Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовая система управления культурой и массовыми коммуникациями.




Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых 9 октября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) <*>. Это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Сегодня сфера культуры и массовых коммуникаций - это 200 тыс. учреждений, 10 тыс. издательств, 25 тыс. газет и журналов, 100 творческих союзов и ассоциаций. Это особого рода индустрия <*>.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на "свободную профессию"; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны. Главное - это сделать так, чтобы творческие люди могли ощущать себя свободными и чувствовать государственную поддержку. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, подписанной Президентом в сентябре 2000 г. <*>, особо подчеркнута важность информационной деятельности. Интересы государства состоят в том, чтобы обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на информацию, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны. Важное значение для управления в сфере культуры и массовых коммуникаций имеют Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями) <*>, Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г., "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г., "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996 г., "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г., "О народных художественных промыслах" от 6 января 1999 г., "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г., "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22 октября 2004 г., Постановление Правительства "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" от 25 марта 1999 г. и другие нормативные правовые акты.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
В этих целях Правительство 14 декабря 2000 г. приняло Постановление "О федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)" <*>. Основными задачами Программы являются:

сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;
обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных категорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
Особое внимание государством уделяется контролю за деятельностью телевизионных и радиовещательных компаний независимо от форм собственности. Государственная политика в области телевизионного вещания и радиовещания состоит в том, чтобы обеспечить приоритет интересов России, объективность и полноту информации обо всех сторонах жизни общества как России в целом, так и каждого субъекта РФ, условия для соблюдения правил предвыборной агитации электронными средствами массовой информации, формирования у детей и молодежи нравственных идеалов, воспитания у них патриотизма, гражданской ответственности за судьбу государства.
Функции государственного производителя и распространителя телерадиопрограмм, согласно Постановлению Правительства от 27 февраля 2004 г. <*>, выполняет Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания.

Острой является и требует своего решения проблема, кому должны принадлежать памятники в нашей стране и за чей счет они должны содержаться. В настоящее время только 15% исторических памятников и объектов культурного наследия находятся в хорошем состоянии, 20% - в удовлетворительном, 39% - в неудовлетворительном состоянии, 20% - в аварийном и 10% - это руины <*>.

Управление на определенных участках культурного строительства осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, театральных деятелей, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.
Указом Президента от 14 мая 2004 г. утверждено Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента РФ <*>. Основными задачами Управления являются обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий и подготовка ему предложений по вопросам государственной политики; предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента, об издаваемых им актах, заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием.

Соответствующие функции осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры и массовых коммуникаций. Это библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, театры, кинотеатры, цирки, музеи, архивы, средства массовой информации и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...