Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
Новозеландское законодательство по различным отраслям права признается достаточно упорядоченным и хорошо систематизированным. Несмотря на отсутствие (как правило) кодексов, в Новой Зеландии имеются консолидированные акты по важнейшим правовым институтам, отличающиеся нередко весьма своеобразной трактовкой; в частности, в сфере земельных отношений в Новой Зеландии с 1870 г. действует упрощенная система оформления прав собственников земельных участков и передачи земли в аренду. Ныне большинство вопросов, возникающих в этой области, регулирует Закон о праве собственности 1952 г. (в редакции 1970 г.) и Закон о передаче права собственности 1952 г. Некоторые вопросы гражданского права (такие, как обязательства из причинения вреда) до сих пор не стали предметом единого консолидированного акта, а регулируются в самых различных законах (о транспорте, о больницах, о компенсации за случайное причинение смерти и др.) по правилам, близким к соответствующему английскому законодательству и нормам общего права. Значительное влияние английского права сказывается и на законодательстве по вопросам деятельности компаний (Закон о компаниях 1955 г. и др.), торговли и транспорта (Закон о купле-продаже товаров 1908 г. с последующими изменениями, Закон о торговом праве 1908 г., законы о морских перевозках 1968 г., о воздушных перевозках 1967 г. и др.). Закон о торговле 1986 г., который запрещает действия, наносящие ущерб свободной конкуренции путем поддержания искусственно высоких цен и т.п., составлен с учетом австралийского законодательства (между этими странами заключено Соглашение о тесных экономических связях 1983 г.). В 1989 г. был принят Закон о корпорациях (расследование их деятельности и организация управления).
Напротив, в сфере семейного права новозеландские законы характеризуются достаточным своеобразием. Еще с 1883 г. в них было зафиксировано право замужних женщин на обладание самостоятельным имуществом (сейчас эти вопросы регулирует Закон о семейной собственности 1976 г.). С 1867 г. разрешено оформление развода в судебном порядке, причем количество оснований для развода последовательно расширяется (в 1960-х гг. им стало, в частности, 4-летнее раздельное проживание супругов). Новозеландские законы допускают установление отцовства в судебном порядке и приравнивают детей, рожденных вне брака, к законным (Закон о статусе детей 1969 г.). В силу решения Верховного суда, вынесенного в 1900 г., суд вправе вопреки воле наследодателя обеспечить получение членами его семьи соответствующей доли наследства, необходимой для их содержания. Трудовые отношения в Новой Зеландии регулируются законодательством, а также коллективными договорами. Долгое время существовала система принудительного государственного арбитража в случае конфликтов между трудящимися и предпринимателями, в особенности при заключении коллективных договоров и при угрозе проведения забастовок. Действующий Закон о трудовых отношениях 1987 г. установил систему свободного заключения коллективных договоров без вмешательства властей. В нем предусмотрена обязательная регистрация профсоюзов и объединений предпринимателей, управомоченных заключать коллективные договоры, определены правила проведения забастовок, допускающие вмешательство министра труда, и проч. В Новой Зеландии еще с 1890-х гг. существует законодательство по социальным вопросам, более развитое, чем во многих других буржуазных странах. Предусматривается выплата - за счет налогообложения со всех видов доходов - пенсий по старости, пособий по инвалидности, безработице, а также оказание помощи нуждающимся семьям.
Уголовное право
Это наиболее кодифицированная отрасль новозеландского права. В первые десятилетия существования Новой Зеландии как британской колонии в ней действовали нормы английского уголовного права, в то время плохо упорядоченные и не систематизированные. В 1883 г. в парламент Новой Зеландии был внесен законопроект о кодификации уголовного законодательства, что и было осуществлено спустя десятилетие. Основой для нее послужил проект уголовного кодекса, составленный английским юристом Дж. Стифеном (в 1878 г. он рассматривался британским Парламентом, но в самой Великобритании так и не стал законом). Проект Дж. Стифена нередко использовался в качестве модели для уголовных кодексов в английских колониях и доминионах, поскольку содержал упрощенное изложение основных институтов английского уголовного права. В 1961 г. на смену акту 1893 г. пришел ныне действующий Закон о преступлениях, представляющий собой по существу уголовный кодекс. В нем регулируются институты Общей части уголовного права и некоторые вопросы уголовного процесса, определены признаки всех тяжких преступлений, преследуемых по обвинительному акту, и установлены наказания за них. Закон о преступлениях отличают достаточно четкие и обобщенные формулировки (например, в понятие "хищение" им объединены все разновидности краж и мошенничеств). Этим актом предусмотрено привлечение к уголовной ответственности лишь в случаях нарушения закона, а не норм общего права, хотя последние и сохраняют значимость при толковании и применении закона, а также смягчены санкции за многие преступления по сравнению с кодификационным актом 1893 г., отличавшимся суровостью наказаний. Вместе с тем Закон 1961 г. допускает наступление уголовной ответственности с 10-летнего возраста и превентивное заключение для лиц, вторично осужденных за половые преступления. Ответственность за менее тяжкие преступления, преследуемые в суммарном порядке и не предусмотренные в Законе 1961 г., установлена в Законе о полицейских нарушениях 1927 г. (в редакции 1965 г. с последующими изменениями) и других актах, однако и на них распространяются положения Общей части уголовного права, сформулированные в Законе 1961 г. Действующее уголовное законодательство Новой Зеландии предусматривает широкое применение штрафа и условного осуждения, а также помещение осужденных в возрасте до 21 года в специальные учреждения исправительного характера.
Смертная казнь за общеуголовные преступления в Новой Зеландии отменена с 1961 г., а за все преступления - с 1989 г. Вопросы гражданского и уголовного процессуального законодательства регулируются в Законе о судоустройстве 1908 г., в Правилах гражданской процедуры в Верховном суде (приложение к названному Закону 1908 г.), в Правилах Апелляционного суда 1955 г., в Законе о магистратских судах 1947 г., в периодически издаваемых законах об уголовном правосудии и в других актах.
Судебная система
Наиболее высокое положение в системе новозеландских судов занимает Апелляционный суд. Он состоит из председателя Верховного суда, президента Апелляционного суда и 3судей, которые, так же как и президент, являются судьями Верховного суда. Для разбирательства конкретных дел состав Апелляционного суда может быть пополнен 1-2 судьями Верховного суда по указанию его председателя. В компетенцию этого суда, обычно заседающего в составе 3 судей, входит рассмотрение апелляционных жалоб на постановления Верховного суда по гражданским и уголовным делам, вынесенные им в качестве суда первой инстанции, а также в некоторых случаях на решения судов низших инстанций по гражданским делам, представляющим особую сложность (они рассматриваются по направлению самого Верховного суда), и на постановления органов административной юстиции (в частности, арбитражного суда). Решения Апелляционного суда по гражданским делам, а в исключительных случаях - и по уголовным могут быть обжалованы в Судебный комитет Тайного совета в Лондоне с разрешения либо самого Апелляционного суда, либо Судебного комитета. Верховный суд состоит из председателя и 25 судей. По первой инстанции судьи Верховного суда единолично или по 2-3 судьи, иногда с присяжными, рассматривают серьезные и сложные гражданские дела, а также, с обязательным участием присяжных, - дела об уголовных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (такие заседания Верховный суд проводит в каждом из крупных городов страны). В рассмотрении гражданских дел участвуют 4 либо 12 присяжных (в зависимости от суммы иска), а уголовных - всегда 12 присяжных.
Долгое время в Новой Зеландии не могли выступать в качестве присяжных ни женщины, ни представители коренного населения - маори (ныне они составляют около 10% населения). Лишь с 1942 г. в качестве присяжных стали привлекаться женщины и с 1965 г. - маори (до этого они иногда входили в состав так называемых смешанных жюри). В ряде случаев судьи Верховного суда единолично назначают наказания подсудимым, признавшим свою вину в ходе предварительного слушания дела в магистратском суде. Верховный суд рассматривает жалобы на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные магистратскими судами, а в некоторых случаях- на решения органов административной юстиции. По действующим в Новой Зеландии правилам обвинение может обжаловать оправдательный приговор или приговор, который оно считает слишком мягким, только по мотивам нарушения права, а не оценки фактических обстоятельств дела. В составе Верховного суда имеется административное отделение, в компетенцию которого входит разбирательство жалоб на постановления некоторых органов административной юстиции, а также рассмотрение по существу споров об оценке стоимости земельных участков и др. Магистратские суды, составляющие низовое звено системы общих судов в Новой Зеландии, рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. В этих судах заседают, как правило, профессиональные (платные) магистраты. Их компетенция по гражданским делам ограничена суммой иска (в зависимости от категории дела, например земельные споры и т.п.), однако при письменном согласии сторон магистратский суд может принять к разбирательству любое дело, связанное с обязательствами из договоров или из причинения вреда. Магистратский суд вправе рассматривать уголовные дела о любых видах преступлений, кроме некоторых наиболее тяжких (о государственной измене, убийстве и др.). Он также слушает в порядке суммарного производства дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, но при этом не вправе назначить наказание свыше трех лет лишения свободы. Обвиняемый в преступлении, преследуемом по обвинительному акту, может потребовать, чтобы его дело рассматривалось не в магистратском, а в Верховном суде с участием присяжных (в большинстве случаев, судя по статистическим данным, обвиняемые предпочитают не использовать этого права). Одна из функций магистратского суда - предварительное слушание уголовных дел для решения вопроса о том, имеются ли достаточные доказательства обвинения для передачи дела в Верховный суд.
В качестве магистратского суда наряду с магистратами могут выступать и мировые судьи, бесплатно выполняющие эти функции (их в стране около 7000). Однако их компетенция ограничивается рассмотрением мелких уголовных дел, выдачей ордера на арест и обыск, предварительным слушанием уголовных дел (с участием не менее 2 мировых судей), а также принятием присяг и заявлений. Все профессиональные судьи назначаются на свои должности Генерал-губернатором по представлению министра юстиции из числа адвокатов, имеющих не менее 7 лет стажа практической деятельности. Они занимают свои должности до 72 лет (судьи высших инстанций) или до 68 лет (магистраты) и, как правило, не переводятся в вышестоящие или другие суды. Мировые судьи тоже назначаются Генерал-губернатором (часто по представлению депутатов парламента). Наряду с системой общих судов в Новой Зеландии имеется большое число иных судебных учреждений с разнообразной компетенцией. Земельный суд маори рассматривает судебные дела, относящиеся к жизни коренного населения страны, и прежде всего споры о праве собственности на землю, о разделе земельных участков, о наследовании имущества маори, а также некоторые вопросы неимущественного характера, например об усыновлении детей семьями маори и др. Жалобы на решения этого суда рассматриваются специально учрежденным для этого апелляционным судом маори. Споры между предпринимателями и работниками по всем вопросам трудовых отношений (условия труда, заработная плата и др.) подлежат разбирательству в Суде по трудовым делам, в чью задачу входит прежде всего примирение сторон и которому принадлежит весьма важная роль в регулировании трудовых отношений и разрешении классовых конфликтов. Отдельно от него функционирует Компенсационный суд (состоит из одного судьи), который рассматривает иски работников к нанимателям в связи с несчастными случаями на производстве. Претензии в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением контрактов и иных обязательств подлежат рассмотрению в трибуналах по спорам. В соответствии с Законом о трибуналах по спорам 1988 г. к их компетенции отнесено также разбирательство исков, связанных с разрушением, повреждением или утратой имущества либо с истребованием имущества из чужого владения. Суды по делам несовершеннолетних, возглавляемые платными магистратами, рассматривают дела о правонарушениях (кроме дел об убийстве) лиц в возрасте до 17 лет, а также о родителях, оставляющих детей без надзора. Дела о разводе, о выплате средств на содержание детей, об установлении отцовства входят в компетенцию судов по разбирательству семейных споров, также возглавляемых платными магистратами. В качестве органов административной юстиции выступают трибуналы по авторскому праву, по радиопередающим станциям, по "нарушающим приличия" публикациям, по спорам, связанным с эксплуатацией автомобилей, и др. Согласно Закону о компенсациях, выплачиваемых пострадавшим от некоторых уголовных преступлений или их близким, принятому в 1963 г., соответствующие претензии рассматривает специально созданный трибунал, который и принимает решения о выплате компенсации и ее размерах. В некоторых случаях жалобы на решения административных органов подлежат рассмотрению в магистратских судах, например при отказе в выдаче лицензий или разрешений на занятие определенной деятельностью. В 1962 г. в Новой Зеландии (первой среди стран Содружества) была учреждена должность Омбудсмана, которому поручено контролировать законность решений, принимаемых отдельными правительственными органами, и выступать в случае необходимости с "рекомендациями" об их отмене. Компетенция Омбудсмана постепенно распространяется на более широкий круг ведомств. Расследование уголовных дел проводится специальными службами полиции. Для расследования причин смерти при подозрительных обстоятельствах, а также в местах лишения свободы созывается суд коронеров. Обвинение в суде по уголовным делам, преследуемым по обвинительному акту, поддерживает генеральный атторней, солиситор Короны или назначенные ими представители Короны из числа адвокатов; по другим уголовным делам - служащие полиции, а в некоторых случаях - частные граждане. В Новой Зеландии, подобно Великобритании, существует разделение адвокатов на барристеров, выступающих в высших судах, и солиситоров, занятых в основном подготовкой дел к слушанию, составлением договоров, оформлением завещаний и т.д. Однако в отличие от Великобритании здесь согласно ордонансу о Верховном суде 1841 г. было временно разрешено совмещать обязанности барристера и солиситора, что впоследствии стало общепринятой практикой: барристеры имеют возможность получать права солиситоров, а те, после сдачи соответствующих экзаменов или при наличии 5-летнего стажа, допускаются к выступлениям в суде. Лишь небольшой круг барристеров, имеющих привилегированный статус "королевских советников", не может выполнять обязанности солиситоров. В стране существует система бесплатной юридической помощи как по уголовным (она оказывается малообеспеченным лицам защитником по назначению суда), так и по гражданским (в ответ на просьбу, обращенную в окружное общество юристов) делам.
Литература
Mulholland R.D. Introduction to the New Zealand Legal System. 8th ed. Wellington, 1995. Joseph P.A. Constitutional and Administrative Law in New Zealand. Sydney, 1993. O'Keefe J.A.B. Introduction to New Zealand Law. 4th ed. Wellington, 1980.
Норвегия Королевство Норвегия
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Судебная система. Органы контроля Литература
Государство на севере Европы, занимающее северную и западную части Скандинавского полуострова, остров Ян-Майен и архипелаг Шпицберген. Территория - 324 тыс. кв. км. Столица - г. Осло. Население - 4,4 млн. чел. (1998 г.). Официальный язык - норвежский. Господствующая религия - лютеранство. В IX в. на основе отдельных племен стала складываться раннефеодальная норвежская государственность. В Х в. принято христианство. С 1380 г. - в унии с Данией, с 1537 г. - провинция Дании. В 1814 г. Норвегия перешла под власть Швеции с правом самоуправления. В 1905 г. парламент Норвегии принял резолюцию о расторжении унии со Швецией, одобренную референдумом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|