Нормативно - правовая база
Началом законодательного регулирования процесса становления системы кредитной кооперации считается выход ряда положений рамочных законов Российской Федерации. Конституция РФ законодательно закрепила право граждан на объединение в целях защиты своих интересов (ст. 30, п. 1). Гражданский кодекс РФ установил, что одной из форм добровольного объединения граждан и юридических лиц является потребительская кооперация, и закрепил определение потребительского кооператива (ст. 116, п. 1). Понятие ″кредитный кооператив″ впервые было дано в Федеральном законе РФ ″О сельскохозяйственной кооперации″, в котором говорится, что кредитный кооператив является одним из видов потребительского кооператива. Впоследствии, в августе 2001 г., был принят Федеральный закон ″О кредитных потребительских кооперативах граждан″. Этот Закон ввел ряд прямых норм и нормативов регулирования деятельности кредитных кооперативов граждан. Перечень и краткое содержание нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сельскохозяйственных кооперативов,приведены в табл. 3.
Правовая база кооперирования сельских товаропроизводителей Документ | № | Дата | Особые положения |
Гражданский кодекс РФ. – Часть 1-я | | 01.01.95 | Дает определение про-изводственного и по-требительского коопе-ративов. Определяет их правовое положение, права и обязанности членов кооперативов |
Федеральный закон ″О сельскохозяй-ственной коо-перации″ | 93-ФЗ | 15.11.95 | Охватывает широкий круг понятий, связан-ных с кооперацией. Определяет основные принципы создания, функционирования, дает определения сель-скохозяйственной коо-перации и сельскохо-зяйственного коопера-тива. В законе выде-ляются две основные формы сельскохозяй-ственных кооперативов – производственные и потребительские. ФЗ открывает широкую возможность реализо-вать на основе с.-х. кооперации объектив-но сложившиеся в сельскохозяйственном кооперативе отноше-ния и закрепить их в конкретных организа-ционно-правовых фор-мах – различных видах производственных и потребительских кооперативов и их союзов
|
Федеральный закон «О вне-сении изме-нений и до-полнений в ФЗ ″О сель-скохозяйст-венной коо-перации″» | 73-ФЗ | 12.02.97 | Уточняет определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, являющегося членом сельскохозяйственной артели (колхоза) или рыболовецкой артели (колхоза) |
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в ФЗ″О сельскохозяйственной кооперации″» | | 15.01.99 | Ст. 37 дополняет п.7 следующего содержания: ″Взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для по гашения задолженности, может быть обращено на принадлежащее ему имущество, за исключением имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам, рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов.″ |
Федеральный закон ″О кредитных потребительских кооперативах граждан″ | | 01.08.01 | Предоставляет возможность кооперативам создавать органы саморегулирования в форме общественных организаций, ассоциаций и союзов. Вводит ограничительные нормы на членство в кооперативе. Вводит жесткие ограничения деятельности и нормы запретительного характера. Одним из направлений государственного регулирования определил создание федерального надзорного органа |
Федеральный закон «О внесении измене ний и дополнений в Федеральный закон ″О сельскохозяйственной кооперации″» | 73-ФЗ | 11.06.03 | Уточняет некоторые понятия и дает дополнительные. Дополняет состав членов сельскохозяйственного потребительского кооператива. Уточняет компетенцию общего собрания членов кооператива. Дает понятие аудиторского союза, а также аудиторского союза, имеющего статус «российского», вводит норму, при которой в состав аудиторских союзов могут входить и иные аудиторские организации системы агропромышленного комплекса. Вводит нормы, уточняющие порядок распределения прибыли и направления кооперативных выплат в приращенные паи. Вводит нормы, регламентирующие порядок сделок кооператива. Вносит поправки, позволяющие законнофункционировать сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам |
В настоящее время ведется работа над законопроектом ″О кредитной кооперации″. Законопроект и поправки к Закону ″О сельскохозяйственной кооперации″ имеют расхождения по числу членов (физических и юридических лиц). С выходом в свет Закона ″О кредитной кооперации″ в очередной раз возникнет необходимость внесения изменений в Закон ″О сельскохозяйственной кооперации″, причем необходимо будет внести те положения, которые были в его первой редакции. Не является достаточным для совершенствования правовой базы развития сельской кредитной кооперации принятый в июле 2001 г. Федеральный закон ″О кредитных потребительских кооперативах граждан″. Кроме ого, этим Законом введены жесткие ограничения деятельности кооперативов и нормы запретительного характера.Как было отмечено выше, Закон ″О сельскохозяйственной кооперации» наряду с прочими видами, предлагает создание сельскохозяйственных потребительских страховых кооперативов. К законодательству, регулирующему сферу деятельности потребительских страховых кооперативов, относятся Гражданский кодекс РФ, предусматривающий право физических и юридических лиц на создание обществ взаимного страхования и регулирующий отношения по заключению и исполнению договоров страхования, Федеральный закон РФ ″Об организации страхового дела в РФ″, Федеральный закон РФ ″О сельскохозяйственной кооперации″, специализированные нормативные акты об отдельных видах страхования. Однако отсутствие специального закона, который бы учитывал особенности создания и функционирования страховых кооперативов, существенно ограничивает возможности страховых кооперативов и сдерживает развитие сельской страховой кооперации.Противоречивость и неполнота существующих правовых норм и отсутствие специальных законов являются основными препятствиями, сдерживающими развитие системы сельскохозяйственной кооперации. Среди основных направлений совершенствования правовой базы развития сельскохозяйственных кооперативов, в первую очередь, необходимо выделить активизацию работы над подготовкой проектов специальных законов, регулирующих деятельность сбытовых, перерабатывающих, страховых кооперативов, и устранение противоречащих друг другу положений действующего законодательства.
Заключение
Что лежало в основе решения об исключении кооперативов из экономической жизни страны, принятого реформаторами экономики тех лет, неизвестно. Можно предположить, что от кооперативов отказались как от негосударственной формы предприятия советского периода, чтобы открыть широкую дорогу новым организационно-правовым формам частного бизнеса, преимущественно акционерным обществам и товариществам с ограниченной ответственностью.
Жизнь показала ошибочность отказа от кооперативов. Во-первых, потому, что людям ограничили право выбора, без которого ни одно общество не может считать себя демократическим, а во-вторых, потому, что кооперативные ценности, которым привержено около 800 млн. человек в мире, нельзя исключить из жизни одним росчерком пера.
В настоящее время нет точных данных о количестве сохранившихся или вновь возникших производственных кооперативов. В стране действуют примерно 10 тыс. таких кооперативов. При этом многие из них были созданы до 1991 г., но сумели с большими трудностями сохранить свою организационно-правовую форму.
Большинство ошибок в регулировании кооперативного движения удалось исправить Гражданскому кодексу РФ и принятому на его основе Федеральному закону "О производственных кооперативах", создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперативов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.
О верности такого решения говорит наметившийся обратный процесс: возвращение от акционерной к кооперативной организационно-правовой форме.
Например, по данным Союза артелей старателей некоторые артели, преобразованные после 1991 г. в акционерные общества, в настоящее время возвращаются к кооперативной форме организации и деятельности. К сожалению, в ГК РФ, а вслед за ним в Федеральном законе "О производственных кооперативах" не точно определен правовой статус производственных, а также потребительских кооперативов, что создает трудности в их деятельности. Данный упрек касается прежде всего цели, ради которой создается кооператив. Но проблема производственных кооперативов состоит не только в законодательных просчетах.
Список литературы
1. ГК РФ 1994, ч.1 //СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3301
2. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 05.12.90
3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»// СЗ РФ. 1996, № 20. Ст. 2321
4. Комментарии КЗоТ РФ. М., 1996
5. Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. М., 1996
6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 января 1998 г // Бюллетень Верховного суда РФ. 1998. № 1.
7. Глушецкий А.// Экономика и жизнь. 1998. №4. с. 25.
8. Гражданское и торговое право зарубежных государств. М., 1993
9. Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К., М.: Проспект,1998 – С.158
10. Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М., 1997 – С.6
11. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики. Т.Е. Абова.// Государство и право. 2005.
12. Торнер Г. Введение в хозяйственное право и право обществ капитала ФРГ с особым акцентом на кооперативном товариществе. М.,1993
13. Фаин Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. Иваново, 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: