Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключи для обработки шкал опросника




Ie Cw Ae
  1,2,3,4   1,2,3,4,5   1,2
  1,2,3,4,5   1,2,3   1,2
  1,2,3,4,5   1,2,3    
  1,2,3   1,2,3   1,2,3
  1,2,3   1,2,3,4   3,4,5,6
  1,2   1,2,3,4    
      1,2,3,4    
          3,4,5,6
           
Iw Ce Aw
  1,2   1,2,3,4    
  1,2   1,2,3,4,5   1,2
  1,2   1,2,3   5,6
      1,2,3,4,5   1,2,3
      1,2,3,4   5,6
  1,2,3   1,2,3,4,5    
  1,2,3   1,2,3,4   4,5,6
  1,2,3,4   1,2,3,4    
  1,2,3   1,2,3   5,6

Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее описание поведения:

Включение:

· Ie - низкое означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать;

· Ie - высокое предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;

· Iw - низкое предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей;

· Iw - высокое предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним.

Контроль:

· Се - низкое означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

· Се - высокое означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

· Cw - низкое предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;

· Cw - высокое отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;

Аффект:

· Ае - низкое означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;

· Ае - высокое предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;

· Aw - низкое означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

· Aw - высокое типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

От суммы баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:
0-1 и 8-9 - экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер.
2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.
4-5 - пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого «сырого» счета.

Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.

Характеристика шкал опросника межличностных отношений (ОМО)

Включение:

Выраженное поведение. Ie - стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

Требуемое поведение. Iw - стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.
Контроль:

Выраженное поведение. Се - пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

Требуемое поведение. Сw - стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.
Аффект:

Выраженное поведение. Ae - стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

Требуемое поведение. Aw - стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Оценки по этим шкалам - числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e + W) и противоречивости межличностного поведения (e – W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.

Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем.

У человека существуют три межличностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим потребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явлений. Шутц (1958) указал на тесную связь между биологическими и межличностными потребностями:

1) биологические потребности возникают как отражение необходимости в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой. Следовательно, как биологические, так и социальные потребности являются требованием оптимального обмена между средой, либо физической, либо социальной, и организмом;

2) неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим заболеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;

3) хотя организм и способен определенным образом адаптироваться к недостаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но это принесет лишь временный успех.

Если у ребенка фрустрировалось удовлетворение межличностных потребностей, то как следствие у него сформировались характерные способы адаптации. Эти способы, формирующиеся в детстве, продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичный способ ориентации индивида в социальной среде.

Потребность включения. Это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.

Удовлетворительные отношения означают для индивида психологически приемлемые взаимодействия с людьми, которые протекают в двух направлениях:

1) от индивида к другим людям – диапазон от «устанавливает контакты со всеми людьми» вплоть до «не устанавливает контакты ни с кем»;

2) от других людей к индивиду – диапазон от «всегда с ним устанавливают контакты» вплоть до «никогда с ним не устанавливают контакты».

На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя: 1) интерес субъекта к другим людям; 2) интерес других людей к субъекту. С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то обратил на него внимание.

Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью, – другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, обратить на себя внимание. К этому человек стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит, что его должны почитать и любить.

Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально молчалив, т.к. он не уверен в том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.

Включение подразумевает такие понятия, как взаимоотношения между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных эмоциональных привязанностей к отдельным людям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие видного положения, но никогда – доминирование.

Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт минимальный). В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым группой. Если же включение неадекватное, то он пытается подавить этот страх либо устранением и замкнуться, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы.

Потребность контроля. Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Удовлетворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с людьми в двух направлениях:

1) от индивида к остальным людям в диапазоне от «всегда контролирует поведение остальных людей» вплоть до «никогда не контролирует поведение других»;

2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют».

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает: 1) достаточное уважение по отношению к другим; 2) получение достаточного уважения со стороны других людей.

На уровне самопонимания данная потребность проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до необходимости быть контролируемым, т.е. быть избавленным от ответственности. Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке. Два человека, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный сержант может подчиняться приказам своего лейтенанта с удовольствием, в то время как хулиган может постоянно перечить своим родителям. Поведение в этой области, кроме прямых форм, имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.

Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что не предполагает известность. «Власть вне трона» – прекрасный пример высокого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. «Остряк» – яркий пример большой необходимости во включении и малой – в контроле. Поведение контроля от поведения аффекта отличается тем, что оно имеет дело больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.

В отношении «родитель-ребенок» может быть два экстремума: от сильно ограниченного; регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок решал все самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет не способен справиться с ситуацией в критический момент. Идеальные отношения между родителем и ребенком редуцируют этот страх, тем не менее, слишком сильный или слишком слабый, контроль ведет к формированию оборонительного поведения. Ребенок стремится преодолеть страх либо доминированием над остальными и, при том подчиняться правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой.

Межличностная потребность в аффекте. Она определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Потребность этого типа касается, прежде всего, парных отношений.

Удовлетворительные взаимоотношения всегда включают психологически приемлемые отношения личности с другими людьми в двух направлениях:

1) от индивида к остальным людям – в диапазоне от «завязывают близкие личные отношения с каждым» до «не завязывает близких личных отношений ни с кем»;

2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения с индивидом» до «никогда не заключают близких личных отношений с индивидом».

На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Оно включает: 1) способность любить остальных людей в достаточной степени; 2) понимание, что человек любим остальными людьми в достаточной степени.

Потребность в аффекте на уровне самопонимания определяется как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви. Она обычно касается близких личных эмоциональных отношений между двумя людьми. Эмоциональное отношение является отношением, которое может существовать, как правило, между двумя людьми, тогда как отношения в области включения и контроля могут существовать как в паре, так и между индивидом и группой лиц. Потребность в аффекте ведет к поведению, целью которого является эмоциональное сближение с партнером или партнерами.

Поведение, соответствующее потребности в эмоциональных связях в группах, свидетельствует об установлении дружеских отношений и дифференциации между членами группы. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как правило, избегает близкой связи. Общим методом избегания близкой связи с каким-либо одним человеком является дружеское отношение со всеми членами группы.

В детстве, если ребенок воспитывается неадекватно в эмоциональном плане, то у него может сформироваться чувство страха, которое впоследствии он может попытаться преодолеть разными способами: либо замыкание в себе, т.е. избеганием близких эмоциональных контактов, либо попыткой вести себя внешне приятельски.

По отношению к межличностным взаимодействиям включение считается, прежде всего, формированием отношения, тогда как контроль и аффекция касаются отношений, которые уже сформировались. Среди существующих отношений контроль касается тех людей, которые отдают приказы и решают что-либо за кого-то, а аффекция касается того, каким становится отношение – эмоционально близким или далеким.

Короче говоря, включение можно охарактеризовать словами «внутри-снаружи», контроль – «вверху-внизу», а аффекцию – «близко-далеко». Дальнейшую дифференциацию можно вести на уровне количества людей, включенных в отношения. Аффекция – это всегда отношения в паре, включение – это обычно отношение индивида ко многим людям, контроль же может быть как отношением к паре, так и отношением ко многим людям.

Предыдущие формулировки подтверждают межличностный характер этих потребностей. Для нормального функционирования индивида необходимо, чтобы существовало равновесие в трех областях межличностных потребностей между ним и окружающими людьми.

___________________________________________

 

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

 

Назначение и содержание. Данная методика создана Т. Лири, Г.Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Она предназна­чена для исследования представлений субъекта о себе и об идеальном «я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наибо­лее часто выделяются два фактора: доминирование-подчи- нение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличнос­тного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифферен­циала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследова­нии, проводимом американскими психологами под руко­водством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разде­ленного на сектора. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доми­нирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти сектора разделены на восемь — соответст­венно, более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относи­тельно двух главных осей (см. ниже обработку и интерпре­тацию результатов). Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окруж­ности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчине­ние) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерпер­сонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из кото­рых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке под­считывается количество отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать данную методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, для оценки близких людей, для описания идеального «я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют опреде­лить тип личности, а также сопоставлять данные по отде­льным аспектам. Например, социальное «я», реальное «я», «мои партнеры» и т.д. Методический прием позволяет изучать проблему пси­хологической совместимости и часто используется в прак­тике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга. Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается отметить те утвер­ждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу. Инструкция: «Перед вами набор характеристик. Про­чтите каждую из них и поставьте знак «+» против тех оп­ределений, которые соответствуют вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте). Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво». Текст опросника Какой вы человек? I. 1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем II. 5. Обладает чувством собственного достоинства 6. Независимый 7.Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявить безразличие III. 9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый И. Может быть искренним 12. Критичен к другим IV. 13. Любит поплакаться 14. Часто печален 15. Способен проявить недоверие 16. Часто разочаровывается V. 17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый VI. 21. Благородный 22. Восхищающийся и склонный к подражанию 23. Уважительный 24. Ищущий одобрения VII. 25. Способен к сотрудничеству 26. Стремится ужиться с другими 27. Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный и ласковый VIII. 29. Деликатный 30. Одобряющий 31. Отзывчивый к призывам о помощи 32. Бескорыстный I. 33. Способен вызвать восхищение 34. Пользуется уважением у других 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность II. 37. Уверен в себе 38. Самоуверен и напорист 39. Деловит и практичен 40. Любит соревноваться III. 41. Строгий и крутой, где надо 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный 44. Открытый и прямолинейный IV. 45. Не терпит, чтобы им командовали 46. Скептичен 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный V. 49. Легко смущается 50. Не уверен в себе 51. Уступчивый 52. Скромный VI. 53. Часто прибегает к помощи других 54. Очень почитает авторитеты 55. Охотно принимает советы 56. Доверчив и стремится радовать других VII. 57. Всегда любезен в обхождении 58. Дорожит мнением окружающих 59. Общительный и уживчивый 60. Добросердечный VIII. 61. Добрый, вселяющий уверенность 62. Нежный и мягкосердечный 63. Любит заботиться о других 64. Бескорыстный, щедрый I. 65. Любит давать советы 66. Производит впечатление значимости 67. Начальственно-повелительный 68. Властный II. 69. Хвастливый 70. Надменный и самодовольный 71. Думает только о себе 72. Хитрый и расчетливый III. 73. Нетерпим к ошибкам других 74. Своекорыстный 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен IV. 77. Озлобленный 78. Жалобщик 79. Ревнивый 80. Долго помнит обиды V. 81. Склонный к самобичеванию 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий VI. 85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиняться 87. Предоставляет другим принимать решения 88. Легко попадает впросак VII. 89. Легко попадает под влияние друзей 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всем без разбору 92. Всем симпатизирует VIII. 93. Прощает все 94. Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушен и терпим к недостаткам 96. Стремится покровительствовать I. 97. Стремится к успеху 98. Ожидает восхищения от каждого 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный II. 101. Относится к людям с чувством превосходства 102. Тщеславный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый III. 105. Язвительный, насмешливый 106. Злобный, жестокий 107. Часто гневливый 108. Бесчувственный, равнодушный IV. 109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный V. 113. Робкий 114. Стыдливый 115. Отличается чрезмерной готовностью 116. Мягкотелый VI. 117. Почти никогда и никому не возражает 118. Ненавязчивый 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив VII. 121. Стремится снискать расположение каждого 122. Со всеми соглашается 123. Всегда дружелюбен 124. Всех любит VIII. 125. Слишком снисходителен к окружающим 126. Старается утешить каждого 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой Обработка и интерпретация результатов После того, как испытуемый оценит себя, подсчиты­ваются баллы, по каждому из 8-ми октантов методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, мак­симальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла - низкая адаптивное поведение
5-8 баллов - умеренная
9-12 баллов - высокая экстремальное до патологии поведение
13-16 баллов -экстремальная

Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

 

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференциро­ванное™ восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Каждому из 8-ми октантов соответствует тип межлич­ностных отношений:

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический харак­тер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авто­ритетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно ли­дер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, не­зависимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склон­ность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окру­жающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровен­ный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалу­ется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, необщительный, испытывает труд­ности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, за­мкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабоволь­ный, склонный уступать всем и во всем, всегда осуждает себя и ставит на последнее место, приписывает себе вину, пассив­ный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, никогда не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и сове­тов, доверчивый, склонен восхищаться окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориен­тирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоцио­нально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склоннен к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окру­жающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навяз­чивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликат­ный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

< Методика "Q сортировка" В. Стефансон   Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия» >

 

______________________________________

 

Методика "Q сортировка" В. Стефансон

 

Назначение и содержание. Данная методика исполь­зуется для изучения представлений о себе. Она позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Методика разработана В.Стефансоном и опубли­кована в 1958 г. Процедура исследования. Испытуемому предъявля­ется набор карточек с утверждениями или названиями свойств личности (или регистрационный бланк с этими же утверждениями) и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению. Только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т.е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, число ответов «да» складывается с числом ответов «нет» проти­воположных тенденций. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие - несоответствие» статис­тическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях в соответствии с целями диагностики: • социальное «я» (каким меня видят другие?); • идеальное «я» (каким бы я хотел быть?); • актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?); • значимые другие (каким я вижу своего партнера?); • идеальный партнер (каким бы я хотел видеть своего партнера?). Так, с целью изучения идеального «я» испытуемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого иден­тичен вышеописанному. Инструкция, предъявляемая эк­спериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования. Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы. Инструкция: «Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему». Текст опросника 1. Критичен к окружающим товарищам. 2. Возникает тревога, когда в группе начинается кон­фликт. 3. Склонен следовать советам лидера. 4. Не склонен к слишком близким отношениям с това­рищами. 5. Нравится дружественность в группе. 6. Склонен противоречить лидеру. 7. Испытывает симпатии к одному или двум членам группы. 8. Избегает встреч и собраний в группе. 9. Нравится похвала лидера. 10. Независим в суждениях и манере поведения. 11. Готов встать на чью-либо сторону в споре. 12. Склонен руководить товарищами. 13. Радуется общению с одним-двумя друзьями. 14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы. 15. Склонен поддерживать настроение своей группы. 16. Не придает значения личным качествам членов группы. 17. Склонен отвлекать группу от ее целей. 18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру. 19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. 20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре. 21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит. 22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия. 23. Недостаточно сдержан в выражении чувств. 24. Стремится сплотить вокруг себя единомышлен­ников. 25. Недоволен слишком формальными отношениями. 26. Когда обвиняют - теряется и молчит. 27. Предпочитает соглашаться с основными направле­ниями в группе. 28. Привязан к группе в целом больше, чем к опреде­ленным товарищам. 29. Склонен затягивать и обострять спор. 30. Стремится быть в центре внимания. 31. Хотел бы быть членом более узкой группировки. 32. Склонен к компромиссам. 33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям. 34. Болезненно относится к замечаниям товарищей. 35. Может быть коварным и вкрадчивым. 36. Склонен принять на себя руководство в группе. 37. Откровенен в группе. 38. Возникает нервное беспокойство во время группо­вого разногласия. 39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответствен­ность при планировании работ. 40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия. 41. Склонен сердиться на товарищей. 42. Пытается вести других против лидера. 43. Легко находит знакомства за пределами группы. 44. Старается избегать быть втянутым в спор. 45. Легко соглашается с предложениями других членов группы. 46. Оказывает сопротивление образованию группиро­вок в группе. 47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен. 48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выде­литься. 49. Предпочитает меньшую, но более интимную в отношениях группу. 50. Пытается не показывать свои истинные чувства. 51. Становится на сторону лидера при групповых раз­ногласиях. 52. Инициативен в установлении контактов, в общении с членами группы. 53. Избегает критиковать товарищей. 54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим. _ 55. Не нравится, что отношения в группе слишком фа­мильярны. 56. Любит затевать споры. 57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе. 58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и на­рушать их. 59. Склонен к перепалкам, задиристый. 60. Склонен выражать недовольство лидером. Обработка и интерпретация результатов Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по шести тенденциям: зависимость, независимость, общи­тельность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем, количество ответов «да» по одной из тенденций суммируются с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, к
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...