Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заседание Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике

26 февраля 2013 года, 21:30 Московская область, Ново-Огарёво

Владимир Путин провёл заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. На повестке дня заседания – меры, направленные на улучшение демографической ситуации в России.

Президент указал на необходимость дальнейшей реализации программ поддержки многодетных семей, в частности предоставления земельных участков для строительства жилья, выплаты материнского капитала.

Правительству поручено в кратчайшие сроки принять меры для упрощения порядка усыновления детей-сирот российскими гражданами.

В ходе заседания глава государства также сообщил о подписании Указа, согласно которому увеличиваются выплаты неработающим родителям, воспитывающим детей с ограничениями по здоровью.

Перед началом заседания Владимир Путин посетил одно из учреждений сети частных клиник «Мать и дитя». Это многопрофильное медицинское учреждение, оказывающее амбулаторную и стационарную медицинскую помощь детям и взрослым. Основные направления деятельности медицинского центра – педиатрия, акушерство и гинекология, травматология и ортопедия, реабилитация. Глава государства осмотрел операционный блок, оснащённый телемедицинским оборудованием, побывал в детском консультативно-диагностическом отделении.

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня с участием членов Совета по реализации приоритетных национальных проектов, общественных деятелей, экспертов обсудим ситуацию в сфере демографии. Вопрос основополагающий практически для любой страны, для нас в особенности. Для Европы, как вы знаете, для многих европейских стран очень остро стоит этот вопрос, а для нас буквально так: либо мы будем, либо нас не будет.

В своё время некоторые эксперты считали, что невозможно увеличить рождаемость с помощью господдержки. Но, наверное, не только господдержка сыграла определённую роль, но она не в последнюю очередь, это очевидно. Отдельные наши коллеги, международные эксперты, в том числе работавшие по линии ООН, предсказывали вообще достаточно тяжёлые времена для России. По прогнозу экспертов ООН, который был сделан в 2000 году, население России к настоящему времени должно было бы сократиться до 133 миллионов человек. То есть нам пророчили, по сути, необратимое вымирание. Мы не дали себя деморализовать такими прогнозами, запустили системные демографические проекты, и сегодня население России, как вы знаете, 143 миллиона человек – на десять миллионов больше, чем предсказывали эти самые эксперты. Десять миллионов жизней – это успех.

За 7 лет естественная убыль населения сократилась в 264 раза: с 687 тысяч человек в 2006 году до 2,6 тысячи человек в 2012 году. При этом в прошлом году шесть месяцев подряд – с июля по ноябрь – был зафиксирован естественный прирост населения.

Рождаемость в России продолжала расти даже на фоне экономического кризиса, причём увеличилось число именно вторых и третьих рождений: доля вторых рождений выросла с 30 с небольшим процентов в 2007 году до 36,6 процента в 2012 году, а доля третьих – с 7,6 в 2007-м до 10,8 в 2012 году.

В то же время мы видим и серьёзные демографические вызовы в предстоящие десятилетия. Решать поставленные задачи придётся в сложных условиях. Но, глубоко убеждён, наши активные целеустремлённые шаги по поддержке семьи – это именно то, чего сегодня ждут от нас наши граждане.

Смотрите также:

  • Указ № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»
  • Участники заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Дополнительно:

  • Указ о Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 3 сентября 2012 года, 15:30 → Новости, Документы, Государство

В культуре нашего народа – любовь к детям, безусловная ценность многодетной семьи. Напомню, что в начале XX века в российских семьях, причём как в дворянских, так и в крестьянских, в среднем было 6–7 детей. Сейчас у нас на одну маму приходится меньше двух ребятишек. Но социологи подтверждают: значительное число наших граждан хотело бы, чтобы в семье было трое детей и больше. Особенно велико желание продолжать род, воспитывать детей у сельских жителей. Кстати, в городах 5 процентов семей – многодетные; в сельской местности 13 процентов имеют трёх и более детей.

Надо создать все условия для того, чтобы миллионы российских семей смогли сделать своё стремление, свою мечту о детях реальностью, убрать те препятствия, которые мешают семьям рожать и воспитать детей. Решение этих проблем должно определить дальнейшее содержание демографического проекта. Контроль и координацию действий по его ключевым направлениям следует возложить на Совет по национальным проектам и демографической политике.

Отмечу, что одним из важнейших факторов, способствующих росту рождаемости в последние годы, стало повышение доходов российских семей в целом, снижение рисков так называемой семейной бедности, когда рождение ребёнка снижает благосостояние семьи – снижает существенным образом.

Нужно и дальше работать над повышением доходов семей в России, создавать высокооплачиваемые рабочие места, повышать заработные платы в бюджетной сфере. Ещё раз обращаю внимание Правительства Российской Федерации, губернаторов: эти задачи поставлены в майских указах и являются безусловными для исполнения.

Дополнительно продолжим оказывать поддержку женщинам, воспитывающим детей, многодетным семьям. Напомню, что единовременное пособие при рождении ребёнка – более 13 тысяч рублей. Пособие по беременности и родам составляет в большинстве случаев 100 процентов заработка за последние два года – правда, не больше определённой суммы, которая определена в 40,6 тысячи рублей. Но в подавляющем большинстве случаев это 100 процентов заработка за последние два года, как я сказал.

Кроме того, с текущего года 50 регионам, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, оказывается помощь из федерального бюджета в связи с дополнительным введением пособия семьям при рождении третьего ребёнка или последующих детей. В среднем это 6-7 тысяч рублей в месяц, это так называемый прожиточный минимум ребёнка. Почему 6–7? Потому что в разных регионах он исчисляется по-разному. Ещё в 13 регионах эти пособия будут выплачиваться из своего собственного бюджета.

Теперь о программе материнского капитала. В этом году его размер составит уже 408 тысяч рублей. Этот инструмент уже показал свою высокую эффективность, но нам нужно сделать его ещё более результативным и более адресным.

Напомню, что после 2016 года ранее установленный срок реализации программы материнского капитала истекает. То есть все семьи, в которых появился второй и последующий дети до 2016 года и в течение 2016 года, по сегодняшнему закону будут получать материнский капитал, после – нет. Но мы, конечно, должны будем все вместе с вами подумать, что делать с этой программой после 2016 года.

«Наши активные целеустремлённые шаги по поддержке семьи – это именно то, чего сегодня ждут от нас наши граждане».

Мы уже не раз говорили, что демографическая ситуация напрямую зависит от того, как в конкретном регионе помогают матерям, как поддерживают многодетные семьи.

В большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается – и отличается значительным образом, в разы. Понятно, что возможности у регионов неодинаковы, они разные. Но тем не менее, учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно.

Теперь о жилье – одна из ключевых проблем, связанных с демографией. У семей с тремя и более детьми, а также у молодых семей должны быть эффективные инструменты улучшения своих жилищных условий. Ранее было принято решение – как вы знаете, много было разных решений, но одно из них – предоставлять семьям после рождения третьего ребёнка земельный участок для жилищного строительства. Абсолютно правильное решение, мера хорошая, но, к сожалению, на деле не очень эффективная, потому что, в конечном счёте, семьям нужен не просто участок, а жильё.

Мы много раз обсуждали эту проблему. Конечно, хорошо бы и землю в хорошем месте получить, её хотя бы продать можно и дополнительные деньги получить для семейного бюджета. Но всё-таки ещё важнее построить дом. И нужен, конечно, не просто участок, нужно не просто раздавать землю, а, как вариант, консолидировать земельные, строительные ресурсы, инфраструктуру, работать в рамках комплексных жилищных проектов. Например, семьи, которым бесплатно переданы земельные участки, могли бы объединиться в жилищно-строительные кооперативы. Регионы в этом случае должны помочь с инженерной инфраструктурой, она будет дешевле, если речь пойдёт не об одном отдельно стоящем строении, а о целой группе домов. Фонд РЖС [Фонд содействия развитию жилищного строительства] бесплатно мог бы передать необходимую проектную документацию. Причём речь может идти как о малоэтажном индивидуальном строительстве, так и о многоквартирных домах.

Кроме того, Фонд РЖС для застройки участков для данных категорий граждан может отбирать компании, которые готовы строить качественное жильё по минимальной фиксированной цене. Имея в виду масштаб – это наверняка будет интересно для компаний с экономической точки зрения. В комплексе такие меры позволят существенно снизить цену жилья. Прошу в ближайшее время совместно с регионами продумать все эти и дополнительные шаги, вообще основательно подумать над всеми этими проблемами для того, чтобы способствовать широкому внедрению этих идей.

Для этого регионы в том числе должны изменить свою нормативно-правовую базу, чтобы молодые и многодетные семьи могли покупать жильё по фиксированной цене. Сейчас такие программы уже работают – и работают успешно – в 18 регионах Российской Федерации. Чтобы у регионов был земельный ресурс, нужно активнее передавать им неиспользуемые федеральные земли. Мы знаем, кто сидит на этих землях, какие министерства и ведомства, уже много раз говорил об этом – нечего сидеть, как собака на сене. Нужно помогать регионам решать острые социальные проблемы, прежде всего в жилищной сфере.

Также нужно предлагать семьям целый набор вариантов решения жилищной проблемы, включая предоставление жилья по договору социального найма, выделение специальных социальных выплат и так далее, и тому подобное.

Уважаемые коллеги! Понятно, что одна из ключевых проблем, и мы тоже неоднократно к этому возвращались, заключается в том, чтобы помочь женщине сочетать материнство и трудовую деятельность, а это могла бы быть работа на дому, гибкий график работ, обучение новой специальности, повышение квалификации, в том числе дистанционно. Правительство предлагает такие решения. В целом считаю их эффективными. Нужно активнее их внедрять опять же вместе с региональными властями. Особенно актуальны эти меры для женщин, которые воспитывают первого и второго ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет, то есть в тот период, когда пособия являются достаточно скромными.

«Надо создать условия, чтобы миллионы российских семей смогли сделать свою мечту о детях реальностью, убрать препятствия, которые мешают семьям рожать и воспитать детей».

Государственная Дума в первом чтении уже рассмотрела поправки в Трудовой кодекс, регламентирующие дистанционные формы занятости. Просил бы депутатов Государственной Думы ускорить принятие этого закона. Что касается дистанционного образования, такая форма уже закреплена в новом законе «Об образовании».

Далее. Мы договорились, что регионы выделят достаточные ресурсы на повышение профессиональной квалификации молодых мам. На практике что получается? На практике все субъекты федерации эти средства практически в своих бюджетах предусмотрели. Но только в некоторых субъектах, в небольшом их количестве, это действительно серьёзные деньги, которых было бы достаточно для решения подобной задачи. Во многих, к сожалению, – в некоторых, во всяком случае, на обучение одного человека выделяется в год – удивитесь этой цифре – 10 тысяч рублей. Это что такое? Это называется профанация. Я просил бы и руководителей регионов обратить на это самое серьёзное внимание, и полпредов Президента внимательно посмотреть, что делается по этому направлению. Кого обманываем-то – сами себя? Зачем это делать?

Нужно вести работу системно по всем этим направлениям, привлекать деловые и отраслевые объединения, общественные организации, службы занятости, работодателей, совместно разрабатывать программы переобучения, создавать банки вакансий гибких форм занятости, стимулировать бизнес создавать такие рабочие места для женщин.

И конечно, необходимо решать проблему детских садов, расширять сеть детских дошкольных учреждений, в том числе за счёт частных, семейных детских садиков. В некоторых регионах уже действуют такие программы. И размер родительской платы за муниципальный или за частный детский сад в них практически сравнялся. Важно, чтобы новый закон «Об образовании» позволял развивать такое направление.

Ряд регионов серьёзно сократили очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет. Я с удовольствием назову эти регионы: это, например, Московская область, Самарская область, Пермский край. А вот в некоторых регионах такая форма практически не развивается: это Курская область, Орловская и ряд других областей.

Во многих регионах, к сожалению, до сих пор свободных мест в детских садах по-прежнему нет. Денег на строительство тоже нет, во всяком случае так смотрится по бюджетам. При этом негосударственный сектор конкуренцию в социалке не создаёт, да потому что он просто не развивается. Всё это считается делом хлопотным, малоинтересным и не царским, так сказать, а напрасно: это самое важное, чем нужно заниматься сегодня. Гораздо привлекательнее выбивать субсидии из федерального бюджета и потом распределять эти ресурсы.

Хочу ещё раз подчеркнуть, успех демографической политики зависит от слаженных, целенаправленных усилий всех уровней власти.

Прошу Правительство Российской Федерации совместно с регионами России по итогам текущего года проанализировать эффективность реализуемых мер как на государственном, общефедеральном, так и региональном уровне, а регионам посмотреть, что делается в муниципалитетах. Жду от вас предложений о том, какие дополнительные решения необходимы, чтобы сократить различия между регионами по основным демографическим показателям.

Следующий вопрос нашей сегодняшней повестки – это организация медицинского обслуживания беременных женщин и детей. Нам удалось серьёзно снизить показатели материнской и младенческой смертности: по материнской смертности мы приблизились к западноевропейским показателям. Нужно прямо сказать, вы это хорошо знаете: там, где строятся новые перинатальные центры, новые родильные дома, она практически до нуля упала. Например, напомню, что в последние годы были построены два новых федеральных перинатальных центра (один построен, второй достраивается) и 22 региональных, но при активной поддержке федерального центра.

«Нужно и дальше работать над повышением доходов семей в России, создавать высокооплачиваемые рабочие места, повышать заработные платы в бюджетной сфере».

В прошлом году мы перешли на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения стандарты регистрации новорождённых с очень низкой массой тела. Это решение непростое, но абсолютно правильное, хотя оно, условно говоря, испортило нам статистику, но мы должны исходить из реалий сегодняшней жизни – внедрять самые новейшие стандарты в обеспечении жизни и здоровья наших граждан, даже самых маленьких. Сейчас в одном из таких центров мы были, смотрели, как там всё организовано. Должен сказать, что и в региональных, и в федеральных перинатальных центрах работа поставлена на такой же высокий уровень.

Нужно продолжать укреплять материально-техническую базу родильных домов, детских поликлиник и больниц, женских консультаций.

Также прошу Минздрав проработать – конечно, с экономическим блоком Правительства, с Минфином – и представить программу дальнейшего развития сети перинатальных центров на предстоящие годы. Просил бы сегодня этот вопрос тоже поднять в ходе обсуждения, сделать соответствующие предложения.

Современные перинатальные центры, как я уже говорил, должны создаваться в тех регионах прежде всего, которые в них нуждаются, а также имеют соответствующий кадровый потенциал. Минздраву нужно наладить своевременную подготовку и повышение квалификации медицинских работников для учреждений родовспоможения и детских садов.

Хочу сегодня поднять ещё одну острую тему. Вы знаете, письма, наверное, и к вам тоже идут, потому что все вы работаете в таких учреждениях либо в таких организациях, которые напрямую связаны с гражданами. Но что беспокоит граждан по теме, ради обсуждения которой мы сегодня собрались: речь идёт о том, что в небольших населённых пунктах, на селе ликвидируются родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты. Мы исходили из того, что в рамках программы модернизации здравоохранения их сеть будет расширяться, их качество будет улучшаться, а здесь люди пишут о том, что, наоборот, их количество сокращается. Я понимаю, идея-то в чём заключается – в том, чтобы создать какие-то лучше оснащённые центры – районные, межрайонные. Идея хорошая, но нужно исходить из реалий нашей жизни. Нужно посмотреть на что: дорожная сеть в каком состоянии, связь как работает, можно ли добраться женщинам в их положении во вновь создаваемые центры. Если это невозможно, то тогда для кого это делается? Я прошу самым внимательным образом руководителей регионов на это посмотреть. Нужно принимать такие решения, которые реализуемы и приемлемы для граждан. Прошу Правительство совместно с регионами отработать критерии доступности медицинской помощи как для городов, так и для села.

Крайне важный вопрос, который мы сегодня тоже должны обсудить и который в последнее время активно обсуждается общественностью, – это судьба детей, оставшихся без попечения родителей. Уже говорил, дети должны обретать семью именно в России, у себя на Родине, получать здесь образование и, если необходимо, медицинское лечение.

Сегодня подписан Указ Президента Российской Федерации, который существенно, более чем в 4,5 раза повышает социальные выплаты неработающим родителям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет или инвалидов с детства I группы независимо от их возраста. Размер такой выплаты теперь составит 5500 рублей, а рассчитываться она будет с 1 января 2013 года – с 1 января 2013 года. Наряду с социальной пенсией на ребёнка, которая также увеличивается. При этом неработающим родителям или людям, которые усыновили ребёнка-инвалида, не надо будет собирать документы и обивать пороги различных учреждений. Местное отделение Пенсионного фонда должно оформить и производить выплаты автоматически.

Кроме того, в ранее изданном Указе дано поручение Правительству максимально упростить для граждан России процедуру устройства ребёнка в семью. Правительством принят уже ряд решений, однако отдельные острые проблемы пока ещё остались неурегулированными. Нужно убрать все препоны, которые мешают гражданам, желающим принять ребёнка в семью.

«Материнский капитал уже показал свою высокую эффективность, нужно сделать его ещё более результативным и более адресным».

Так, гражданину России до сих пор могут отказать в усыновлении, если его жильё не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам. На первый взгляд, и хорошо, и правильно: если не отвечает, чего же ребёнка усыновлять, – но проблема в том, что этих норм пока нет, норм именно для целей усыновления. Строительные – есть, а для цели усыновления – до сих пор нет. Надо либо одно убрать, либо другое сделать.

Документы, которые требуются для усыновления ребёнка в одном регионе, невсегда признаются в другом регионе. Мы же в одной стране живём. Я прошу всех, кто влияет на эту ситуацию, принять необходимые решения как можно быстрее. Не всегда соответствует и совпадает и срок действия отдельныхсправок, на основании которых выдаётся заключение органов опеки и попечительствана право устроить ребёнка в семью. Такая ситуация неприемлема – и её нужно менять, и менять быстрее, иначе граждане вынуждены обращаться в одни ите же инстанции по несколько раз.

На федеральном уровне также отсутствуют примерный порядок и сроки подготовки граждан к приёму ребёнка в семью. Прошу Правительство Российской Федерации в кратчайшие сроки урегулировать все эти проблемы. Важно, чтобы как можно больше детей, оставшихся без родителей, обрели прочную опору близких людей, а для этого необходимо развивать не только институт усыновления, но и другие формы семейного воспитания, в том числе патронатное.

Патронат для нас является очень хорошей формой попечения и поднятия детей на ноги. Это явление не новое, хорошо известное и уже применяющееся в России. Нужно его поддержать и модернизировать. Должно получить активное развитие патронатное воспитание в замещающей семье. Такая форма особенно востребована при устройстве в семью детей-инвалидов и детей старше 7 лет.

Сохраняются пока проблемы с обеспечением качественной медицинской помощью детей-инвалидов. Не имея возможности решить многие важнейшие вопросы, люди идут на трудный шаг – отказываются от ребёнка. Поэтому семьи, имеющие детей-инвалидов, а также люди, желающие принять в семью ребёнка, особенно ребёнка-инвалида, должны быть уверены в том, что ему в обязательном порядке окажут всю необходимую медицинскую помощь в полном объёме. Что им не придётся обращаться за сбором средств к друзьям и родственникам, не придётся унижаться в очередях, что можно будет бесплатно и беспрепятственно получить всю необходимую помощь, в том числе лекарственную.

Прошу Правительство Российской Федерации установить чёткий детальный порядок оказания медицинской помощи детям-инвалидам, а также урегулировать вопросы социального, психологического, педагогического, юридического и медицинского сопровождения семей, усыновивших или принявших на воспитание детей: детей-инвалидов и в целом сирот. Регионы, в свою очередь, также должны предложить свои механизмы поддержки таких семей.

И ещё. Мы должны понимать, что большинство сирот – это сироты при живых родителях. У нас, к сожалению, процветает социальное сиротство. И поэтому надо сделать всё возможное, чтобы поддержать семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Эффективность государственной политики не в том, сколько родителей было лишено родительских прав, а сколько семей сохранено и смогло вернуться к нормальной жизни.

Многодетная, традиционная семья должна вновь стать символом России. И вокруг этой задачи мы должны объединить усилия государства, общества, религиозных организаций, отечественной культуры, всех неравнодушных граждан нашей страны.

Давайте перейдём к обсуждению.

Пожалуйста, слово Максиму Анатольевичу Топилину, Министру труда и социального развития.

М.ТОПИЛИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!

Хотел бы начать своё выступление, оценив конкретные показатели, которые мы сегодня имеем, и соотнести их с теми планами, которые были построены Правительством Российской Федерации при подготовке Концепции демографической политики.

Напомню, что к 2015 году мы должны были достичь уровня численности населения 142–143 миллиона человек и к 2025 году выйти на численность населения 145 миллионов человек. Фактически, если говорить о количестве проживающих в Российской Федерации, нам удалось несколько раньше достичь этих показателей. Как уже Вы, Владимир Владимирович, сказали, мы в последние четыре года наблюдаем увеличение численности населения. Начинали с 2009 года, был небольшой прирост – 96 тысяч, а по итогам 2012 года, по тем данным, которые сегодня мы имеем, по данным Росстата, они будут немножко ещё уточняться, увеличение численности населения в 2012 году составило почти 294 тысячи человек. При этом мы практически ушли от такого показателя, как естественная убыль. 2,6 тысячи человек – это фактически равенство между рождениями и количеством умерших. При этом если говорить о количестве рождений, то с 2006-го по 2012 год число родивших выросло на 28 процентов. Мы начинали демографический проект с 1 миллиона 480 тысяч человек родившихся в год, а в 2012 году количество рождений составило 1896 тысяч. При этом прирост количества рождений в 2012 году составил 5,7 процента, этот прирост уже наблюдается на фоне снижения количества женщин, которые находятся в репродуктивном возрасте.

«Жилье – одна из ключевых проблем, связанных с демографией. Нужно не просто раздавать землю, а консолидировать земельные, строительные ресурсы, инфраструктуру, работать в рамках комплексных жилищных проектов».

Могу сказать, что мы даже, наверное, не прогнозировали такого количества увеличения рождений в 2012 году, но это позволяет нам надеяться на то, что такой тренд задан, и это связано с мерами поддержки. И я бы особо хотел подчеркнуть, что у нас с 2006 года по 2011 год рост рождений был, но уже наблюдалось снижение темпов прироста, а 2012 год первый раз показал именно повышение темпов прироста, причём значительное.

В.ПУТИН: Всё-таки убыль-то у нас хоть незначительная, но сохраняется.

М.ТОПИЛИН: Когда шесть месяцев был прирост, Владимир Владимирович, я был уверен, что мы всё-таки достигнем по итогам года естественного прироста, но, к сожалению, не получилось. Думаю, может быть, всё-таки в следующем году. Я считаю, что у нас такие шансы есть, и такие тенденции заложены.

Конечно, говоря о рождениях, как я уже сказал, нам надо учитывать, что количество женщин в репродуктивном возрасте снижается, но при этом мы продолжаем увеличивать суммарный коэффициент рождаемости, это количество детей, которые рождаются в расчёте на одну женщину.

В перспективе, конечно, цель, которую мы ставим, – это увеличение до двух человек. Тогда будет достигнуто естественное воспроизводство. Пока этот коэффициент составляет 1,7. Но я хотел бы сказать, что мы даже при подготовке Концепции такие показатели не прогнозировали.

К 2018 году мы должны достичь в соответствии с Указом № 606 от 7 мая суммарного коэффициента рождаемости 1,754. И тот тренд, который сейчас заложен, позволяет тоже надеяться на то, что эти показатели будут достигнуты. По показателям за этот период, как я уже сказал, по рождениям – рост на 28 процентов, по смертности – это снижение не такое существенное, всего на 12 процентов с 2006 по 2012 год. К сожалению, в прошлом году по смертности мы снизили показатель всего на 1,5 процента, но при этом рождаемость и смертность в суммарных коэффициентах стала одинаковой. Поэтому все задачи, которые мы сейчас должны решать, направлены прежде всего на поддержание роста количества рождений и на снижение показателей смертности.

Как Вы сказали, за прошедшие периоды все те решения, которые мы предпринимали, были направлены прежде всего на стимулирование рождений вторых и последующих детей. И в 2012 году у нас по сравнению с 2006 годом количество вторых и третьих детей фактически удвоилось. Оно составило практически миллион человек – 976 тысяч. Те меры, которые предпринимало Правительство, были направлены прежде всего на то, чтобы снизить риски именно снижения доходов при рождении ребёнка. Как известно, по всем расчётам и по показателям, которые мы наблюдаем (и Росстат такие данные даёт), при рождении третьего ребёнка сразу, как правило, резко снижаются доходы, практически в два раза. По всем обследованиям, это в два раза снижение доходов. Когда появляется четвёртый ребёнок – практически в 3,8 раза снижаются доходы.

В этой связи была предпринята новая программа, и Вы давали поручение в Сочи, чтобы Министерство труда запустило эту программу софинансирования, о которой Вы сказали, с самого начала года. Мы, как Вы и поручали, до 25 декабря заключили все соглашения со всеми 50 регионами, и в первые дни января перечислили первые 306 миллионов рублей для софинансирования этих пособий на третьего ребёнка.

Что мы сейчас имеем по регионам Российской Федерации. Я хотел бы доложить, что в 43 регионах из этих 50, которые мы софинансируем, регионы установили это пособие в соответствии с нормативными актами не только на третьего ребёнка один раз. 43 региона будут это пособие платить и на третьего, и на четвёртого ребёнка, а семь регионов только однократно, как мы платим маткапитал. Но думаю, что практика покажет, и мы будем анализировать ситуацию. Исходя из того, какой будет достигнут эффект, мы сможем с регионами отработать более правильную конструкцию.

Я хотел бы также доложить о том, что в 41 регионе из этих 50 установлена граница отсечения доходов для семей – это среднедушевой доход. Мы так и настраивали регионы, чтобы всё-таки попадали в эту программу те семьи, в которых один из членов семьи работает как минимум, и всё-таки когда среднедушевой доход порядка 20–25 тысяч, средний душевой доход на человека. То есть достаточно серьёзный показатель. При этом пособие на третьего ребёнка платится. Но вместе с тем шесть регионов из 50, которые мы софинансируем, приняли решение установить порог отсечения на уровне прожиточного минимума. Мы продолжаем работу с регионами, с тем чтобы всё-таки убедить их в том, что нужно поднять эту планку, чтобы большее количество семей попало под эту выплату. Три региона из 50 установили трёхкратную величину или двукратную величину прожиточного минимума.

Как Вы сказали, ряд регионов, это 13 регионов, которые мы не софинансируем, имеют достаточно хорошие показатели по рождаемости, сами ввели это пособие. Но при этом я бы хотел сказать, что есть ряд регионов, которые не приняли такого решения. Из них есть регионы и Северного Кавказа, но есть и те регионы, которые, как нам представляется, в перспективе могли бы подумать о введении такого пособия. Это Красноярский край, Астраханская область, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, то есть регионы, где достаточно высокие суммарные коэффициенты рождаемости, но они не резко отличаются от среднероссийского уровня. Мы будем работать по этим регионам.

На 22 февраля уже назначено более 2,2 тысячи выплат, и уже выплачиваются деньги тем, кто оформил это пособие. По моим данным, в 48 регионах из 50 уже почти 1,5 тысячи таких выплат. Мы рассчитывали на то, что, планируя средства и планируя, насколько это пособие может повысить рождение третьих детей, в 2013 году эта цифра составит порядка 60 тысяч. Где-то приблизительно мы на эту цифру, наверное, и выйдем. Будем анализировать эту ситуацию. Хотел бы подчеркнуть, что, в принципе, если мы говорим о пособии на третьего ребёнка, то в среднем при размере 6–7 тысяч, которые устанавливаются в регионах средней полосы, это прожиточный минимум ребёнка. За три года семья получит порядка 250 тысяч. То есть по большому счёту это сопоставимо с материнским капиталом по размеру.

«Нужно помочь женщине сочетать материнство и трудовую деятельность: это работа на дому, гибкий график работ, обучение новой специальности, повышение квалификации. Особенно актуальны эти меры для женщин, которые воспитывают первого и второго ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет».

Говоря о материнском капитале, мы сейчас обсуждаем те направления, которые могли бы быть предложены, привлекаем экспертные сообщества для предложений по продлению материнского капитала с 1 января 2017 года. Я бы хотел доложить о том, что 97 процентов средств, которые граждане уже использовали на сегодня (это из 4 миллионов тех, кто получил сертификат), более полутора миллионов уже использовали право на материнский капитал. 97 процентов – это погашение ипотечных кредитов, займов, то есть это программы, связанные с жилищными программами, которые реализуются в субъектах. Мы сейчас рассматриваем предложения, Владимир Владимирович, и в принципе возможные варианты, которые предлагают сообщества экспертов, может быть, приблизить срок выплаты материнского капитала. Мы во время кризиса позволили семьям не ждать три года, а если существует кредит, если существует заём, дать возможность сразу погасить этот заём за счёт средств материнского капитала. В принципе, это позитивно было воспринято. Но для других продуктов, для приобретения жилья такого срока у нас не предусмотрено, то есть мы сроки не сдвигали. Поэтому обращения от семей, которые мы анализируем, этот вопрос перед нами ставят.

По тому вопросу, который Вы тоже поставили – это материальная поддержка семей, – мы также имеем много обращений от граждан и с экспертами это обсуждаем. К сожалению, пособие по уходу за ребёнком мы выплачиваем до полутора лет. Можно было бы подумать о том, чтобы в счёт материнского капитала посмотреть использование адресных методов семьям, у которых доходы невысокие, дать возможность с 1,5 до 3 лет получать определённую сумму за счёт материнского капитала. Это не потребует дополнительных расходов. Конечно, это немножко сдвинет сроки выплаты, но такие предложения от получателей материнского капитала, от экспертов мы получаем. Мы сейчас работаем в этом направлении и в те сроки, которые Вы установили, подготовим согласованные предложения.

Мы анализируем также те варианты материнского капитала, которые предусмотрены в регионах. Конечно, как Вы уже сказали, ряд регионов установил незначительные суммы материнского капитала. Например, Волгоградская, Нижегородская и Тюменская области – это всего 50 тысяч рублей. Конечно, это недостаточно. Мы продолжаем с регионами этот вопрос обсуждать. Полагаем, что было бы целесообразно эту сумму увеличить.

Я бы хотел отметить, что в этом году мы приняли поправки в закон о государственной социальной помощи, которым предоставили право субъектам Российской Федерации вводить так называемые адресные программы социальной помощи прежде всего для семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Для этого с семьями заключается социальный контракт и тем самым обусловливается материальная поддержка, которая оказывается семье, – не просто выдаются деньги без всяких условий.

Мы проводили эксперимент в 17 регионах, и он показал, что, в принципе, как раз такие адресные контракты могут заключаться и заключаются органами социальной защиты именно с семьями с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Сейчас регионам предоставлены все необходимые права. Мы работаем с субъектами Российской Федерации по настройке этой системы.

Результаты эксперимента, который мы проводили на протяжении двух последних лет, показали, что при оказании даже такой помощи (приблизительно 30–40 тысяч рублей в год в регионах), когда мы её обуславливаем тем, что эти средства идут на развитие личного подсобного хозяйства, возможно, на обзаведение каким-то небольшим собственным бизнесом и так далее, то доходы семьи (а контракт заключается на три-шесть месяцев) при выходе из этой программы вырастают в 1,2–2 раза, и семья перестаёт обращаться за такими социальными выплатами в постоянном режиме, выходит совершенно на другой уровень своего благосостояния и активно участвует в экономическом процессе.

Вы обратили внимание на программы поддержки обучения женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком. Действительно, после того как мы эту программу включили в антикризисные программы, когда ещё был кризис, в 2011 году попробовали в рамках демографического проекта в ряде регионов такие пилотные проекты. Их суть заключается в том, чтобы дать женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребёнком, возможность восстановить навыки, чтобы она, вернувшись к работодателю на своё рабочее место (а рабочее место за ней сохраняется), могла уже сразу приступить и восстановить те знания, которые она в силу объективных обстоятельств утеряла.

Такие программы, как нам представляется, в регионах были встрече

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...