Философские подходы к построению теории коммуникации. 25 глава
Глава 9. Межличностная коммуникация 9.2. Ситуационные и психологические предпосылки... ную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физ! кие барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, скрещенные на груди руки, поза «нога на ногу», паузы, останс перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться^ крытость» той или иной сторон личности для другого человека!* пример, в проявлении эмоций, нравственных или религиоэд ценностных ориентации, эрудиции и т.д.), что также создает о| деленную дистанцию между людьми. По мнению социальных " хологов, полное отсутствие межличностной дистанции (т.е. иг ной, личной зоны) ненормально. Вопрос состоит в том, оптг на ли существующая дистанция для достижения целей конкре межличностного взаимодействия. К пространственным характеристикам межличностного: действия можно отнести и способы выделения и обозначения! дивидом территории, которую он считает «своей». Это может б) физическая территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под н| ми в переполненном автобусе; на эмоциональном уровне —?" право на собственное настроение, собственное отношение к — либо или к кому-либо; на ролевом уровне — право на выбор пр< сии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения свое! боты. Таким образом, пространство, создаваемое в процессе ме постного взаимодействия с его горизонтальными, вертикальш территориальными измерениями, становится фактором, возде вующим на успешность/неуспешность конкретного взаимоде вия, его характер и перспективы. Трудные ситуации. Среди типичных социальных ситуаций 1 личностного взаимодействия следует выделить так называс трудные, или стрессовые. Стрессовая ситуация — это ситуация, рая становится для человека, переживающего или воспринимают^» причиной стресса или тревоги. М. Аргайл в своей работе, посвяв ной социальным ситуациям, приводит, в частности, следующе" ределение: «Данная ситуация заставляет вас чувствовать тр или дискомфорт либо потому, что вы не знаете, как поступить,. потому, что она заставляет вас испытать чувства страха, смущ или неловкости» (Аргайл М., Фурнхэм А., Грэхэм Дж. А. Социал! ситуации. Гл. 12. Стрессовые ситуации // Межличностное <>1 ние: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 220). Учеными был проделав ромный объем работ для того, чтобы выделить типы стрессе ситуаций, их основные характеристики, конкретные элемент" зывающие трудности, и важнейшие стадии развития социал* ситуации с тем, чтобы помочь людям вести себя в них более ус'
но. В результате в качестве стрессовых были определены следующие ситуации межличностного взаимодействия: 1) ситуации неодобрения или критики со стороны других; 2) ситуации публичного выступления и социальной активности; 3) ситуации конфронтации и выражения недовольства; 4) ситуации сексуального контакта; 5) ситуации интимности и теплоты в общении; 6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей; 7) ситуации утраты близкого человека или значимых отношений. Источники беспокойства и тревожности в данных ситуациях могут быть связаны как с субъективными состояниями участников коммуникации, так и с параметрами самой ситуации. Так, стресс может вызывать трудность в ориентации в ситуации: целевая структура ситуации бывает очень сложной, человек может не осознавать свои основные цели или цели партнеров по взаимодействию, может преследовать цели, не очень уместные в данной ситуации, что приводит к внутреннему конфликту или конфликту с другими людьми. Стресс могут вызывать жесткость или, напротив, неясность, неопределенность правил, которые нужно соблюдать. Некоторые ситуации оказываются сложными, поскольку требуют знания концептов, специфических для этих ситуаций. Примерами могут служить дебаты, аукционы, похороны, драки (борьба), имеющие четкие концепты, которые нужно понять, чтобы участвовать в них успешно. Ситуации, предполагающие соблюдение определенных ритуалов, оцениваются как трудные в том случае, если люди не знакомы с последствиями, значением или целями ритуализованных актов или не знают, как представить себя или оценить свое собственное поведение.
Если в работе с субъективными состояниями существуют два основных терапевтических направления — снижение тревожности при помощи бихевиоральной терапии или совершенствование навыков и способности управлять ситуациями при помощи тренинга, то в случае трудностей, связанных с параметрами самой ситуации, совершенствование способов видения ситуации может сделать ее менее стрессовой. Эффекты межличностного восприятия. Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди °бщих закономерностей восприятия как одного из важнейших психических процессов обычно отмечают: 4- принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воз-
Глава 9. Межличностная коммуникация 9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...
действий, но при этом создает хотя и ограниченную, но более связную и осмысленную картину мира; •ф- принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуав не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно органиа свои восприятия в осмысленную форму, при этом действу принципы пространственной близости, сходства; -ф- принцип константности (устойчивости): имеет место сра тельная устойчивость нашего восприятия даже в меняюцд условиях. Таким образом, восприятие предстает не как пассивный п| цесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные < мулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот Вряд ли нужно доказывать, что особенности человеческого приятия существенным образом влияют на протекание мед ностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые прав» которые полезно помнить и следование которым во многом низует процесс управления своим восприятием.
Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную ос Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпрети^ их по-разному. Правило 2. Если считать, что именно наши интерпрета наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возни! трудности в ходе межличностной коммуникации. Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмо! потребностям «контролировать» наше восприятие, можно прс тить направленные к нам важные сообщения от других людей..,| Сформулированные правила позволяют в общем процессе ' веческого восприятия все же выявить то, что отличает воспрр людьми предметов от восприятия людьми друг друга. Первая особенность связана с тем, что субъект и межличностного восприятия — в данном случае это люди — прии| пиально подобны. Следствием этого кажущегося очевидным, верждения становится то, что индивид (субъект восприятия), д«заключение о состоянии или намерениях другого лица, в ма мальной степени склонен и имеет возможность использовать этом свой собственный опыт. Другими словами, мы допускаем, в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш со<| венный, и такое допущение помогает нам более точно его вое! нимать. Например, если я знаю, что мой коллега вернулся с па рон, то мой собственный прошлый опыт, скорее всего, дает возможность интерпретировать его молчание как депрессию, как безразличие или обиду на меня. Правда, эта же наша способность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вызывающим проблемы во взаимопонимании. Вторая особенность обусловлена следующим. Если человек допускает ошибку при восприятии предмета (например, при-• мет искусственные цветы за настоящие), то он довольно легко может ее исправить, произведя с этим предметом действия, которые позволят обнаружить ошибку. Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным. Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностной коммуникации.
Итак, главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут обращены коммуникативные послания. При его формировании важное значение имеет первое впечатление о человеке. Каждый из нас имеет собственные представления и суждения о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем, и др. Все это может каким-то образом отразиться на первом впечатлении о другом человеке. Вопрос о степени объективности формирующегося первого впечатления связан с вопросом о роли понимания ситуации общения для построения образа другого. В разных ситуациях нам требуются такие представления о партнере, которые помогали бы нам выстроить свое поведение и коммуникацию с ним. В конкретных условиях не нужно знать, какой человек «вообще», необходимо представлять себе, как он проявится в данной ситуации, чего от него ждать сейчас, при данных целях, задачах, желаниях, в данном контексте. Общение строится не «вообще», а «здесь и сейчас», и представление о партнере должно отражать эту реальность. Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения. Укажем на некоторые из них. Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям, один из участников общения уверен, что его суждения о друга- Глава 9. Межличностная коммуникация 9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...
гом точно соответствуют действительности, то он обычно не: тересован в получении обратной связи. В этом случае воздейс первого впечатления может оказаться решающим. Большинств нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает фект «человека-невидимки». Не важно, что вы делаете или гов те, другой человек не реагирует на ваше поведение, поскольку | сделал о вас свое заключение, на которое невозможно повлиять
Проецирование. Познающий может вкладывать свои I стояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в, ствительности присущи ему самому, а у оцениваемой личнс могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемь личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, ] дозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложеь им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутс вали. Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего пре личивать однородность личности партнера, например перенос благоприятное впечатление об одном качестве человека на все< другие качества. Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола (с Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., Н Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускает^ случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социалыц интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при ком, а только при действительно важном, значимом для воспр! мающего неравенстве. Люди склонны систематически переоц* вать различные психологические качества тех, кто превосходит по какому-то существенному для них параметру. Так, если я бс ненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встреч пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и сив, и умен, и добр. В одном остроумном эксперименте студентам разных групп) казывали одного и того же мужчину. В одной группе его преде ляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как: подавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как прс сора. После того как гость уходил, участников эксперимента прс ли максимально точно определить его рост и рост сам* экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не меняле вот рост представленного мужчины неуклонно увеличивался мере повышения его социального статуса. Можно предположить, что схема восприятия в данном случае;! кова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какол важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства. Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его психологические характеристики. Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо. Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек скорее всего применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера. Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к Неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следствие ограниченного опыта, невежества, плод скороспелых обобщений. Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и фактам, известным большинству людей. Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и аДекватно они могут использоваться только в межгрупповых отно- Глава 9. Межличностная коммуникация 9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...
шениях для быстрой ориентировки в ситуации и определев! людей как представителей различных групп. Ориентировка и ог деление происходят мгновенно: по знакам Групповой прина ности срабатывает механизм стереотипизации и актуализирует соответствующий социальный стереотип. Для запуска этого ме низма совершенно неважно, что в действительности происходи1! каков личный опыт владельца стереотипа; главное — не ошибитьс в ориентировке. Ситуации первой встречи относятся именно к межгруппово» уровню общения. Поскольку в ней основное — решить вопро с групповой принадлежности партнера, то наиболее важными харак теристиками партнера оказываются те, что позволяют отнести ег к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и принимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенно* индивида просто достраиваются по определенным схемам. Если (щение ограничено по каким-то причинам только межгруппоаьц уровнем, то такая схема восприятия всегда приводит к успеху. Вместе с тем стереотипизация предполагает определень оценку и неизвестных воспринимающему свойств и качеств ег партнера, что может привести к неадекватному общению в де нейшем, за пределами ситуации первой встречи, когда потребуете точность в определении именно этих ненаблюдаемых психолс ческих качеств. Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верни и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношенщ главных в данный момент характеристик и менее точно в отнозй нии остальных. Вот почему требуются дополнительные чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми. Важно отметить следующее. Почти каждый взрослый человек имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно эц ределить наиболее значимые характеристики партнера — его со а ально-демографическую и профессиональную принадлежнос психологические черты. Однако эта точность высока только в ней тральных обстоятельствах, когда устранены все возможности вэ модействия, общения, зависимости между людьми и единственно! задачей является точное и полное восприятие другого челове Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересова ны по тем или иным причинам друг в друге, тем выше вероятно-ет ошибок. При изучении коммуникационных навыков важным становитсЦ вопрос о том, можно ли утверждать, что восприятие одних более точно, чем восприятие других. Психологи согласны в что среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто: .ф- в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы; -ф. менее авторитарные личности;.ф- более объективно относящиеся к себе. Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны. И хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более эффективной коммуникации, тем не менее удовлетворенность общением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного восприятия. Коммуникативные стили. Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. В данном определении обращается внимание на индивидуальные различия в поведении людей; указывается на устойчивость данного способа поведения; акцент делается на внешние формы поведения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать. Приведем несколько примеров. Если человек бывает искренним лишь с несколькими близкими друзьями и этот вид самораскрытия важен для него, то можно сказать, что глубокое самораскрытие с близкими — часть его межличностного стиля и одна из ценностей его системы межличностного общения. Или, предположим, кто-то никогда не сплетничает, не говорит о людях за их спиной, так как не желает порочить чью-либо репутацию или создавать кому-либо проблемы. В этом случае отказ от сплетен о людях — часть его стиля и одна из межличностных ценностей. А может быть, размышляя о своих отношениях с другими людьми, вы заметили, что всегда стараетесь добиться своего. Скажем, вы идете с приятелями только на тот фильм или концерт, который интересует лично вас; именно вы всегда устанавливаете время встречи (поездки, развлечения и т.п.); в беседе с людьми, как правило, вы задаете тему разговора и говорите большую часть времени. Это может означать, что управление, манипулирование людьми, доминирование над ними является частью вашего межличностного стиля и входит в систему ваших межличностных ценностей. Глава 9. Межличностная коммуникация 9.2. Ситуационные и психологические предпосылки...
Понимание собственного коммуникативного стиля и умей распознавать стиль партнера по коммуникации — важные хар ристики коммуникативной компетентности. От чего зависит устойчивость стереотипов поведения челов и что лежит в основе различия индивидуальных схем? Крат ответ на этот вопрос: во-первых, особенность Я-концепции и,>(вторых, требования культурной среды. Более глубокий нужно искать в области исследования структур личности, в час ти в формировании механизмов психологических защит. Согл неофрейдистам, защитные механизмы осуществляют регуля^ поведения таким образом, что они помимо сознания человека] определяют весь его последующий стиль жизни. Большинство исследователей стилей деятельности и обще разделяют следующие методологические установки: -ф- стиль представляет собой проявление целостности индивй альности; -ф- стиль связан с определенной направленностью и системой 1 ностей личности; -ф- стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индив! альности наиболее эффективно приспособиться к требован среды. К анализу стилей межличностного взаимодействия обраи многие выдающиеся психологи. Рассмотрим идеи некоторых| них. Известный австрийский психолог А. Адлер ввел в психолс понятие жизненного стиля, рассматривая его как уникальное| единение черт, способов поведения и привычек, которые, взятШ совокупности, определяют неповторимую картину существов индивида. По мнению Адлера, жизненный стиль формируется у реб уже в возрасте 4 или 5 лет и настолько прочно закрепляется, Я впоследствии почти не поддается серьезным изменениям и вится главным стержнем поведения человека. Каждый человек в своей жизни, согласно Адлеру, нос перед тремя неизбежными проблемами: 1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое,! зволило бы выжить в сложном социальном мире; 2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое пол ние среди других людей, которое позволило бы сотрудничав ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничес 3) проблема любви и супружества: как приспособиться к # факту, что продолжение и развитие жизни человечества завис нашей любовной жизни. Все эти проблемы взаимосвязаны. На основании того, как реша--отся три главные жизненные задачи, Адлер предложил типологию «язвенных стилей, правда, оговариваясь при этом, что он не рас-дцатривает людей как типы, потому что у каждого человека свой, йНдивидуальный стиль жизни, а выделяемые им типы установок — лишь концептуальное средство для лучшего уяснения понятия. В своей классификации ученый использует в качестве переменных две движущие силы развития личности — социальный интерес и степень активности. Социальный интерес проявляется в [сотрудничестве с другими людьми ради общего успеха. Его противоположностью является эгоистический интерес. Степень ак-[тивности имеет отношение к тому, как человек подходит к реше-| нию жизненных проблем. Как считал Адлер, каждый человек имеет [определенный энергетический уровень, в границах которого он ре-!' шает свои жизненные проблемы и который может варьироваться у [разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой [ активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. | Эти два измерения позволяют выделить следующие типы жизнен- \ ных установок: [•^•управляющий тип— люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их в агрессивной, антисоциальной манере; берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, но, обладая низкой степенью активности, маловероятно, что они причинят вред другим; iv избегающий тип—у людей этого типа нет ни достаточно-I го социального интереса, ни активности, необходимой для ре-V Шения своих собственных проблем, для них характерно социально-бесполезное поведение; социально-полезный т и п — люди, соединяющие в себе I высокую степень социального интереса и высокий уровень ак-I, тивности. Они проявляют истинную заботу о других, заинтере-|( сованы в общении с ними, осознают, что решение жизненных 3аДач требует сотрудничества, личного мужества и готовности Помогать другим людям. ^веденный Адлером фактор социального интереса позволяет и установки межличностного взаимодействия: индивиду- Глава 9. Межличностная коммуникация 9.2. Ситуационные и психологические предпосылки..
алистическое стремление к социальному превосходству над ми может быть рассмотрено как вариант борьбы против дру людей с целью стать выше их; социальное тяготение равных щ видов друг к другу предполагает интерес к другим людям, учас по отношению к ним (полезная сторона) или их использование! полезная сторона). Стили поведения в межличностных отношениях, лишь ные в концепции Адлера, получили глубокое исследование и тие в работах немецкого психолога К. Хорни. Основной подхода заключается в следующем: в целях достижения чувства опасности в окружающем мире, снижения тревоги человек гает к разным защитным стратегиям. Каждой стратегии со! ет определенная основная ориентация в отношениях с др) людьми: -Ф- ориентация на людей, или уступчивый тип. Этот тип -ф- ориентация от людей, или обособленный тип. Для типа характерна установка никоим образом не дать себя у! идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В рез тате человек такого типа утрачивает истинную заинтересо^ ность в людях, привыкает к поверхностным наслаждениям. 1 данного стиля характерно стремление к уединенности, нез симости и самодостаточности; -ф- ориентация против людей, или враждебный тип. стиль характеризуется доминированием, враждебностью, г? к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать та но и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено ретение контроля и власти над другими, все направлено на, вышение собственного престижа, статуса или на удовле— ~ ние личных амбиций. По мнению Хорни, каждый из нас когда-либо применял эти тегии в межличностных отношениях. Как у здоровой, так и у не! тической личности все они находятся между собой в состоя! конфликта. Однако у здоровых людей этот конфликт не нес себе такого эмоционального заряда, как, например, у больных 1 розами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спс бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. Невротик когда решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими, не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями. Различные коммуникативные стили исследовались американским психологом В. Сатир, которая сделала акцент на описании паттернов коммуникации, т.е. используемых вербальных и невербальных знаков и приемов. Сатир исходит из предположения, что изменение внешних поведенческих реакций может помочь в изменении отношения человека к самому себе, прежде всего повысить его самооценку. Для этого необходимо как можно точнее представить, почувствовать, какие именно модели поведения — интона-„ции, движения и позы тела, выражение лица и характерная лексика — соответствуют тому или иному стилю. Она выделяет четыре достаточно устойчивых паттерна, в описании установок которых очевидно влияние Хорни: •ф- плакатор (угодливый тип). Его внутренняя установка: «я — ничтожество». Плакатор всегда говорит, как бы заискивая, пытаясь благодарить, извиняться; он никогда не выражает несогласия независимо от предмета разговора. Изъясняется он так, как будто ничего не может сделать сам и должен иметь кого-нибудь в качестве наставника; Дблеймер (обвиняющий тип). Внутренняя установка этого типа: «я одинок, я неудачник». Блэймер — это диктатор, хозяин, тот, кто находит ошибки. Он ведет себя как человек, превосходящий всех; кажется, что он говорит: «все было бы прекрасно, если бы не ты». Голос его грозен, напряжен, часто пронзителен и громок; ф компьютер (безэмоциональный тип). Внутренняя установка такого типа: «я чувствую себя уязвимо». Он всегда очень корректен, разумен, спокоен, хладнокровен и собран, в нем не заметна ни одна эмоция. Голос его невыразителен, глух, монотонен; словарь насыщен абстракциями;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|