жизни, а может быть, и неизъяснимое влечение ко «всему, что гибелью грозит», водили его рукой. Жадному до жизни, темпераментному, Гойе было слишком знакомо и «чувство смерти». С ожесточенным любопытством, смешанным с отвращением, художник наклонялся над темной пропастью и всматривался, стараясь разглядеть, что шевелится и чудится на дне. Таким был последний великий художник Испании — живой мост из «галантного» XVIII столетия в критический XIX век.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|