Государственное устройство
По форме государственно-территориального устройства Палау федерация, состоящая из 16 штатов, каждый из которых имеет собственную конституцию. Действует Конституция 1979 г. (в силе с 1981 г.). По форме правления Палау - президентская республика. Государственное устройство в целом следует образцу США. Политический режим - либеральный. Законодательный орган - Национальный конгресс (Olbiil Era Kelulau), состоящий из двух палат: Сената (14 сенаторов, назначаемых на 8 лет пропорционально населению островных территорий) и Палаты делегатов (16 членов, избираемых прямым голосованием по одному от каждого штата). Глава государства и правительства - Президент, избираемый населением сроком на 4 года. Имеется также вице-президент. В дополнение к конституционным органам власти действует Совет вождей (по одному члену от каждого из 16 штатов), который консультирует Президента по вопросам традиционного права и обычаев и их соотношения с Конституцией и законами Палау.
Правовая система
Правовая система Палау, основанная на американском законодательстве, воспроизводит его принципы и институты. В отдельных сферах отношений (земельные, семейные, наследственные) действуют также нормы местного обычного права. Согласно разд.2 ст.V Конституции статутное и традиционное право имеют одинаковую силу. В случае конфликта между ними статутное будет превалировать только в той мере, в какой не противоречит основополагающим принципам традиционного права. В соответствии с местными обычаями имущество наследуется по материнской линии. По наследству также передаются традиционные титулы. Землю могут приобретать исключительно аборигены островов.
Смертная казнь в стране отменена за все виды преступлений.
Судебная система. Органы контроля
Судебная система включает Верховный суд, Национальный суд и Суд гражданских исков (Court of Common Pleas). Верховный суд состоит из апелляционного отделения и отделения первой инстанции. В его состав входят Главный судья и от 3 до 6 членов обоих отделений суда. Отделение первой инстанции Верховного суда должно иметь первоначальную и исключительную юрисдикцию по всем вопросам, касающимся послов, министров и консулов, по морским делам, а также вопросам, стороной в которых национальное правительство или правительство штата является. Во всех других делах Национальный суд имеет первоначальную и параллельную юрисдикцию с отделением первой инстанции Верховного суда. Президент назначает судей в Верховный и Национальный суды из списка, рекомендованного Комиссией по судебным назначениям. Эта Комиссия состоит из 7 членов, один из которых - главный судья Верховного суда (председатель Комиссии), 3 выбираются адвокатурой и 3 назначаются Президентом. Срок полномочий судей не ограничен. Они имеют право на отставку по достижении 65 лет. Главный судья Верховного суда - административный глава всей судебной системы. Он может перемещать судей от одного географического или функционального отделения суда к другому, назначать судей для временной службы в другом суде; готовит и представляет через Президента парламенту ежегодный бюджет судебной системы. Согласно Конституции Верховный суд должен промульгировать правила, регулирующие администрацию судов, юридические профессии, а также производство по гражданским и уголовным делам.
Панама Республика Панама
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля
Государство в Центральной Америке.
Территория - 77,1 тыc. кв.км. Столица - г.Панама. Население - 2,7 млн.чел. (1996 г.); 60% - испано-индейские метисы, в стране проживают также негры, мулаты и 200 тыс. индейцев. Официальный язык - испанский. Господствующая религия - католицизм. Как независимое государство Панама возникла в 1903 г., отделившись (с помощью США) от Колумбии.
Государственное устройство
Панама - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 9 провинций. Действует Конституция 1972 г. с поправками 1978 и 1983 гг. По форме правления Панама - президентская республика. Высший законодательный орган - однопалатная Законодательная ассамблея, 72 депутата которой избираются всеобщим, прямым и тайным голосованием сроком на 5 лет по системе пропорционального представительства. Обычные законы принимаются простым большинством присутствующих на заседании депутатов, органические - абсолютным большинством всех членов ассамблеи. Помимо издания законов Законодательная ассамблея осуществляет и другие полномочия, присущие парламентам американских республик. Глава государства и правительства - Президент Республики, избираемый на 5 лет. Вместе с ним избираются 2 вице-президента. Президент осуществляет исполнительную власть при помощи министров государства. При нем и под его председательством действует Совет Кабинета (Consejo de Gabinete), в котором глава государства должен согласовывать и принимать важнейшие решения: назначение судей Верховного суда, заключение договоров о займах, отчуждении национального имущества и ряд других. Этому органу также принадлежит полномочие декретировать под свою коллективную ответственность чрезвычайное положение и приостанавливать действие отдельных норм Конституции.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Панамы в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Первоначальной основой для формирования панамского права выступила правовая культура бывшей метрополии - Испании. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское право оказало значительное влияние французское, а на уголовное право - итальянское законодательство.
После отделения Панамы от Колумбии в 1903 г. в стране некоторое время целиком сохранялось колумбийское законодательство. Собственные кодексы она начала принимать с 1917 г. Основным источником права в Панаме является законодательство, акты которого образуют строгую иерархию (Конституция, органические законы, обычные законы, декрет-законы, декреты и т.д.). Декрет-законы издаются исполнительной властью на основе строго определенных полномочий, делегированных Законодательной ассамблеей. Почти все отрасли права кодифицированы. В индейских общинах применяется обычное право, нормы которого не должны противоречить закону. В качестве основного источника гражданского права в Панаме применяется ГК Чили 1857 г., воспринятый здесь с небольшими изменениями. В 1995 г. принят Семейный кодекс. Он криминализировал все виды семейного насилия и приравнял традиционные индейские браки к официально зарегистрированным. В виду тесных финансово-экономических связей с США на развитие панамского торгового законодательства весьма сильно влияет англо-американское право. Это касается, в частности, законов о свободно обращающихся документах 1917 г., о трастах 1984 г., о компаниях 1927 г. Панама является одним из крупнейших финансовых, торговых и транспортных центров Латинской Америки. Принятие банковского законодательства, предоставляющего большие льготы в ведении финансовых операций и фактическое отсутствие контроля над капиталом, превратило страну в крупный мировой банковско-финансовый центр (существует с 1970 г.). Новый Закон о банках и банковской деятельности был опубликован 12 марта 1998 г. Этот документ, состоящий из 7 глав, определяет основные положения, регулирующие функционирование всей банковской системы страны. Он заменил предыдущий закон 1970 г., успевший заметно устареть. Созданная в Панаме в 1948 г. свободная экономическая зона Колон занимает второе место в мире (после Гонконга) по объему экспортно-импортных операций. Страна также является крупным офшорным (безналоговым) центром для корпораций. Организация компаний и управление ими регулируются, главным образом, весьма либеральным Законом о компаниях 1927 г. и некоторыми из положений Торгового кодекса Панамы.
Наконец, создание открытой системы мореходной регистрации (Закон 1925 г.) превратило Панаму в страну "удобного флага", под которым зарегистрировано более 11 тыс. судов. В соответствии с Финансовым кодексом доход, полученный от осуществления международных морских перевозок на зарегистрированных в Панаме торговых судах, не подлежит налогообложению, даже если контракт на перевозку исполняется в Панаме. Страна имеет хорошо кодифицированное трудовое право (Трудовой кодекс 1971 г. насчитывает около 1000 статей). В 1990-х гг. проведена существенная реформа трудового законодательства, призванная сделать его более гибким. Поправки к Трудовому кодексу (последняя из которых была принята в 1995 г.) вводят новые, более благоприятные для работодателей нормы, касающиеся заключения срочных договоров, увольнений работников. Особые льготы были установлены для владельцев мелких и вновь открываемых предприятий (в течение одного года после их создания), а также предприятий, меняющих профиль деятельности. Многочисленные изъятия из трудового законодательства были введены для предприятий в свободных экономических зонах. Разрешено создание частных бирж труда. Из сферы действия трудового законодательства исключены работники-надомники. В целом действующее законодательство о труде соответствует международным стандартам. Гарантируются и осуществляются на практике права на объединение в профсоюзы, на ведение коллективных переговоров, на забастовку.
Уголовное право и процесс
Основным источником уголовного права страны является УК Панамы 1922 г., который испытал значительное влияние итальянского Уголовного кодекса 1889 г. Как и в большинстве стран Латинской Америки, уголовные деяния делятся на собственно преступления (delitos) и проступки (faltas), в зависимости от степени общественной опасности. Панама никогда не использовала смертную казнь. Конституция 1972 г. (дополненная в 1978 и 1983 гг.) устанавливает, что смертная казнь не применяется как наказание (ст.30). Уголовный процесс в Панаме представляет смесь французской и англо-американской модели. Конституция и УПК закрепляют основные демократические принципы и нормы судопроизводства. В частности, Конституция предусматривает судебный контроль за законностью арестов и задержаний; всякий задержанный или арестованный должен в течение 24 часов быть доставлен в суд. В отличие от большинства других стран Латинской Америки Конституция (ст.197) и УПК Панамы предусматривают рассмотрение уголовных дел судом присяжных (если хотя бы одно из обвинений заключается в убийстве). Такой суд состоит из 7 присяжных под председательством профессионального судьи. Большой проблемой для панамского правосудия остается острейшая нехватка защитников по назначению (для малоимущих), а также длительные сроки предварительного заключения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|