Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Л и ч н о с т н ы е о п р о с н и к и у с т а н о в о к

ОПРОСНИКИ

Группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утвержде­ний и предназначены для получения данных со слов обследуемого.Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагно­стических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отража­ют отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его со­гласия или несогласия.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизиро­ванные самоотчеты. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (откры­тые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них.

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники уста­новок.

Л и ч н о с т н ы е о п р о с н и к и у с т а н о в о к

Ø Личностной ориентации опросник (Personal Orientation Invento­ry, POI).

Пред­ложен Шостромом в 1963 г. и предна­значен для измерения степени самоактуализации личности.

Задача обследуемого — в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее для него подходящее. Опросник включает в себя две основные шкалы личностной ориентации («Времени» и «Опо­ры») и 10 подшкал. Оценки по основным шкалам являются относительными. Они представляют собой отношение «Време­ни» (отношение временной некомпетентности к временной компетентности) и от­ношение «Опоры» (отношение опоры на других к опоре на себя). По мнению авто­ра, относительные оценки шкал «Време­ни» и «Опоры» представляют две главные области, существенные для развития лич­ности на пути к самоактуализации. Отно­шение «Времени» самоактуализирующей­ся личности составляет приблизительно 1:8, несамоактуализирующейся — 1:1. Отношение «Опоры» самоактуализирую­щейся личности равно 1: 3, несамоактуа­лизирующейся — 1: 1. В случае необхо­димости быстрой диагностики степени самоактуализации личности можно ис­пользовать оценки только по двум основ­ным шкалам.

Оценки по каждой из 10 подшкал пред­назначены для отражения различных ас­пектов, важных с точки зрения процесса самоактуализации. Утверждения основ­ных шкал «Времени» и «Опоры» не перекрываются, а подшкалы состоят из утвер­ждений, одновременно входящих в другие шкалы.

Ниже описаны 2 основные шкалы ЛОО:

1. Отношение Времени [Т(I): Т(С)] со­стоит из 23 утверждений и определяет, насколько человек живет в «настоящем» в противоположность «прошло­му» и «будущему». Компетентная во времени личность — Т(С) — живет главным образом в настоящем, неком­петентная — Т(I) — живет в прошлом или будущем.

2. Отношение Опоры (О: I) состоит из 127 утверждений и определяет, на­сколько способ реагирования индивида характеризуется ориентацией на «дру­гих» (О) или на себя (I). Направленные на себя или внутренне ориентирован­ные индивиды руководствуются, глав­ным образом, собственными принципа­ми и мотивами, а направленные на других в большей степени зависят от окружения или внешних сил.

 

Отправным пунктом исследований Э. Шострома была концепция самоактуа­лизирующейся личности, наиболее полно развитая в работах А. Маслоу (1954, 1962). Необходимость создания ЛОО была продиктована потребностью многих консультантов и терапевтов во всесторон­нем измерении ценностей и некоторых особенностей поведения человека, имею­щих наибольшее значение для развития самоактуализации. В СНГ существует адаптированный вариант методики:

Ø Опросник личностной зрелости (Самоактуализационный тест), разработанный в МГУ М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана.

Категория личностной зрелости выявляется в данном опроснике с помощью диагностической оценки ряда личностных особенностей субъекта, таких, как компетентность во времени, ценностные ориента­ции, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самоприня­тие, креативность и др., рассматриваемых как характеристики лично­стной зрелости.

Сам опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый изкоторых включает два альтернативных суждения ценностного или по­веденческого характера, описывающих различные установки и особен­ности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. За­дача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычно­му для него способу поведения.

В результате обследования каждый испытуемый получает 14 показа­телей личностной зрелости. Считается, что субъект достиг оптимального уровня личностной зрелости, если его данные по шкалам попадают в зону масштабной сет­ки, расположенную в диапазоне 55-66 %.

Значения выше 70 % свидетельствуют о факторе социальной жела­тельности в ответах испытуемого и отражают его стремление казаться лучше. Значения ниже 40 % масштабной сетки свидетельствуют о недо­развитии личности испытуемого, о деформации его установок и отно­шений к различным сторонам реальности.

Эта методика на практике может использоваться для оценки резуль­татов тренингов, влияния методов обучения и воспитания, разных усло­вий социальной среды на уровень личностного развития индивидов.

 

Ø К опросникам установок относятся также методики, направленные на ди­агностику самосознания и самоотношения.

Отношение к самому себе, к собственной личности является одним из важнейших отношений социального психологического бытия человека.

Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самосознания, предложенная В. В. Столиным. Рас­сматривая самосознание как любое самоописание, самопознание или комплекс самооценок, он определяет в рамках своей концепции са­моотношение как непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла Я для самого субъекта.

Самоотношение обладает собственной структурой, в соответствии с представлениями о которой были разработаны два опросника — Опросник самоотношения (ОСО), который предложен В. В. Столиным, и Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева.

 

Ø Уровня субъективного контроля опросник.

Предназначен для диагностики интернальности—экстернальности. Раз­работан на основе шкалы локуса контро­ля Дж. Роттера (Locus of control scale) и опубликован Е. Ф. Бажиным с соавт. в 1984г.

У. с. к. о. состоит из 44 утверждений, с которыми обследуемый может согла­ситься (+) или не согласиться (-). Для исследовательских целей предусмотрен ответ по шестибалльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой «+3» означает «полностью согласен», а «-3» — «совер­шенно не согласен».

Полученные результаты выражаются в стэнах (см. Оценки шкальные) и мо­гут быть представлены в виде «профиля субъективного контроля».

Уровень субъективного контроля — обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отно­шений, способы разрешения кризисных семейных и производственных ситуаций и т. д. В соответствии с концепцией локуса контроля (лат. locus — место, месторас­положение), те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности, обладают внутренним (интернальным) контро­лем. И напротив, людям, которые склон­ны приписывать ответственность за все события внешним факторам (другим лю­дям, случаю, судьбе и т. п.), присущ внешний (экстернальный) контроль. Любой человек по локусу контроля занимает оп­ределенное место на континууме интернальность—экстернальность.

В многочисленных эксперименталь­ных исследованиях установлена связь между различными формами поведения, особенностями личности и уровнем ин­тернальности—экстернальности. Так, интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других людей, сильнее реагируют на утрату лич­ной свободы, активнее ищут информацию, более уверены в себе и т. д.

Ре­комендуется использование УСК в клинической психодиагностике, семей­ных консультациях, для изучения эффек­тивности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...