Фронтальные лабораторные работы
Класс
Техника безопасности при проведении лабораторных работ
1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя или лаборанта. 2. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ рабочего места без разрешения учителя или лаборанта. 3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лаборантом. 4. НЕ ДЕРЖИТЕ на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания. 5. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения. 6. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашечку, а гири – на правую. 7. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, ни в коем случае не бросайте их. 8. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол. 9. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями. 10. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок. 11. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале. 12. При выполнении практических работ с применением ниток НЕ ОБРЫВАЙТЕ нитки, а обрезайте их ножницами. 13. При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.
Фронтальные лабораторные работы Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительных приборов (мензурки и термометра). Определение объема жидкости и температуры».
Подготовительные вопросы и задачи:
1. Найдите цену деления и снимите показания стрелки: А)
показания =
Б)
показания =
2. Найдите цену деления:
ц.д. =
3. Найдите цену деления мензурок №1 и №2.
4. Приведите примеры физических величин ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Приведите примеры измерительных приборов, применяемых на практике.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Цель работы:
Рекомендуемые приборы и материалы: Мензурка с жидкостью, термометр. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание! 1. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями. 2. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок.
Ход работы.
1.1. Внимательно рассмотреть мензурку. Определить цену её деления. ц.д. = см3
1.2. Определите приблизительный объем жидкости, налитой в мензурку. Vизм. = см 3
1.3. Определите абсолютную погрешность измерения объема жидкости. ∆V = см 3
1.4. Вычислить относительную погрешность измерения объема жидкости (в процентах). ε V = _____________________% 1.5. Записать ответ в виде: V = Vизм. ± ∆V
V = см 3
2.1. Внимательно рассмотреть термометр. Определить его цену деления.
ц.д. = 0С
2.2. Найти приближенное значение температуры, которую он показывает. tизм. = 0С
2.3. Определить абсолютную погрешность измерения температуры. ∆ t = 0С 2.4. Вычислить относительную погрешность измерения температуры (в процентах). εt = %
2.5. Записать ответ в виде: t = tизм. ± ∆t
t = 0С. 3. Вывод.
Контрольные вопросы.
1. С чем связано, что объем и температура измерены приближённо?
2. Какой прибор (мензурка или термометр) более точно измерили величину?
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». Подготовительные вопросы и задачи:
1. Можно ли с помощью школьной линейки с точностью до 0,1 мм измерить толщину проволоки, нити? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Стопка из 20 монет оказалась высотой h = мм. Толщина монеты =
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Способ, которым вы определили диаметр проволоки и толщину монеты, называется способом рядов. Именно этим способом вы будете определять размеры малых тел.
Цель работы: ____________________________________________________________________
Рекомендуемые приборы и материалы: Горох, пшено, линейка. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ход работы.
1. Расположить 30-40 круглых горошин в один плотный ряд вдоль линейки. Измерить длину ряда L.
2. Подсчитать число горошин N. 3. Заполнить полученные данные в таблицу.
4. Подсчитать размер одной горошины. 5. Аналогичные измерения провести для пшена. Вычисление погрешностей. 6. Для гороха. ц.д. = мм dизм. = мм
∆d = мм ε = % d = dизм. ± ∆d d = мм. 7. Для пшена. dизм. = мм
∆d = мм ε = % d = dизм. ± ∆d
d = мм.
8. Определить длину ряда молекул на фотографии Lфот.= _______________________ мм.
Подсчитать число молекул и промежутков в ряде N = .
Найти размер одной молекулы на фотографии (увеличение фотографии 70000 раз)
dмол. фот. = мм Зная увеличение, которое дает фотография. Определить истинный размер молекулы dмол. ист. = мм
9. Вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
1. Почему диаметр горошины (крупинки пшена) измерены не совсем точно?
2. Какими способами можно увеличить точность измерений?
Лабораторная работа №3 «Определение массы тела». Подготовительные вопросы и задачи:
1. В каких единицах может измеряться масса тела? _____________________________________. 2. Выполните упражнения:
125 г = кг 500 мг = г
60 мг = г 2 мг = г 50 г = кг
3. Определяя массу тела, его уравновесили на весах, поставив на их правую чашку следующие гири: одну 50 г, одну 20 г, две по 10 г, одну 500 мг, две 200 мг, одну 50 мг и две по 20 мг. Определите массу этого тела в г и кг.
m = (г)
m = (кг)
Цель работы: ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемые приборы и материалы: Весы, разновесы, пластилин (или листочки бумаги), три груза разной массы. ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Внимание! 1. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашечку, а гири – на правую. 2. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, начиная с наибольшей. Ни в коем случае не бросайте гири. 3. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.
Ход работы.
mизм.= 20г+10г+500мг+50мг+10мг=30г 560мг=30,56г
mтела= mизм.±∆ m
Выполнение работы.
mизм.= (г)= (г) ∆ m = (г)= (г) ε = (%) m1 = (г)
mизм.= (г)= (г) ∆ m = (г)= (г) ε = (%) m2 = (г)
mизм.= (г)= (г) ∆ m = (г)= (г) ε = (%) m3 = (г)
Вывод:
Лабораторная работа №4 «Определение объема тела». Подготовительные вопросы и задачи:
1. Определите цену деления мензурки и объем жидкости в ней.
2. На рисунке в) показан уровень жидкости до погружения тела. На рисунке г) показан уровень жидкости после погружения тела. Найти объем тела.
Цель работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемые приборы и материалы: Мензурка с жидкостью, три тела на нити разного объема. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Внимание! 1. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями. 2. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок. 3. При выполнении практических работ с применением ниток НЕ ОБРЫВАЙТЕ нитки, а обрезайте их ножницами. 4. При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко. Ход работы.
V = Vизм.±∆V Считать, что абсолютная погрешность объема равна: а относительная погрешность: *100%
V1 = ± (см3)
V2 = ± (см3)
V3 = ± (см3) Вывод:
Контрольные вопросы.
1. Объем какого тела измерен точнее? Почему?
2. Какими ещё способами можно было бы измерить объем тела? а) правильной формы?
б) неправильной формы?
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела». Подготовительные вопросы и задачи:
1. Плотность вещества – это __________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Самый тяжёлый кубик из ________________________________, т.к. ______________ _________________________________________________________________________ Самый легкий кубик из _________________________________, т.к. _______________ _________________________________________________________________________ 3. Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см3. Что это за металл? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемые приборы и материалы: ______________________________________________ ________________________________________________________________________________
Ход работы.
*100%
, причем в данной формуле ερ должна быть выражена числом, а не в процентах.
ρ1 = ± (г/см3)
ρ 2 = ± (г/см3)
ρ 3 = ± (г/см3)
Вывод:
Контрольные вопросы.
1 тело: ___________________________________________________________________________ 2 тело: ___________________________________________________________________________ 3 тело: ___________________________________________________________________________
*100%
Лабораторная работа №6 «Определение давления твердого тела на опору».
Подготовительные вопросы и задачи:
1. Какие возможны способы изменения давления тела на опору: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как измениться давление лыжника на снег при увеличении площади лыж? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как измениться давление тела на опору при увеличении массы тела? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемые приборы и материалы: Брусок, динамометр, линейка. ___________________ _______________________________________________________________________________
Внимание! 1. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.
Ход работы.
1. Измерить вес бруска F изм. Fизм. = (Н)
2. Определить цену деления динамометра ц.д. = (Н)
и абсолютную погрешность измерения веса Δ F, считая, что ΔF = ц.д. (динамометра)/2
Δ F = (Н)
а = (м) b = (м) с = (м)
4. Найти цену деления линейки
ц. д. = (м)
и определить абсолютную погрешность измерения длины Δа = Δb = Δс, считая, что
Δа = Δb = Δс = (м)
5. Соответственно, для каждой грани найти: - площадь Sизм. - давление, производимое этой гранью на опору Ризм. - абсолютную погрешность определения давления ΔР - записать ответ в виде Р = Ризм.±ΔР.
а) для большой грани: Sизм. = (м2) Ризм. = (Па) _______________________________________________________________
ΔР = εр· Ризм. = __________________________________
Р = ± (Па) εр = (%)
б) для средней грани: Sизм. = (м2) Ризм. = (Па) _______________________________________________________________
ΔР = εр· Ризм. = _____________________________________________________________________
Р = ± (Па) εр = (%)
в) для большой грани: Sизм. = (м2) Ризм. = (Па) ______________________________________________________________
ΔР = εр· Ризм. = ____________________________________________________________________
Р = ± (Па) εр = (%)
Контрольные вопросы.
а) наибольшее – _____________________________________________________________________ б) наименьшее – _____________________________________________________________________
Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Подготовительные вопросы и задачи:
1. Покажите силы, действующие на тело в 1-м и 2-м случаях.
2. В каком случае легче удерживать тело: в воздухе или в воде? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите формулы: Архимедовой силы: Веса тела в воздухе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Запишите формулу нахождения Архимедовой силы, если известны вес тела в воздухе Рв_воздухе и вес тела в жидкости Рв_жидкости. 5. Вес тела в воздухе 120 Н. Вес тела в воде 100 Н. Архимедова сила Fарх= Н.
Цель работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемые приборы и материалы: Динамометр, два тела разного объёма, сосуд с водой, сосуд с насыщенном раствором поваренной соли. ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание! 1. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями. 2. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале. 3. При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко. Ход работы.
2. Измерьте вес полностью погруженного тела в воде (проследите, чтобы тело не касалось дна и стенок сосуда с водой). Рв жидкости 3. Вычислите выталкивающую силу Fa Fa = Pв воздухе – Рв жидкости
Выполнение работы.
Таблица 1
Таблица 2
Вывод:
Контрольные вопросы.
Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага». Подготовительные вопросы и задачи:
1. Что представляет собой рычаг? 2. Что называется плечом силы? 3. Как найти плечо силы? 4. Что называется моментом силы? Цель работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемые приборы и материалы: линейка измерительная, динамометр, набор грузов, штатив, рычаг. Выполнение работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|