Принципы оперативно–розыскной деятельности
Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.
а.) В науке о праве принципы классифицируются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые (специальные). Изложенное относится и к принципам оперативно-розыскной деятельности, рассматриваемой нами как разновидность юридической науки.
б.) В данной деятельности общие (общеправовые) и межотраслевые принципы. Это такие, как законность, гуманизм, равенство граждан перед законом и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществление оперативно-розыскной деятельности. Среди межотраслевых принципов назовем, такие как конспирация, разведывательной активности, сочетание гласных и негласных методов и средств, сотрудничества с населением и опоре на его помощь, подотчетности и подконтрольности, высшим органам государственной власти и управления. Кроме того, должностные лица органов-субъектов оперативно-розыскной деятельности осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами, предусмотренными законами, определяющими нормативно-правовой статус органов, в штаты которых они входят.
в.) Для оперативно-розыскного процесса важно и то, что при использовании в установленном законом порядке результатов оперативно-розыскной деятельности должностные лица оперативных подразделений обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными или выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного, Налогового, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях.
г.) Вместе с тем оперативно-розыскную деятельность характеризуют и специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы (оперативность, применение конфидентов, всесторонность, полнота и объективность производства дела оперативного учета).
Подчеркнем, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.
Рассмотрим каждый из перечисленных принципов в отдельности.
Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 Федерального Закона об ОРД и состоит в том, что участники оперативно-розыскной деятельности (оперативники, конфиденты и др.) обязаны точно исполнять требования Конституции Российской Федерации, законодательства и иных правовых актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности.
Обеспечение законности в ОРД обязательно предполагает: ее осуществление исключительно субъектами, уполномоченными на то оперативно-розыскным законодательством; то, что никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом ОРД, а также никто не может подвергаться воздействию оперативно-розыскных средств, методов и действий иначе, как по решению оперативного работника (оперативника), принятому в соответствии с законодательством в области оперативно-розыскной деятельности; надлежащее применение оперативно-процессуальных норм, в частности проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с основаниями и с соблюдением соответствующих условий в установленном законодателем порядке и др.;
оформление хода оперативно-розыскного процесса соответствующими документами. Поэтому в случае установления физических лиц и их сообществ, деятельность которых указывает на основании для проведения оперативно - розыскных мероприятий, может заводиться соответствующее дело оперативного учета, где и сосредоточиваются документы, отражающие процесс подготовки и осуществления ОРМ. Однако дела оперативного учета могут не заводиться в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц в связи с необходимостью в сборе данных, требующихся для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
В указанных ситуациях оперативно-розыскной процесс оформляется отдельными документами, учитываемыми согласно правилам делопроизводства, установленным в органах, осуществляющих ОРД.
Начало и осуществление оперативно-розыскные мероприятия могут быть только в интересах:
1) поиска и фиксации фактических данных, необходимых для установления конкретных лиц и их сообществ, причастных к противоправной деятельности;
2) выявления обстоятельств совершения преступлений и различных противоправных деяний, а также иной информации об оперативной обстановке на территориях и объектах оперативного обслуживания;
3) поиска и фиксации фактических данных, необходимых для раскрытия преступлений;
4) оперативно-розыскного производства по делам оперативного учета, заводимых по фактам тайных, с элементами маскировки преступлений;
5) оперативно-розыскного сопровождения предварительного следствия по уголовным делам;
6) оперативно-розыскного обеспечения деятельности органа, осуществляющего ОРД, в особых условиях (правовой режим чрезвычайного, военного положения, иные чрезвычайные обстоятельства);
7) оперативно-розыскного обеспечения деятельности органа, осуществляющего ОРД, по нейтрализации опасности, угрожающей сотрудникам оперативных подразделений, членам их семей и близким; лицам, оказывающим оперативным работникам содействие на гласной и конфиденциальной основе, а также потерпевшим, свидетелям, другим участникам уголовного процесса;
8) оперативно-розыскного обеспечения исполнения заданий, поступающих из иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и подразделений субъектов оперативно-розыскной деятельности;
9) раскрытия преступлений международного характера, в том числе в рамках сотрудничества с Интерполом;
10) оперативно-розыскного обеспечения и исполнения запросов, поступающих в органы, осуществляющие оперативно–розыскную деятельность, в соответствии с международными договорами (соглашениями) Российской Федерации о сотрудничестве с соответствующими международными организациями и правоохранительными органами зарубежных государств в сфере борьбы с преступностью;
11) исполнения поручений следователя, указаний прокурора или определений суда по находящимся в их производстве уголовным делам, а также оказания им содействия в производстве отдельных уголовно-процессуальных действий;
12) обнаружения разыскиваемых лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклонившихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших граждан;
13) обеспечения безопасности Президента Российской Федерации, а также других лиц, охраняемых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”;
14) обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации;
15) обеспечения оперативной проверки конкретных лиц, если решается вопрос об их соответствии работе на важных государственных постах, в государственных органах, а также учреждениях, организациях, иных объектах, о доступе к государственным или иным охраняемым законом секретам;
16) обеспечения режима и правопорядка, установленного уголовно-исполнительным законодательством в пенитенциарных учреждениях;
17) обеспечения возмещения ущерба, нанесенного в результате преступления.
Обязанность должностных лиц оперативных подразделений при проведении оперативно-розыскных мероприятий учитывать их соответствие степени общественной опасности противоправных посягательств и угрозе, различным интересам общества и государства: привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законности; разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности; неотвратимость ответственности в случае нарушения законности.
В качестве гарантий законности оперативно-процессуальной деятельности выступают судебный контроль и прокурорский надзор за оперативно-процессуальной деятельностью. Гарантом законности при ее осуществлении также является ведомственный контроль.
Принцип гуманизма
В оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма – один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающих из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности. Он отражает всего несколько сторон гуманизма в праве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3; ст. 5; ч. 2 и ч. 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона об ОРД), предупредительный характер оперативно-розыскной деятельности (ст. 2; ч. 1 ст. 10 Федерального Закона об ОРД), осуществление оперативно-розыскных мероприятий в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (ч. 3 и ч. 4 ст. 8 Федерального Закона об ОРД).
Гуманизм в оперативно-розыскной деятельности проявляется в приоритетности мер, которые принимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРД запрещается выполнять оперативно-розыскные действия или выносить решения, унижающие достоинства лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания.
Принцип гуманизма органически присущ оперативно-розыскной деятельности. Его конкретизация во многих статьях Федерального Закона об ОРД свидетельствует, о том, что он отражает сущность оперативно-розыскной деятельности.
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-процессуальной деятельности. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3 Федерального Закона об ОРД, он конкретизирован в предписаниях ст. 5 “Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности”. В частности, Законом гарантируется следующее: лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность (прокурору или в суд); лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления, или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации (в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны); орган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе).
Равенство граждан перед законом в оперативно-процессуальной деятельности
Этот принцип означает, что мероприятия оперативно-процессуальной деятельности проводятся независимо от гражданства, пола, национальности, возраста, места проживания, образования, социального, служебного и имущественного положения и должности лиц, их политических и религиозных взглядов, принадлежности к партиям или к иным общественным организациям (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД). Упомянутые факторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иное не предусмотрено законом.
Отраслевые принципы оперативно-розыскного процесса
Принцип конспирации – является одним из непосредственно определенных законодателем принципов ОРД. Он заключается в организации этой деятельности таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц (прежде всего от совершающих преступления) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства совершения, конкретных оперативно-розыскных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий и операций.
Организация оперативно-розыскной деятельности на основе этого принципа является крайней мерой со стороны общества и государства, вынужденных защищать своих граждан от преступной деятельности. Прежде всего, такой, которая протекает в условиях не очевидности, с различными ухищрениями со стороны лиц, совершающих преступления, пытающихся скрыть свою криминальную деятельность.
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Этот принцип также назван законодателем в ст. 3 Федерального Закона об ОРД. Он проявляется в оперативно-розыскной деятельности двояко:
во-первых, информация о цели, задачах и принципах оперативно-розыскной деятельности, основаниях для совершения конкретных оперативно-розыскных действий, для заведения и прекращения дел оперативного учета на граждан России, а также о видах и способах контроля за оперативно-розыскной деятельностью в соответствии с Федеральным Законом об ОРД открыта для каждого;
во-вторых, не подлежит разглашению информация, которая в соответствии с действующим законодательством составляет государственную или иную тайну, а равно касается личной жизни, чести и достоинства граждан, получена в ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме как в случаях и в порядке, установленных в оперативно-розыскном законодательстве.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности только уполномоченными на то законом субъектами. Этот принцип вытекает из содержания предписаний ст. 13 и других Федерального Закона об ОРД, а также иных законодательных актов и характеризует уголовно-розыскную деятельность, во-первых, как сугубо юридическую и, во-вторых, как проводимую исключительно теми субъектами (оперативные сотрудники, оперативные подразделения и др.), которым полномочия на это предоставил российский законодатель.
Принцип оперативности (наступательности) выработан уголовно-розыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности (см., например, ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1. ст. 14 Федерального Закона об ОРД). Под оперативностью понимается система характеризующих оперативно-розыскной деятельностью уголовно-розыскную деятельность качеств, в которую входят быстрота и непрерывность уголовно-розыскной деятельности, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств.
Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица обязаны (в пределах своих полномочий): проводить действительную работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дело оперативного учета; предпринимать все предусмотренные законодательством в области оперативно-розыскной деятельности действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных уголовно процессуальным законодательством, а также выяснять причины совершения преступлений и условий, способствовавшие и способствующие их совершению.
Этот принцип проявляется в направленности оперативно-розыскной деятельности на опережение: умышленного совершения лицами общественно опасных противоправных деяний (т.е. на предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории права “голым умыслом”); действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развития протекающей преступной деятельности).
В принципе оперативности отражена защитная функция оперативно - розыскной деятельности, раскрывается поисковый, предупреждающий характер данного вида юридической деятельности.
Принцип всесторонности, полноты и объективности производства деле (оперативного или сыскного учета) в ОРД проявляется многоаспектно:
всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их равноценную проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанность отработки выдвинутых оперативных версий на иных участников оперативно-розыскной деятельности;
полнота означает такую степень глубины исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение;
под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств сыскного дела, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния (если таковое будет установлено). Запрещается также домогаться сообщений агентов и получения сведений от других участвующих в деле оперативного учета лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер.
Принцип привлечения конфидентов к оперативно - розыскной деятельности отражает один из ее сущностных аспектов (см. ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 17 и ст. 18 Федерального Закона об ОРД).
Конфидент – обобщенное название категории физических лиц, участников оперативно-розыскной деятельности (агентов, штатных негласных сотрудников оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя-оперативника, выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.
Без использования в оперативно-розыскной деятельности конфидентов она как таковая перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего, в уголовно-процессуальную). Оперативно-розыскные и оперативники в достижении целей оперативно-розыскной деятельности опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц (см. ст. 17 Федерального Закона об ОРД).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|