Самые известные названия Судного дня.
Глава 1. Названия Судного дня.
Рассматриваемые вопросы: Самые известные названия Судного дня. Почему у этого дня так много названий? ___________________________ Аллах дал этому Дню, в который Он разрушит Вселенную до основания, после чего воскресит все творения и подвергнет их расчёту, множество названий. Учёные старательно собрали все эти названия и сосчитали их. По словам Ибн Хаджара аль-'Аскаляни, у аль-Газали и аль-Куртуби получилось пятьдесят названий. [Фатх Аль-Бари.т. 11, с. 397]. Аль-Куртуби не только собрал все эти названия, но и привёл разъяснения к ним, позаимствованные им из книги Ибн аль-'Араби «Сирадж аль-муридин», немного добавив от себя. [Куртуби. Тазкира]. Некоторые учёные просто привели все эти названия без каких-либо разъяснений и комментариев, как это сделал, например, Ибн Наджжах в своей книге «Субуль аль-хайрат», Абу Хамид аль-Газали в «Аль-Ихья» и Ибн Кутайба в «'Уйун аль-ахбар» [Куртуби. Тазкира]. Мы же ограничимся упоминанием наиболее известных из этих названий с небольшим пояснением к каждому из них. Самые известные названия Судного дня.
1. День Воскресения (йаум аль-кийама): это название встречается в семидесяти аятах Книги Аллаха. Вот несколько примеров: «Аллах — нет божества, кроме Него! Он непременно соберёт вас ко Дню Воскресения, в котором нет сомнения. Чья речь правдивее речи Аллаха?». Сура 4 «Женщины», аят 87. Всевышний Аллах сказал: «В День Воскресения Мы соберём их [передвигающимися] лицами вниз, слепыми, немыми, глухими». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 97. Всевышний также сказал: «Воистину, потерпевшими убыток являются те, которые потеряли самих себя и свои семьи В День Воскресения». Сура 42 «Совет», аят 45.
Слово кийама в арабском языке — отглагольное существительное, образованное от глагола кама (настоящее время йакуму),означающего 'подниматься, происходить, совершаться'. Отглагольное существительное кийам мужского рода в данном случае превратилось в слово женского рода кийама. Такое превращение обычно происходит в арабском языке, когда требуется подчеркнуть, усилить значение отглагольного существительного. Судный день назван так из-за тех великих и ужасных событий, которые будут происходить в этот день и о которых повествует Коран и Сунна. От этого же слова образовано упоминаемое в Коране предстояние людей (кийам ан-нас)пред Господом миров.
2. Последний день (аль-йаум аль-ахир): это словосочетание переводится как 'Последний день'. Вот несколько примеров его употребления в Коране. Всевышний Аллах сказал: «Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (сура 2 «Корова», аят 177). И Всевышний Аллах сказал: «Таково назидание тому из вас, кто верует в Аллаха и в Последний день» (сура 2 «Корова», аят 232). Всевышний также сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день» (сура 9 «Покаяние», аят 18). Иногда употребляются также слова аль-ахира или дар аль-ахира («последняя обитель», «последнее место пребывания»), как, например, в следующих аятах. Всевышний Аллах сказал: «Кто же отвернётся от религии Ибрахима [Авраама], кроме глупца? Мы избрали его в земной жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников» (сура 2 «Корова», аят 130). Всевышний также сказал: «Пусть сражаются на пути Аллаха те, которые продают земную жизнь за Последнюю жизнь» (сура 4 «Женщины», аят 74). И Всевышний Аллах сказал: «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных». Сура 28 «Рассказ», аят 83.
«Земная жизнь — всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель — это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!». Сура 29 «Паук», аят 64.
Этот День назван последним, потому что после него уже не будет никаких дней.
3. Час (ac-ca'a): это слово переводится как 'час', а иногда обозначает просто какой-то период времени. Упоминается оно, например,в словах Всевышнего: «Час непременно настанет. Посему прощай их прекрасным прощением» (сура 15 «Хиджр», аят 85).
Всевышний также сказал: «Я скрываю Час, но он непременно настанет, чтобы каждому человеку воздали тем, к чему он стремился». Сура 20 «Та, ха», аят 15.
«О люди! Бойтесь вашего Господа! Воистину, сотрясение Часа является ужасным событием». Сура 22 «Паломничество», аят 1.
Аль-Куртуби сказал: «Ас-са'а — слово, которое в арабском языке обозначает неопределённый отрезок времени, однако люди привыкли использовать его для обозначения одной двадцать четвёртой части суток (то есть часа), ведь сутки состоят из дня и ночи, которые являются основой самого понятия времени... Это слово, употреблённое с определённым артиклем аль,означает время, в котором мы сейчас живём, наше настоящее, которое обозначается также словом аль-ан — 'сейчас'. Судный день получил такое название либо из-за своей близости (ибо всё, что непременно наступит, всё неотвратимое можно считать близким), либо как указание на те великие и страшные события, которыми ознаменуется этот День. Существует ещё одна версия: этот День назван Часом потому, что он наступит внезапно, в одночасье...» [Куртуби. Тазкира]. 4. День Воскрешения (йаум аль-ба'с): это словосочетание переводится как 'День Воскрешения'. Так, Всевышний сказал: «О люди! Если вы сомневаетесь в Воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли...» (сура 22 «Паломничество», аят 5). И Всевышний Аллах сказал: «А те, кому дарованы знание и вера, скажут: «В соответствии с предписанием Аллаха вы пробыли там до Дня Воскрешения. Это и есть День Воскрешения»». Сура 30 «Римляне», аят 56.
Ибн Манзур сказал: «Аль-ба'с — это оживление мёртвых Всевышним Аллахом, то есть их Воскрешение в Судный день» [Лисан аль-араб].
5. День выхода (йаум аль-хурудж). Вот примеры употребления его в Коране: «В тот день они услышат глас истинно. Это — День выхода из Могил». Сура 50 «Каф», аят 42.
«В тот день они торопливо выйдут из могил, словно устремляясь к воздвигнутому». Сура 70 «Ступени», аят 43. «Среди Его знамений — то, что небо и земля держатся по Его воле. Потом Он позовёт вас всего один раз, и вы выйдете из могил». Сура 30 «Римляне», аят 25. День Воскрешения назван так потому, что в этот День рабы Всевышнего выйдут из своих могил после трубного гласа (дуновения в Рог).
6. Великое бедствие (аль-кари'а): от глагола кара'а — «стучать, ударять, обрушиваться». Всевышний сказал: «Великое бедствие! Что такое Великое бедствие? Откуда ты мог знать, что такое Великое бедствие?». Сура 101 «Великое бедствие», аяты 1-3. «Самудяне и адиты отрицали Великое бедствие». Сура 69 «Неминуемое», аят 4.
Аль-Куртуби сказал: «Этот День назван так потому, что он заставляет сердца содрогаться от ужаса. Говорят: его постигли беды и потрясения (кавари', множественное число от кари'а)»[Куртуби. Тазкира].
7. День различения (йаум алъ-фасль): слово аль-фасль переводится как 'разделение, различение' или 'разрешение [споров]'. Всевышний сказал: «Это — День различения, который вы считали ложью». Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 21. «Вот День различения! Мы собрали вас и тех, кто был прежде». Сура 77 «Посылаемые», аят 38 «Воистину, День различения назначен на определённое время». Сура 78 «Весть», аят 17 Этот День назван так потому, что в него Всевышний Аллах устраняет разногласия, существовавшие между людьми, и разрешает споры, которые были у них в земной жизни. В этот День Аллах открывает им Истину, и после этого уже не может быть споров и разногласий. Всевышний Аллах сказал: «В День Воскрешения твой Господь рассудит между ними в том, в чём они расходились во мнениях». Сура 32 «Земной поклон», аят 25.
8.День воздаяния (йаум ад-дин). Всевышний Аллах сказал: «Воистину, грешники окажутся в Аду, куда они войдут в День воздаяния. Они не смогут избежать этого. Откуда ты мог знать, что такое День воздаяния? Да, откуда ты мог знать, что такое День воздаяния? В тот день ни одна душа не сможет ничем помочь другой, и власть в тот день будет принадлежать Аллаху». Сура 82 «Раскалывание», аяты 14-19
«Они скажут: «Горе нам! Это - День воздаяния!». Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 20. Слово ад-дин в арабском языке означает 'воздаяние, расчёт'. Этот День назван так потому, что в него Всевышний Аллах подвергает Своих рабов расчёту и воздаёт каждому по заслугам.
9. Оглушительный глас (ас-сахха):это слово означает 'оглушительный глас, шум'. Всевышний сказал: «Когда же раздастся Оглуши тельный глас...». Сура 80 «Нахмурился», аят 33. Аль-Куртуби сказал: «'Икрима сказал: "Ас-сахха — это первое дуновение в Рог, а ат-тамма — второе дуновение в Рог". Ат-Табари сказал: "Я думаю, что слово это образовано от глагола сахха,который означает 'оглушать кого-нибудь"'. Ибн аль-'Араби сказал: "Ас-сахха — это то, что оглушает человека и одновременно заставляет его слышать. Это один из блестящих приёмов красноречия. Трубный глас, который раздастся в Судный день, оглушит человека, заставив его забыть об этом мире и перестать слышать его, и одновременно заставит его слышать мир вечный"» [Куртуби. Тазкира]. А Ибн Касир говорит, что аль-Багави сказал: «Ас-сахха означает трубный глас, который раздастся в Судный день. Он назван так потому, что он будет столь громким, что его услышат все, и он почти оглушит людей» [Ибн Касир. Тафсир].
10. Величайшая тяжесть (ат-тамма аль-кубра): слово ат-тамма обозначает нечто огромное, тяжёлое, давящее. Всевышний Аллах сказал: «Когда же наступит Величайшая тяжесть...». Сура 79 «Исторгающие», аят 34. Судный день назван так потому, что он настолько велик и страшен, что с ним не может сравниться ни одно самое ужасное бедствие. Недаром Всевышний сказал: «Часявляется назначенным для них сроком. И Час этот — самый тяжкий, самый горький». Сура 54 «Луна», аят 46. Аль-Куртуби сказал: «Ат-тамма — нечто великое и страшное, побеждающее человека, делающее его бессильным, беда, подобной которой нет. Глагол тамма означает 'подниматься над чем-то, побеждать, одолевать'. А поскольку нет ничего страшнее этого Дня, то слово это в действительности можно применить лишь к нему. Аль-Хасан сказал: "Ат-тамма — второе дуновение в Рог" Говорят также, что ат-тамма — это когда обитателей Огня погонят в Огонь» [Куртуби. Тазкира].
11. День скорби (йаум аль-хасра): слово аль-хасра переводится как 'скорбь'. Всевышний сказал: «Предупреди их о Дне скорби, когда решение уже будет принято. Но они проявляют беспечность и не веруют». Сура 19 «Марьям», аят 39.
Этот День назван Днём скорби потому, что в этот День люди скорбят и сокрушаются. Неверующие жалеют о том, что не уверовали: «Когда же для них внезапно настанет Час, они... скажут: "Горе нам из-за того, что мы упустили там!"» (сура 6 «Скот», аят 31). Вот как они скорбят и раскаиваются, когда на них обрушивается кара Всевышнего в Судный день: «Чтобы не говорил человек: «О горе мне из-за того, что я был нерадив по отношению к Аллаху! Я был всего лишь одним из насмехающихся!» Или чтобы не говорил он: «Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я был бы одним из богобоязненных». Или чтобы не говорил он, когда увидит мучения: «Если бы у меня была ещё одна возможность, то я стал бы одним из творящих добро». Сура 39 «Толпы», аяты 56-58. Однако скорбь их усиливается во много раз, когда их господа и те, за кем они следовали, заявляют о том, что они не имеют никакого отношения к ним, своим последователям: «Те, которые следовали за другими, скажут: "Если бы у нас был ещё один шанс, то мы отреклись бы от них подобно тому, как они отреклись от нас" Таким же образом Аллах покажет им их деяния, чтобы это опечалило их. Они никогда не выйдут из Огня» (сура 2 «Корова», аят 167). А верующие в этот День сожалеют о том, что не совершили ещё больше благих дел и не были ещё более богобоязненными.
12. Покрывающее (аль-гашийа): это слово переводится как 'покрывающее, накрывающее, охватывающее'. Всевышний сказал: «Дошёл ли до тебя рассказ о Покрывающем?». Сура 88 «Покрывающее», аят 1.
Этот День назван так потому, что он покрывает, обволакивает людей своими ужасами. К тому же Огонь покрывает неверующих и окутывает их, накрывая их сверху и выходя у них из-под ног. Всевышний сказал об этом: «В тот день мучения покроют их сверху и из-под ног» (сура 29 «Паук», аят 55). Всевышний также сказал: «Их ложа будут из Геенны, а над ними будут покрывала» (сура 7 «Ограды», аят 41).
13. День вечности (йаум аль-хулюд): слово аль-хулюд означает 'вечность'. Всевышний сказал: «Им будет сказано: «Входите сюда с миром. Это — День вечности!»». Сура 50 «Каф», аят 34.
Этот День назван Днём вечности потому, что в этот День люди отправляются в свою вечную обитель. После Судного дня неверующие вечно пребудут в Огне, а верующие — в Раю. Всевышний сказал: «А те,.которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, станут обитателями Огня. Они пребудут там вечно» (сура 2 «Корова», аят 39). Всевышний также сказал: «Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха. Они пребудут там вечно» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 107).
14. День расчёта (йаум аль-хисаб): слово аль-хисаб означает 'расчёт'. Это название Судного дня также упоминается в Коране: «Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха) уготованы тяжкие мучения за то, что они забыли День расчёта» (сура 38 «Сад», аят 26). Всевышний Аллах сказал: «Муса сказал: «Воистину, я попросил защиты у моего Господа и вашего Господа от всякого превознёсшегося гордеца, не верующего в День расчета»». Сура40 «Прощающий», аят 27. Этот День назван так потому, что в него Всевышний Аллах подверстает Своих рабов расчёту. Аль-Куртуби сказал: «Расчёт подразумевает, что Аллах перечислит Своим творениям все их дела, как хорошие, так и дурные, а также Свои милости к творениям и дарованные им блага, после чего противопоставит одно другому. И если хорошего больше, значит, человека ожидает благо, а если больше дурного, то его ожидает скверная участь. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "С каждым из вас будет разговаривать Аллах, и не будет между вами переводника"».
15. Неотвратимое (аль-ваки'а): это слово переводится как 'неотвратимое'. Всевышний сказал: «Когда наступит Неотвратимое...». Сура 56 «Событие», аят 1. Ибн Касир сказал: «Этот День назван так из-за своей неотвратимости — ведь он обязательно наступит» [Ибн Касир. Тафсир]. Глагол вака'а в арабском языке означает 'быть, иметь место'.
16. День угрозы (йаум аль-ва'ид): слово аль-ва'ид переводится как 'угроза, грозное обещание'. Всевышний сказал: «И подуют в Рог. Это — День угрозы!». Сура 50 «Каф», аят 20. Судный день назван так потому, что Всевышний Аллах обещал Своим рабам, что этот День грядёт. Истинное же значение слова аль-ва'ид — обещание наказания, когда имеет место ослушание.
17. Приближающийся день (йаум аль-азифа): слово аль-азифа означает нечто наступающее, приближающееся. Всевышний сказал: «Предупреди их о Приближающемся дне, когда сердца подступят к горлу, и они будут опечалены» (сура 40 «Прощающий», аят 18). Судный день назван так из-за своей близости Всевышний сказал: «Приближающееся приблизилось, и никто, кроме Аллаха, не способен отвратить его». Сура 53 «Звезда», аяты 57-58. День Воскрешения близок, потому что любое событие, которое неотвратимо, которое непременно произойдёт, можно считать близким, даже если оно ещё не на пороге. К тому же сейчас, когда мы видим, как один за другим происходят события, которые являются признаками приближения Судного дня, мы имеем ещё больше оснований для того, чтобы считать этот День близким.
18. День собрания (йаум аль-джам'): от глагола д жама'а —«собирать». Всевышний сказал: «Так Мы внушили тебе в откровении Коран на арабском языке, чтобы ты предостерегал Мать селений [Мекка] и тех, кто вокруг неё, и предостерегал от Дня собрания, в котором нет сомнения. Одна часть людей окажется в Раю, а другая — в Пламени». Сура 42 «Совет», аят 7. В этот День Аллах соберёт всех людей. Так, Всевышний сказал: «Это будет день, когда будут собраны люди» (сура 11 «Худ», аят 103).
19. Неминуемое (аль-хакка): от глагола хакка — 'быть истинным, реальным, неминуемым', страдательный залог которого означает 'иметь право' и от которого также образовано слово хакк,означающее 'истина' и 'право'. Всевышний сказал: «Неминуемое! Что такое Неминуемое?». Сура 69 «Неминуемое», аяты 1 -2. Ибн Касир сказал, что этот День назван так потому, что в него исполняется обещание Всевышнего — и обещание блага, и обещание мучительного наказания [Ибн Касир. Тафсир]. Аль-Бухари говорит в своём сборнике: «Этот День назван аль-хакка потому, что в него люди получают награду и воздаяние и в него же происходят великие и страшные события...» Ибн Хаджар пояснил эти слова аль-Бухари: «Он позаимствовал это из слов аль-Фарра', который сказал в "Ма'ани аль-Кур'ан": "Аль-хакка:Судный день. Назван он так потому, что в него люди получают воздаяние и награду и в него происходят великие и страшные события". Ат-Табари сказал: "Этот День назван аль-хакка, потому что в этот день всё станет ясным (всё встанет на свои места)". Вот ещё одна версия: Судный день назван аль-хакка потому, что в этот День одни люди получают право войти в Рай, а других заслуженно отправляют в Огонь. Есть и другая версия: в этот День будут выявлены и обвинены неверующие, которые вступали в споры с пророками и отвергали их призыв. Ещё одна версия: этот День получил такое название потому, что он — несомненная истина (хакк)».[Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 395].
20. День встречи (йаум ат-таляки): слово ат-таляки переводится как 'встреча! Всевышний сказал: «Он обладает возвышенными качествами и владеет Троном. Он ниспосылает Дух со Своими велениями тем из Своих рабов, кому пожелает, чтобы предупредить о Дне встречи». Сура 40 «Прощающий», аят 15. Ибн Касир сказал: «Ибн 'Аббас сказал: "В этот День Адам встретится с последним из своих потомков" Ибн Зайд сказал: "В этот День встретятся рабы Всевышнего" А вот мнение. Катады, ас-Судди, Биляля ибн Сада и Суфьяна ибн 'Уяйны: в этотДень обитатели земли встречаются с обитателями небес, Творец — со Своими творениями. Маймун ибн Махран сказал: "В этот День притеснённый встречается с притеснителем" А некоторые другие сказали, что йаум ат-таляки включает все перечисленное, и к тому же в этот День каждый человек "встречается" со своими делами, как благими, так и дурными» [Ибн Касир. Тафсир].
21. День обращения друг к другу (йаум am-mанади): слово ат-танади означает 'призыв, обращение друг к другу'. Всевышний Аллах сказал, передавая увещевание, с которым обратился к своему народу уверовавший из семейства фараона: «О мой народ! Я боюсь наступления для вас того дня, когда одни будут взывать к другим». Сура 40 «Прощающий», аят 32.
Судный день назван так потому, что в этот День раздаётся множество разных призывов и обращений: человека призывают по имени для расчёта и воздаяния, обитатели Рая обращаются к обитателям Огня, обитатели Огня кто пребывает между Раем и Огнём*, обращаются и к тем, и к другим. *[О них упоминается в Коране: «Между ними будет изгородь, а на отрадах будут люди, которые распознают каждого из них по их признакам. Они воззовут к обитателям Рая: "Мир вам!" Они пока не войдут в Рай, хотя будут желать этого. Когда же их взоры обратятся к обитателям Огня, они скажут: "Господь наш! Не помещай нас с людьми несправедливыми!" Люди на оградах обратятся к мужчинам, которых они узнают по их признакам,высокомерие"» (сура 7 «Ограды», аяты 46-48)].
22. День взаимного об деления (йаум ат-тагабун): слово ат-тагабун переводится как 'взаимный обман, взаимное обделение'. Всевышний сказал: «В тот день Он соберёт вас для Дня сбора. Это будет День взаимного обделения». Сура 64 «Взаимное обделение», аят 9.
Этот День назван так потому, что обитатели Рая оставляют в убытке обитателей Огня — они входят в Рай, получают то, что уготовал для них Аллах, и забирают также долю обитателей Огня, которые не попали в Рай. Это самые известные названия Судного дня. Некоторые учёные приводят также другие названия, полученные путём образования существительных от глаголов, упоминаемых в аятах. Они Называют Судный день днём выхода, потому что в аяте говорится: «В тот день люди выйдут толпами» (сура 99 «Сотрясение», аят 6), а также днём спора, потому что в другом аяте сказано: «В тот день каждый человек придёт и будет препираться за себя сам» (сура 16 «Пчёлы», аят 111). В качестве названий некоторые используют описания, которые Всевышний дал этому Дню. Так, они говорят, что «тяжкий день», «великий день», «день, в который все присутствуют», «мрачный и томительный день», «бесплодный день» [То есть лишённый блага] — все это названия Судного дня. Вот ещё несколько названий, которые упоминаются учёными: «день возвращения», «день представления», «день возвышения и принижения», «день отмщения», «день воздаяния», «день дуновения», «день сотрясения», «день содрогания», «день Рога», «день разделения», «день раскалывания», «день рассеивания», «день сожаления» и «день бегства».
Есть ещё такие названия, взятые из Корана: «день, в который раскрываются тайны», «день, в который одна душа ничем не поможет другой», «день, в который они будут безжалостно ввергнуты в огонь Геенны», «день, в который закатятся взоры», «день, в который несправедливым не принесут пользы их оправдания», «день, в который они не будут говорить», «день, в который не принесут пользу имущество и сыновья», «день, в который они ничего не утаят от Аллаха», «неотвратимый день Аллаха», «день, в который не будет ни торга, ни дружбы», «день, в котором нет сомнений». Отдельные учёные приводят и другие названия, заменяя собственно названия на слова, близкие по смыслу. Аль-Куртуби сказал: «Не обязательно называть этот День только теми словами, которые упоминаются в Коране. Можно использовать для этого слова, которые описывают события, происходящие в этот День: столпотворение, давка, стеснение, бессилие, унижение, позор, нужда... Это "день времени назначенного" "день засады" и так далее». [Куртуби. Тазкира].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|