Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни усвоения учебного материала




 

Б. Блум В.П.Симонов В.П. Беспалько В.Н. Максимова М.Н. Скаткин В.И.Тесленко
Знание Различение Ученический (узнавание) Узнавание Узнавание понятия Информационный
Понимание Запоминание Алгоритмический (решение типовых задач) Запоминание Воспроизведение понятия Репродуктивный
Применение Понимание Эвристический (выбор действия) Понимание Применение понятия Базовый
Анализ Простейшие умения и навыки Творческий (поиск действия) Применение Воспроизведение системы понятий Повышенный уровень
Синтез Перенос     Применение системы понятий Творческий
Оценка          

 

В российской дидактике принято опираться на классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в которой выделены следующие этапы усвоения знаний:

1. Информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации (Узнавание).

2. Репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера (Знает, может воспроизвести информацию по предложенному алгоритму).

3. Базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма (Знает, может …..??).

4. Повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы в условиях, отличающихся от стандартных, умение вести эвристический поиск (Знает, может …..??).

5. Творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности (Знает, может …..??).

 

Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию.

Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.

Возможностями воспитания располагает, прежде всего, содержание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: развитии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. «Обучение ведет за собой развитие» – утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.

Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разработаны особые технологии обучения, преследующие именно Цели развития личности.

 

 

Развивающие технологии:

1. Теорию поэтапного формирования умственных действий (И.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина)

2. Развивающее обучение ( Л.В. Занков ) - увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий

3. Проблемного обучения ( A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов )

4. Систему развивающих методов обучения ( И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин )

5. Концепция содержательного обобщения в обучении ( В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин )

6. Способы активизации познавательной деятельности обучающихся ( Г.И. Щукина ).

7. Методическая система, способствующая развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства ( Д. Кабалевский, И. Волков, Б.Н.Неменский )

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (Б.Альтшуллер)

Цели обучения

В старых учебниках указывается, что цель обучения – получить знания и какие-то навыки и умения, чтобы их употреблять. Это т.н. знание-ориентированная концепция обучения. На сегодняшний день она нас устроить не может.

Цели обучения (ценностная концепция):

1) знание о мире,

2) опыт практический деятельности,

3) опыт творческой деятельности,

4) опыт отношения к другим людям.

Первые два сегмента – образовательная цель, третий – развивающая цель, последний – воспитывающая цель. Таково триединство цели обучения.

Помимо этого есть низшие цели:

1. стратегическая цель (стоящая перед конкретным предметом),

2. тактическая цель (стоящая перед конкретной темой лекции или урока),

3. ситуативная цель (стоит перед какой-то частью урока).

Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...