Глава 2. Основные компоненты культуры
Обычаи и нормы
Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Некоторые исследователи также выделяют стереотипы, мифы и другие элементы в качестве компонентов культуры. Обычаи – одно из древних явлений в истории духовного развития человека. Обычаи присутствуют в любой развитой культуре мира, хотя и играют в современном обществе уже не такую важную и обязательную роль. Обычаи – это образцы поведения, не до конца осознаваемые современным человеком. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые или ритуальные действия. Исторически обычаи должны отшлифовываться в той или иной социальной среде, долго практикуются и апробируются, т. е. они представляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Обычай может нести в себе разрешение на определенные действия, тогда он играет роль алгоритма исполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняет функцию блокировки отдельных действий человека. Обычай, как механизм норм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей. Передаваясь из поколения в поколение, он срастается с внутренними мотивами поведения и создает потребность в его соблюдении, что создает устойчивость отношений, обеспечивает сотрудничество с предсказуемыми результатами. В духовной культуре человека могут действовать нормы, которые выделяются из обычаев или создаются для случаев специализированного поведения человека. Нормы бывают экономическими, политическими, технологическими, нравственными и др.
В закрытых культурах обычаи и нормы требуют, как правило, неукоснительного соблюдения. А в открытых культурах возможно существование различных культурных норм в атмосфере лояльности. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.
Духовные ценности и знание
Духовные ценности – сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения, допускает возможность выбора – в этом двойственная природа ценности. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Так, если взять такую ценность как, то на первом месте в некоторых случаях стоит, а в других -. Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей: ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья; ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием; ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, добра и т.д.; религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни; художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты и мн. др ценности.
Ценности в духовной жизни общества создают смысловые поля. Человек, в поисках смысла своих действий, находится либо в оппозиции к существующим смыслам, либо принимает их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности; все развитые культуры – полиморфны. Развитая культура способна создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она изменяется. Культура должна иметь иерархию ценностей, чтобы они функционировали согласованно. Овладев всеми подсистемами культуры, человек может предпринимать усилия по ее освоению, по ее использованию и воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобы действительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно, исходя из знаний о культуре. Знание, в культурологическом смысле – это не только научное знание. Знание для культурологии — объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий. В культуре всякое знание сопряжено и сопоставимо с определенным видом или уровнем жизнедеятельности человека. Знание может быть житейским, духовным, художественно-эстетическим. способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышать эффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных или духовных средств жизнедеятельности. Таковы основные компоненты культуры. Чем выше уровень культуры человека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребитель ценностей, и тем богаче и совершеннее сама культура - как ресурс и источник развития человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|