Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.)

АЛЕКСЕЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, профессор

Темы:

1) Русская философия

2) Философия 20 века, зарубежная

а) концепция психоанализа (Фрейд)

б) Экзистенциализм (Сартр, Камю)

в) Философия науки

3) Теоретико-философский блок

В экзамене – все вопросы лекций и вопросы с семинаров.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1) Характеристики р.ф.

2) Фигуры

а) В. Соловьев

б) Н. Бердяев

в) Другие (в эмиграции)

Характеристики

ЧТ о означает термин р.ф. Есть немало теоретич. проблем, что называть р.ф. А есть ли вообще какая-то нац. философия, оторванная от мировой? Нет, так сказать нельзя, кроме, разве что, восточной, религиозной ф. Но о европейской ф. так сказать нельзя. Круг ф. проблем он общезначим. Но с другой стороны, сказать, что все философы одинаково мыслят тоже нельзя.

Русская ф. – это ф. до 1917 г. – так часто говорят. А после 1917 г. возникает др. ф. Но если мы понимаем Р.ф. как ф. определенного периода, то чем тогда русские гегельянцы оригинальнее р. позитивистов?

Поэтому есть более узкое понимание термина. Р.ф. – это именно идеи, к-рые не могут быть поняты лишь как заимствованные из зарубежных трудов. Она может развиваться в рамках Евр. ф., но она оригинальна, это самостоятельное интеллектуальное явление.

И о том, что это явление таково, свидетельствует тот факт, какое огромное кол-во сил было потрачено на док-во обратного, особенно ущербность р.ф. пытались показать в советский период.

Раньше (в сов. время) можно было свободно почитать разные труды заруб. философов, но нельзя было почитать труды Бердяева, Ильина в полном размере. Факт объясним – власть всегда видит в философах угрозу, т.к. это люди, к-рые должны говорить правду. В 1922 г. из России была выслана большая группа ученых и философов (их было большинство).

В 90-е гг. отношение к р.ф. изменилось, труды стали переиздаваться, пошло размежевание. Были разные т.з. – что ничего интересного в р.ф. нет, либо наоборот, что в р.ф. есть нечто ценное, значимое. И сейчас оценки разные, но большинство согласно, что в р.ф. есть оригинальные идеи.

Освоена р.ф. не так как западная, но это же еще и часть нашей истории, культуры. Р.ф. помогает понять ход развития страны и народов России.

Хомяков, соловьев, Булгаков, Флоренский, Бердяев, Ильин.

Можно ли определить характерные черты р.ф.? Вопрос дискуссионный. Влияет ли дух на ф. построения?

Одна из попыток представить черты р.ф. была представлена Семеном Людвиговичем Франком (1877 – 1950 гг.) Тоже был выслан в 1922 г. За пределами Отечества в 1925 г. написал работу «Сущность и ведущие мотивы русской ф.» Были как сторонники, так и противники. Франк: если мы посмотрим на р.ф., но рубеж 19 и 20 веков знаменует собой возникновение действительно серьезной философии. Что значит серьезность? То, что в этих работах отразилось своеобразие национального образа мысли. В ней были получены оригинальные и важные результаты. И, наконец, р.ф. может претендовать на всеобщий интерес.

Особенности русского мышления по Франку:

1) Интуиция – внерациональный способ постижения истины.

2) Отказ от туманного иррационализма – склонность к интуитивному восприятию, но и невосприятие закрытых от сознания способов познания и взаимодействия с миром

3) Особо отношений к логическому познанию – это познание, основанное на соблюдении строгих правил мышлении.

 

Оно воспринимается как что-то слишком схематичное, неспособное дать полную и живую истину. Поэтому, очень многие великие русские мыслители выражали ф. воззрения не в форме трактатов или других «жестких» посторенний, но чаще – в литературной форме (Достоевский, Толстой и др.)

И Франк пытается на основании этих черт сформ. черты р.ф.:

1) Особое понимание истины

Кроме слова истина в р. языке есть др. центральное понятие – понятие правды. Франк: правда – это истинное адекватное отражение действительности, и вместе с тем, это нравственная правота, нравственное основание жизни. Поэтому р. философ видит свою задачу в том, что б не только познать мир, но еще и найти некий нравственный принцип мироздания, чтобы мир можно было преобразить. Правда (истина) – не просто категория познания, а онтологическая сущность – нечто, находящееся в самом бытии, а не просто в сознании. То есть не только гносеологический аспект, но еще и попытка найти нравстевенное основание жизни.

Философствование часто получается эмоционально, ценностно нагруженным. Например, религиозный поиск святости. Цель – основываясь на образцах, можно было что-то изм. в мире

2) Особое понимание опыта

Опыт может быть чувственным, а может быть интеллектуальным. Опыт в р.ф. – это интуитивизм. Франк: это особый опыт. Опыт для р. философов – это жизненно интуитивное постижение бытия, но постижение его в переживании, сочувствии. Понятие опыта здесь антропоцентрично, связано с самим человеком, с его надеждами, переживаниями, стремлениями.

3) Особая этика

Франк: по преимуществу в трудах р. философов особое отношение к этич. вопросам. Западная ф. исходит из понятия «Я», а русская ф. исходит из понятия «Мы» («Мы-философия») В рамках р.ф. спастись в одиночку невозможно, и счастья достичь тоже невозможно. Из «МЫ» вырастает «Я» в каждом «Я» есть частица «МЫ»

Индивидуальную этику – построить нельзя.

Черты р. ф. мышления могут по-разному оцениваться. Бердяев – персоналистическая философия. Есть моменты, где с Франком можно не согласиться. Что совершенно точно у Франка, это то, что русская ф. не представляет из себя жестко структ. систему. И задачи р. философов не носят локального характера. В зап. ф. работы выдающих ся философов ориентированы на решение какой-то важной проблемы. Так, Кант, задается несколькими вопросами по фунд. проблемами. И на кажду проблему – посвящена работа.

В р.ф. все части предмета ф. – оказываются тесно связаны между собой.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.)

Биография

Родился в Москве. Отец – С.М. Соловьев – известный историк. Был ректором Московского Университета. Сам Владимир Соловьев сначала учился на физ.-мат., а потом на ист.-фил. ф-те. В 21 год защищает магистерскую диссертацию (Кризис Зап. ф.) Изб. Доцентом, читает лекцтии. Потом уезжает за рубеж. Возвращается в Россию, преподает в СПб Университете (ему 30 лет) Его лекции посещают Достоевсий и Толстой. В 1881 г. – защ. докторскую диссертацию. В марте 1881 г. прочитал публичную лекцию, призвал помиловать убийцу Александра II. После этого – запрет на чтение лекций и конец преподавания.

Редактирует журналы, работает над словарем Брокгауза и Евфрона. Всегда нуждался в средствах. Часто ошибался в людях, особенно в женщинах.

«Человек – существо смеющееся»

Проявлял стойкость в ителлктуальных битвах, спорах. Если в публикации было западнич-во, то он стаговился славянофилом. Если позитивизм, то критиковал. Он стремился защитить лучшее и донести до людей. Активно участвовал в споре церквей. Не мог пристать ни к одной из спорящих сторон.

Умер в имении Узкое.

Философия Соловьева.

Написал много работ. Откликался на все культурные события. Именно сСОловьев создатель оригинальной русской ф. системы. Он осуществил попытку сформулировать целостную ф. теорию, гдк бы сочетались разные ф. традиции – с одной стороны древнегреческие (переводчик Диалогов Платона), с другой стороны – космологические, познавательные, этические нравственные позиции ф. 19 века.

В качестве стержневых идее такие

1) Всеединство

2) Понятие добра

3) Понятие богочеловечества

4) Понятие Софии

Основная работа – «Оправдание добра. Опыт нравственной философии» Вышла за год до смерти В. Соловьева. В нй он ставит проблему. Какой главный вопрос бытия человека – в чем смысл человеческой жизни? Какая отрасль ф. должна ответить на этот вопрос? Нравстенная философия.

Чем занимается нравств. ф. (этика) имеет понятие добра в кач-ве центрального. Можно найти разные слова для обозначения добра, напр., у Платона – понятие блага как высшей нравственной ценности.

А как построить нравственную философию? Он рассуждает последовательно: может и не нужна н.ф., ведь есть религия? Соловьев: нет – н.ф. не выводится из религии. Реализация добра возможна не только через религию. И религий есть множество. Все говорят одно но по-разному. Значит, этич. нормы не могут сами по себе зависеть от религии.

Может, н.ф. не нужна, и можно все найти в ф. теоретической? Нет. Теоретич. ф. исследует необходимость, неопределенность. В ее рамках мы можем говорить о предметах. ПСС, человеке. Но кроме механической и психологической необходимости, есть нравственная необходимость.

Если понимать человека только как предмет, механизм, то можно рассчитать поведение человека. Но в том то все и дело, что мотивом поступка может быть не необходимость, а сама идея добра (нравственная необходимость)

А где же найти истоки нравств. ф.? Соловьев – любое нравственное учение было бы бессильным, если бы не было нравствственной природы человека. А что это? Существуют неразложимые основы человеч. нравстенности. Что является отличительным признаком человека? Соловьев: важнейшей характеристикой является нравстенная составляющая.

У всех народов можно найти первичные данные нравстенности. Это то, что свойственно каждому человеку:

1) Чувство стыда – человек стыдится своей животной природы. Стыд – свидетельство человеческого достоинства. (отношение к тому, что ниже человека) «Я стыжусь – следовательно, я существую (как человек)»

2) Чувство сострадания – в нем корень этического отношения к другим людям, к тому, что равно человеку (отношение к тому, что =человеку) Отсюда – солидарность людей друг с другом

3) Чувство благоговения. Это чувство по отношению к тому, что выше человека. Внутреннее подчинение сверхчеловечксому началу. Это основа религии. ПО отношению к роду, истории.

Свидетельства в противовес этим можно найти много – не всем присущи эти чувства. Но это не значит, что такой человек лишен таких чувств вообще.

Если мы находим первичные данные нравстенности, то наши рассуждения о добре, советси – не будут повисать в воздухе. Опора в природе человека. Все остальное, что мы зовем добротелеями, можно представить как видоизменение взаимодействия первичных данных нравственности. Напр., мужество. В ряду соплеменников стыд перед соплеменниками позволяет преодолеть страх перед врагом. И чувство сострадания, благоговения тоже присутствуют.

Человек, обладая первичными данными нравстенности, постепенно развивает совесть. И разум человека постепенно начинает предъявлять к нравственной сфере требования всеобщности и необходимости.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...