Государственное регулирование финансов организаций.
Государственное регулирование финансов осуществляется, в основном, путем принятия законодательных и нормативных актов. Кроме того, возможно воздействие на финансовые потоки через устные (экспертные, официальные, неофициальные) высказывания высших должностных лиц. Воздействуя на финансовые отношения, государство использует как экономические, так и административные методы. Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются: налоги; способы перераспределение доходов и ресурсов; ценообразование; государственная предпринимательская деятельность; кредитнофинансовые механизмы и др. Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся: - ограничения; - запреты; - лимиты; - квотирование; - и др. Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий. Одним из наиболее эффективных экономических методов государственного регулирования финансов предприятий является налогообложение. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производства и заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций. Осуществляется государственное регулирование финансов.
1.Министерство финансов – составление проекта бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности. 2.Центральный Банк – проведение денежной политики, в том числе эмиссия денежных знаков, регулирование банковской сферы. 3.Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – регулирование фондового рынка, в том числе регистрация проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг. 4.Министерство по налогам и сборам – взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов. 5.Федеральное казначейство – исполнение бюджета по расходам. госрегулирование должно стимулировать формирование этических норм в бизнесе и финансах – это всевозможные кодексы чести, принимаемые предпринимателями на добровольной основе. Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.
21. Информационное обеспечение финансового менеджмента. Под информационной системой ФМ понимается- функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Информационное обеспечение – совокупность информационных ресурсов (Информационная база) и способов их организации необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
К основным требованиям, предъявляемым к финансовой информации можно отнести: Значимость, которая определяет насколько, привлекаемая информация, влияет на результаты принимаемых финансовых решений. Полнота, которая характеризует завершенность круга информативных показателей Достоверность, которая определяет насколько, формируемая информация, адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятзаключение правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей Своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования Релевантность (избирательность) определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. Сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки. Понятность, которая определяется простотой ее построения соответствием определенным стандартам. Эффективность. Затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект от получаемый в результате их использования. Ключевым элементом информационного обеспечения является информационная база – функциональный комплекс, непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей необходимых для осуществления анализа планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Для ее создания необходимо: Установить объем, содержание, виды и периодичность анализа. Определить методику решения отдельных задач, систему показателей, факторов. Уточнить на основании принятой методики приемы решения. Определить общую потребность в информации по задачам. Устранить дублирование информации, изучив взаимосвязь аналитических задач. Определить объем, содержание, периодичность, источники информации для формирования информационной базы финансового анализа.
Все информационные ресурсы можно условно сгруппировать в пять крупных блоков. Сведения регулятивно-правового характера (законы, постановления, указы) – носят обязательный для исполнения характер. Сведения нормативно -справочного характера (НПД гос органов – Минфина, ЦБ РФ, междунар организаций) – не все носят обязательный характер (нормативы в отношении признания структуры баланса удовлетворительной) Данные системы бух учета (первичные д-ты, регистры, формы) Статистические данные (общеэкономическая и финансовая статистика, внутренняя статистика) «несистемная» инфа (внутренние оперативные данные и сведения из внешних источников – фин пресса) Наибольшую ценность для менеджера представляет бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета. В системе информационного обеспечения особую роль играет финансовая (бухгалтерская) отчетность организации. Она представляет собой достаточно объективную и достоверную информационную базу, с помощью которой можно сформировать мнение об имущественном и финансовом положении организации. В соответствии с действующим законодательством бухгалтерская отчетность является открытым источником информации, а ее состав и формы представления унифицированы. Законодательством Российской Федерации регламентирован следующий состав бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс (форма №1) Отчет о прибылях и убытках (форма №2) Отчет об изменении капитала (форма №3) Отчет о движении денежных средств (форма №4) Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) Кроме того, в состав годовой отчетности помимо указанных форм входят: Пояснительная записка Аудиторское заключение Информационное обеспечение организации формируется за счет внешних и внутренних источников
К внутренним источникам информации относят данные: o бух. учета и отчетности; o налогового учета и отчетности; o управленческого учета и отчетности; o операционных и финансовых бюджетов и отчетов об их исполнении; o оперативного финансового учета и отчетности (платежный баланс и отчет о его использовании, журналы расчетов с поставщиками и покупателями и др.); o статистической отчетности; o нормы и нормативы разработанные предприятием (норма расхода и запаса сырья и материалов, нормативы оборотных средств и пр.); Данные информационные источники рассматриваются за ряд периодов - месяц, квартал, год. На основе полученных данных строят динамические ряды финансовых показателей (коэффициентов) и делают выводы офинансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности и инвестиционной привлекательности предприятия для кредиторов, инвесторов и иных контрагентов. Внешняя финансовая информация включает: o сведения государственных финансовых органах - положения, приказы, обзоры, и др. сведения ЦБ РФ; o сообщения Федеральной службы по финансовым рынкам РФ; o данные с фондовых и валютных бирж - о торгах финансовыми инструментами и валютой; o обзоры Минэкономразвития РФ о макроэкономической ситуации в стране; o договоры (контракты), заключенные с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции данного предприятия; o функциональные пакеты прикладных программ, используемых для построения системы финансового и инвестиционного управления; o иную информацию. Использование всей поступающей внутренней и внешней информации на предприятии позволяет создать комплексную систему информационного обеспечения финансового менеджмента. Данная система ориентирована на принятие краткосрочных и долгосрочных управленческих решений и на формирование собственной системы финансового контроля. 22. Формирование кредитной политики предприятия. Кредитная политика — это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком. Кредитная политика компании в числе прочего может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности. Показатели определения кредитной политики: 1. срок предоставления кредита 2. стандарты кредитоспособности – это минимальная финансовая устойчивость, которой должен обладать клиент. 3. политика сбора платежей – определяется степенью лояльности клиента 4. скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки.
Этапы формирования кредитной политики: определение принципов кредитной политики по отношению к клиентам. На этом этапе определяется, какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. Консервативный (жесткий, безрисковый) тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя такой тип кредитной политики, фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска, минимизирует сроки предоставления кредита и его размера, ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость, использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. Умеренный тип – характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой финансовой политикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Агрессивный (мягкий, рисковый) тип политики – это тип, при котором приоритетной целью является максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации в кредит, сочетающийся с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализации такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгации кредита. формирование системы кредитных условий (срок предоставления, размер кредита, стоимость кредита, система штрафных санкций за просрочку, исполнение обязательств по кредиту.) формирование стандартов оценки показателей кредитоспособности и дифференциация условий предоставления кредита. формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условии предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности. Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия его осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: - современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; - общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия; - потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита; - правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; - финансовые возможности предприятия в части отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность; - финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|