Судебная система. Органы контроля
Согласно Конституции Молдовы (ст.115) правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами. Для отдельных категорий судебных дел могут действовать, согласно закону, специализированные суды. Создание чрезвычайных судов запрещено. Организация и компетенция судебных инстанций, судебная процедура устанавливаются органическим законом. В соответствии с Законом РМ "О судоустройстве" от 6 июля 1995 г. суды действуют в районах и муниципиях (их секторах). Суды рассматривают все дела и заявления, за исключением тех, которые отнесены законом к другим инстанциям. Трибуналы действуют в определенном округе, в который входят несколько судов. Округ Апелляционной палаты охватывает все трибуналы и специализированные суды. Последние являются составной частью судебной системы. Они имеют такой же статус, как и трибуналы, с изъятиями, предусмотренными законами о специализированных судах. Организацию системы военной юстиции определяет Закон "О системе военных судебных инстанций" от 17 мая 1996 г. Возглавляет систему судебной власти Высшая судебная палата, которая обеспечивает точное и единообразное применение законодательства всеми судебными инстанциями, разрешение споров, возникающих при применении законов, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Высшая судебная палата: в качестве кассационной инстанции рассматривает решения Апелляционной палаты, а также другие акты, рассмотрение которых отнесено законом к ее компетенции; рассматривает представления в интересах закона и жалобы на отмену судебных решений в случаях и по основаниям, предусмотренным законом; рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные законом к ее компетенции; по собственной инициативе или по предложению других судебных инстанций обращается с запросом в Конституционный суд по вопросу о конституционности юридических актов; обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает по собственной инициативе разъяснения по вопросам судебной практики, не носящие характера толкования законов и не имеющие обязательной силы для судей; оказывает методическую помощь судьям по вопросам применения законодательства; осуществляет в пределах своей компетенции полномочия, вытекающие из международных договоров, одной из сторон которых является РМ. Подробно ее деятельность регулирует Закон РМ "О Высшей судебной палате" от 26 марта 1996 г.
Составной частью судебной системы являются экономические судебные инстанции, деятельность которых регулируется Законом "Об экономических судебных инстанциях" от 24 июля 1996 г. Экономические судебные инстанции обеспечивают защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц в области предпринимательской деятельности и других отношениях экономического характера; точное и единообразное применение законодательства в области экономики. Любое физическое и юридическое лицо в соответствии с законом имеет право обращаться в экономические судебные инстанции для защиты своих имущественных и неимущественных интересов от любых противоправных действий. Физические и юридические лица других государств могут обращаться в экономические судебные инстанции, если международными соглашениями РМ не предусмотрено иное. В систему экономических судебных инстанций входят: окружные экономические суды; Экономический суд РМ (в его составе действуют Апелляционная и Кассационная коллегии); Высшая судебная палата при рассмотрении экономических споров в соответствии с законодательством. Экономический суд РМ и Окружной экономический суд муниципии Кишинева созданы на базе реорганизованного Арбитража РМ, который действовал до 27 августа 1996 г.
Управление судейским сообществом осуществляет Высший совет магистратуры - институт, заимствованный из опыта Франции и других романских стран. Он состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых 5 лет. В Высший совет магистратуры входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, генеральный прокурор. Трое магистратов избираются тайным голосованием объединенными коллегиями Высшей судебной палаты, трое- Парламентом из числа штатных профессоров. Высший совет магистратуры обеспечивает, согласно правилам судоустройства, назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер. Подробно его деятельность регулирует Закон "О Высшем совете магистратуры" от 19 июля 1996 г. Судьи назначаются Президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Судьи, прошедшие конкурс, назначаются сначала на 5 лет, а через 5лет - до достижения предельного возраста. Председатель и члены Высшей судебной палаты назначаются Парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж судебной практики не менее 15 лет. В систему судебной власти Молдовы входит также прокуратура, институт которой с начала 1990-х гг. подвергался неоднократным реформам. В 2000 г. из Конституции (ст.124) было исключено положение о том, что генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, т.е. прокуратура была лишена функции общего надзора. Согласно новой редакции Конституции прокуратура представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан, руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет в соответствии с законом обвинение в судебных инстанциях. Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор назначается Парламентом по представлению Председателя Парламента. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров - 5 лет.
Конституционный контроль осуществляет Конституционный суд (КС)единственный орган конституционной юрисдикции в Республике Молдова. Он состоит из 6 судей, назначаемых на 6-летний срок. Двое судей назначаются Парламентом, двое - правительством и двое - Высшим советом магистратуры. Судьи КС тайным голосованием избирают председателя суда. Согласно Основному закону (п.3 ст.134) КС гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает реализацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Таким образом, КС в Молдове рассматривается не как орган судебной власти, а как особая, "контрольная" власть. КС осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений Парламента, указов Президента РМ, постановлений и распоряжений Правительства, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова. Помимо этого он дает толкование Конституции; высказывается по предложениям о ее пересмотре; подтверждает результаты республиканских референдумов, выборов Парламента и Президента; констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента, временное отстранение от должности Президента или временное исполнение его обязанностей; разрешает случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой; принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность политической партии. Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия КС соответствующего решения. Решения КС окончательны и обжалованию не подлежат. Организация и деятельность КС устанавливаются Законом "О Конституционном суде" от 13 декабря 1994 г. и Кодексом конституционной юрисдикции 1995 г.
Самостоятельным контрольным органом является также Счетная палата, которая осуществляет контроль за порядком формирования, управления и использования публичных финансовых средств (ст.133 Конституции). Состоит из семи членов. Председатель и члены Счетной палаты назначаются Парламентом по представлению его Председателя на 5-летний срок. Счетная палата ежегодно представляет Парламенту доклад об управлении публичными финансовыми средствами и их использовании. Конституция Молдовы не предусматривает институтов, аналогичных омбудсману, однако подобные должности были учреждены Законом "О парламентских адвокатах" от 17 октября 1997 г.
Монако Княжество Монако
Государственное устройство Правовая система Судебная система. Органы контроля
Государство в Южной Европе, на побережье Средиземного моря, окруженное с суши территорией Франции. Территория - 1,95 кв. км. Столица - г.Монако. Население - около 32,5 тыс. чел. (1998 г.); из них коренные жители монегаски - около 6 тыс., французы - около 13 тыс., итальянцы около 5 тыс. Официальный язык - французский. Религия - католицизм. С XV в. Монако - самостоятельное княжество под протекторатом Генуи, в 1524-1641 гг. - под испанским, затем под французским протекторатом, в 1793-1814 гг. - в составе Франции. В договоре, подписанном в 1918 г. между Францией и княжеством, говорится, что Монако обязуется "осуществлять свои суверенные права в полном соответствии с политическими, военными, морскими и экономическими интересами Франции" и должно "согласовывать с французским правительством все мероприятия, касающиеся международных отношений княжества". Франция представляет Монако за рубежом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|