Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы организации и проведения спортивных соревнований

 

Нестабильность экономики страны в 1990 е годы высветила несовершенство нормативно правовых основ в спортивной сфере. Требовалось с новых концептуальных методологических позиций подойти к подготовке новых законодательных и подзаконных нормативно правовых актов – о заработной плате спортсменов, тренеров, судей и др., в области социальной защиты спортсменов и специалистов, в вопросах трудоустройства и увольнения, а также реформирования контрактных соглашений между спортсменами и спортивной организацией.

За последние годы в обновленной России как правопреемнице в спортивном движении СССР приняты и реализуются федеральные законы, а также дополнения к ним, другие нормативные документы, которые формируют правовую базу отрасли.

В законодательную и правовую базу физкультурно-спортивного движения в частности входят:

– Конституция Российской Федерации, 12.12.1993 г.;

– Гражданский кодекс РФ, 30.11.1994 г. (с изменениями и дополнениями);

– Трудовой кодекс Российской Федерации, 30.12.2001 г. (в редакции федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90 ФЗ, от 28.02.2008 г. № 13 ФЗ);

– Уголовный кодекс Российской Федерации, 03.06.1996 г. (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 06.10.2003 г. № 131 ФЗ (с изменениями и дополнениями);

– Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», 19.05.1995 г.;

– Закон Российской Федерации «Об образовании», 18.01.1996 г. (с изменениями и дополнениями);

– Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», 19.12.1991 г.;

– Закон Российской Федерации «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», 19.04.1991 г. (редакция 19.06.1995 г.);

– Закон РФ «О страховании», 22.12.1992 г.;

– Закон Российской Федерации «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», 4.03.2002 г.;

– Закон Российской Федерации «О запрете в спорте средств (допинга) и запрещенные в спорте процедуры», 2004 г.;

– Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 24.11.1995 г.;

– Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» № 240 ФЗ, 27.12.2006 г.;

– Федеральный закон «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горно-климатического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 310 ФЗ, 01.12.2007 г.;

– Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», № 329 ФЗ, 04.12.2007 г.

Как известно, нормативные правовые документы по управлению в спорте подразделяются на законодательные и подзаконные акты.

К подзаконным актам, кроме указов и распоряжений Президента РФ, относятся постановления и распоряжения Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти.

По своей юридической силе законодательные и нормативно правовые акты в спортивной отрасли не имеют равного действия и одинаковой силы, т. к. сформированы не одним, а целой системой органов управления. Законы высшего органа государственной власти регулируют наиболее важные отношения в сфере физической культуры и спорта и обладают основополагающими нормативными функциями и юридическими основами по отношению к другим нормативно-правовым актам.

Исходя из федерального устройства страны, органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции принимают свои законодательные и нормативно правовые акты, имеющие статус правового регулирования соревновательной деятельности и обеспечивающие их исполнение в своих регионах.

Созидательный процесс по нормативно правовому регулированию в отрасли продолжился в начале XXI века. Были приняты основополагающие документы, заложившие прочную правовую и материальную базу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, такие, например, как:

– Федеральный закон «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (01.12.2007, № 310 ФЗ);

– Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (04.12.2007, № 329 ФЗ);

– Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 28.02.2008 № 13 ФЗ;

– Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (11.01.2006, № 7);

– Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе „Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)“, (08.06.2006, № 357);

– Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (17.08.2007, № 522) и др.

К подзаконным правовым актам относятся также решения отраслевых министерств и ведомств, касающиеся вопросов физкультурно-спортивной деятельности; в первую очередь, это федеральные органы управления образованием, здравоохранением и т. п.

На рубеже XX–XXI вв. был принят ряд важных документов, среди них:

– Постановление Госстандарта Российской Федерации «Об утверждении Общероссийского классификатора услуг населению» (28.06.1993, № 163);

– Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (01.12.1999, № 1025);

– Постановление Министерства труда и социального развития РФ «О согласовании размеров оплаты труда и тарифно-классификационных характеристик по должностям работников сборных команд Российской Федерации по видам спорта» (31.01.2000, № 12);

– Приказ Министерства здравоохранения РФ «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» (20.08.2001, № 337);

– Постановление Госстандарта России «Об утверждении Государственного стандарта Российской Федерации. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (18.07.2003, № 81 ст);

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН. 2.4.4.1204 03 (Гигиена детей и подростков. Оздоровительные учреждения), 17.03.2003 г.;

– Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, материального обеспечения их участников в Вооруженных силах Российской Федерации» (17.09.2005, № 385);

– Постановление Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Росспортом статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту» (03.04.2007, № 30);

– Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2016 года (утверждена Министром обороны РФ 6 мая 2008 года) и многие др.

Непосредственную основу подзаконных актов составляют нормативные документы федерального органа управления физической культурой и спортом (до апреля 2008 г. это было Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт)), принимаемые в соответствии с Положением об этом органе, утверждаемом Правительством РФ.

К таким документам, в частности, относятся решения коллегии, приказы Росспорта, инструктивные письма и др.

В последние годы Росспортом были приняты следующие директивные документы:

– приказ от 16.07.2002 г. № 166 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

– приказ «О должности Государственный тренер сборных команд» от 21.08.2002 г. № 243;

– приказ «Об аккредитации общероссийских предприятий (союзов, ассоциаций) по различным видам спорта» от 05.11.2002 г. № 447;

– приказ «О введении в действие ЕВСК по зимним видам спорта на 2003–2006 годы» от 23.06.2003 г. № 438;

– приказ «О Всероссийском реестре видов спорта (ВРВС)» от 28.09.2004 г. № 273;

– решение коллегии «Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации» от 25.10.2005 г. № 613;

– приказ «Об утверждении Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем» от 26.05.2003 г. № 345;

– приказ «Об организации работы по усилению пропаганды государственной символики Российской Федерации во время проведения спортивных мероприятий» от 06.10.2003 г. № 799;

– приказ «Об утверждении Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» от 03.03.2004 г. № 190/л;

– приказ «Об усилении ответственности спортсменов и специалистов сборных команд России за применение или содействие применению запрещенных субстанций и методов, указанных в списке ВАДА» от 30.06.2004 г. № 60;

– приказ «О комиссии и регламенте работы комиссии по аккредитации федераций (ассоциаций, союзов) по различным видам спорта» от 11.05.2005 г. № 205;

– приказ «Об утверждении Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий на 2007 год и Порядка финансирования спортивных мероприятий на 2007 г.» от 08.02.2007 г. № 50;

– приказ «О ведомственных наградах Федерального агентства по физической культуре и спорту» от 25.09.2006 г. № 636.

Следует отметить то, что федеральным законом от 28.02.2008 г. № 13 ФЗ были внесены принципиальные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (спортсменами), а также с работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (тренерами).

В главе 54, вновь введенной в Трудовой кодекс РФ, устанавливаются:

– специальные обязательства работодателей, спортсменов и тренеров, включаемые в трудовой договор, в т. ч. касающиеся участия в спортивных мероприятиях;

– правила временного перевода спортсмена к другому работодателю, в случае, если основной работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях;

– условия отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях;

– особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до 18 лет;

– особенности регулирования труда женщин спортсменов;

– дополнительные гарантии и компенсации спортсменам, тренерам;

– особенности расторжения трудового договора со спортсменом, тренером.

При этом из положений Трудового кодекса РФ исключена формулировка «профессиональный спортсмен».

Таким образом, этими двумя законодательными актами были упорядочены отношения спортсменов с работодателями; организаторами соревнований; работодателей с тренерами; закреплены социальные гарантии спортсменов и тренеров, условия их участия в спортивных соревнованиях и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...