Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фронтальные лабораторные работы

Класс


 

Техника безопасности при проведении лабораторных работ

 

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя или лаборанта.

2. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ рабочего места без разрешения учителя или лаборанта.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем или лаборантом.

4. НЕ ДЕРЖИТЕ на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

6. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашечку, а гири – на правую.

7. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

8. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

9. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

10. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок.

11. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

12. При выполнении практических работ с применением ниток           НЕ ОБРЫВАЙТЕ нитки, а обрезайте их ножницами.

13. При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ  груз резко.

 


Фронтальные лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительных приборов (мензурки и термометра). Определение объема жидкости и температуры».

 

Подготовительные вопросы и задачи:

 

1. Найдите цену деления и снимите показания стрелки:

А)

0
15
30
45
см
ц.д. =

 

показания =

 

 

Б)

0
100
200
300
400
см
ц.д. =

 

показания =

 

 

2. Найдите цену деления:

0
15
30
45
см

   ц.д. =

 

 

3. Найдите цену деления мензурок №1 и №2.

№1
№2
ц.д. =
ц.д. =
60
40
20
0
40
20
0
см3
мл
С помощью какой мензурки - №1 или №2 измерения объема жидкости будут более точными?

 

                                                                                                                                                               

4. Приведите примеры физических величин

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Приведите примеры измерительных приборов, применяемых на практике.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы:

 

 

 

Рекомендуемые приборы и материалы: Мензурка с жидкостью, термометр.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Внимание!

1. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

2. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок.

 

Ход работы.

 

1.1. Внимательно рассмотреть мензурку. Определить цену её деления.

ц.д. =                          см3

 

1.2. Определите приблизительный объем жидкости, налитой в мензурку.

Vизм. =                         см 3

 

1.3. Определите абсолютную погрешность измерения объема жидкости.

∆V =                         см 3

 

1.4. Вычислить относительную погрешность измерения объема жидкости (в процентах).

ε V = _____________________%

1.5. Записать ответ в виде:

V = Vизм. ± ∆V

 

V =                                            см 3

 

 

2.1. Внимательно рассмотреть термометр. Определить его цену деления.

ц.д. =                           0С

 

2.2. Найти приближенное значение температуры, которую он показывает.

tизм. =                  0С

 

2.3. Определить абсолютную погрешность измерения температуры.

t =                               0С

2.4. Вычислить относительную погрешность измерения температуры (в процентах).

εt =                                                                         %

 

2.5. Записать ответ в виде:

t = tизм. ± ∆t

 

t =                                            0С.

3. Вывод.

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы.

 

1. С чем связано, что объем и температура измерены приближённо?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какой прибор (мензурка или термометр) более точно измерили величину?

 

 


Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Подготовительные вопросы и задачи:

 

1. Можно ли с помощью школьной линейки с точностью до 0,1 мм измерить толщину проволоки, нити? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

l
Чтобы измерить диаметр проволоки, намотали вплотную на карандаш 30 витков из неё. Длина из этих витков проволоки равна l =            мм. Определите диаметр проволоки.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Стопка из 20 монет оказалась высотой h =         мм. Толщина монеты =        

h

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способ, которым вы определили диаметр проволоки и толщину монеты, называется способом рядов. Именно этим способом вы будете определять размеры малых тел.

 

Цель работы: ____________________________________________________________________

 

 

Рекомендуемые приборы и материалы: Горох, пшено, линейка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы.

 

1. Расположить 30-40 круглых горошин в один плотный ряд вдоль линейки. Измерить длину ряда L.

2. Подсчитать число горошин N.

3. Заполнить полученные данные в таблицу.

 

  Длина ряда, L, мм Число горошин (крупиц пшена), N Размер одной горошины (крупиц пшена), dизм., мм
Горох      
Пшено      

 

4. Подсчитать размер одной горошины.

5. Аналогичные измерения провести для пшена.

Вычисление погрешностей.

6. Для гороха.

ц.д. =                            мм

dизм. =                         мм

 

∆d =                        мм

ε =                       %

d = dизм. ± ∆d

d =                         мм.

7. Для пшена.

dизм. =                          мм

 

∆d =                        мм

ε =                      %

d = dизм. ± ∆d

 

d =                        мм.

 

8. Определить длину ряда молекул на фотографии Lфот.= _______________________ мм.

 

 Подсчитать число молекул и промежутков в ряде N =                                               .

 

Найти размер одной молекулы на фотографии (увеличение фотографии 70000 раз)

 

 

 

dмол. фот. =                                  мм

Зная увеличение, которое дает фотография. Определить истинный размер молекулы

dмол. ист. =                                       мм

 

9. Вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контрольные вопросы.

 

1. Почему диаметр горошины (крупинки пшена) измерены не совсем точно?

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какими способами можно увеличить точность измерений?

 

 


Лабораторная работа №3 «Определение массы тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

 

1. В каких единицах может измеряться масса тела? _____________________________________.

2. Выполните упражнения:

 

125 г =                            кг

500 мг =                            г

60 мг =                             г

2 мг =                            г

50 г =                            кг

 

3. Определяя массу тела, его уравновесили на весах, поставив на их правую чашку следующие гири: одну 50 г, одну 20 г, две по 10 г, одну 500 мг, две 200 мг, одну 50 мг и две по 20 мг. Определите массу этого тела в г и кг.

 

m =                     (г)

 

m =                     (кг)

 

Цель работы: ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемые приборы и материалы: Весы, разновесы, пластилин (или листочки бумаги), три груза разной массы. ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

 

Внимание!

1. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашечку, а гири – на правую.

2. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чашечки осторожно, начиная с наибольшей. Ни в коем случае не бросайте гири.

3. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

 

Ход работы.

 

  1. Ровно установить весы на столе. Уравновесить весы (с помощью маленьких листочков или пластилина).
  2. Положить тело на левую чашечку весов. Соответственно, разновесы – на правую. Добиться равновесия весов.
  3. Снять разновесы с чашечки весов. Подсчитать массу тела. Например, набор гирь при взвешивании тела оказался следующий: 20г, 10г, 500мг, 50мг, 10мг. Тогда масса тела будет равна:

mизм.= 20г+10г+500мг+50мг+10мг=30г 560мг=30,56г

  1. Подсчитать абсолютную и относительную погрешность измерения массы, считая, что абсолютная погрешность равна:

 

  1. Записать ответ в виде:

mтела= mизм.±∆ m

  1. Сделать вывод.

Выполнение работы.

 

  1. Для первого тела:

 

mизм.=                                                                                                  (г)=                              (г)

∆ m =                                                                 (г)=                                                      (г)

ε =                                                            (%)

m1 =                                                          (г)

  1. Для второго тела:

 

mизм.=                                                                                                   (г)=                              (г)

∆ m =                                                                 (г)=                                                       (г)

ε =                                                             (%)

m2 =                                                      (г)

 

  1. Для третьего тела:

 

mизм.=                                                                                                   (г)=                              (г)

∆ m =                                                            (г)=                                                  (г)

ε =                                                         (%)

m3 =                                                          (г)

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №4 «Определение объема тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

 

1. Определите цену деления мензурки и объем жидкости в ней.

0
20
40
а)
ц.д. =   Vжидкости =
0
5
15
б)
ц.д. =   Vжидкости =
10
мл
см3

2. На рисунке в) показан уровень жидкости до погружения тела. На рисунке г) показан уровень жидкости после погружения тела. Найти объем тела.

см3
100
50
100
 
 
 
200
50
 
 
150
200
в)
г)
ц.д. =   Vжидкости до опускания =   Vжидкости после опускания =   Vтела =  

Цель работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемые приборы и материалы: Мензурка с жидкостью, три тела на нити разного объема. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

 

Внимание!

1. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

2. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щеткой в совок.

3. При выполнении практических работ с применением ниток          НЕ ОБРЫВАЙТЕ нитки, а обрезайте их ножницами.

4. При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.

Ход работы.

 

  1. Определить цену деления мензурки.
  2. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объем.
  3. Опустите тело, объем которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости.
  4. Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.
  5. Определив таким образом приближенный объем тела Vизм., подсчитать абсолютную погрешность измерения объема ∆V и относительную погрешность измерения объема εv.
  6. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.
  7. Записать ответ в виде:

V = Vизм.±∆V

Считать, что абсолютная погрешность объема равна:

а относительная погрешность:

*100%

 

№ тела Начальный объем жидкости в мензурке Vнач, см3 Объем жидкости и тела Vкон, см3 Объем тела V=Vкон-Vнач, см3 2*∆V, см3 εV, %
         
         
         

 

V1 =                             ±                            (см3)

 

V2 =                             ±                            (см3)

 

V3 =                             ±                            (см3)

Вывод:

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы.

 

1. Объем какого тела измерен точнее? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какими ещё способами можно было бы измерить объем тела?

а) правильной формы?

 

 

б) неправильной формы?

 

 


Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

Подготовительные вопросы и задачи:

 

1. Плотность вещества – это __________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1 см3   дуб
  1 см3   сосна
  1 см3   пробка

2. Самый тяжёлый кубик из ________________________________, т.к. ______________ _________________________________________________________________________ Самый легкий кубик из _________________________________, т.к. _______________ _________________________________________________________________________

3. Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см3. Что это за металл?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                     

 

Цель работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемые приборы и материалы: ______________________________________________ ________________________________________________________________________________

 

Ход работы.

 

  1. Используя данные лабораторных работ №3 и №4, заполнить таблицу.
  2. Вычислить относительную погрешность определения плотности по формуле:

*100%

  1. Вычислить абсолютную погрешность определения плотности по формуле:

 

,

причем в данной формуле ερ должна быть выражена числом, а не в процентах.

  1. Записать ответ в виде:

 

  1. Сделать вывод.

 

№ тела mизм., г Vизм., см3 ρизм., г/см3 ∆m, г ∆V, см3 ερ ερ, % ∆ρ, г/см3
1.                
2.                
3.                

 

ρ1 =                           ±                          (г/см3)

 

ρ 2 =                           ±                          (г/см3)

 

ρ 3 =                           ±                           (г/см3)

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы.

 

  1. Определить, из каких веществ изготовлены тела.

 

1 тело: ___________________________________________________________________________

2 тело: ___________________________________________________________________________

3 тело: ___________________________________________________________________________

 

  1. Почему относительная погрешность определения плотности вычисляется по формуле:

*100%

 

 

 

  1. Как измениться плотность дуба, если взять дубовый брусок в 3 раза большего объёма?

 


Лабораторная работа №6 «Определение давления твердого тела на опору».

 

Подготовительные вопросы и задачи:

 

1. Какие возможны способы изменения давления тела на опору:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Как измениться давление лыжника на снег при увеличении площади лыж?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как измениться давление тела на опору при увеличении массы тела?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Цель работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемые приборы и материалы: Брусок, динамометр, линейка. ___________________ _______________________________________________________________________________

 

Внимание!

1. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

 

 

Ход работы.

 

1. Измерить вес бруска F изм.

Fизм. =                           (Н)

 

2. Определить цену деления динамометра

ц.д. =                                                (Н)

 

и абсолютную погрешность измерения веса Δ F, считая, что ΔF = ц.д. (динамометра)/2

 

Δ F       =                                    (Н)

 

  1. Измерить длины сторон бруска: а – большой стороны, b – средней, с – малой стороны.

а =                                    (м)

b =                                    (м)

с =                                    (м)

 

4. Найти цену деления линейки

 

ц. д. =                                     (м)

 

и определить абсолютную погрешность измерения длины Δа = Δb = Δс, считая, что

 

Δа = Δb = Δс =                                          (м)

 

5. Соответственно, для каждой грани найти:

- площадь Sизм.

- давление, производимое этой гранью на опору Ризм.

- абсолютную погрешность определения давления ΔР

- записать ответ в виде Р = Ризм.±ΔР.

 

а) для большой грани:

Sизм. =                                               2)

Ризм. =                                                (Па)

_______________________________________________________________

 

ΔР = εр· Ризм. = __________________________________

 

 


Р =                    ±                         (Па)

εр =                                            (%)

 

 

б) для средней грани:

Sизм. =                                              2)

Ризм. =                                                (Па)

 _______________________________________________________________

 

ΔР = εр· Ризм. = _____________________________________________________________________

 


Р =                   ±                        (Па)

εр =                                            (%)

 

 

в) для большой грани:

Sизм. =                                               2)

Ризм. =                                                (Па)

 ______________________________________________________________

 

ΔР = εр· Ризм. = ____________________________________________________________________

 

 


Р =                   ±                         (Па)

εр =                                           (%)

 

 

Контрольные вопросы.

 

  1. Давление на опору какой гранью производится?

 

а) наибольшее – _____________________________________________________________________

б) наименьшее – _____________________________________________________________________

 


Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

 

Подготовительные вопросы и задачи:

 

1. Покажите силы, действующие на тело в 1-м и 2-м случаях.

1)
2)

2. В каком случае легче удерживать тело: в воздухе или в воде? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Запишите формулы:

Архимедовой силы:                                                       Веса тела в воздухе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Запишите формулу нахождения Архимедовой силы, если известны вес тела в воздухе Рв_воздухе и вес тела в жидкости Рв_жидкости.

5. Вес тела в воздухе 120 Н. Вес тела в воде 100 Н. Архимедова сила Fарх=                      Н.

 

 

Цель работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемые приборы и материалы: Динамометр, два тела разного объёма, сосуд с водой, сосуд с насыщенном раствором поваренной соли. ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Внимание!

1. При работе с мензурками НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ сосудами с трещинами или с поврежденными краями.

2. При работе с динамометром НЕ НАГРУЖАЙТЕ его так, чтобы длина пружины превосходила ограничитель на шкале.

3. При опускании груза в жидкость НЕ СБРАСЫВАЙТЕ груз резко.

Ход работы.

 

  1. Измерьте вес тела в воздухе с помощью динамометра. Рв воздухе

2. Измерьте вес полностью погруженного тела в воде (проследите, чтобы тело не касалось дна и стенок сосуда с водой). Рв жидкости

3. Вычислите выталкивающую силу Fa

Fa = Pв воздухе – Рв жидкости

  1. Измерьте вес данного тела в насыщенном растворе поваренной соли.
  2. Вычислите выталкивающую силу, действующую на тело в растворе поваренной соли.
  3. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу №1.
  4. Пункты №2 - №5 повторите для тела большего объёма.
  5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу №2.
  6. Сделайте вывод.

 

Выполнение работы.

 

Таблица 1

 

№ тела Вес тела в воздухе, Н Вес тела в воде, Н Выталкивающая сила, Н
Меньшее по объему тело      
Большее по объему тело      

 

Таблица 2

 

№ тела Вес тела в воздухе, Н Вес тела в насыщенном растворе соли, Н Выталкивающая сила, Н
Меньшее по объему тело      
Большее по объему тело      

 

Вывод:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

Контрольные вопросы.

 

  1. Какими способами можно было бы ещё измерить выталкивающую силу?

 

 

 

 

  1. Всегда ли одинакова выталкивающая сила, действующая на данное тело? Почему?

 

 

 

 

Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага».

Подготовительные вопросы и задачи:

 

1. Что представляет собой рычаг?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

2. Что называется плечом силы?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

3. Как найти плечо силы?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

4. Что называется моментом силы?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Цель работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемые приборы и материалы: линейка измерительная, динамометр, набор грузов, штатив, рычаг.                                                                                                                            

Выполнение работы.

  1. На ось, закреплённую в муфте штатива, насадите рычаг и уравновесьте его перемещением гаек на концах, так, чтобы рычаг расположился горизонтально.
  2. Подвесьте 2 груза к левой половине рычага (точка А) на расстоянии примерно 18см, от оси и путём проб, найдите место, где надо подвесить три таких же груза справа (точка В), чтобы уравновесить рычаг.
  3. Подвесьте 4 груза слева  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...