Г. как особое направление в фил.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Представители: Вильгельм Дильтей (немец), Эмилио Бетти (Италия), Хайдагер. Густавом Шпетом(рус.) 1. Г. сложилась в 20 веке, ее основы заложил Дильтей. Он обосновал отличие: естествен. науки прибегают к методу объяснения (при помощи рассудка) а для постижения письменно фиксированных проявлений жизни, для изучения культуры прошлого, необходимы понимание и истолкование ее явлений как моментов целостной духовной жизни той или иной эпохи. Это и определяет гуманитарные науки (науки о духе) 2. Этот подход продолжил Бетти. Его работа «Герменевтика как общая методология наук о духе». Суть понимания он усматривал в узнавании смысла текста, опирающихся на его интерпретацию. Методика интерпретации требует соблюдения канонов. Один из его канонов – актуальность. Чтобы реконструировать чужие мысли, произведения прошлого нужно соотнести их с «собственным горизонтом» Это канон актуальности (он говорит о бессмысленности полного устранения субъективного фактора) 4. ученик Хайдеггера – Гадамер (внес самый большой вклад)Его труд –«Истина и метод», точно также как и Хайдеггер, он понимал герменевтику – как учение о бытие. У него Г. впервые превратилась в самостоятельную науку, придал ей философский статус. Его концепция:– Человек живет в мире, запечатленном в языке и вещи не существуют до тех пор, пока они не получат название с помощью языковых средств. «Язык есть все», Нас определяет язык, в котором мы живем. язык становится и условием познавательной деятельности человека. Лингвистическая природа философии обнаруживается прежде всего в ее диалогическом характере. И диалог может быть между интерпретатором и текстом. Толкователь должен уметь задавать вопросы не авторам, а историческому и литературному тексту.
Таким образом, единственно доступным и ценным миром Г. признает мир человеческого общения. Внутри него образуется мир культуры, ценностей, смыслов, а основа всего – Язык. Сущность образования состоит в том, что человек приобщаясь к культуре, делает себя духовным существом. Все составляющие культуры, все культурное достояние должны быть поняты и истолкованы. Постмодернизм Постмодернизм –это недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является культурой постиндустриального, информационного общества. Также он проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Наиболее всего он выразился в искусстве. Существует как и отдельное направление в философии. Философия модерна существовала вплоть до XX века, начиная с Декарта. Ее отличали культ разума и необходимость его просвещения, прорыв к предельным основаниям бытия, историзм, признающий доминантой исторического развития прогресс. Постмодернизм возник в середине XX века. Причиной возникновения послужил крах тоталитарного мышления, паралич умственных способностей человека в связи с избыточной информацией. Постмодернисты переключились на субъективность индивидов. Постмодернисты настаивают на плюрализме истиныà индивид может высказать об одном и том же объекте одинаково обоснованные, но противоположные суждения. В этом смысле закон исключенного третьего теряет свою актуальность. Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного логоцентризма и рационализма. Постмодернизм=антигегельянство. Гегелевская философия строится на таких категориях как бытие, единое целое, универсальное, абсолютное, истина и т.д. А Постмодернис. философия подвергает все это резкой критике. Они считают, что в настоящее время появился новый тип рациональности, основными составляющими которого являются насилие и ослабленность! Мир воспринимается как условность, за которой нельзя отыскать никаких прообразов, истоков. Действительность – это нечто мнимое и иллюзорное. Историей они считают реконструкцию прошлого в общественном сознании. Каждый народ имеет свое сознание, одинаковой истории не существует. На одном из этапов развития произойдет распад истории, что будет означать конец.
Предшественники постмодернизма – Ницше, Хайдеггер (крайний нигилизм [отрицание всего]- утрата вера в разум, в человека, в гуманизм, выдвинули сомнения в наличия бытия, критика разума) Эти и другие идеи воплотились у философ-модернистов: Жак Деррида, Лиотар, Фуко (французы) и Ваттимо(ит.) Концепцию Деррида нельзя ни кратко изложить, ни выделить в ней ведущей темы, ни тем более понять или объяснить через некий круг идей, объяснить логику посылок и выводов. 27. Философское учение о бытие. Категория «бытие» - исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убежденность индивида в том, что этот мир существует, и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы. Размышления о прошлом и будущем мира, о том, существует ли этот мир вне нашего сознания или же он является плодом нашего воображения – эти вопросы представляет собой проблему бытия (котор. С глубокой древности обсуждается в фил.) Одни философы рассматривают бытие как нечто первичное, определяющее. Другие утверждают, что единственное возможное бытие - это бытие человека. Точка зрения у Парменида и Гераклита: бытие понимается как изначально заданное условие существования вещей, условие существования действительного мира. у Парменида бытие представляет собой единое, неподвижное, неизменное, тождественное само себе сущее. А у Гераклита наоборот, основным свойством бытия является его изменчивость, непрерывное становление. его тезис выражен в известном изречении «В одну и ту же реку нельзя вступить дважды».
Платон считает, что источником бытия вещей являются идеи. Они есть «истинное бытие. Идеи недоступны чувственному опыту и постигаются - лишь с помощью разума; В философии Нового времени категория «бытие» рассматривается в тесной связи с категорией «субстанция», которая служит для выражения единства бытия. У одних философов субстанция - нечто материальное (Спиноза), у других – идеальное, духовное (Беркли), у третьих - то и другое. [У Спинозы в то же время помимо материального субстанция отождествляется с Богом] 1) В феноменологии,бытие - это бытие предмета, мыслимого в сознании(Гуссерль). 2) Для герменевтики бытие – это интерпретация, так как бытие раскрывается лишь в понимании бытия (Хайдеггер). 3) Для экзистенциальной философии бытие есть не что иное, как сам человек, его переживание своего «бытия в мире», непосредственно данное ему как существование. Философов, работающих в рамках указанных направлений, объединяет обращение к проблеме бытия человека, его существования во взаимосвязи с бытием мира. Основные формы бытия Реальное бытие предстает человеку в многообразных формах. Действительно, категория «бытие» отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека. (вечность существования мира, бесконечность мира, единство мира, равенство существования природного, социального и духовного, изменчивость мира[он не остается постоянным, он находится в yнепрестанном движении, развитии],объективность мира)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|