Государственное устройство
Сенегал - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 10 областей. Действует Конституция 1963 г. (с последующими поправками). В качестве образца при ее разработке послужила французская конституция 1958 г. По форме правления Сенегал - президентская республика. Политический режим - либеральный. В Сенегале существует многопартийная система; действуют 19 легальных политических партий. Социалистическая партия Сенегала (СПС) является правящей с 1960 г. Законодательная власть принадлежит Национальному собранию (однопалатный парламент - 140 депутатов), срок полномочий - пять лет. Половина членов парламента избирается прямыми всеобщими выборами по пропорциональной системе представительства, другая половина - по мажоритарной системе. В соответствии с французской доктриной "рационализированного парламентаризма" Конституция ограничивает законодательные полномочия парламента строго определенным кругом вопросов. За рамками законодательной компетенции парламента Президент осуществляет "регламентарную власть". Собрание может делегировать свои законодательные полномочия Правительству. Законы, квалифицируемые Конституцией как органические, принимаются и изменяются абсолютным большинством голосов членов, составляющих Национальное собрание. Президент Республики промульгирует закон в течение 15 дней после передачи ему окончательно принятого закона. Закон, переданный по просьбе Президента на вторичное чтение, может считаться принятым, если за него проголосовало 3/5 членов Национального собрания. Национальное собрание вправе выносить вотум недоверия Правительству. Оно наделено и некоторыми формами контроля за его деятельностью: устные и письменные вопросы с дебатами и без них, расследовательские комиссии.
Глава государства - Президент, избираемый на основе всеобщего прямого голосования сроком на 7 лет. Статус президента Сенегала во многом похож на статус главы бывшей метрополии. Он определяет политику Нации, которую правительство проводит под руководством Премьер-министра (этот пост был восстановлен в 1991 г.). Президент назначает и смещает Премьер-министра, а по его предложению- министров; обращается с посланием к нации; возглавляет вооруженные силы; вправе объявлять (путем издания декрета) осадное и чрезвычайное положение. Конституция наделяет Президента правом принимать при этом неограниченные меры, за исключением реформы Конституции. Президент обладает и другими обычными полномочиями главы государства (право вето, помилования и т.д.). Важным полномочием Президента является право распустить Национальное собрание, если оно приняло резолюцию порицания Правительству, что не мешает Президенту самому сместить Правительство и назначить нового Премьер-министра, пользующегося доверием Собрания. Осуществление ряда полномочий Президента требует контрасигнования (например, назначение гражданских должностных лиц, осуществление президентом законодательной инициативы). Ведение текущих дел поручено Правительству, которое ответственно перед Президентом. Правительство не имеет собственных полномочий: оно осуществляет те полномочия, которые делегирует Премьер-министру или отдельным министрам Президент.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Сенегала носит смешанный характер. Все современные отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на французском (т.е. романо-германском) праве. Вопросы личного статуса и ряд других регулируются обычным правом.
Начавшееся с X в. проникновение на территорию нынешнего Сенегала ислама не носило столь глубокого характера, чтобы заменить обычное право мусульманским. Произошла лишь частичная исламизация некоторых обычно-правовых норм. Введенное европейскими колонизаторами французское право также не смогло вытеснить обычное право из повседневной жизни африканского населения. Окончательный баланс обычного и современного права в стране сложился уже после провозглашения независимости. Сенегал стал одним из немногих африканских государств, в которых новые кодифицированные законодательные акты, основанные в той или иной мере на традиционном праве, частично заменили французское законодательство. Здесь были приняты Общая часть Кодекса гражданских и торговых обязательств 1963 г. и Семейный кодекс 1972 г. Основу нынешней правовой системы Сенегала образует Конституция 1963 г. Построенная по французскому образцу, она открывается главами "О государстве и суверенитете", о правах и свободах граждан, приводя почти весь их классический список. Она провозглашает политические, социально-экономические и личные права и свободы: всеобщее и равное избирательное право, равенство перед законом, равноправие мужчин и женщин, свободу мнения, образования ассоциаций и обществ, свободу передвижения и т.д. В след за Конституцией в иерархии законодательных актов следуют органические и обычные законы парламента, акты регламентарной власти Президента. Конституция предусматривает возможность делегирования Президенту законодательных полномочий Национального собрания. Последний в этом случае может законодательствовать путем издания ордонансов. Статья 79 Конституции 1963 г. закрепляет приоритет ратифицированных международных договоров по отношению к закону. Ордонанс от 3 сентября 1960 г. уравнял по юридической ценности и силе норму обычного права с нормой закона. Правовой обычай в Сенегале существует как в писаной, так и устной форме. Некоторые обычаи были исламизированы, и при их применении суды иногда обращаются к доктринальным источникам мусульманского права. В некоторых районах Сенегала обычаи испытали влияние христианской религии. Закон устанавливает определенные пределы сферы действия обычного права, в частности перечисляя отношения, к которым оно может применяться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|